Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультанТы. Твори свою жизнь сам Исследование взаимодействия. Системный подход.


По недавним занятиям с будущими консультантами становится понятно, что к некоторым вопросам нужно возвращаться. Важным моментом является взаимодействие консультанта и клиента в сессии. Достаточно интересно исследовать взаимодействие, применяя для этого системный подход. Проще всего это сделать, используя метафору и принцип работы с проекцией.

Для анализа ситуации предлагаем Вам упражнение, состоящее из 6 шагов. Сразу оговоримся, главными являются шаги №1, 4, 5 и 6, 7 и 8.

Шаг 1. Определите метафору для системы.

Любое взаимодействие можно представить в виде системы, имеющей свои границы, но в то же время, обладающей способностью контактировать с миром, лежащим вне ее. Удобно использовать метафору «корабль», поскольку он движется и описание может быть достаточно эмоциональным.
Шаг 2. Определите метафору для окружающего систему пространства.
Корабль может плыть, а может и ремонтироваться или быть музеем.
Шаг 3. Определите метафору для цели действия системы.
Например, корабль везет груз ананасов на остров Тимбукту.
Шаг 4. Определите метафору для участников взаимодействия.
Для определения своей роли, функции в этой системе представьте себя предметом и опишите какой вы и что Вы делаете. Теперь представьте предметом клиента. Опишите каков он и что делает (это должен быть неодушевленный предмет).
Шаг 5. Выпишите глаголы.
Выберите из Вашего описания только глаголы и выпишите их.
Шаг 6.
Теперь посмотрите на Вашу запись и ответьте на вопрос: каков прогноз для этой системы?
Шаг 7. Определите, каким качеством должен обладать предмет, выбранный Вами для описания себя, чтобы положение изменилось в лучшую сторону.
Шаг 8. Какие действия соответствуют этому в Вашей реальной сессии, как они должны проявляться в Вашем поведении?

Сразу скажу, что это упражнение можно сделать и с целью продиагностировать семейное распределение ролей, имейте ввиду только, что это – работа с проекцией. Это значит, что Вы увидите распределение так, как ему придаете значение Вы. Это – только Ваша картина мира. К Вашим близким она может иметь небольшое отношение. Однако, как всегда при проекции, вы транслируете это свое мнение о роли каждого в семье или офисе невербально, а иногда и вербально, и люди поддаются этому и начинают вести себя так, как Вы «считаете», что они должны себя вести. Наверное, Вы знаете японское правило «держать лицо» при разговоре. Вот только не все догадываются о том, что «держать» нужно лицо собеседника. Если Вы разговариваете с человеком, как с принцем. Он и будет вести себя как принц. Если Вы разговариваете с человеком, как с потенциальным предателем, рано или поздно, он Вас предаст. Если Вы считаете клиента человеком слабее себя, очень скоро он впадет в детскую позицию по отношению к Вам.

Рассмотрим на примере, как одна леди продиагностировала при помощи этого упражнения свою работу. Она является руководителем коллектива из 3-х человек: она, помощник и секретарша.
«Наш офис – корабль, который должен везти груз на остров в далекое племя. Океан вокруг нас безбрежный. Волны красивые, синие с белыми барашками. Он волнуется и пугает – вдруг разыграется шторм?
На корабле я являюсь рулем – мною управляют из рубки, но только я могу провести судно куда надо. Я – достаточно сложно устроенный руль, но легок в управлении. Помощник является двигателем. Он занимает много места. Постоянно бурчит (мотор ведь), требует бензина, но двигает корабль именно он. Секретарь является флагом. Вымпелом на мачте. Он яркий и приглашает людей на палубу развлечься и полюбоваться на волны».
Глаголы: офис должен везти, мир волнуется и пугает, вдруг разыграется? Она – я являюсь, мною управляют, я могу провести. Помощник – является, занимает, бурчит, требует, двигает. Секретарь – является, приглашает развлечься, полюбоваться.
Вопрос: каков прогноз для этого взаимодействия? В чем ошибки в руководстве и отношениях на Ваш взгляд? Жду Ваших комментариев.

А вот как продиагностировала свои отношения с одной клиенткой на сессии одна консультант. «Клиентка – палуба – ее много, по ней ходят, ей тяжело, она скрипит. Я – мачта – скриплю под ветром, могу сломаться. Палубу захлестывают волны, кругом непроглядная тьма. Мы сбились с курса». Понятно. Что отношения с клиенткой зашли в тупик. Какой должна быть в этой ситуации мачта? Обоюдным скрипом делу не поможешь. Мачта должна быть устойчивой. Что значит устойчивость для консультанта? В чем она выражается в сессии? Об этом мы писали в предыдущих выпусках рассылки. Об этом будем писать и впоследствии.

Если Вы хотите заниматься у нас – приходите.

Группа для психологов: «Основы психологического консультирования» работает по воскресеньям с 12.00. Группа «Деловая психология» по субботам с 12.00 первое занятие бесплатно.


28-29 января 2012 года 12-18.00 Тренинг Управление гневом. В исполнении автора. Ведущий - автор тренинга Прялухина Марина Александровна. psycademy.ru/pages/360/

В программе: разбор ситуаций. Свой гнев. Чужой гнев. Способы управления. Анализ глубинных и скрытых мотивов поведения. Развитие навыка работы с гневом. Стоимость 4000 при 50% предоплате до 10 января скидка 10% (3600р.). Стоимость для участников рассылки КонсультанТЫ — 3500 руб.

 С уважением, администратор рассылки

сайт www.psycademy.ru тел. (812)346 68 86; 8 965 048 12 51


В избранное