Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
4. Номинализм и
реализм.
в) Попытка примирения
противоположностей в учении Абеляра.
Надо думать, что Абеляру было нелегко изложить свой
концептуализм, ибо изложение это необходимо должно было состоять из
противоречий. В одной из сохранившихся оксфордских рукописей мы находим эпитафию
на Абеляра, дающую, как мне кажется, прекрасное понятие о парадоксальности его
учения:
Он учил тому, что слова получают свой смысл от вещей,
И тому, что смысл слов определяет вещи;
Он исправлял заблуждения понятий рода и вида
И доказывал, что и родовые, и видовые понятия
суть лишь обороты речи.
Таким образом оказывается, что животное
и не животное — понятие рода;
Поэтому человек и не человек — вид.
Если мы стремимся найти выражение, опирающееся в принципе на
какую-либо одну точку зрения, в данном случае на точку зрения интеллектуальную,
то все противополагаемое может быть резюмировано не иначе, как в парадоксе. Не
следует забывать, что разница между номинализмом и реализмом в своей основе не
только логически-интеллектуальная, но и психологическая и что она в конечном
итоге сводится к типически-различным психологическим установкам: как по отношению
к объекту, так и по отношению к идее. Если человек ориентирован на идею, то он
и постигает, и реагирует с точки зрения идеи. Если же человек ориентирован на
объект, то он постигает и реагирует под углом зрения своих ощущений. Для него
все абстрактное имеет лишь второстепенное значение, и все, что в вещах
постигается мыслью, должно представляться ему не столь существенным, тогда как
человеку первого типа — как раз наоборот. Человек, ориентированный на объект,
конечно, будет номиналистом — «название не что иное, как звук пустой и дым»
(Фауст), — то есть до тех пор, пока он не научился компенсировать свою
ориентированную на объект установку. Когда же это случится, то он — если только
он в этом горазд — становится до крайности строгим логиком, которого в смысле
точности, методичности и сухости трудно превзойти. Идейно ориентированный
человек уже по природе своей логичен, поэтому он, в сущности, не может ни понять,
ни оценить учебника логики. Развивая в себе компенсацию своего типа, он
становится, как мы видели на примере Тертуллиана, человеком страстно преданным
чувству, которое, однако, остается у него в заколдованном кругу идей. Напротив
того, человек, ставший в силу компенсации логиком, остается со своим миром идей
в заколдованном кругу своих объектов.
Это рассуждение показывает нам теневую сторону в мышлении
Абеляра. Его попытка разрешения проблемы оказывается односторонней. Если бы
противоположность между номинализмом и реализмом являлась только
логически-интеллектуальным вопросом, то трудно было бы понять, почему же
невозможна какая-либо иная конечная формулировка, кроме парадоксальной. Но дело
в том, что перед нами противоположность психологическая, поэтому односторонняя
логически-интеллектуальная формулировка должна неминуемо повести к парадоксу —
sic et homo et nullus homo species vocitatur. Логически-интеллектуальное выражение
вообще не может дать нам — даже в форме sermo — ту среднюю формулу, которая в
одинаковой степени могла бы по существу удовлетворить требованиям двух
противоположных психологических установок, и это по той причине, что такое
выражение считается исключительно с абстрактной стороной, вполне пренебрегая конкретной
действительностью.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.