Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Товарные знаки и торговые марки. Вопросы и ответы


Добрый день, уважаемые подписчики!
Вопросы и предложения по теме "Товарные знаки и торговые марки" вы можете присылать на мой личный электронный ящик vygodin@mail.ru

Вопрос:
Добрый день!
Прошу вас помочь.
1) В чем разница между понятиями "Товарный знак" и "Знак обслуживания"?
2) Что такое "фирменное наименование" и чем оно отличается от вышеуказанных терминов?
3) Наименование места происхождения товара - это (из Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О товарных знаках.....) "обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами".
Минеральная вода "Байкал", изготовленная в районе озера Байкал, - это название относится к понятию "Наименованию места происхождения товара"?
4) Что такое "коммерческое обозначение" и чем этот термин отличается от "товарного знака", "знака обслуживания", "фирменного обозначения"?

С уважением, Николай

Ответ:
Уважаемый Николай, отвечаю.
Как я полагаю, соотношение между указанными Вами объектами (фирменным наименованием и коммерческим обозначением, а также товарным знаком, знаком обслуживания и наименованием мест происхождения товаров) следующее.
Все перечисленные объекты относятся к обозначениям и служат средством индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (товаров, услуг).
Первые два - фирменные наименования и коммерческие обозначения - служат для индивидуализации участников гражданского оборота (фирм или индивидуальных предпринимателей). Фирменное наименование (фирма) - наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников. Структура фирменного наименования состоит из обязательной части (корпуса фирмы) - его организационно-правовой формы (например, ООО, ЗАО), а в отдельных случаях также типа и предмета деятельности (государственное, частное, муниципальное) или профиля деятельности (производственное, страховое, научное), а также необязательной части (дополнения), например, номера (трест №7), специального наименования ("Знамя", "Калибр"), сокращений (МТЗ, ЧТК) и других.
Коммерческое обозначение - это принятое фирмой и широко известное наименование, символизирующее деятельность предприятия и используемое в ее деятельности, которое охраняется без специальной регистрации (примеры - Майкрософт, Дебенхемс, Газпром, Роснефть) и которое мы можем встречать повсеместно: названия ресторанов, кафе, магазинов и.т.д.
Разница между описанными двумя объектами в функциях - коммерческое обозначение обычно используется в отношениях между потребителями и предпринимателями, а фирменное наименование - в деловых отношениях между фирмами. Кроме того, коммерческими обозначениями могут быть не только наименования (как с фирменными наименованиями), но рисунки, цвета, звуки и др.
Если фирменное наименование достаточно подробно отражено в нормативной базе (Положении о фирме 1927г., ГК РФ, "О законах об акционерных обществах и обществах с ограниченной отвественностью и др."), то коммерческое обозначение только упомянуто в ГК РФ (ст. 138, п. 1 ст. 1027).
В отличие от упомянутых двух объектов товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товаров служат для индивидуализации товаров, работ или услуг, а не участников гражданского оборота. Если упомянутые выше фирменное наименование и коммерческое обозначение регистрируются административными органами или вообще не регистрируются, то товарные знаки и наименования мест происхождения товаров регистрируются Роспатентом и без такой регистрации недействительны.
Различия также заключаются в сроке действия сравниваемых обозначений и необходимости его продления, поскольку фирменное наименование и коммерческое обозначения не определены сроком действия, а товарные знаки и наименования мест происхождения товаров действуют сроком 10 лет с даты подачи заявки на их регистрацию, с возможностью продления этого срока каждый раз на 10 лет при условии оплаты пошлины.
Нормативная база о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров содержится в Законе " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 1992г.

С уважением,
Выгодин Борис Анатольевич,
Патентный поверенный РФ,
www.patent-bureau.ru.



В избранное