Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Авторские права (копирайт) и программы ЭВМ. Вопросы и ответы





услуги патентных поверенных регистрация торговой марки
 


Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Вопросы по теме рассылки "Авторские права (копирайт) и программы ЭВМ. Вопросы и ответы" присылайте на ящик patent-bureau@mail.ru.

С ответами на актуальные вопросы в отношении юридической защиты различных объектов интеллектуальной собственности Вы можете ознакомиться на нашем сайте, в разделе "Консультации" www.patent-bureau.ru/Consulting



Вопрос:
Можно ли цитировать Библию и Коран (вовсе не часто) в главе про религию, например, пишу я то-то и то-то-и указываю -"Не забывайте этих строк : .......11:28 Матфей "? То есть, вставлять в свою книгу то, что мне необходимо. Нарушу ли я авторские права Бога? Наверное нет, эти книги вроде можно цитировать, да?

Ответ:
Отвечу на Ваш вопрос с точки зрения законодательства об авторских правах (ч.4 ГК РФ), не делающего разницы в отношении цитирования любых источников, в том числе религиозных или партийных.
Согласно п. ст.1259 ГК РФ "Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в частности литературные произведения...".
Согласно пп.3) п.6 той же ст.1259 ГК РФ "Не являются объектами авторских прав...произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов".

Не будучи специалистом в религиозных вопросах, могу только предполагать, что эта норма подходит к рассматриваемому случаю, т.к. указанный Вами персонаж (Матфей) вряд ли является реальным, а значит, речь не идет об авторстве конкретного человека. В этом случае цитирование данного произведения по определению не может приводить к нарушению авторских прав. Почему же Вы, сами указывая предполагаемого автора произведения(Матфея), далее пишете про возможное нарушение авторского права Б-га? Этот персонаж здесь причем? Стоит ли упоминать его "всуе", как говорят верующие.
Хотя, конечно, вопрос интересный и задавшись целью, можно было бы порассуждать на тему о творческом участии Б-га в создании не только чисто религиозных произведений, но и множества произведений науки, литературы и искусства. Поскольку многие авторы "на полном серьезе" говорят о совместном с ним творчестве.

Однако закон суров, но справедлив, и ст.1257 ГК РФ гласит: "Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано". Согласно же ст.1258 ГКРФ "Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами..." А раз, согласно закону только гражданин может признаваться автором, значит, все мифические персонажи исключаются из этого списка и такие произведения относятся к "народному творчеству(фольклору)". То есть, не являются объектами авторских прав, а значит, могут использоваться любыми лицами, в том числе для цитирования.

Если же предположить реальность указанного Вами автора (Матфея), то и в этом случае беспокоиться не о чем, поскольку срок действия исключительного права на произведение давно истек, т.к. он установлен законом "в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора" (п.1 ст.1281 ГК РФ). То есть, и в этом случае спрашивать разрешения автора на цитирование произведения Вам не нужно.

Теперь о необходимости упоминания имени автора, а также о правомерности цитирования "без согласия автора или иного правообладателя".
Полагаю, в Вашем конкретном случае можно опираться на положения п.1 ст.1274 ГК РФ, согласно которым:
"Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем".
Как видите, по закону допускается цитирование без согласия автора и выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора.

Так что, если считаете Матфея автором, указывайте его, хуже не будет. Да и без ссылки на него, как я полагаю, сам цитируемый текст будет труднее идентифицироваться другими лицами. А в Вашем случае такая ссылка упростит восприятие читателям, т.к. даже мне, атеисту, известно, что помимо Матфея существует много разных вариантов Евангелия, написанных разными авторами (от Йоанна, Луки, Петра, Фомы, Марка, Никодима и даже Псевдо-Матфея). Поэтому в дальнейшей деятельности на литературном поприще могу... прочитать полный ответ >>>

С уважением,
Выгодин Борис Анатольевич,
Патентный поверенный РФ,
www.patent-bureau.ru





В избранное