Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Торговые марки. Патентно-правовые вопросы и ответы


Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Вопрос:
Здравствуйте!
Меня интересуют ответы на следующие вопросы:
- юридическое или физическое лицо может быть владельцем товарного знака (возможно ли владение товарным знаком несколькими лицами)?
- права владельца товарного знака (как владелец может распоряжаться своими правами на ТЗ)?

С уважением, Александр

Ответ:
Уважаемый Александр, отвечаю:
1. Согласно Закону РФ "О товарных знаках…" владельцем товарного знака может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. При этом второй случай (владение товарным знаком физическим лицом) имеет значительное распространение, т.к. позволяет предоставлять право на использование знака различным фирмам без риска потерять право на знак в случае смены руководства, владельцев (акционеров) или ликвидации фирмы.
2. Российским законодательством не предусмотрено владение товарным знаком несколькими лицами, за исключением коллективного товарного знака (ст.20 Закона), предназначенного для использования объединением лиц, товары которых обладают едиными качественными или иными общими характеристиками. Владение коллективным знаком требует написания Устава товарного знака и практически не используется в России (например - использование товарного знака "ПРИМА" для сигарет, которые производятся несколькими десятками табачных фабрик, входящих в ассоциацию табакопроизводителей России).
3. Правообладатель вправе как использовать товарный знак, так и запрещать его использование другим лицам. При этом использованием знака согласно ст.22 Закона считается применение его на товарах и\или их упаковке самим правообладателем или другим лицом на основе лицензионного договора, а также применение знака в рекламе, печатных изданиях, на бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.
4. Лица-посредники на основе договора с производителем товара могут использовать свой товарный знак наряду со знаком производителя товара или вместо его знака. 5. Распоряжение правами на товарный знак возможно как в форме передачи права (уступки знака), так и в форме предоставления лицензии не его использование. При этом уступка знака, так же, как и предоставление лицензии возможны в отношении только части товаров и/или услуг, в отношении которых знак зарегистрирован. Такие договоры подлежат обязательной регистрации в Роспатенте, без которой недействительны.
6. В последнее время все большее распространение получает использование коммерческой концессии (франшизы), согласно которой франчайзором (правообладетелем) предоставляется франчайзи (пользователю) комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, а именно: право на фирменное наименование и коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак и знак обслуживания, т.е. фактически права на методы ведения бизнеса.

С уважением,
Выгодин Борис Анатольевич,
Патентный поверенный РФ,
www.patent-bureau.ru

P.S. Читатели данной рассылки могут присылать свои вопросы по теме на мой личный электронный ящик vygodin@mail.ru.


В избранное