КонсультанТы. Твори свою жизнь сам. Незаконченное действие, как причина обращения к психологу. Причины, признаки, коррекция.
КонсультантТы — это люди, работающие с людьми. ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ ХОРОШИМ КОНСУЛЬТАНТОМ — МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ В ЭТОМ!
Незаконченное действие - наиболее часто встречающаяся причина обращения за помощью к психологу. Достаточно много об этом написано у классиков науки (К.Левин, Б.В. Зейгарник и др.)
Чем же опасно незаконченное действие и что делать, если к Вам на сессию пришел человек именно с этим?
Во-первых, нужно обозначить признаки, по которым мы можем определить, что действие незакончено. Это жалобы на то, что человек не может работать. Останавливается движение мысли, иногда человек говорит о том, что какая-то мысль «бегает как лошадка по кругу». Чаще, правда, и мысль «не бегает». Рассеяно внимание, снижено настроение, ничего не хочется делать, все валится из рук. Тема эта настолько важна, что ей будет посвящено
несколько ближайших выпусков рассылки.
Сегодня мы предлагаем: одну аксиому; описание трех причин, благодаря которым человек может не закончить действие; одно упражнение-эксперимент, которое поможет Вашему клиенту понять свою интерпретацию мотивов оппонента и закончить действие.
Невозможность делать означает, что какое-то действие незакончено.
Причин к этому может быть несколько: Причина 1. Действие не было закончено, потому что эмоции, которые человек испытывал, были негативными (агрессия, вина, злость, гнев и т.д.). Это значит, что предполагаемое действие могло быть окрашено этими эмоциями, и принести нежелательные результаты. Аксиома. Отличительной чертой неосознаваемой агрессии во всех ее разновидностях является потеря сил, физическая слабость. Это значит, что большое количество биоактивных веществ выброшено в организм, но не утилизировано в предъявлении агрессии другому человеку. Эти биологически активные вещества остались в организме. Произошла интоксикация и в физическом и в психологическом смысле. В гештальттерапии это явление называется ретрофлексией.
Со стороны кажется, что человек лишился сил. Специально отмечайте для себя на сессии моменты, когда клиент начинает позевывать, теряет интерес к происходящему, старается перейти на тему, в которой чувствует себя более уверенно - при непроявленной агрессии физическая слабость - это проявление интоксикации.
Причина 2. Действие не было закончено, потому, что имелась борьба мотивов. Помните, мы говорили о том, что в единицу времени человек может активизироваться для одного действия. Если же в нем активны два мотива или желания, и они противоречат друг другу, действия совершиться не может.
Причина 3. Действие не было закончено, потому что имел место когнитивный диссонанс. Это такой логический фокус. Для тех, кто изучал общую психологию, в частности, тему «восприятие», известно такие свойства восприятия, как его осмысленность и структурность – связь с сознанием. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к
определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Кроме того, мы воспринимаем предметы не дискретно. Словно мелодию – не отдельные ноты, а пока звучит нота, предыдущая еще звучит в нас и они сливаются, образуя мелодию. Благодаря этим свойствам, если мы восприняли как правду одну часть утверждения, мы автоматически воспринимаем как правду его вторую часть. А эти части могут быть не связанными. На этом свойстве построена большая часть манипуляций. Люблю этот пример: сказать «Ишь расселся» можно лишь
сидящему человеку. Правдой будет то, что он сидит. Неправдой – тон, каким это было сказано. Иногда, для того, чтобы человек не сделал чего-нибудь, достаточно сказать ему: "Ты не делай этого, потому что черная кошка дорогу перебежала". И он не сделает. Хотя дело - делом, а кошка - кошкой.
Соответственно существуют и разные способы работы с незаконченным действием. Для первой причины существует несколько способов работы: 1. Упражнение-эксперимент. Работа с проекцией. Как вы уже знаете, проекция – это перенесение на человека, предмет или явление своих собственных свойств. Возможно, человек разозлился и испугался, что если выскажет свое раздражение собеседнику, тот испугается, обидится или ответит
агрессией. В буквальном смысле, он поставил себя на место собеседника. Работа будет заключаться в том, чтобы дать клиенту возможность поговорить за собеседника. Ставится два стула и, спросив клиента, согласен ли он на эксперимент, Вы просите его провести диалог. В упрощенном виде на первом модуле программы «Деловая психология», мы делаем это упражнение. Называется оно «Конфликтер». Инструкция такова: вспомните небольшой конфликт – например, ехали в троллейбусе без билета
и подошел контролер. Проиграйте конфликт. Представьте, что Вы - контролер. Встаньте как он стоял, постарайтесь передать тон и слова, настроение. С места конфликтера (в данном случае, контролера), ответьте на следующие вопросы:
-- что Вы чувствуете к человеку с которым спорите,? -- что он должен был бы про Вас узнать, понять? -- Как Вы можете изменить свое поведение, для того, чтобы он это понял? (иногда можно изменить тембр голоса или темп речи, и смысл сказанного изменится).
Теперь пересядьте на «свое» место. Что Вы чувствуете к человеку, который хотел Вам объяснить что-то про себя, но сделал это так неумело и по-хамски? Изменилось ли Ваше отношение к нему, когда он объяснил причины своих претензий спокойно и нормальными словами?
Этот прием можно использовать и в жизни. Если Вы рассердились на кого-то, Вы можете сказать ему: «Твои речи меня злят. Пожалуйста, объясни чего ты хочешь другими словами». Так, например, может оказаться, что продавец, нахамившая Вам в магазине, на самом деле таким образом жаловалась Вам на свои больные ноги, охранник, не пускающий в нерабочее время, на самом деле оберегал покой перетрудившихся сотрудников. Особенно советую поиграть в «конфликтера»
- то есть сыграть роли друг друга детям, которые не хотят делать уроки или кушать и их родителям, а также молодым супругам. Очень быстро становятся ясными мотивы другого человека и настроение улучшается.
Мы ждем Ваших рассказов о том, какие трудности возникают в сессиях у Вас. С удовольствием ответим на все вопросы, если они возникают. Если Вы хотите узнать о консультировании больше, Вы можете выбрать программу "Основы психологического консультирования" и обучиться у нас в НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления. www.psycademy.ru тел. (812) 346 68 86 или 8 965 048 12 52 в Санкт-Петербурге. Дистанционное и очное обучение по программам "Деловая психология"(240 а.ч.),"Общая и социальная психология" (550 а.ч.) и программе "Основы психологического консультирования"(300а.ч.)(только очная форма).