Продолжаем разбираться с гениальностью с помощью книги
Чезаре Ломброзо «ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВО».
VII. ПРИМЕРЫ ГЕНИЕВ,
ПОЭТОВ, ЮМОРИСТОВ И ДРУГИХ МЕЖДУ СУМАСШЕДШИМИ
Что мерный стих успокаивает и гораздо полнее выражает
ненормальное психическое возбуждение, чем проза, в этом нас убеждают наблюдения
над пьяницами и собственное признание многих из таких бессознательных
помешанных поэтов. Один преступник-маттоид, находившийся в больнице Арбу,
прекрасно выразил эту инстинктивную склонность к поэтической форме в следующем
двустишии:
Не удивляйтесь моему письму в стихах:
Я прозой не могу писать никак!
Другой, липеманьяк, лечившийся в доме сумасшедших в Пезаро,
так объясняет значение многих своих стихотворений. "Поэзия, – говорил он,
– это – мгновенная эманация души, это – крик, выражающийся из потрясенной
тысячами мук груди".
Патологическое происхождение таких литературных произведений
служит достаточным объяснением неодинаковости их стиля, то сильного и
блестящего, то вялого и бесцветного по мере того, как ослабевает возбуждение,
так что строфы классически прекрасные вдруг сменяются идиотской болтовней. Тем
же обусловливаются и крайние противоречия между произведениями одного и того же
автора, например у Фарины и Лазаретти. Впрочем, стиль большинства из них
представляет какое-то детское, примитивное построение периода, наклонность к
афоризмам или коротким фразам, частое повторение одних и тех же слов или
оборотов, напоминающих библейские изречения или суры Корана, а также, как
заметил Тозелли, однообразие в рассуждениях почти всегда о предметах
малознакомых, чуждых пишущему и – что особенно любопытно – совершенно
бесполезных как для него самого, так и для других. Наибольшую склонность к
писательству обнаруживают, по моему мнению (которое разделяют Адриани и
Тозелли), хронические маньяки, алкоголики и полупаралитики в первом периоде
болезни, хотя у этих последних стихи часто похожи на рифмованную, бессмысленную
прозу. Затем следуют меланхолики, сравнительно реже попадающие в больницы для
умалишенных. Потребность высказаться на бумаге, вероятно, является у них вследствие
свойственной им молчаливости и желания защитить себя таким способом от
воображаемых преследований – факт гораздо более важный, чем это может
показаться на первый взгляд, особенно когда мы сопоставим его с признанным уже
всеми другим фактом – наклонностью к меланхолии всех великих мыслителей и
поэтов.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.