«Научить человека
быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым,
можно.»
— Макаренко А. С.
Лекции о воспитании детей.
«Если мало
способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно.
Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим
последствиям».
— Валентина
Постовалова. «Макаренко, которого всем нам необходимо знать»//Народное
образование, № 10, 2002 г.
С. 196-201.
Пояснение. При этом
Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:
у каждого учащегося было хотя бы 2-3
«любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и
т.д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по
которым он(а) занимался с удовольствием;
добивался освоения посильных для данного
человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как
выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), т.
е. безделье также не поощрялось.
«Воспитание
происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
«Наше педагогическое
производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике
моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания…
Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических
не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»
«Отказаться от риска
— значит отказаться от творчества».
«Моя работа с
беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми.
Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с
беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным
употреблять не нужно».
— Макаренко А. С.
ПСС, т.4, М.1984, с.123
«Словесное
воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное
вредительство».
«Вы можете быть с
ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не
замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не
оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы,
занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается
неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете…
никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»
«Сорок
сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только
коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».
«С вершин
«олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда
видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель
абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной
бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их
владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в
особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет
более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому
воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое
отсталое».
— Макаренко А. С. Соч.
в 7-ми тт. — Т. 1. — М., 1957. — С. 559
«Книги — это
переплетённые люди».
«Культура любовного
переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».
— Макаренко А. С.
Книга для родителей. — Pubmix.com, 2012. — С. 161. —
284 с.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.