2) В городе еще ощутимее и сильнее влияние на (не)обласканную зимой душу этого первого периода рождения весны.
3) Мне стало так, что лучше и быть (не)могло.
4) Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава.
5.
1) Спрятался в куст черныш в надежде, что авось мимо пройдет человек, очарованный пустынностью топкой, никому (не)нужной земли.
2) В необыкновенной, никому (не)знакомой тишине зарождается рассвет.
3) Этот шест (не)достает до дна.
4) (Не)прекращавшаяся метель не давала возможности продвигаться вперед.
А18
В каком(их) предложении(ях) оба выделенных слова пишутся слитно?
1.
1) Репетиции шли (в)продолжение двух недель. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда то(же) как и Шаляпин, молодой начинающий певец.
2) (В)течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. (В)близи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой.
3) Вдруг чайки, как буд(то) сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели (в)дали пароход, и они направились к нему.
4) Около часу свирепствовал вихрь и за(тем) пропал так(же) неожиданно, как появился.
2) После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за(тем), что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, (по)тому что в это время он обдумывал свои произведения.
3) И (по)тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадаться (на)сколько напряженно в это время работал его мозг.
4) Он упал (и)так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу. Все зависит (от)того, что скажет врач.
3.
1) Туман загустел и вскоре стал так резко очерчен, что к нему можно было подойти (в)плотную, протянуть руку и она тот(час) тонула в тумане.
2) (По)тому, как (в)течение нескольких секунд два ряда редких огней внизу слились в две непрерывные огненные черты, Маргарита догадалась, что летит с чудовищной скоростью.
3) (По)прошествии нескольких секунд далеко (в)низу вспыхнуло озеро света: Маргарита летела в виду города.
4) Холмы так(же) тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. И все то(же) небо и грачи, уставшие от зноя.
4.
1) (Без)умолку торопливо стучали над головой чашки, потом звонко несколько часов (к)ряду трещал сверчок.
2) За(то) когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух, как будто не выдержав гнета, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов показалось пепельно-серое кудрявое облако, что(бы) оживить природу.
3) (В)продолжение какого-то времени Маргарита летела в виду стелющегося туманом росистого луга, потом над прудом, за(тем) под Маргаритой, почему-то очень волнуя сердце, шумел поезд.
4) После ночной прогулки я уходил один спать на полу, на галерею, (от)чего испытывал большое удовольствие. В голове у меня было то(же), что у романтических юношей. Я мечтал о поэтическом счастье.
5.
1) Спокойный, пышный, равномерный, как звук, возрастающий блеск пруда так(же) получал для меня странный смысл слишком большой красоты и необыкновенного счастья. Мне казалось в эти минуты, как будто природа, и луна, и я были одно и то(же).
2) Воздух то(же) изнывал от жары и тишины, от(чего) покорная природа цепенела в молчании.
3) Леонтьев протер два небольших оконца и (под)конец затопил печь. В сторожке (в)миг посветлело, она стала обжитой, уютной, добродушной (по)мере движения вперед.
4) Маргарита обогнала поезд и пошла над водным зеркалом, в котором проплывала под ногами вторая луна. Она летела, еще более снизившись, (не)смотря на то, что верхушки громадных сосен задевали ее ноги.
А19
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.
1. Волшебство языка родилось из этой волшебной природы () и удивительных свойств русского человека.
2. Жизнь дается один раз () и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
3. Здесь краски не ярки () и звуки не резки.
4. Он жил раньше не в Москве, а в Петербурге ( ) и там же учился в университете.
5. В сенях пахло свежими яблоками () и висели волчьи и лисьи шкуры.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
А20
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Русый (1) с кудрявой головой (2) без шапки (3) и с расстегнутой на груди рубахой (4) Дымов казался красивым и необыкновенно сильным.
1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 2, 4.
2. Над землей (1) погруженной в ночную мглу (2) раскинулся темный небесный свод (3) с миллионами звезд (4)переливавшихся цветами радуги.
1) 1, 3; 2) 2, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 4.
3. Над горизонтом низко-низко повис месяц (1) такой узенький (2) и такой бледный (3) что его можно было принять за серп (4) слепленный из воска.
1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 3.
4. На этой же неделе (1) в субботу (2) дождь (3) начавшийся еще в среду (4) шедший с утра и до вечера (5) лил как из ведра.
5. На околице Михайловского (1) почти возле калитки (2) ведущей к усадьбе поэта (3) стоит старая-престарая сосна.
1) 1, 3; 2) 2, 3; 3) 2; 4) 1, 2, 3.
А21
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1. С конца сентября наши сад и гумна пустели, погода (1) по обыкновению (2) круто менялась.
Князь воротился, но (3) к всеобщему удивлению и разочарованию (4) даже не заехал в Мордасов.
1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.
2. Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли (1) значит (2) солнце уже склонилось за полдень.
Север (3) в самом деле (4) так же богат красками, как и юг, только палитра их спокойнее и тише.
1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.
3. Весь день море шумело и билось о берег, к вечеру оно устало и (1) наконец (2) затихло. Скоро (3) однако (4) в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь.
1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.
4. Капли росы на ветках, первый луч солнца, веселый разговор цикад и (1) наконец (2) ощущение молодости и счастья сделали эти дни особенными. Я говорил понемногу обо всем, и (3) в частности (4) о спорте.
1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.
5. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника (1) должно быть (2) доносятся и до самолетов. На спектакле я все-таки ходил так, как (3) по моему мнению (4) должен был ходить настоящий, порядочный индеец.
1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.
А22
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1.
1) Большие белые птицы кружат над водой либо садятся отдыхать на камни.
2) Вдали перед ними пестрели и цвели луга и нивы золотые.
3) Художественный метод Врубеля не столько непосредственное наблюдение над видимой натурой сколько метод создания фантастически преображенного мира.
4) Дети собирали и ягоды и грибы и орехи.
2. 1) С поезда сошли мы да какой-то старик.
2) Я непрерывно искал все нового как во внутренней актерской работе так и в режиссерском деле.
3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел.
4) Пускай он послужит в армии да потянет лямку да понюхает пороху.
3.
1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
2) Ждем не дождемся весны.
3) На бесконечном на вольном просторе шум и движение грохот и гром.
4) Сын полковника Тимофеева а также и все его товарищи по классу решили поступить в артиллерийское училище.
4.
1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
2) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.
3) Иные хозяева вырастили уже вишни или сирень или жасмин.
4) Знакомы мы были если и не всю жизнь то по крайней мере с детства.
5.
1) Робко выглянула луна да тотчас же скрылась за проходившим облаком.
2) Пушкин точнее любого другого писателя или поэта связан со всей русской культурой.
3) И в каждом его шаге и взмахе косой чувствовалось умение и присутствие громадной физической силы.
4) Буря стонет и снасти рвет и мачту клонит.
А23
Как объяснить постановку двоеточия в данных предложениях?
1. Я в кибитке валкой еду да тоскую: скучно мне да жалко сторону родную.
2. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.
3. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного предложения заключает в себе следствие, вывод из того, что говорится в первой.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.
А24
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Мы стояли около избы (1) новую тесовую крышу (2) которой (3) заметили еще издали.
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 1, 3.
2. Лейтенант (1) ясный и звучный голос (2) которого (3) вернул нам равновесие (4) скомандовал приготовиться к контратаке.
1) 1, 4; 2) 2; 3) 3; 4) 1, 3.
3. Он желал (1) чтоб ветер выл не так уныло (2) и чтобы дождь в окно стучал (3) не так сердито.
1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 2.
4. Лучший пловец (1) на которого возлагала надежды вся команда миноносца (2) и без которого нельзя было представить себе ни одного состязания (3) вдруг заболел.
1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 3.
5. Сознание (1) что склоны этих оврагов скоро будут превращены в террасы (2) засажены лесом (3) вишневыми и яблочными садами (4) и что в этом будет часть его труда (5) наполняло Колю гордостью.