Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие речи. Логопедия

  Все выпуски  

Развитие речи. Логопедия


 .............................  

Примерная структура занятий по словарной работе ЧАСТЬ 1.

(наблюдение, осмотры, экскурсии)

 

Наблюдение

Осмотры

Экскурсии

1

2

3

4

Тематика

Берется из программы воспитания и обучения детей из разделов «развитие речи» и «ознакомление с окружающим»

Примеры тематики

  Труд взрослых

  Уличное движение

  Животный мир

  Мир растений

  Природные явления

Наша группа

Соседняя группа

Здание детского сада (снаружи)

Здание детского сада (изнутри)

Магазин

Перекресток

Лес

Поле

Озеро

Кухня

Школа

Возрастная группа

все

С середины 2-ой младшей группы

Со средней группы

Продолжительность

Около 10 мин.

Равняется продолжительности стандартного занятия в этой возрастной группе

Время проведения

Любое – прогулка, любая её часть, утренние, вечерние часы в группе.

Утренние часы во время прогулки (после обеда детей никуда нельзя уводить, так как за ними приходят родители.

Общая цель проведения

Уточнить и углубить знания о предметах и явлениях

Какие задачи помогает решать

Все традиционные: образовательные + развивающие + воспитательные

Оформление конспекта перед проведением

Первоначально, молодой специалист оформляет подробный конспект, затем переходит на составление плана, где указывает цели и перечисляет приемы работы, которые будет использовать.

Всегда обязательно, как перед любым занятием

Оформление  - традиционное

Предварительная работа перед планированием и проведением

1.    Выявление или систематизация знаний детей  (узнаем в беседе или при рассматривании картинок что же дети знают, о том предмете или явлении, которое мы собрались изучать) проводится заранее, до составления конспекта.

2.    Чтение детям соответствующих произведений, подготавливающих их к восприятию объекта, который будем изучать.

3.    Разучивание подходящих стихотворений, загадок, поговорок (пригодится во время проведения)

Подготовка к проведению

Подбор соответствующей одежды (сапоги при походе на речку), обеспечение предметно-материальной базы (игрушки – лопатка, ведро, если идем на пляж, пособия - сачок для бабочек, если идем на луг, деньги, если идем в магазин)

ХОД

 

 

 

1 часть (вводная).

Сообщение цели занятия предварительно, в спокойной обстановке (куда, зачем), сочетаем с заинтересовывающим моментом, мотивацией.

 

Перемещение к месту занятия в процессе перемещения можно решать воспитательные задачи – дружелюбие, дисциплину, умение соблюдать правила дорожного движения, взаимопомощь и прочее

2 часть (основная).

Рассматривание предмета или явления, воспитатель руководит вниманием детей, указывая на что нужно посмотреть. Воспитатель указывает только на то, что он запланировал изучить на этом занятии

Свободное рассматривание детьми предмета экскурсии кратковременно, до рассеивания внимания детей)

 

Беседа с детьми, задаем вопросы, особенно проблемные (почему, из-за чего, как и прочее). Задаем те вопросы, которые помогут нам раскрыть запланированные задачи.

Вопросы к детям, предпочтительно проблемного характера (почему, зачем, каким образом, из-за чего), которые помогут раскрыть запланированные вами задачи. Выслушиваем ответы детей, исправляем, обобщаем.

 

Предлагаем совершить обследовательские действия (поднять, обхватить, погладить, бросить, согнуть и пр.) в это же время задаем проблемные вопросы (почему, из-за чего, как и прочее). прочее). Совершаем те обследовательские действия и задаем те вопросы, которые помогут нам раскрыть запланированные задачи

Сообщаем детям новые знания, при этом руководим вниманием детей (говорим куда посмотреть, что попробовать сделать.

 

Правильное объяснение причин и взаимосвязей (теперь не дети отвечают на вопросы, а сам воспитатель, на свои же вопросы по запланированным задачам), словарная работа (нужно повторить, объяснить, и прочее те слова, которые были запланированы для изучения)

Смена видов деятельности (обследовательские действия, художественное слово, игра, связанная с тематикой экскурсии, пантомима, действия с предметами наблюдения) Необходимо задействовать как можно большее количество анализаторов.

 

Смена деятельности – игра по теме наблюдения, стихотворение, пословицы, поговорки, загадки… Можно спрашивать у детей, можно выдавать свои варианты.

.

3 часть (заключительная).

1.               Вспоминание чем занимались -  подведение итогов наблюдения – вопросы к детям на повторение услышанного и увиденного. Вопросы по запланированным ранее задачам. Все ответы детей исправляем, обобщаем.

2.               Оценка деятельности детей.

3.               Создание благоприятного эмоционального состояния.

4.               Выход в другой вид деятельности.

1.    Вспоминание чем занимались -  подведение итогов наблюдения – вопросы к детям на повторение услышанного и увиденного. Вопросы по запланированным ранее задачам. Все ответы детей исправляем, обобщаем.

2.    Оценка деятельности детей.

3.    Создание благоприятного эмоционального состояния.

4.    Выход в другой вид деятельности

После занятия

В вечерние часы повторить с детьми освоенный материал, дать детям задание на дом, рассказать родителям об увиденном

 

Чрез 1-2 дня повторительно-обобщающая беседа по итогам занятия

 

Через 1-2 недели повторное занятие, уточняющее, закрепляющее. Расширяющее знания детей.

И так несколько раз.

 

Литература

 

1.    Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

2.    Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.

3.    Бородич А.М. Методика развития речи детей.

4.    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

5.    Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.

6.    Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

7.    Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

8.    Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.

9.    Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.

10.                      Программа воспитания и обучения в детском саду.

11.                      Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.

12.                      Тихеева Е.И. Развитие речи детей.

13.                      Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

14.                      Журнал «Дошкольное воспитание».

15.                      Нефедова Е.А. Готовимся к школе.

16.                      Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском  саду.

17.                      Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению.

 

 

1.    Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped

2.    Здесь можно самостоятельно и бесплатно за 30 мин. сделать свой сайт о педагогике, психологии, своем учебном заведении и прочее  http://nsportal.ru/page/bystryi-start

3.    Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей  http://idi-k-nam.ru/profile

4.    Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/ 

5.    Активная группа логопедов в  «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

 

   

В избранное