Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
II. Идеи Шиллера о
проблеме типов.
1. Письма об
эстетическом воспитании человека.
а) Ведущая и подчиненная функции.
По этому пути идет и Шиллер: он не видит конфликта между
государством и индивидом; он понимает его иначе: в начале 11-го письма Шиллер
говорит о двойственности между «личностью» и «состоянием», то есть между эго и
его изменчивой эффективностью. В то время как эго отличается сравнительной
устойчивостью, его отнесенность, то есть его аффектированность, изменчива.
Таким путем Шиллер пытается сразу добраться до самых корней разлада. Фактически
дело так и обстоит: на одной стороне мы видим сознательную функцию нашего эго,
а на другой — связь эго с коллективом. И то и другое присуще психологии человека.
Но эти основные факты будут в каждом данном случае представляться людям
различных типов — в различном свете. Для человека интровертного типа идея эго
будет несомненно представлять собой непрерывность и доминанту сознания, в то
время как все этому состоянию противоположное будет означать для него состояние
отнесенности или аффектированности. Для экстравертного же типа, напротив,
главное значение имеет непрерывность отношения к объекту, в то время как идея
эго отступает на второй план. Поэтому и вся проблема представляется ему в ином
свете. Этого не следует терять из виду, а напротив, этот пункт всегда надо
помнить во время разбора дальнейших рассуждений Шиллера. Когда, например, он
говорит, что «личность открывается лишь в вечно пребывающем «я», и только в
нем» — то это помыслено с точки зрения интровертного человека. С точки зрения
экстравертного, напротив, следовало бы сказать, что личность проявляется лишь в
ее отнесенности, в ее функции отношения к объекту. «Личность» только у
интровертного сливается с эго; у экстравертного же она состоит в его
аффективности и не сводится к его аффектированному эго. Его эго находится под
воздействием объекта, то есть в отношении к нему. Экстравертный находит себя
самого в изменчивом, в смене; интровертный же в пребывающем, постоянном. Эго
есть менее всего нечто «вечно постоянное», менее всего у экстраверта, который
на это мало обращает внимания. Интроверт же, напротив, слишком прилепляется к
пребывающему и поэтому пугается каждой перемены, поскольку она затрагивает его
эго. Состояние аффективности может стать для него прямо-таки мучительным, в то
время как экстраверт ни за что не хотел бы лишиться этих воздействий. Следующая
формулировка дает нам возможность сразу узнать Шиллера как интроверта:
«Предписание, данное ему его разумною природою, состоит в том, чтобы постоянно
оставаться самим собою, несмотря на все изменения, чтобы все восприятия
превратить в опыт, то есть привести к единству познания, и чтобы сделать каждый
из способов его проявления во времени — законом для всех времен».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.