Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Узкий круг

  Все выпуски  

Узкий круг


Добрый день, друзья!

 

Центральной темой для Пруста было преодоление состояния тревоги. Н.А.Бердяев также пишет, что больше всего его интересовал вопрос о том, как преодолеть подавленность и перейти к подъёму. К.Г.Юнг пишет о феномене необъяснимых духовных сил в человеке.

 

Те закономерности психики, по которым происходит преодоление депрессии, связываются с понятием “Бог”. Как “поверить в Бога”, будучи один на один с требованием лично пережитого опыта веры? Веры, а не суеверных опасений, что сомнения в существовании Бога обернутся неприятностями?

 

В предыдущих выпусках говорилось о том, что психика автономно выходит на те режимы, которые ощущаются как облегчение страданий, преодоление тревоги. Это не что иное, как то, для чего существует эпитет “свыше”. Все “самодельные” средства борьбы с депрессией несостоятельны, дают временный эффект, при тяжёлых формах депрессии оказываются совершенно бесполезными.

 

Человеку, переживающему глубокое разочарование в жизни, нельзя просто “сообщить” некую спасительную идею (в чём бы она ни заключалась).

 

“Самодельность” является однокоренным словом и по сути родственным поведением самоудовлетворению, осуждаемому всеми обществами. Связано это с тем вредом, который оно действительно наносит индивиду, всё дальше уходящему от формирования навыка выхода на излечение при помощи работы памяти и сознания. “Бог имеет не больше власти, чем полицейский”, - пишет Н.А.Бердяев. Это действительно так в том смысле, что человек может прибегать к любым зловредным для него действиям. Остановить же он может только сам себя.

 

Если человеку известно, что посещение социальных сетей его травмирует, но он продолжает принимать в них участие, то нет такого “Бога”, который оградит от вредящего поступка. Человек должен понимать: мне будет хуже. А практиковать он может всё что угодно.



Напоследок приведу две цитаты из книги “Самопознание” Н.А.Бердяева.

 

"Моя религиозная драма прежде всего в том, что я очень мучительно переживаю обычные, ставшие ортодоксальными понятия о Боге и об отношении Бога и человека.

 

Я не сомневаюсь в существовании Бога, но у меня бывают мгновения, когда приходит в голову кошмарная мысль, что они, ортодоксы, мыслящие отношения между Богом и человеком социоморфически, как отношения между господином и рабом, правы, и тогда все погибло, погиб и я.

 

В пределе религий кошмар грезится, как явление злого Бога, который из рабства мыслится людьми как добрый. Этому противополагается иной религиозный опыт – Бог не понят человеком, Бог ждет от человека дерзновенного творческого ответа. Но этим налагается на человека безмерно большая ответственность и тяжесть, чем обычное требование победы над грехами. Предельное дерзновение в том, что от человека зависит не только человеческая судьба, но и божественная судьба." (Глава 7)

 

"Для уяснения моей мысли очень важно понять, что для меня творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога от человека и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога. О творчестве человека верно то же, что и о свободе человека.

 

Свобода человека есть требование Бога от человека, обязанность человека по отношению к Богу. Но Бог не мог открыть человеку то, что человек должен открыть Богу. В Священном Писании мы не находим откровения о творчестве человека. Это не открыто, а сокрыто Богом.

 

Требование, предъявленное мне, чтобы я оправдал ссылкой на тексты Священного Писания свою идею о религиозном смысле творчества человека, было непониманием проблемы. Дерзновение творчества было для меня выполнением воли Бога, но воли не открытой, а сокрытой, оно менее всего направлено против Бога." (Глава 8)

 

---

 

Книга "Самопознание" в электронном виде:

 

http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1940_39_01.htm



До новых встреч!

 


В избранное