Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
4. Номинализм и
реализм.
а) Проблема
универсалий в античном мире.
И тут нам снова приходится мимоходом поставить вопрос: имеем
ли мы право на основании платоновского учения об идеях предположить, что Платон
лично принадлежал к интровертному типу, и допустимо ли, на основании психологии
киников и мегариков, отнести Антисфена, Диогена и Стильпона к экстравертному
типу? Исходя из такой постановки вопроса, решение совершенно невозможно. Путем
чрезвычайно тщательного исследования подлинных сочинений Платона, его documents
humains, можно было бы, пожалуй, раскрыть, к какому типу он лично принадлежал.
Лично я не дерзаю высказать какого бы то ни было положительного суждения. И
если бы кто-либо привел доказательство тому, что Платон принадлежал к
экстравертному типу, то и это нисколько не удивило бы меня. Относительно других
никакое решение или суждение невозможно за отрывочностью и скудостью дошедших
до нас сведений. Источником обоих типов мышления является перемещение
ценностного акцента, поэтому мы с тем же правом можем предположить, что у
человека, принадлежащего к интровертному типу, личное ощущение, по каким-либо
причинам, может выдвинуться на первый план и, подчинив себе мышление, придать
ему негативно-критическую окраску. Для человека, принадлежащего к
экстравертному типу, ценностный акцент лежит на отношении к объекту вообще, но
отнюдь не только на личном отношении к нему. Если отношение к объекту стоит на
первом плане, то оно хотя и подчиняет себе психический процесс, однако не имеет
деструктивного характера, при условии, чтобы отношение это затрагивало только
природу объекта без вторжения личных ощущений. Конфликт между принципами
присущности и предикации мы пока только отметим как специальный случай — в
дальнейшем течении наших исследований мы уделим ему больше внимания.
Особенность данного случая заключается в позитивном и негативном соучастии
личного ощущения. Там, где тип (родовое понятие) подавляет особь и доводит ее
до степени призрака и тени, там тип, идея становятся действительностью. Там же,
где ценность особи настолько преобладает, что упраздняет тип, там орудует
анархия, влекущая за собой разложение. Обе позиции преувеличенно крайни и
несправедливы, но они дают нам яркую картину противоположностей, которая по
своей отчетливости не оставляет желать ничего лучшего; благодаря преувеличению
выявляются такие черты, которые, хотя и в более мягкой и скрытой форме, присущи
людям как интровертного, так и экстравертного типа, и это даже в тех случаях,
когда мы имеем дело с существами, у которых личное ощущение не выступает на
первый план. Нужно заметить, что по существу далеко не безразлично, является ли
психический принцип господином или слугой. Господин мыслит и чувствует иначе,
нежели слуга. Даже самое широкое отвлечение от личного в пользу всеобщей ценности
не может совершенно упразднить примеси личного элемента. И поскольку эта
примесь существует, постольку мышлению и чувству присущи деструктивные
тенденции, вытекающие из самоутверждения личности по отношению к
неблагоприятным социальным условиям. Но мы впали бы в крупную ошибку, если бы
из-за существования личных тенденций захотели свести и всеобщие ценности к
скрытым потаенным течениям личного свойства. Это было бы псевдопсихологией. Но
таковая существует.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 57 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.