Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
II. Идеи Шиллера о
проблеме типов.
1. Письма об
эстетическом воспитании человека.
а) Ведущая и подчиненная функции.
Итак, не нужно отрешения или освобождения от неполноценных
функций; напротив, их следует принимать во внимание, следует, так сказать,
столковаться с ними и таким образом примирить противоположности естественным
путем. Но Шиллер чувствовал, что принятие подчиненной функции могло бы повести
к «столкновению слепых влечений» (Triebe), точно так же как — хотя и в обратном
порядке — единство идеала могло бы вновь восстановить преимущество ценной
функции над неполноценными и привести таким образом к прежнему состоянию.
Подчиненные функции противоположны функции первичной, ведущей, и это не в
сокровенной их глубине, а в облике, который они являют в каждый данный момент.
Первоначально их запускали и вытесняли, потому что они мешали культурному
человеку на пути к достижению его целей, которые представляют собою односторонние
интересы и ничего общего с совершенством человеческой индивидуальности не
имеют. А для такого совершенства непризнанные функции были бы неизбежны, да
они, по существу своему, вовсе и не противоречат намеченной цели. Но до тех
пор, пока культурная цель не совпадает с идеалом совершенства человеческого
существа, эти функции всегда будут обречены на неполную оценку и вследствие
этого на частичное вытеснение. Принятие вытесненных функций подобно внутренней
гражданской войне; оно означает то же самое, что разнузданная игра
противоположностей, прежде укрощенных, а через это — уничтожение
«самостоятельности характера». Эту самостоятельность можно восстановить лишь
умиротворением борьбы, а это кажется невозможным без деспотического подавления
сопротивляющихся сил. Но такое подавление является покушением на свободу, без
которой невозможно восстановление нравственно-независимой личности. Если же мы
даем свободу, то обрекаем себя на конфликт влечений. «Испуганные свободой,
которая в первых своих попытках всегда заявляет свою враждебность, здесь
бросятся в объятия удобному рабству, там, где доведены до отчаяния педантичной
опекой, вновь возникнет дикая беззастенчивость естественного состояния.
Узурпация сошлется на слабость человеческой природы, возмущение — на
достоинство ее, пока не вступится великий господин людских делишек, слепая
сила, и не разрешит кажущегося спора принципов простым кулачным боем».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.