Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Между строк

  Все выпуски  

Кафедра мышления


О глупости и развитии ума



Глупость как объект изучения ШСД. Предпосылки развития ума. Собственная глупость.


В этом выпуске мы затронем одну непростую проблему. Проблема эта называется — глупость. Глупость существует и, я думаю, никто с этим спорить не будет. Но считается правильным рассуждать о глупости вообще, но никак не разбираться в частных проявлениях глупости, тем более, с указанием имени человека, совершившего глупость. Как давно сказал, кто-то очень неглупый, люди жалуются на недостаток денег, жалуются на плохую память, но никто не жалуется на недостаток ума.

Если речь идет не об обучении набору конкретных знаний, то неизбежно мы приходим к тому, что тогда нужно развивать ум. Да и действительно, зачем нормальному человеку конкретные советы и указания, если у него есть для выработки этого свой собственный головной мозг? Тема глупости очень деликатная, но все-таки попробуем в нее углубиться.

Пункт 1. Одни люди умнее других. Спорить кто-то с этим будет?

Пункт 2. Тот, кто умнее, легко видит глупость того, кто глупее.

Пункт 3. Тот, кто глупее, не может увидеть, что кто-то умнее его самого.

Пункт 4. Учиться УМУ стоит только у того, кто умнее Вас.

Пункт 5. Развитие способности мыслить (ума) не есть изложение готовых решений.

Пункт 6. Обучение (развитие Ума) заключается в указании на глупость.

Пункт 7. Указание на глупость — штука очень болезненная для самолюбия.

Пункт 8. Основным препятствием в развитии ума (обнаружении собственной глупости) является болезненное самолюбие.

Пункт 9. Человек, обнаруживший то, как мешает ему умнеть самолюбие, прошел 50% пути к развитию своего ума.

Пункт 10. Поиск проявлений собственной глупости, вместо доказательства окружающим и самому себе правильности собственных высказываний и решений — это и есть процесс развития ума.

Из девятого и десятого пункта очевидно, что пока человек не стал заинтересован в том, чтобы искать проявления собственной глупости, развить его ум невозможно. Он всегда, во всех случаях будет доказывать свою правоту, даже если и сам уже понял, что был не прав.

Вы, наверно, уже догадались, что основным объектом изучения ШСД является глупость. В первую очередь, конечно, собственная. Собственную глупость заметить трудно, чужую немного легче. Но обязательно, увидев чужую глупость, постарайтесь подобные моменты найти и в собственной жизни.

Об уме



Три категории людей, их различия. Об уме и самолюбии.

Уважаемые читатели, приступим к весьма деликатной и опасной теме. Речь идет об уме. Точнее, о его количестве.

Никто, я думаю, не будет отрицать, что есть люди умнее и есть поглупее. Для того чтобы как-то разобраться с этим вопросом, давайте грубо всех людей (всех, кроме вас лично, разумеется) разделим на три категории: «слабоумные», «среднеумные» и «сильноумные».

Прежде чем мы пойдем дальше, давайте отделим ум от эрудиции. Победителя игры «О, счастливчик!», могут называть умным человеком, но, думаю, что вы согласитесь со мной, если я скажу, что тут на самом деле успех — в памяти, так же как человека, который легко щелкает кроссворды, тоже часто называют умным человеком, но опять-таки, тут все дело в памяти.

Даже человека, который хорошо решает математические задачки, в большинстве случаев нельзя называть умным, так как он ПОМНИТ различные методы решения.

Я лично считаю, что, на самом деле, человеческий ум проявляется в ситуациях похожих на игру в шахматы. Ситуации в шахматах практически не повторяются после 15-го хода и никаких известных рецептов, мол, если позиция такая, ходи так (делай как все люди), применить не удастся.

Жизнь, по сравнению с шахматной партией, сложнее на много порядков и уж тут известные рецепты не действуют совершенно точно.

Итак, ум — это умение находить решения в уникальных ситуациях. Если речь идет о том, что вы извлекаете решение из памяти, то это не работа ума. Согласны?

Разумеется, что люди находят решения с разной степенью качества.

Если мы теперь вернемся к нашей классификации, то «слабоумными» я бы назвал тех людей, кто вообще отрицает работу ума как таковую. Или у этого человека есть готовый ответ или он впадает в панику. На самом деле, когда есть вопрос, но нет ответа, и ответ нужно найти самому — это та самая творческая ситуация. Только в этом случае возникает возможность творчества.

Творчество возможно, когда вопрос есть, а ответа нет! Второй признак творчества — это промежуток между вопросом и ответом. Для гениев возможна ситуация, когда они, задав сами себе вопрос, могут искать ответ на него десятилетиями. Для обычного человека даже секундная заминка между вопросом и ответом вызывает беспокойство и желание дать хоть какой-нибудь ответ, но лишь бы не оставить вопрос на некоторое время без ответа.

Итак. Подведем промежуточные итоги. «Слабоумный» — это человек, который под работой ума понимает память, а собственно ум не использует. Разумеется, что среди наших читателей таких нет и быть не может.

Пойдем к другому полюсу. Кто же такой «сильноумный»? Для ответа на этот вопрос стоит задуматься о том, откуда берутся вопросы. Если мы на эту тему подумаем, то выясним, что есть люди, которые вопросы обычно задают, например, следователи; а есть люди, которые на вопросы отвечают, например, подозреваемые. И если мы подумаем еще дальше, то можем заметить, что умение задавать правильные вопросы намного ценнее умения находить правильные ответы.

Итак, «сильноумные» — это люди, которые умеют находить очень интересные неожиданные вопросы, а «среднеумные» — это те, кто умеют на эти вопросы находить ответы. Вот такая весьма опасная классификация предложена уважаемым читателям. Чем же опасна эта тема и почему эта классификация так опасна?

Дело в том, что в нашей культуре человек может признаться в чем угодно. В недостатке денег, в нечестности, невнимательности, в плохом вкусе, еще в чем-то, но вот согласиться с недостатком ума почему-то считается очень и очень неприличным. Как-то сильно вопрос о уме задевает самолюбие.

 с

Юрий Мороз

статьи взяты с http://www.yourpower.ru


В избранное