Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ментальность и ментальные технологии выпуск 4


Добрый день!

По мере развития рассылка начинает выходить чаще. К марту мы постараемся войти в новый ритм и делать по одному новому выпуску каждую неделю. А теперь к содержанию этого выпуска. В предыдущей рассылке мы говорили о структуре ментальности и обещали, что постараемся показать механизм, как ментальное содержание приобретает проблемный характер. Однако, мы это сделаем в следующем, пятом выпуске, а в этот раз все еще продолжим говорить о ментальности. Причем взглянем с исследовательской точки зрения, глазами автора.

Предлагаю познакомиться с отрывком из установочного доклада основателя ментального подхода Алексея Мурашова, который был озвучен на первой практической Конференции «Ментальный подход и ментальные технологии: теория и практика» в Томске осенью 2011 года.

«Прежде чем я буду рассуждать о том, как в моих представлениях все устроено с ментальностью, а в этой связи с ментальными основаниями, в подходе и в технологиях, я отнесусь к источнику, который является тем, что порождает ментальный подход и наши ментальные технологии. Это базовое отношение ментальности в культуре, во всех ее частях и смыслах. Так сложилось, что ментальность воспринимается в культуре, а соответственно во всей нашей культурной жизни, как понятие интегративное. В этом смысле это оказывается ничейным полем. Это поле, на которое все заходят, чтобы осмотреть окрестности и потоптаться, возможно, что и что-нибудь с него унести, но при этом его никто не возделывает.

Есть еще несколько областей понимания, которые тоже являются ничьими. Самый шокирующий пример - это сознание. Это ужасный факт, но это так. Сознание, как некоторый цельный феномен, не является ничьим предметом в существующей на сегодня культуре. Это фрагментарно предмет философии, фрагментарно предмет психологии, и даже фрагментарно предмет эзотерики, она тоже думает, что занимается сознанием, что не лишено смысла, потому что эзотерическое «знание» или опыт являются содержаниями сознания. Нейрофизиологи тоже могут сказать, что их интересует сознание, пытаются найти квант сознания, материальный носитель, в котором можно было бы зафиксировать содержание сознания и т.д. Я могу продолжить перечислять и прийти к тому, что и физика занимается содержаниями сознания, потому что она занимается физическими теориями, моделями, концептами, а они являются содержаниями вполне определенных психик и достоянием культуры. Поэтому можно сказать, что сознание является предметом для культуры в целом, но культура в целом не является осознанной и целенаправленной деятельностью. В каждом своем фрагменте да, но в целом культура, как феномен, не является…

Почему мне это так важно? Сознание изучается разорвано разными областями деятельности. Примерно тоже самое мы видим с ментальностью. Что особенно интересно, в нашем подходе мы полагаем, что ментальность – это та часть содержаний сознания, которая однозначно обуславливает собой все прочие содержания. В этой связи если ментальность не является ничьим предметом, ее пытаются рассматривать разные области деятельности, то никто не собирает цельности и целостности. Надо полагать, что ничьим предметом являются и ментальные основания содержаний сознания, а в этой связи никакой последовательной и цельной работы существующими науками и другими осмысленными деятельностями над основаниями содержаний сознания не ведется, потому что это ничья земля.

Это важный и спорный тезис, спорить с ним можно и нужно, но я в дальнейших рассуждениях буду основываться именно на нем. Именно эта исходная посылка 10 лет назад породила создание подхода и метода и дальнейшее развитие технологий. Ментальность как цельность на данный момент – это ничейная территория. Более того, ее никто не жаждет забрать по очень просто причине. Для того, чтобы забрать ее целиком ни у одного из видов нам известных осмысленных деятельностей нет инструментов. Нечем брать. Поэтому каждая осознанная деятельность копает ментальность со своей стороны тем, что у нее есть, но это не позволяет взять ментальность как некоторую базовую цельность.

Ничто нам, ментологам, не мешает эту ничью землю забрать, тем более, что мы этого хотим. Пока другие изучают, как это устроено. В каком смысле забрать себе? Нас интересует не вся ментальность, не все ее содержания. Тем более, что мы-то в подходе знаем, что никаких уникальных содержаний в ментальности нет, увы. Оригинальность – очень редкая и штучная вещь и не все ее хотя бы раз в жизни видели. Нас интересуют ментальные основания содержаний мышления. Так я очерчиваю принципиальные рамки того, что мы считаем нашим предметом. Это не вся ментальность во всем ее многообразии. Только основания, то есть те базовые источники, из которых производятся, на наш взгляд, все содержания мышления.

Почему у тех, кто до сегодняшнего дня занимается вопросами ментальности, это понимание не сложилось? Это странно, ведь это не далекая земля, о которой никто не знает. Это не открытие. Дело вот в чем, сложить такое целостное понимание о ментальности и поставить вопрос о ментальных основаниях исследователям из других деятельностных областей не позволяют ментальные основания. Их мышление и то, как оно организовано. Что мы сегодня уже и услышали из мифов об отношении ментальности с психологией, философией и социологией. Философ нам говорит, что ментальность – это социальная вещь, которая социально формируется путем передачи определенных культурных содержаний в каждом отдельном человеке. В этой связи человек – это суповой набор из разных коллективных ментальностей. Можно смело говорить о региональной ментальности, религиозной, политической и т.д.

Однако, субъект мышления, в данном случае каждый человек, не просто участвует в формировании своего мышления, в том числе в формировании своих ментальных содержаний и ментальных оснований, а является главным действующим лицом вне зависимости от того, понимает он это или нет».

Выпуск подготовил Антон Дугин. 
С вопросами, если таковые появятся, можно обращаться на почту andugin@gmail.com

Узнать больше об авторе
Узнать больше о ментальности 
Присоединиться к нам в социальных сетях
Группа о мышлении как явлении


До новых встреч!


В избранное