У меня есть старый друг, который время от времени читает Сороса, Баффетта и Гейтса, пытаясь разгадать секрет их успеха...
Секрет успеха в бизнесе, и не только…
Здравствуйте! С Вами Александр, и тема сегодняшнего разговора – секрет успеха в бизнесе. И не только…
Начну издалека – с истории, приключившейся со мной во времена, когда занятие бизнесом у нас в стране считалось уголовным преступлением. История эта вообще не про бизнес. Итак, эпоха Брежнева на излёте, я на летней практике после второго курса. В результате длинной истории, которая к делу не относится, я оказался причислен к бригаде каменщиков. Это никоим образом не соответствовало моей вузовской
специальности, но после этой практики я должен был принести в деканат справку, что добросовестно трудился: такие были времена…Бригаду возглавлял колоритный мужичок деревенского происхождения, которого все ласково и уважительно звали «Петрович». В бригаде были еще два профессиональных каменщика и три прикрепленных к бригаде студента, из разных, как оказалось, вузов.
Мастера-каменщики работали не спеша, обильно перекуривая, но, надо отдать должное – дело своё знали хорошо. Мы, трое студентов, готовили им раствор, но чаще получалось, что сидели, и травили анекдоты и байки. В конце каждого рабочего дня Петрович доставал бутылку водки, и мастера не торопясь выпивали. Приглашали и нас, студентов. Двое, в том числе и я, с самого начала отказались, третий же студент
к регулярному употреблению пролетарского напитка присоединился. Кроме того, бутылка доставалась с утра по понедельникам – как средство для снятия последствий воскресной попойки. В общем: обыкновенное дело для людей, считавшихся тогда «передовым классом»…
Ну, так вот. Однажды один из троих студентов исчез на три дня. Петрович ворчал, и грозился не дать прогульщику справку, мол, вот явись только. На четвертый день студент появился, о чем-то поговорил с Петровичем, и тот с доброй отеческой улыбкой похлопал его по плечу. Это было интересно: какую причину своего отсутствия он назвал, чтобы получить такую реакцию бригадира? «Ты где пропадал?» –
спросил я его. «На сборы ездил» – ответил он. Кстати, спортивный парень он был, потому, и не пил. Я мысленно соотнёс этот ответ с реакцией бригадира, и у меня не сходилось. «А как Петровичу объяснил?» – спросил я его. «Сказал, что был в запое»… :)
Кто не понял юмора этой ситуации: бригадир прикрыл от начальства прогул, совершенный, как ему объяснили, из-за запоя, но он наверняка не стал бы этого делать, узнай он правду, – что парень был на сборах! :)
Почему так поступил бригадир? Да понятно почему: он и сам в такой ситуации наверняка был, потому и сочувствие. И потом, студент долго отказывался пить вместе с ними, а тут сразу – запой. То есть, он стал «своим», в «семье» как бы пополнение, оттого и радость…
Этот случай мне запомнился крепче всего, и именно из-за абсурдности произошедшего. Потом я много раз отмечал то же самое, но уже не в настолько абсурдных вариантах: подчиненный подстраивался к особенностям характера начальника, говорил и делал то, что тот от него ожидал. Были и противоположные примеры, в этих случаях, как правило, возникал конфликт, отношения между начальником и подчиненным портились.
Какая мораль? Бывают подчиненные хорошие, а бывают плохие. Вне зависимости от профессиональных качеств. Хорошие подчиненные умеют «просчитывать» своего начальника, плохие – не умеют. Хорошие подчиненные делают дело, и не тратят время на выяснение отношений с начальником. Получают премии и продвижение по службе. Плохие подчиненные затрачивают много времени и нервов на выяснение отношений
с начальником, затем на «послевкусие» – длительные переживания по поводу произошедших «разборок», и поэтому на работу времени остается меньше. Получают взыскания и застой в карьере. Либо увольнение.
Когда-то Петр I издал указ, с присущей Петру прямотой гласивший: «Подчиненный перед начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».
Не умеющие «просчитывать» своего начальника люди не годятся в подчиненные, но они иногда могут быть начальниками сами. Тогда не они, а будут «просчитывать» их.
Но от начальника требуется другой набор умений. Прежде всего – отличать хороших подчиненных от плохих. Соответственно, нужно брать на работу только хороших, а от доставшихся «по наследству» плохих – избавиться.
Критерием же является умение подчиненного начальника «просчитывать», в этом случае возникает эффект «схватывания на лету», эффект единой команды. Основной критерий, по которому идет отбор кадров, часто не осознаваемый самими «отборщиками»- работодателями, это способность человека работать в команде. Обладание же работника харизмой, активностью, профессионализмом –
свойства второго плана.
Сказанное к бизнесу имеет самое прямое отношение. «Кадры решают все». Секрет успеха в бизнесе чаще всего предопределяется качеством подбора и управления кадрами. Мысль не новая? Ну и что с того?
У меня есть старый друг, который время от времени читает Сороса, Баффетта и Гейтса, пытаясь разгадать секрет успеха. Как по мне, так это вряд ли поможет разгадать. Потому что эти люди пишут, прежде всего, о других вещах. Не о том, как они управляют персоналом. Хотя об этом тоже иногда проскакивает, но пишут про это крайне мало. А именно это, по моему мнению, и есть разгадка. В бизнесе успех достигается,
чаще всего, работой команды.
Успехов!
Уважаемые читатели рассылки! Мне интересно Ваше мнение, пишите пожалуйста свои комментарии! Обсудить статью вы можете также на моем форуме