Продолжаем изучение книги Дэвида Рэндалла «Универсальный
журналист»
Ценности
читателей
Для рыночной прессы (чье выживание зависит от прибылей с продажи газет)
читатели — самые нужные люди. Это боги, к которым газета должна взывать и без
которых она зачахнет. Именно ради них отбирают темы и статьи, на них
ориентируются при подаче материала, для них пишут и переписывают врезы,
разрабатывают дизайн и подают товар лицом. И в то же время из всех недружных
элементов журналистики — те, кто дает полезную информацию (источники), те, кто
ее обрабатывает (репортеры, редакторы, владельцы), и те, кто ее потребляет (читатели)
— последние как раз и не присутствуют непосредственно при ее создании. Их вкусы
необходимо предугадывать.
В газетах с устоявшимся, развитым читательским рынком это делается по-разному.
Газеты и работающие в них журналисты в течение многих лет вырабатывают на
основании отзывов, писем читателей, телефонных звонков, жалоб и тому подобного
полумифическое «знание» того, чего хотят их читатели. Этот редакционный
фольклор
может вести к успеху, а может не вести, он может быть точным — и не
очень. Пока его не подвергнут проверке и серьезному исследованию, наверняка
сказать ничего нельзя.
Чаще всего он действительности не соответствует. Вместо проверки и
исследования к нему подверстывают предубеждения журналистов, редакторов и владельцев
— и рождается довольно умозрительное представление о том, чего хотят читатели
или что они должны хотеть. Бесчисленное число раз звучит на редакционных
летучках фраза: «А читатель хочет...». Слишком часто продолжение фразы
основывается на личных предпочтениях говорящего или его приятелей.
Здесь, помимо ненаучности таких утверждений, существует особая
опасность. Она заключается в том, что журналистские круги, их образ жизни,
привычки и вкусы далеки от читательских. Если это «серьезные» журналисты, они
вхожи к людям, облеченным властью, от которых усваивают некоторые ценности.
Последний обзор, проводившийся в Соединенных Штатах, выявил, к примеру, что
более 70% информационных сообщений в серьезных ежедневных газетах касались
поступков или высказываний политической элиты — бюрократов и представителей
выборных властей.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.