Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Работаю в мебельной компании дизайнером-конструктором..."





услуги патентных поверенных регистрация торговой марки
 


Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Вопросы по теме "Патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" присылайте на ящик vygodin@mail.ru. Будем рады Вам помочь!

С ответами на актуальные вопросы в отношении юридической защиты различных объектов интеллектуальной собственности Вы можете ознакомиться на нашем сайте, в разделе "Консультации" www.patent-bureau.ru/Consulting


Вопрос 1:
Мы - проектно-строительная компания, предполагаем продвигать свои услуги, организовав рекламную площадку с макетами домов - некий "парк проектов".
Подобного пока нет, и нас интересует:
- является ли эта идея оригинальной с точки зрения патентования или авторских прав?
- возможно ли защитить этот способ продвижения от копирования другими организациями?
- как нам скорректировать эту идею и сделать её оригинальной?
- каковы условия и подробности сопровождения Вашей организацией этого процесса?

Ответ:
Не могу оценить с точки зрения оригинальности идеи именно в отношении проектов домов, т.к. для этого нужен поиск аналогичных решений. Но сама идея организации и использования базы разработок по определенным темам, безусловно, известна. Полагаю, что и рекламные площадки с базами различных товаров и/или услуг также широко известны.

Поскольку идеи не патентуются, то полагаю, что единственным адекватным способом охраны прав в Вашем случае может быть регистрация в Роспатенте программного продукта, точнее, базы данных об этих проектах. При этом объектом защиты будет не само содержание базы, а форма представления и организации данных базы, раскрывающая оригинальность подбора и организации данных или ее информационного наполнения, т.е, например, структурная схема базы, перечень полей базы с указанием реквизитов, каталоги файлов и логические структурные схемы документов, словари языка и т.д. Поскольку организация базы данных о стоительных проектах (названной Вами "парк проектов") имеет свои нюансы и отличия от организации баз данных, например, товаров промышленного или хозяйственно-бытового назначения, то надо полагать, что эти особенности отразятся и на принципах построения и организации базы. Это и послужит основой для получения охраны Вашей разработки.
Если Вы готовы к такой форме охраны прав, мы можем помочь в ее оформлении и регистрации в Роспатенте.

С уважением,
Выгодин Борис Анатольевич,
Патентный поверенный РФ,
www.patent-bureau.ru.


Вопрос 2:
Работаю в мебельной компании в РФ, дизайнером-конструктором. Мною было придумана стенка под ТВ, которая очень успешно продётся большими партиями, патент на это изделие я не получал. Могу я сейчас получить патент?
Компания не сможет оспорить мое право на интеллектуальную собственность, сказав что это придумал не лично я, а директор? Компания, в которой я работаю, должна будет выкупить у меня право на производство?
Насколько мне известно, производство запатентованного изделия, в частности мебели, легко "обходится" банальным изменением цвета или одного из размеров этого изделия, и право на производство можно не покупать, это правда?

Ответ:
Давайте покопаемся в куче Ваших вопросов, т.к. эту кучу можно разделить на три меньших: возможность получения патента, взаимоотношения с фирмой и "обход" патента.

1 куча. Патент на придуманную Вами стенку под ТВ по закону получить нельзя, но на практике возможно.
По закону нельзя, потому что изделие уже продается, а факт открытого применения(в данном случае посредством продажи) исключает возможность патентования, даже если патент будет заявляться на имя действительного автора.
На практике получить патент возможно, для этого можно использовать предусмотренную законом (п.4ст.1352 ГК РФ) льготу по новизне, согласно которой раскрытие информации автором или с его ведома в течение 6мес. не препятствует патентованию изделия.
Если экспертиза Роспатента найдет информацию о продажах изделия, постарайтесь прибегнуть к данной норме. Обычно экспертиза в таких случаях относится лояльно к действительным авторам, особенно при небольших нарушениях указанного срока.

2 куча. Теперь о возможности фирмы оспорить Ваш патент, если его удастся получить. Если Вы действительный автор, то директору фирмы нет резона доказывать свое авторство ввиду бесперспективности этого. Должны остаться Ваши эскизы, задание на разработку, компьютерные файлы, наконец, свидетели. Поэтому разумный директор будет оспаривать не авторство, а владение патентом, т.е. доказывать право собственности фирмы на этот патент. Это значительно легче, чем доказывать авторство, да и правда вполне может быть на его стороне. Поскольку Вы работаете на фирме, то и все разработки должны принадлежать фирме, если договором между Вами и фирмой не предусмотрено иное(п.3. ст.1370 ГК РФ).
Так что директор фирмы может пойти следующими путями:
-предложить Вам передать патент фирме, взамен на авторское вознаграждение, сумма которого является предметом переговоров, как и размер компенсации за уступку патента
-если договоренность не будет достигнута, директор может в судебном порядке оспорить выдачу патента по мотиву неправомерного получения Вами патента на служебную разработку
-при Вашем отказе уступить патент постараться аннулировать его в Палате по патентным спорам Роспатента по мотиву преждевременного раскрытия информации путем открытого применения, о чем говорилось выше.
Тогда все остаются у разбитого корыта: патента нет, платежей за патент также нет, как и авторского вознаграждения. Да еще нет защиты от возможного контрафакта, льгот патентообладателю, наценки на изделия, защищенные патентом и других радостей.
Поэтому лучше прибегнуть к известной формуле персонажа Ильфа-Петрова о том, что "согласие есть продукт при полном непротивлении сторон" и постараться достигнуть взаимовыгодного соглашения.
В конце концов, можно уступить часть прав на патент, т.е. сделать двух совладельцев патента: Вас и фирму, либо Вас и директора этой фирмы. Или даже трех, т.к. количество совладельцев не ограничено. Заодно и напишете договор о распределении прибыли от его использования.

3 куча. Насчет "обхода" патента принято обреченно говорить стандартную фразу о том, что "обойти можно любой патент".
Вопрос в том, сколько ходить вокруг него, т.е. во что это обойдется и не дешевле ли купить лицензию на него.
Тут уже многое зависит от качества самого патента, что зависит от мастерства патентоведа-поверенного, приложившего руки к составлению заявки. При грамотном составлении формулы патента(совокупности признаков) и отражении максимального количества вариантов(число их не ограничено), обойти патент становится сложнее и дороже, чем купить лицензию на него. Конечно, при разумных запросах владельца патента и одновременно его активной работе по защите прав, т.е. преследованию нарушителей в административном, судебном и уголовном порядке.
Поэтому представление о том, что обойти патент вполне можно только "банальным изменением цвета или одного из размеров этого изделия" неверно, т.к. размеры патентом не защищаются(в отличие от соотношения размеров), а цвет не обязательно указывать в формуле(совокупности признаков) художественно-конструкторского изделия, защищаемого патентом на промышленный образец(дизайн).
Кроме того, зачастую вполне можно получить патент не только на дизайн, но и на полезную модель или изобретение, т.е. на конструктивное и/или технологическое решение стенки под ТВ, тумбы и других предметов мебели либо их узлов или элементов.
Полезные модели, как и изобретения, охраняют принципиальное решение, а не внешний вид, что дает весьма эффективную защиту.

С уважением,
Выгодин Борис Анатольевич,
Патентный поверенный РФ,
www.patent-bureau.ru.




В избранное