Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Товарные знаки как средства индивидуализации





услуги патентных поверенных регистрация торговой марки
 


Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Вопросы по теме "Товарные знаки и торговые марки. Вопросы и ответы" присылайте на ящик vygodin@mail.ru


Сегодня вашему вниманию предлагается 1 часть статьи "Товарные знаки как средства индивидуализации", которая публиковалась в октябре в журнале "The Angel investor".

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ

Товарным знаком/знаком обслуживания (далее – товарный знак) согласно ст.1477 ГК РФ признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров, а также выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Физические лица не могут являться субъектами данного права, что подчеркнуто ст.1478 ГК РФ.
Происхождение товарных знаков, как условных обозначений на изделиях и упаковке, по разным источникам, ведут от «тавра», которым клеймили скот, от древних греков, ставящих на амфорах клейма изготовителя продукта, а также из других источников. В обиходе используются также термины «торговая марка», «торговый знак», «сервисная марка», «бренд».
Таким образом, требованием к товарному знаку является представление его в виде условного обозначения (символа), помещаемого на товаре, упаковке, сопроводительной документации и др.
Другим требованием является его различительная способность, т.е. возможность с помощью товарного знака отличать маркируемую им продукцию от аналогичной продукции других производителей.
Кроме того, знак должен обладать новизной и быть зарегистрированным Роспатентом в установленном порядке (или охраняемым без регистрации в силу международных договоров). Знаки можно классифицировать по форме выражения (словесные, изобразительные, комбинированные, объемные, звуковые, световые, обонятельные или другие), по числу субъектов (индивидуальные и коллективные), по степени известности (обычные и общеизвестные).
Наибольшее распространение среди используемых получили словесные, изобразительные и комбинированные обозначения, регистрируемые на одного владельца. Коллективные товарные знаки (ст.1508, 1509 ГК РФ), как и признаваемые общеизвестными (1510-1511 ГК РФ) достаточно редки, ниже будут рассмотрены особенности их правовой охраны.
Заявки на товарные знаки проходят проверочную экспертизу в Роспатенте, в ходе которой проверятся соответствие их требованиям ст.1483 ГК РФ. Эти требования указаны в виде перечня оснований для отказа в регистрации знаков. Таких оснований достаточно много, их можно условно разделить на две группы. К одной из них относятся «абсолютные» основания (п.1-3 ст.1483), ко второй – «относительные» основания (п.4-10 ст.1483). Такое деление условно, но его можно обосновать тем, что в первом случае рассматриваются требования к самим обозначениям, а во втором проводится сравнение этих обозначений относительно известных ранее.
В свою очередь, к первой группе обозначений, не регистрируемых по «абсолютным» основаниям, можно отнести:
1) обозначения, не регистрируемые ввиду неспособности выполнять функции товарных знаков (п.1 ст.1483),
2) обозначения, не регистрируемые ввиду необходимости охраны прав и законных интересов третьих лиц (п.2-5 ст.1483).

Рассмотрим подробнее эти «абсолютные» основания для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков.
Неспособность обозначения выполнять функции товарного знака выражается в том, что такие обозначения не обладают различительной способностью или состоят только из элементов:
-вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (ставшие указанием конкретного вида товара в результате его длительного использования различными производителями, например, «пейджер», «нейлон»);
-являющихся общепринятыми символами и терминами (символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, а также применяемые в науке и технике условные обозначения, например, «консалтинг», «бухучет»);
-характеризующих товары (указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место и способ производства и сбыта), т.е. большинство обозначений, присутствующих на этикетках товаров;
-представляющих собой общепринятую форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
При этом к обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться следующие:
-обозначения в виде отдельных букв, цифр, не имеющих графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера (например, «НКРС», «КП»); линий, фигур и их сочетаний, не образующих композиций;
-реалистические или схематические изображения товаров;
-трехмерные объекты, форма которых обусловлена их функциональным назначением;
-общепринятые наименования, обычно простые указания товаров, сокращенные наименования или аббревиатуры предприятий, отраслей.

Необходимость охраны прав и законных интересов третьих лиц выражается в невозможности регистрации обозначений:
1)состоящих только из следующих элементов или сходных с ними до степени смешения (п.2.ст.1483 ГК РФ):
-государственных гербов, флагов и других государственных символов и знаков;
-наименований международных и межправительственных организаций, их гербов, флагов, символов и знаков;
-официальных контрольных, гарантийных или пробирных клейм, печатей, наград и других знаков отличия;
Такие требования обусловлены обязательствами России по международным договорам.
2)представляющих собой или содержащих элементы (п.3 ст.1483 ГК РФ):
-ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его производителя (создающие представление о товаре или его производителе, не соответствующее действительности (например, изображение «Биг Бена» на упаковке чая, выпускаемого отечественным производителем)
-противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (непристойные, антигуманные, оскорбляющие достоинство, религиозные чувства и др.).

Рассмотрим подробнее «относительные» основания для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков. Невозможность их регистрации обусловлена необходимостью охраны общественных интересов и публичного порядка.
По этим основаниям не могут быть зарегистрированы обозначения:
1)тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов всемирного или российского культурного наследия, культурных ценностей без согласия их собственников (например, скульптура «рабочий и колхозница») (п.4 ст.1483)
2)представляющие собой или содержащие элементы, охраняемые в других государствах для обозначения производимых там вин и спиртных напитков, согласно международным договорам России (например, «шампанское», «коньяк») (п.5 ст.1483)
3)тождественных или сходных до степени смешения с:
- зарегистрированными товарными знаками других лиц в отношении однородных товаров, имеющими более ранний приоритет;
-заявленными на регистрацию товарными знаками в отношении однородных товаров, имеющими более ранний приоритет;
- товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в России, в отношении однородных товаров;
4) тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров (п.7 ст.1483);
5) тождественные или сходные до степени смешения с фирменным наименованием, коммерческим обозначением, селекционным достижением, права на которые возникли в России у другого лица раньше; (п.8 ст.1483)
6) тождественные (п.9 ст.1483):
-названию известного в России на дату подачи заявки произведению науки, литературы или искусства, персонажу, цитате или фрагменту из них, если права на эти произведения возникли до даты приоритета товарного знака
-имени, псевдониму, производному от них обозначению, портрету, факсимиле известного в России лица, без его согласия
-промышленному образцу (объекту дизайна), знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого знака.

Как видно из сказанного выше, требования к регистрируемому товарному знаку достаточно строгие, поэтому и перечень прав его владельца достаточно внушителен и опирается на поддержку государства как в рамках норм гражданского, так и административного и уголовного кодекса России.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ (ст.1508-1509 ГК РФ) И ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ (ст.1510-1511 ГК РФ) ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Согласно законодательству России, коллективный товарный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качеств или иными общими характеристиками. При этом пользоваться коллективным знаком может каждое из входящих в объединение лиц.
В отличие от обычных товарных знаков, право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора. Для регистрации коллективного знака необходимо представить его устав, содержащий сведения о входящих в него лицах, цели регистрации, единых характеристик товаров, условий его использования и контролем за ним, а также ответственности за нарушение устава.
Регистрация коллективного знака может быть прекращена при условии его использования на товарах, не обладающих общими характеристиками. Коллективные знаки не получили распространения в России.

В отличие от них, статус общеизвестных товарных знаков достаточно престижен и поэтому количество их регистраций растет. Такой статус получили в России как иностранные владельцы (например,Coca-Cola, Lipton, INTEL), так и российские (например, ГАЗ, Лукойл, МиГ, Газпром, Ява, Гарант, Известия, Уралмаш).
Регистрация общеизвестного знака дает ряд преимуществ владельцу. В частности, правовая охрана таких знаков действует бессрочно и распространяется на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого знака будет ассоциироваться у потребителей с владельцем общеизвестного знака. Для такой регистрации необходимо, чтобы знак в результате интенсивного использования стал широко известен в России среди потребителей в отношении определенных товаров или услуг. В числе документов и сведений, представляемых в Роспатент для подтверждения такой известности, могут быть сведения об интенсивном использовании знака, которые подтверждаются объемом реализации товаров, способом использования знака, количеством потребителей товара, положением изготовителя на рынке, затратах на рекламу, странах известности знака, результатах опроса потребителей, проведенных специализированными организациями.

ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ (РАЗРАБОТКИ) ТОВАРНОГО ЗНАКА

Разработка и создание новых товарных знаков, т.н. нейминг, как и вообще креатив в этой области, стали достаточно модными и распространенными. Этим занимаются как рекламные агентства, так и специализированные фирмы, имеющие в штате филологов, психологов, лингвистов, маркетологов и других специалистов, участие которых может повлиять на успех созданной марки при введении ее в хозяйственный оборот.
При такой работе создателей новых торговых марок ждет множество подводных камней. Помимо перечисленных выше требований к товарному знаку, указанных в законе, необходимо учитывать также восприятие придуманного знака потребителем. Следует избегать двусмысленных слов и выражений («мы обуем всю страну», «топ-модели доступны», «продать друга легко», «свежая водка»), неустойчивых к трансформациям («Золотая бочка/почка»), не отражающих адекватно деятельность владельца знака (продуктовый магазин «Синтез») и не вызывающих положительных ассоциаций («оттер попс – заморозь и съешь», косметический салон «Дитя порока», использование слова «пирамида»).
То есть, необходим контекстуальный анализ (на известность ранее использовавшихся вариантов придуманного слова), анализ на ассоциативность (с чем ассоциируется придуманное слово или словосочетание), устойчивость к трансформациям (возможность изменить смысл слова путем перестановки, добавления или исключения букв, смены ударения и др.). Тогда не будет «курицы с рысью», «поросятины в собственном жилье» и селедки «у Васи».
Дополнительную информацию по данной теме можно посмотреть в ответах на вопросы раздела «консультация» по теме «товарные знаки» на www.patent-bureau.ru.

Вопросы использования и распоряжения товарным знаком, прекращения прав на знак, защиты прав на знаки и захвата знаков, а также наименование мест происхождения товаров будут рассмотрены в следующей статье.

С уважением,
Выгодин Борис Анатольевич,
Патентный поверенный РФ,
www.patent-bureau.ru.



В избранное