Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Управление личными финансами

  Все выпуски  

Управление личными финансами. ДЕТИ И ДЕНЬГИ


УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫМ КАПИТАЛОМ  08 сентября 2011г.

Владимир Савенок   «Для Вас, как для себя»

Корреспондент одной региональной газеты прислала мне вопросы с просьбой дать на них ответы или комментарии. При этом она сказала, что данные вопросы интересуют не только читателей газеты, но и ее лично, т.к. она является мамой двоих детей и вопрос отношения детей к деньгам ее очень волнует.
Мне показалось, что эти вопросы волнуют не только ее и читателей газеты, но будут интересны и многим из вас.
Обратите внимание на то, что практически все вопросы по данной тематике вторгаются в область психологии отношений между детьми и взрослыми...

ДЕТИ И ДЕНЬГИ


Вначале – несколько небольших объявлений:

Консультации Владимира Савенка в Москве
С 5 по 16 сентября 2011 года. Подробности - на сайте

Видеоконференция «Как стать финансовым консультантом?»
Ответы на вопросы по дистанционному курсу «Школа Финансового Консультанта». Подробности - на сайте

Семинар "Инвестирование в России и за рубежом"
8 и 22 сентября, Москва. Подробности - на сайте

Семинар В.Савенка «ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫМ КАПИТАЛОМ»
10-11 сентября - Уфа, 15 октября - Санкт-Петербург, Алматы. Подробности - на сайте


ВОПРОС: С какого возраста следуют объяснять детям, что такое деньги, как планировать бюджет и так далее?


ОТВЕТ: Я считаю, что с 7-8 лет деньги должны понимать значение денег в жизни семьи. Нужно давать им какие-то суммы, чтобы они могли ими распоряжаться самостоятельно, без советов родителей. Планирование бюджета - более сложный вопрос и они сами должны придти к этому, когда поймут, почему деньги, которые им дали на неделю, закончились через 2 дня. Вот тогда они начнут планировать свои расходы. И, если денег им недостаточно, они задумаются о том, как и где их заработать.



В: В какой форме это лучше делать - купить какую-нибудь книжку, через какие-то игровые моменты? Помогают ли всякие игры типа "Монополии" (если да, то может подскажите, какие еще есть варианты)?


О: Книжки они читать не будут - это проверено на практике. Даже взрослых, которые не управляют своими деньгами, не заставишь читать такие книги. А вот игры - это как раз то, что поможет детям получить начальные знания о том, как работают деньги. Классическая "Монополия" - лучший вариант. Все остальные игры - это разновидность Монополии. Денежный поток Кийосаки - тоже очень полезная игра и ее несложно найти.
Но самым эффективной формой обучения является, как я говорил выше, практика. Дайте детям в руки настоящие деньги, а не бумажки, чтобы они на практике узнали о ценах на товары и продукты. Пусть они ходят в магазин и покупают иногда продукты для дома. Чем раньше у них появится практический опыт, тем лучше. Ведь игра - это только игра.
Когда мы ходили семьей в парк, мы сами покупали нашим детям билеты на разные аттракционы, которые им нравились (а нравились им практически все аттракционы), что выливалось для нас в немалую копейку.
Однажды мы с женой решили не покупать детям билеты на аттракционы, а дать им деньги, чтобы они сами выбирали, на что покупать билеты, а что им не нужно. Должен сказать, что дети были очень довольны таким решением и с удовольствием отправились тратить свои деньги.

Когда они вернулись, мы спросили, на чем они катались и все ли деньги потратили. Их ответ был совершенно неожиданным – «А мы не катались на аттракционах вообще – мы только купили сахарную вату и поп корн. Поэтому оставшиеся деньги мы потратим на что-нибудь другое».



В: Многие семьи ужимают свои расходы. Что можно сократить, на ваш взгляд, безболезненно в плане "детских расходов" и как объяснять это ребенку? Например, одна моя знакомая рассказывает детям "Мы это не покупаем, потому  что это вредные продукты".


О: На этот вопрос довольно сложно ответить. Особенно тем, кто ранее покупал массу ненужных вещей и игрушек по любому капризу ребенка. Я однажды встретил знакомую молодую пару с ребенком на прогулке. Эта молодая пара не очень состоятельная - хотя оба и работают, но работают в госструктурах на невысоких должностях. Но при этом ребенок ехал на дорогущей детской машине, работающей от аккумулятора. Семье пришлось серьезно ужать свои ежемесячные траты, чтобы купить ребенку такой автомобиль. Я считаю, что даже в лучшие времена не стоит так баловать ребенка - достаточно дать ему накататься на таком автомобиле в парке.
Детям сложно что-то объяснить... Они всегда хотят иметь то, что им в данный момент нравится. Если им нравится гамбургеры в Мак Дональдсе, можете говорить об их вреде часами - ребенок все равно будет тянуть вас за руку в МакДональдс. Если кто-то ездит на скутере, ему нужно срочно купить скутер. Если вы будете всегда исполнять все желания ребенка, вам сложно будет объяснить ему, почему сейчас он не может иметь то, что хочет.

Если же вы подходили к покупке вещей и игрушек для детей более обдуманно, я не думаю, что у вас будут проблемы с тем, чтобы объяснить ребенку, почему вы не можете купить ему ту или иную вещь.



В: Стоит ли сейчас экономить на всяких курсах, репетиторах, особенно, если видно, что ребенок занимается через силу?


О: Если ребенок занимается через силу, всячески противится этому, вероятность того, что он получит какую-то пользу от репетиторов, весьма низка. В таком случае расходы на репетиторов можно считать просто выброшенными деньгами и стоит от них отказаться (это – мое мнение). В других случаях, когда репетиторы необходимы для поступления в гимназию, лицей, университет, не стоит убирать эти расходы из вашего бюджета.



В: Когда родители переходят на более дешевые продукты, более дешевые игрушки, более дешевую одежду для ребенка из-за кризиса, не сформирует ли это мысли, что "можно так всю жизнь перебиваться и экономить и не стремиться зарабатывать больше"?


О: Очень многие так и живут всегда - перебиваются, не стремясь зарабатывать больше. Это - вопрос отношения к жизни и более относится к психологии. Если же люди ранее жили хорошо - покупали хорошие продукты, отдыхали в хороших отелях и т.д., то они, скорее всего, захотят вернуться к такому образу жизни как можно быстрее и будут искать пути для этого. Мне так кажется...

 


В: Как быть в так называемый переходный возраст, когда подростку хочется хорошо выглядеть, ему нужны "телефоны круче, чем у соседа по парте" и так далее, а у родителей сильно упал доход и они не могут позволить обеспечивать ребенка так, как раньше. Как не растратить последние деньги, но и не сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя "белой вороной"?


О: Подростки - очень сложный народ. Но они находятся в том возрасте, когда должны понимать, что такое деньги и откуда они появляются. Они всегда видели, что родители целыми днями находятся на работе и только один месяц в году ездят на отдых.
И это все для того, чтобы в семье были деньги. Поэтому подростки должны не только просить для себя новые "игрушки", а подумать над тем, как и самим заработать деньги для их покупки. В летний сезон вполне можно найти какую-нибудь подработку и заработать деньги на свои нужды. Это будет серьезной помощью родителям, если им не придется покупать дорогую вещь для ребенка только за собственный счет.
Что касается более крутых телефонов и прочего, на которые не хватает текущих доходов, то стоит взглянуть не на новый телефон, а на б/у. Мой знакомый покупает все дорогие вещи своим детям на аукционе EBay. Есть такое понятие, как refurbished (отреставрированный) продукт. То есть б/у iPhone реставрируют и он становится, как новый. Стоимость такого телефона вдвойне ниже нового. Кстати, можно поручить вопрос поиска такого телефона или iPod и условий его приобретения своему ребенку-подростку. Уверен, что они прекрасно разбираются в компьютерах и интернете и для них это будет даже интересно.

 


В: Стоит ли сейчас отправлять подростка подрабатывать? Нужно ли платить ребенку за то, что он делает какие-то дела по дому или помогает маме или папе?

О: Отправить ребенка подрабатывать нужно обязательно, если есть такая возможность - только поработав, он сможет узнать цену денег и понять своих родителей. Что касается оплаты работы по дому или на даче, то здесь нужно разделить обязанности, которые оплачиваются и которые он должен делать бесплатно. Например, не стоит платить за то, что ребенок должен убирать свою постель и убирать за собой посуду на кухне. Но если на даче заросли, и я прошу сына скосить траву, я плачу ему за это. Родители должны сами предложить ребенку работу по дому или саду, которая будет оплачена. Лучшим стимулом во все времена всегда были и остаются деньги, как бы не пыталась советская власть на протяжении 70 лет изменить этот постулат.



В: Если ребенок уже начал немного зарабатывать (например, продавать свои собственные картины), как сейчас ему нужно тратить эти деньги: только на себя и свои развлечения или в виду кризиса отдавать родителям?


О: Не думаю, что родители имеют право брать у ребенка его заработанные деньги, если сами находятся в трудоспособном возрасте. Первые деньги ребенок всегда должен потратить сам. Причем, неважно как и куда - пусть он купит какую-нибудь ненужную и дорогую вещь. Это будет для него первым уроком, который когда-то все равно придется пройти. Если ребенок начал зарабатывать постоянно, предложите ему подумать о том, чтобы не тратить все заработанные деньги сразу, а накопить на более дорогую вещь. Или на примере того, как в кризис можно оказаться без денег, порекомендуйте ему откладывать часть суммы на свой банковский счет.



В: Как быть, если мальчик-подросток все свои карманные деньги тратит, например, на девочку, которая ему нравится. Стоит ли его отговаривать? Сокращать карманные расходы?


О: Сокращать расходы нельзя, если на то нет другой более веской причины, чем та, что вам не нравится девочка вашего сына. Подростки очень упрямые и в данном случае такая мера может только навредить. Если вы попробуете его отговорить от траты всех денег на девочку, это тоже неэффективная мера. Я бы смотрел более позитивно на данную ситуацию - если тебе не хватает на твою девочку карманных денег, подумай о том, как их (деньги) можно заработать. Часто страстное желание иметь больше денег может сделать человека более творческим и поможет ему найти пути зарабатывания денег самостоятельно.


 


Присылайте мне ваши вопросы по адресу  vsavenok@lkapital.ru

Владимир Савенок,

E-mail:   vsavenok@lkapital.ru
URL:       www.lkapital.ru
www.e-financialconsulting.com

 

В избранное