Продолжаем разбираться с гениальностью с помощью книги
Чезаре Ломброзо «ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВО».
Влияние атмосферных
явлений на гениальных людей и на помешанных
Мильтон уже в своих латинских элегиях сознается, что зимою
его муза делается бесплодной. Вообще, он мог сочинять только от весеннего до
осеннего равноденствия. В одном из своих писем он жалуется на холода в 1798
году и выражает опасение, как бы это не помешало свободному развитию его
воображения, если холод будет продолжаться. Джонсону, который рассказывает об
этом, можно доверять вполне, потому что сам он, лишенный фантазии и одаренный
только спокойным, холодным критическим умом, никогда не испытывал влияния
времен года или погоды на свою способность к труду и в Мильтоне считал подобные
особенности результатом его странного характера. Сальваторе Роза, по словам
леди Морган, смеялся в молодости над тем преувеличенным значением, какое будто
бы оказывает погода на творчество гениальных людей, но, состарившись, оживлялся
и получал способность мыслить лишь с наступлением весны; в последние годы жизни
он мог заниматься живописью исключительно только летом.
Читая письма Шиллера к Гете, изумляешься тому, что этот
великий, гуманный и гениальный поэт приписывал погоде какое-то необыкновенное
влияние на свои творческие способности. "В эти печальные дни, – писал он в
ноябре 1871 года, – под этим свинцовым небом, мне необходима вся моя энергия,
чтобы поддерживать в себе бодрость; приняться же за какой-нибудь серьезный труд
я совершенно не способен. Я снова берусь за работу, но погода до того дурна,
что нет возможности сохранить ясность мысли". В июле 1818 года он говорит,
напротив: "Благодаря хорошей погоде я чувствую себя лучше, лирическое
вдохновение, которое менее всякого другого подчиняется нашей воле, не замедлит
явиться". Но в декабре того же года он снова жалуется, что необходимость
окончить "Валленштейна" совпала с самым неблагоприятным временем
года, "поэтому, – говорит он, – я должен употреблять всевозможные усилия,
чтобы сохранить ясность мысли". В мае Шиллер писал: "Я надеюсь
сделать много, если погода не изменится к худшему". Из всех этих примеров
можно уже с некоторым основанием сделать тот вывод, что высокая температура,
благоприятно действующая на растительность, способствует, за немногими
исключениями, и продуктивности гения, подобно тому как она вызывает более
сильное возбуждение в помешанных.
Если бы историки, исписавшие столько бумаги и потратившие
столько времени на подробнейшее изображение жестоких битв или авантюристских
предприятий, осуществленных королями и героями, если бы эти историки с такой же
тщательностью исследовали достопамятную эпоху, когда было сделано то или другое
великое открытие или когда было задумано замечательное произведение искусства,
то они почти наверное убедились бы, что наиболее знойные месяцы и дни
оказываются самыми плодовитыми не только для всей физической природы, но также
и для гениальных умов.
При всей кажущейся неправдоподобности такого влияния оно
подтверждается множеством несомненных фактов. Данте сочинил свой первый сонет
15 июня 1282 года; весною 1300 года он написал "Vita nuova", a 3
апреля начал писать свою великую поэму.
Петрарка задумал "Africana" в марте 1338 года.
Громадная картина Микеланджело, которую Челлини, самый компетентный судья в
этой области, назвал удивительнейшим из произведений гениального живописца,
была скомпонована и окончена в течение трех месяцев, с апреля по июль 1506
года.
Мильтон задумал свою поэму весною.
Галилей открыл кольцо Сатурна в апреле 1611 года.
Лучшие вещи Фосколо были написаны в июле и августе.
Стерн первую из своих проповедей написал в апреле, а в мае
сочинил знаменитую проповедь о заблуждениях совести.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 55 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.