Креативность (от
англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида,
характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей,
отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру
одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать
проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу
Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем,
но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания,
образования и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка —
способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации
используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком
смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило,
скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность
материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу
к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной
плоскости.
Креативность с точки
зрения психологии
По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в
себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости
знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе
выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию
результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты
дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности
деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут
использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или
открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к
формулировке множества вопросов.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека
к производству знаний показывают, что креативные способности человека
не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное
совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко
возрастает.
Существуют психологические инструменты измерения творческого
(креативного) мышления; самый известный в мировой психологической
практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:
вербальную
креативность
образную
креативность
отдельные
креативные способности:
беглость —
этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных
заданий.
гибкость —
этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность
переходить от одного аспекта к другому.
оригинальность —
этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от
очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо
установленных.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный
(образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в
сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские
права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.