Продолжаем изучать книгу Антона Семеновича Макаренко «Педагогическая
поэма»
17. Шарин на расправе
Забывался постепенно
«наш найкращий», забывались тифозные неприятности, забывалась зима с
отмороженными ногами, с рубкой дров и «ковзалкой», но не могли забыть в
наробразе моих «аракчеевских» формул дисциплины. Разговаривать со мною в
наробразе начали тоже почти по аракчеевски:
— Мы этот ваш
жандармский опыт прихлопнем. Нужно строить соцвос, а не застенок.
В своем докладе о
дисциплине я позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время
положений, утверждающих, что наказание воспитывает раба, что необходимо дать
полный отпор творчеству ребенка, нужно больше всего полагаться на
самоорганизацию и самодисциплину. Я позволил себе выставить несмоненное для
меня утверждение, что пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет
традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет
право и должен не отказываться от принуждения. Я утверждал также, что нельзя
основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто
становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его
понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего
проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается
интересами коллектива.
В итоге я отстаивал
линию создания сильного, если нужного, и сурового, воодушевленного коллектива,
и только на коллектив возлагал все надежды; мои противники тыкали мне в нос
аксиомами педологии и танцевали только от «ребенка».
Я был уже готов к
тому, что колонию «прихлопнут», но злобы дня в колонии — посевная кампания и
все тот же ремонт второй колонии — не позволяли мне специально страдать по
случаю наробразовских гонений. Кто то меня, очевидно, защищал, потому что меня
не прихлопывали очень долго. А чего бы, кажется, проще: взять и снять с работы.
Но в наробраз я
старался не ездить: слишком неласково и даже пренебрежительно со мной там
разговаривали. Особенно заедал меня один из инспекторов, Шарин — очень красивый
кокетливый брюнет с прекрасными вьющимися волосами, победитель сердцем
губернских дам. У него толстые, красные и влажные губы и круглые подчеркнутые
брови. Кто его знает, чем он занимался до 1917 года, но теперь он великий
специалист как раз по социальному воспитанию. Он прекрасно усвоил несколько сот
модных терминов и умел бесконечно низать пустые словесные трели, убежденный,
что за ними скрываются педагогические и революционные ценности.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный
(образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в
сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские
права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.