Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов

  Все выпуски  

Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов. О системе образования


О системе образования
4 февраля 2014

Здравствуйте, друзья! В этой статье Вас ждет моя офигенная находка, которой я в конце данной статьи поделюсь с вами! Однако если вы прямо сейчас к ней перейдете, то ничего не поймете! Поэтому прочитайте статью, а затем только посмотрите видео в конце.


В традиционном курсе обществознания наука и образование разделяются, что не совсем верно, на мой взгляд. Мы поговорим сначала об образовании, чтобы понять, как из нее вытекает наука.

Вы прекрасно знаете, что с 1 сентября 2013 года вступил в действие новый закон об образовании. Согласно этому закону образование это – «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных и потребностей и интересов».

Сразу оговоримся, что образование означает исходя из определения здесь как процесс и как система. Это определение процесса!

Из приведенного определения понятия образования не совсем ясно, что такое компетенции. Судя по моему опыту общения со специалистами и по объему прочитанной литературы (а я в декабре прошлого года защитил кандидатскую по социологии образования ;)) могу сказать, что сегодня нет толкового и единого представления о том, что такое компетенции. Одни понимают их как знание, другие как умения. В самом законе об образовании нет определения того, что такое компетенция, что, по меньшей мере, странно.

Я использую то определение, что компетенция это способность применить полученные умения к конкретным жизненным обстоятельствам. Например, я умею делать стол, но оказавшись в лесу, если мне нужно сделать стол, я не найду подходящих деталей. В этом случае, если я владею компетенцией, то смогу использовать подручные средства для сооружения приспособления, похожего на стол.

Образовательная деятельность в связи с этим – это процесс по реализации образовательных программ.  

Как-то так :)

Система же образования (а не процесс!) в нашей стране делится на уровни. Разберем каждый из них.

Общее образование.

Дошкольное образование

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 

Дошкольное образование осуществляется как организациями (например, детскими садами) так и самими родителями.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). 

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности ребенка (формирование у него нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).


Это почти прямая выдержка из закона! Ребят, если это реально так, отпишитесь в комментариях!

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности ребёнка, развитие его интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профориентации. Образование должно подготовить человека к жизни в обществе, самостоятельному и осознанному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

К сожалению, вся эта подготовка сегодня в школе сводится к навыку решения тестов. А жизнь это не только тесты…., и даже далеко не тест. По идее в школе надо давать одну-две рабочие специальности, чтобы дети могли устроиться на работу, чтобы платить за высшее образование, например.

Какими организациями осуществляется общее образование? Общеобразовательные школы, частные школы, интернаты. Для детей с девиантным, то есть, с общественно опасным поведением законом предусмотрены специальные образовательные учреждения .

Далее следует уровень профессионального образования, которое также делится на уровни:

1) среднее профессиональное образование (осуществляется колледжами, техникумами, училищами и пр.);

2)высшее образование – бакалавриат (высшие учебные заведения);

3)высшее образование - специалитет, магистратура (аналогично) ;

4)высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (аналогично).

 Каковы же функции системы образования?

Одна из важнейших функций – функция социализации. О том,  что такое социализация, мы с вами уже разобрали ранее. В школе должна происходить по идее вторичная социализация: ребятёнок должен усвоить моральные, эстетические, этические и иные ценности! В университете или академии происходит профессиональная социализация, когда студент усваивает профессиональную этику, навыки, знания, компетенции.

И вот вы сейчас спросите, что же такое профессиональная этика? Это когда специалиста нельзя подкупить, когда он в высшей степени привержен ценностям своей профессии.

Вторая функция образования профессионально-экономическая. Институт образования готовит высокопрофессиональных специалистов, необходимых для экономического и научного-технического развития страны. Также институт образования проводить профессиональную переподготовку.

Например, надоело вам быть поваром, можно переквалифицироваться в строителя J. Также этот институт проводит повышение квалификации. 

Ещё одна функция образования – культурно-гуматистическая, так как только посредством образования можно постичь культурные ценности как духовные, так и материальные.

 Есть и ещё функции, но эти основные!

Образование строится на трех основных принципах:

Принцип гуманизации – развитие личностной составляющей человека, его нравственности, уважения к себе подобным. Короче, чтобы он не был тупым идиотом, умеющим только хамить людям и пить пиво в подвортне. Ну а судя по количеству именно таких типажей можно судить в целом, удается ли привить эти гуманистические ценности молодежи.

Принцип гуманитаризации – усиление акцента в образовании на изучении гуманитарных дисциплин. Именно поэтому даже в любом техническом изучается история, философия, культурология, психология и педагогика, социология и политология. Ведь именно эти дисциплины расширяют кругозор человека, формируют его нравственные основы, безнадежно утерянные современными молодыми людьми.

Ну например, знаете ли вы чем занимались студенты университетов в 19-м веке в России у себя в общежитиях? Они тайно читали вслух  запрещенные философские сочинения и обсуждали идеи переустройства общества! А сейчас?..

И ещё один принцип – принцип интернационализации, который обеспечивает совместимость разных систем обучения. Например, сегодня спокойно можно поехать на стажировку в Англию, или Германию, так как содержание российского образования должно отвечать международным стандартам.

Вот только эти стандарты не подходят к нашей ментальности и культуре, на мой субъективный взгляд….

А вот та самая находка, о которой я заявил в начале статьи!

Сейчас вы спросите, что Вам делать после школьной скамьи и после сдачи экзаменов? Куда пойти! Я не предлагаю готовых решений. Но предлагаю посмотреть интервью с российским бизнесменом Олегом Тиньковым. Лично я считаю его мнение очень полезным, особенно для тех, кто определяется, как жить дальше!

 

Источник: о системе образования 

С уважением, автор рассылки,

Андрей Пучков

 

 

 

 


В избранное