Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие речи. Логопедия

  Все выпуски  

Развитие речи. Логопедия Будем рады обсуждению предложенных материалов в коментариях!


особенности семьи нестандартного ребенка/1358565391_chenobelaya_yulya_s_yazuykom (300x400, 89Kb) 1.    Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped

2.    Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей  http://idi-k-nam.ru/profile

3.    Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/

 4.    Активная группа логопедов в  «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

 

 ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ НЕСТАНДАРТНОГО РЕБЕНКА

 

Защитные реакции родителей на дефект ребенка

1.    Отрицание. Неверие в существование болезни, сомнение в квалификации специалиста, поставившего диагноз, дополнительные консультации с др. специалистами. Минус ситуации – задержка необходимого лечения, педагогической помощи.

2.    Гнев. На специалистов, что не предупредили возникновение дефекта, не описали полной картины ране. На ребенка. Из-за чувства беспомощности , разочарования в себе и ребенке.

3.    Чувство вины. Перерастает во всепоглощающее страдание и переживание ранее совершенных ошибок, за что наказаны аномальным ребенком.

4.    Эмоциональная адаптация. Родитель «умом и сердцем» принимает болезнь своего ребенка. Отношение к преодолению проблем – позитивное. Активно работают с ребенком по преодолению его трудностей.

 

Данные защитные реакции родителей могут рассматриваться и как сменяющие друг друга этапы процесса адаптации, и как застывшие состояния, в рамках которых родители воспитывают ребенка. 

 

o      Жизненный цикл семьи с аномальным ребенком.

§      Рождение ребенка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.

§      Школьный возраст – становление точки зрения на форму обучения ребенка, переживание реакции сверстников, организация внешкольной деятельности ребенка.

§      Подростковый возраст – привыкание к хроническому нарушению ребенка, переживание проблем сексуальности ребенка, изоляцией или отвержением сверстников, планирование будущей занятости ребёнка.

§      Период «выпуска» - признание и привыкание к   продолжающейся ответственности семьи, принятие решения о месте дальнейшего проживания взрослого ребенка, осознание дефицита возможности социализации инвалида.

§      Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал жить отдельно), взаимодействия со специалистами по месту проживания ребенка.

 

o      Внутренние стратегии семьи.

- Пассивная позиция – «страусиная» - избегают поиска решения проблемы, надеются, что все уладится само собой. Все принимается как должное.

- Активная позиция – выявляют те позиции, которые можно изменить и активно их изменяют, те условия, которые изменить невозможно, принимают как должное.

 

o      Связь с внесемейными подсистемами.

- Умение находить и использовать помощь других людей (соседей, друзей, пр.).

- Способность находить духовную поддержку (от религий).

- умение использовать ресурсы государственной поддержки.

 

 

Вторичные невротические расстройства аномальных детей

Вторичные невротические расстройства возникают как реакция на неправильное воспитание, личностные нарушения членов семьи. Личностные нарушения чаще возникают у матерей, вынужденных  одиночку преодолевать кризис рождения аномального ребенка и коррекции его нарушений.

 

Вторичные невротические расстройства – нервный тик (лица), заикание, энурез, их сочетание, беспокойный сон, боязливость.

 

 

Выбор формы воспитания и образования аномальных детей

Раньше в нашей стране было нормально отказываться от такого ребенка сразу в роддоме, пока мать к нему не привыкла.

 В настоящее время наблюдается тенденция считать социально приемлемым воспитание аномального ребенка в семье.

В семье

В образовательном учреждении

(+)

(-)

(+)

(-)

- Благоприятный микроклимат для развития ребенка.

- Повышенная степень коррекционных и образовательных услуг.

- гуманное воспитание др. детей.

 

- хроническая стрессовая ситуация;

- уход отца от трудностей и из семьи.

- неприятие семьи социальным окружением.

- трудности с созданием максимально благоприятных условий для развития ребенка.

- материальные трудности.

- Смена работы.

- малое количество внимания другим членам семьи.

- комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе.

- освобождение семьи от забот по уходу и обучению аномального ребенка – семья свободна для рождения и воспитания других детей.

- Ранняя профориентация.

- Отставание в развитии.

- эмоциональная холодность воспитанника.

- широкий спектр психологической и неврологической симптоматики.

 

 

o      Установки родителей на воспитание аномального ребенка.

 

1.    Принятие ребёнка и его дефекта – дефект ребенка принимается, объективно оценивается, по отношению к ребенку проявляется преданность, у родителей нет чувства вины или неприязни к ребенку. Родители верят в собственные силы и перспективы развития ребенка. Девиз воспитания- достичь как можно большего, где это возможно. У ребенка формируется чувство безопасности и нормальное развитие личности.

2.    Реакция отрицания – Отрицается, что ребенок страдает дефектом, что отражается на планах родителей о дальнейшем образовании и профессии ребенка. Родители не признают никаких ограничений в возможностях ребенка. Воспитывают его в духе чрезвычайного честолюбия.

3.    Скрытое отвержение – Родители могут не осознавать своих чувств. Дефект считается позором, отвращение к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным отношением, педантичным выполнением обязанностей родителя.

4.    Открытое отвержение – родитель осознаёт свое отвращение к ребенку, но прибегает к определенной форме психологической защиты, формирующегося от чувства вины – виновато общество, врач, учителя. Родитель постепенно обосновывает своё враждебное отношение к ребенку. У ребенка формируется агрессивность и эмоциональное недоразвитие.

5.    Чрезмерная опека – родители переполнены чувства жалости и сочувствия. Защищают ребенка от всех видов опасности и расстройств (вплоть до избегания прививок, ДОУ), удовлетворяют малейшие потребности  и пожелания ребенка. Дети вырастают инфантильными, эгоистичными.

 

 

Ошибки в воспитании нестандартного ребенка

1.    Упущение времени в воспитании и лечении аномального ребенка в процессе поиска специалиста, который бы отменил бы диагноз.

2.    Неправильный стиль воспитания (н-р воспитание в культуре болезни – болезнь ребенка – смысл жизни всей семьи; отвержение ребенка и пр.).

3.    Психогенные расстройства основного воспитателя (матери) на основе переживания чувства вины.

4.    Упор на лечение ребенка, а не на обучение и воспитание и (!) эмоциональное общение с ребенком.

5.    Вера в одномоментное, чудодейственное средство (экстрасенс, гипноз, лекарство) и трата времени на поиск его.

6.    Перекладывание ответственности за успехи в развитии ребенка на специалистов учреждения или платных.

7.    Вера в то, что ребенок «перерастет» свой недостаток + приведение в пример себя из детства.

8.    Невнимательность родителей – слишком поздно замечают дефект.

9.     Заблуждения по вопросу возрастных возможностей ребенка, повышенные или пониженные требования к детям.

10.                       Применение «Домашних» приемов обучения (чтению) – снижение познавательного интереса детей, формирование неправильного навыка, тормозящего дальнейшее обучение (побуквенное чтение).

11.                       Перегрузки в процессе разностороннего развития ребенка.

12.                       Мало внимания другим детям в семье.

13.                       Физическое наказание детей.

14.                       Неблагополучные отношения между родителями.

 

 

Варианты развития детей логопатов

1.    Повышенная тревожность и беспокойство – Страдания и переживания из-за будущего, ожидаемого, переходящие в депрессию (удрученность, подавленность, меланхолия, потеря инициативы) постепенно подключаются нервные проявления – перепады температуры, давления, потливость, изменение окраски кожных покровов.

2.    Компенсанаторное самоутверждение – реализация себя в других видах деятельности (зависит от умственного развития) = математика, музыка, спорт, секс, лидерство среди младших детей, нарушение социальных норм (воровство, жестокость, смелость).

3.    Проблемы социальной адаптации – негативизм ко всему новому – учителю, однокласснику, переменам в режиме, обстановке.

4.    Нарушения автономности – излишняя самостоятельность, неприятие помощи, психический инфантилизм.

5.    Нарушения идентичности – в связи с неадекватной самооценкой, ребенок не может себя соотнести с какой-либо социальной группой = противопоставлен всем, одинок.

6.    Неадекватная оценка явлений действительности – все воспринимается в преломлении завышенной или заниженной самооценки.

 

Е.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.

 ..........................  

В избранное