Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Товарные знаки и торговые марки. Вопросы и ответы





услуги патентных поверенных регистрация торговой
марки
 


Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Свои вопросы по теме "Товарные знаки и торговые марки" присылайте на электронный ящик patent-bureau@mail.ru.

С ответами на актуальные вопросы в отношении юридической защиты различных объектов интеллектуальной собственности Вы можете ознакомиться на нашем сайте, в разделе "Консультации" www.patent-bureau.ru/Consulting


Вопрос:
В ходе изучения рынка модной одежды в Перми мы столкнулись со случаем незаконного использования торговой марки: пермский предприниматель продолжал работать под фирменным логотипом Zarina в течение года после момента расторжения договора франчайзинга. Вы не могли бы сказать, насколько часто в вашей практике происходили подобные нарушения именно в сфере франчайзинга и какие меры в данной ситуации может принять франчайзер? Какие риски несет бывший франчайзи, совершая данное нарушение?

Ответ:
В данном случае нужно проанализировать договорные отношения между сторонами франшизы(по законодательству России - договора коммерческой концессии), так как чистым нарушителем назвать бывшего франчайзи нельзя, если он ранее работал по договору.
Многое зависит от содержания договора и взятых сторонами обязательств, в том числе после его расторжения.
Такие ситуации случаются нередко, и в каждом случае они различаются.

Во-первых, по чьей инициативе расторгнут договор и выполнила ли сторона - инициатор расторжения, свои обязательства.
Например, франчайзор по своей инициативе расторгает договор, мотивируя его несоблюдением обязательств со стороны франчайзи, например, ввиду неоплаты или задержки оплаты роялти. Однако франчайзи может оспаривать расторжение по такой причине, ссылаясь на объективные обстоятельства(падение спроса, кризис, форс-мажорные обстоятельства и т.п.).
Или наоборот, франчайзи расторгает договор по своей инициативе, так как считает размеры роялти завышенными, либо считает, что теперь уже сам может работать на рынке, даже без франшизы.
Во-вторых, договоры обычно предусматривают определенный период, в течение которого франчайзи вправе реализовывать продукцию/оказывать услуги по под маркой франчайзора и после расторжения договора, т.к. одномоментное прекращение деятельности франчайзи нереально.
Обычно для этого дается срок 1, 2, 3 или даже больше месяцев, однако бывают договоры, в которых предусмотрено немедленное прекращение деятельности франчайзи под маркой франчайзора.
Но в любом случае договоры должны предусматривать согласительные процедуры в течение определенного срока после получения претензий одной из сторон к другой стороне по несоблюдению условий договора. То есть, например, при несоблюдении франчайзи качества продукции/услуг франчайзор предупреждает франчайзи и дает ему срок для исправления качества, а в случае неустранения недостатков уже вправе инициировать расторжения договора.

Полагаю, что указанный в Вашем письме срок незаконного использования марки франчайзора в течение года велик и вряд ли был предусмотрен договором франшизы. В этом случае франчайзор вправе обратиться в арбитраж с иском к бывшему франчайзи с требованием прекратить нарушение своих прав на торговую марку и выплатой компенсации/возмещением ущерба.
При этом франчайзи, если ему не удастся доказать в суде незаконность расторжения договора, а в самом договоре не был предусмотрена возможность использования им марки на такой длительный срок после расторжения договора, понесет ответственность в виде запрета на использование марки и возмещения убытков/компенсации. Возможно и уголовное преследование франчайзи, предусмотренное ст.180 УК РФ("Незаконное использование товарного знака").
Конечно, каждая из сторон будет представлять доводы и доказательства в свою пользу, и предсказать результат сложно. Но по общим правилам... прочитать полный ответ >>>

С уважением,
Выгодин Борис Анатольевич,
Патентный поверенный РФ,
www.patent-bureau.ru




В избранное