Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультанТы. Твори свою жизнь сам Незаконченное действие. Причина - борьба мотивов. Коррекция.


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам. Незаконченное действие, как причина обращения к психологу.

КонсультантТы — это люди, работающие с людьми.

Действие не было закончено, потому, что имелась борьба мотивов. Помните, мы говорили о том, что в единицу времени человек может активизироваться для одного действия. Если же в нем активны два мотива или желания, и они противоречат друг другу, действия совершиться не может.

Сегодня мы предлагаем Вам тест, который играет коррекционную роль в большей степени, чем диагностическую.

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте, не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке, и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

«Как это сделали через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки, но разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Сравните терминальные ценности, отмеченные первыми с инструментальными - они могут относиться к различным группам. Постарайтесь найти вариант поведения при котором и те и другие ценности будут поддержаны. Это далеко не все возможности субъективного структурировании системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Стимульный материал

 Список А (терминальные ценности):

 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

 жизненная   мудрость   (зрелость   суждений   и   здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

 здоровье (физическое и психическое);

 интересная работа;

 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

 материально обеспеченная жизнь  (отсутствие материальных затруднений);

 наличие хороших и верных друзей;

 общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

 познание   (возможность  расширения  своего  образования,   кругозора,   общей  культуры,   интеллектуальное  развитие);

 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

 развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

 развлечения  (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

 счастливая семейная жизнь;

 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,  всего народа,   человечества в  целом);

 творчество (возможность творческой деятельности);

 уверенность в себе  (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

 аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

 воспитанность (хорошие манеры);

 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

 жизнерадостность (чувство юмора);

 исполнительность (дисциплинированность);

 независимость  (способность действовать самостоятельно, решительно);

 непримиримость к недостаткам в себе и других;

 образованность (широта знаний, высокая общая культура) ;

 ответственность (чувство долга, умение держать слово);

 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

 смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

 твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

 честность (правдивость, искренность);

 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

чуткость (заботливость).

Мы ждем Ваших рассказов о том, какие трудности возникают в сессиях у Вас. С удовольствием ответим на все вопросы, если они возникают.

Если Вы хотите узнать о консультировании больше, Вы можете выбрать программу "Основы психологического консультирования" и обучиться у нас в НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления. www.psycademy.ru

тел. (812) 346 68 86 или 8 965 048 12 52 в Санкт-Петербурге.

Дистанционное и очное обучение по программам "Деловая психология"(240 а.ч.), Общая и социальная психология (550 а.ч.), Основы психологического консультирования (240 а.ч.), Краткосрочные программы повышения квалификации (от 24 до 36 а.ч.)

 

 

 


В избранное