Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все для этикетки и упаковки.

  Все выпуски  

Все для этикетки и упаковки.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 

ПолиграфМаркет
Полиграфический портал

                   Рассылка "Все для этикетки и упаковки"              Выпуск N 12
 

ПолиграфМаркет - рынок полиграфической индустрии


Обзор рынка производства упаковки в России


О необходимости такой вещи как упаковка рассуждать даже не стоит. Это знают и производители самой различной продукции, и, конечно, ее потребители. На Западе при насыщенности рынка большим количеством не уступающих друг другу в качестве товаров предприниматели давно знают, что именно "упаковка продает товар". В России же многие производители до сих пор предпочитают действовать "дешево" и сердито", выбирая упаковку для своей продукции, исходя из цены упаковки и стоимости упаковочного оборудования. Это связано с недостатком материальных и технических средств наших производителей и с недостатком понимания важности упаковки как маркетингового инструмента продвижения собственной продукции. Однако, анализируя рынок производства упаковки в России за последние два года, можно с уверенностью сказать, что ситуация начала меняться. Мы успешно внедряем последние изобретения в этой области, переходим на новые виды упаковки своих товаров, отказываясь от старых "дешевок"; появилась, например, серия "молочных" брендов ("Милая Мила", "Домик в деревне", "33 коровы"), которые мы узнаем именно по красочным упаковкам; количество предприятий-производителей постоянно растет. А прямая зависимость роста упаковочной промышленности от роста производства различных товаров очевидна для всех. Растем! А что такое упаковка?
Упаковка - это то, во что помещают с различной целью продукцию. Основной функцией упаковки является обеспечение защиты содержимого от действия комплекса разрушающих факторов. Упаковку классифицируют по следующим признакам: Назначение: оболочка товара, средство защиты товара от внешней среды, средство транспортировки товара и т.д.
Материал: картон, бумага, стекло, металл, полимеры (полиэтилен, полистирол, полипропилен и т.п.), упаковка.
Технология производства: прессованная, литьевая, выдувная и т.д.
Способы упаковки: асептическая ("пюр-пак", ультра-пак" и т.п.), под вакуумом (упаковка типа "скин" - плотно облегающая товар пленка), в газовой среде, разогреваемая и стерилизуемая, в термоусадочные пленки, в растягивающиеся пленки, и т.д.
Существует ряд требований к упаковке, которые должны присутствовать независимо от типов, видов, материалов и т.д.: упаковка должна обладать механической прочностью ( формоустойчивостью при статических и ударных нагрузках); химической стойкостью (обеспечить стабильность свойств материала под действием среды и исключить потери через стенки упаковки); герметичностью (отсутствие обмена между продукцией и внешней средой); необходимой степенью проницаемости (для большинства товаров запрет на проникновение воды, на проницаемость ультрафиолетовых лучей).
Для некоторых товаров существует ряд специфических требований. Для пищевой, косметической и фармацевтической продукции - это обязательное наличие гигиенического сертификата, подтверждающего необходимый для упаковки уровень санитарно-гигиенических характеристик. Это значит, что в состав упаковочного материала не должны входить высокотоксичные вещества, способные специфически воздействовать на организм человека; упаковочный материал не должен изменять органолептические и физиологические свойства продукции. Для товаров бытовой химии упаковка должна иметь функциональные приспособления: дозаторы, кисточки, тампоны и т.п. для улучшения условий использования товара; кроме того, упаковочный материал должен быть ароматонепроницаемым и влагостойким.
Виды упаковок
Основными потребителями упаковочных материалов и потребительских упаковок в нашей стране являются сферы производства пищевых продуктов и напитков, затем сферы производства хозяйственных товаров и товаров личной гигиены. Анализируя данные Госкомстата за прошлый год можно отметить, что произошел рост объемов производства в полиграфической промышленности, химической и нефтехимической промышленности, в машиностроении и пищевой промышленности. А это те отрасли, которые напрямую связаны с производством и потреблением упаковки. Конечно, в зависимости от вида деятельности предприятия оно выпускает также или использует тот или иной вид упаковки. Рассмотрим подробнее те виды упаковки, которые используются в нашей стране.
Картонная упаковка
Этот вид упаковки в нашей стране самый популярный и самый распространенный. По количеству предприятий, выпускающих эту упаковку, картон занимает первое место! В настоящее время на российском рынке картонную упаковку выпускают как международные, так и российские компании. Эта упаковка находит свое применение в основном в пищевой, алкогольной и табачной промышленности. Достаточно указать на тот факт, что эта упаковка используется более чем для половины всей выпускаемой жидкой молочной продукции. Для потребителя эта упаковка является самой удобной и практичной. Картонные упаковки типа "тетра-пак" и "пюр-пак" обеспечивают более длительный срок хранения благодаря технологии пастеризации или стерилизации. Преимуществами картонной упаковки является относительная прочность при транспортировке, легкость, компактность, возможность упаковывать большое количество самых разнообразных продуктов, высокая экологичность - картон разлагается на 100 % и растворяется в окружающей среде, не нанося ей никакого ущерба, и, конечно, возможность нанесения красочных изображений самыми разными способами. Картон часто используют как упаковочный материал при создании так называемых комбинированных, или "гибридных", упаковок, как, например, блистер-упаковка, упаковка в термоусадочную пленку или bag-in-box.
Полимерная упаковка
Блистер-упаковка.
Состоит она из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала, как правило, из термопластичных материалов - ПВХ, ПЭТ, полистирол. Этот футляр прикрепляют к картону сваркой, скобами или клеем. Применяют такую упаковку для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров. Эту упаковку мы встречаем на каждом шагу, покупая, например, батарейки или зубные щетки. Но в большинстве случаев эта упаковка изготовлена за границей и "приехала" к нам уже вместе с товаром. Отечественных же производителей блистер-упаковки чуть более десяти, и практически все они находятся в Москве. Одним из первопроходцев этого сегмента рынка в России была компания "Ланга-М", производящая блистерную упаковку с трехсторонней загибкой, позволяющей надежно фиксировать этикетку без дополнительных приспособлений.
Упаковка из пленочных материалов.
В настоящее время в пленки упаковывается более 80 % товаров. Это связано прежде всего с многолетней привычкой покупателя к данному виду упаковки и возможностью ее применения в самых различных сферах. В пленку можно упаковать практически любой товар. Благодаря большому разнообразию пленочных материалов: полиэтилен, полипропилен и т.д., возможностям заданно изменять свойства пленки в результате различных химических добавок, наличию разных способов упаковки: в термоусадочную пленку, в растягивающиеся пленки и т.д. - этот вид упаковки еще долго не сдаст свои позиции на рынке упаковки.
Упаковка в термоусадочную пленку.
Паковать в термоусадочную пленку, которая сокращается при нагревании и плотно обтягивает товар, можно каждый предмет отдельно, можно упаковать набор предметов. Существует еще и штабельный способ упаковки, когда товары укладывают на жесткий поддон в несколько рядов и сверху пакуют в термоусадочную пленку. Этот вид упаковки применяется, как правило, в качестве транспортной тары. Упаковка в термоусадочную пленку очень распространена в нашей стране благодаря большому количеству преимуществ, и прежде всего из-за компактности и легкости: эта упаковка не занимает дополнительного места и не дает большого дополнительного веса, поэтому удобна при транспортировке и хранении. Такой способ упаковки придает товарам большую прочность при транспортировке, увеличивает срок хранения продукта, защищая товар от внешних воздействий. Товар в термоусадочной пленке виден и не требует дополнительных средств на оформление упаковки. Стоимость такой упаковки невысока, а применять ее можно для самых разных товаров. По термоусадочной упаковке мы можем судить о сохранности товара: не заглядывал ли в коробку конфет, покупаемых вами, кто-нибудь еще? Этот способ упаковки относится также к типу комбинированных, когда один товар упаковывается в несколько видов упаковки, каждая из которых решает свои задачи.
Полиэтиленовые пакеты.
Этот вид упаковки, пожалуй, самый универсальный: мы практически все складываемся в пакеты, используя их и как индивидуальную упаковку для разных продуктов питания, ТНП, и как транспортную тару, перенося в них самые разнообразные вещи. Последние достижения прогресса: разработка пищевого полиэтилена, гигиеническая сертификация упаковок на химическую стойкость (невозможность проникновения химических частиц упаковки в продукцию) и введение различных добавок в полиэтилен для увеличения прочности -- должны навсегда избавить потребителя от стереотипа прежних дней, что продукция в такой упаковке имеет "полиэтиленовую добавку" и что пакеты очень непрочны. С развитием рыночной экономики в нашей стране все больше и больше производителей уже используют маркетинговую функцию этой упаковки, создавая и заказывая полиэтиленовые пакеты в качестве рекламной и представительской продукции своей компании. Рост объемов розничной торговли на 20 % за прошедший год говорит о тенденции к увеличению потребления полиэтиленовых пакетов, поскольку основная масса розничных товаров упаковывается именно так. Zip-Lock - пакет "с застежкой". Такие пакеты удобно открывать и закрывать, их можно использовать много раз для различных видов товаров. Однако, учитывая, что открыть и закрыть пакет может и постороннее лицо, zip-lock целесообразно использовать, только если продукт пакуется прямо в магазине; если продукт либо дешевый (нет необходимости затрачиваться на более дорогую упаковку), либо дорогой (нужна оригинальная упаковка); когда необходимо упаковать несколько товаров, создать набор предметов. Ситуация с производством пакетов "с застежкой" сильно изменилась за последние пять лет. До кризиса 1998 года производства таких пакетов у нас не было, так как импортная продукция стоила достаточно дешево; после кризиса цена выросла пропорционально курсу доллара. Теперь отечественные пакеты, выпущенные на закупленном зарубежном оборудовании, не уступают импортным в качестве и вполне доступны по цене. Однако российских производителей пакетов zip-lock всего несколько: в частности, ООО "Пластик-блок", ЗАО "АртПАК" и ООО "УпакТехнологии" в Москве. Также к полимерной упаковке относится пластиковая и пластмассовая. В последние годы в России применение этих видов упаковок постоянно растет: и за счет упаковки в пластиковые стаканчики и разные коробочки пастообразных продуктов питания, и счет использования пластиковых бутылок и банок. Пластиковые бутылки для жидких молочных продуктов появились у нас в стране не так давно. Первой компанией, которая познакомила нас с такой упаковкой, для кефира например, стала Danon. Данная упаковка легче, чем картон, почти в два раза дешевле. По данным различных приводимых в прессе прогнозов, потребление полимерной упаковки, в частности пластиковой и пластмассовой, будет расти в среднем на 4 % в год. Предприниматели, учитывающие прогнозы рынка и тенденции его развития, уже приняли во внимание этот факт. Например, завод "Инкопласт" (г.Москва), производящий полимерную упаковку в виде бутылок для косметической продукции, в настоящее время намерен выйти на рынок жидких молочных продуктов. Руководство компании подошло к данной задаче профессионально, заказав, прежде всего, маркетинговое исследование по структуре потребления упаковки в названной отрасли.
Металлическая упаковка
В противоположность полимерной упаковке все более сдает свои позиции фольга. Главное качество фольги - непроницаемость для паров и газов. Она супергигиенична, совместима с различными пищевыми продуктами, химическими веществами, может сохранять заданную форму, непрозрачна. Это дает возможность использовать эту упаковку практически везде. Но фольга имеет один серьезный недостаток - она очень сильно подвержена механическому воздействию и непрочна. Эта проблема, как правило, решается способом создания комбинированной упаковки с применением еще одного или нескольких видов упаковочных материалов: упаковку из фольги помещают в другую упаковку, как, например, детское питание -- в пакете из фольги и в бумажной коробке. В настоящее время фольгу используют для упаковки скоропортящихся продуктов - по своим качествам эту задачу фольга решает лучше всех других видов упаковочных материалов; для упаковки кофе, пряностей, супов, чая, детского питания, сухого молока и мучных изделий, для сигарет - благодаря непроницаемости и непрозрачности фольга превосходно сохраняет ароматы и защищает от солнечных лучей и кислорода; для асептической упаковки жидкостей, для упаковки творога, творожных сырков, плавленых сыров и т.д. Однако во многих сферах производства фольга уже уступила первенство другим видам синтетической упаковки -- в основном потому, что ее стоимость выше, чем любой другой упаковки. Интересно, что производителей фольги у нас в стране гораздо больше, чем производителей упаковки из нее. Другая упаковка из алюминия - алюминиевая банка. К сожалению, у нашего потребителя, в отличие от западного, сложилось негативное мнение по поводу алюминиевых банок. Считается, что продукция в них получает привкус металла и имеет большое количество консервантов. Однако радует то, что такой стереотип восприятия остается пока только для пива, а слабоалкогольные коктейли и другие напитки в банках уже завоевали доверие россиян. Производство баночной упаковки из алюминия у нас появилось только в 1998 году, когда был запущен завод "Ростар" (дочерняя структура компании "Русский алюминий"). В настоящее время в России есть два таких завода, выпускающих 3,25 млн. банок в год: завод "Ростар" и завод PLM английского концерна "Rexam". Потребительский потенциал у этой упаковки огромный. В этом году будет затрачено более 1 млн. доллара на продвижение потребления пива в банках. Компания по созданию положительного восприятия и спроса на алюминиевые банки уже началась - наверно, все видели рекламу алюминиевых банок без указания конкретного продукта. Преимуществ у этой упаковки достаточно. Несмотря на все предубеждения, напиток в алюминиевой банке сохраняет свои вкусовые качества значительно лучше, чем в пластиковой, что подтвердили результаты экспериментов. Банка непрозрачна, алюминий надежно защищает продукцию от вредного воздействия окружающей среды и никак не воздействует на продукцию сам. Банка легкая и компактна, что важно при транспортировке и складировании. Быстро охлаждается, что очень существенно для прохладительных напитков, в летнюю пору особенно. Алюминиевая банка может быть красочной и сохраняет красивый внешний вид практически всегда. Приобретая напиток в алюминиевой банке, вы можете быть уверены в качестве, так как подделать этот вид упаковки мошенникам не по средствам. И наконец, банка является одноразовой упаковкой, подлежит полной переработке, а посему является чуть ли не самым экологичным видом упаковки.
Экологические аспекты
При выборе упаковки для своей продукции производитель должен заботиться не только об удобстве ее использования, но и удобстве ее утилизации. В современных экологических условиях при огромном количестве производимой упаковки (представьте: на каждый вид приобретаемой вами продукции есть своя упаковка, которую после использования продукции необходимо куда-то девать) очень важно думать о будущем. Возможны различные способы решения этой задачи: использование самоуничтожающейся упаковки (разлагающейся на экологически приемлемые ингредиенты), вторичная переработка использованной упаковки, использование многоразовой упаковки. Однако в настоящее время самыми распространенными способами уничтожения упаковки являются захоронение и сжигание. И тот, и другой способ нерациональны и неэкономичны и имеют достаточно весомые минусы. При захоронении отходов занимаются огромные земельные площади, период разложения некоторых материалов может достигать периода человеческой жизни. В нашей стране на свалках хоронят в качестве отходов стекло, пластмассы, макулатуру, металлы, которые можно было бы использовать как вторичное сырье. При сжигании, как правило, в атмосферу выделяется огромное количество ядовитых химических веществ. Оборудование для сжигания мусора достаточно дорого и очень быстро приходит в негодность. В связи со сказанным приятно отметить, что в России начинается производство самоуничтожающейся упаковки. Новгородский молочный завод "Лактис" уже выпускает молоко, кефир и соки в эколиновой упаковке, которая разлагается под воздействием тепла и света, превращаясь в мел. Это изобретение ввела на рынок упаковки шведская компания EcoLean, которая намерена наладить производство данной упаковки в России, в той же Новгородской области. По заявлениям в прессе, в проект инвестируется около 12 млн. долларов, из которых 3-4 млн. будет потрачено уже до 2003 года. Необходимо отметить, что это тот редкий случай, когда забота об экологии не стоит больших дополнительных затрат и выгодна производителю, так как эколиновая упаковка оказывается еще и дешевой. Московская компания "ЛангаМ", являющаяся дочерним предприятием латвийской фирмы "Ланга", уже несколько лет производит коррексы для шоколадных конфет, используя в качестве материала экологически безопасную ПЭТФ-пленку. Она безвредна для пищевых продуктов, легко утилизируются без выделения ядовитых веществ и очень хорошо поддаются переработке. Еще одним ярким примером заботы об экологической обстановке своего края является открытие на ЗАО "Зареченское" в Нижнем Новгороде приема и переработки ПЭТ-бутылок, которые уже стали серьезной экологической проблемой для города. Предприятие намерено в ближайшем будущем организовать собственное производство из данного вида вторсырья. Таким образом, мы постепенно перешли к рассмотрению рынка производства упаковки в России.
Количественный анализ рынка
Необходимо отметить, что упаковочная промышленность в том или ином виде присутствует в каждом регионе России. Процентное распределение упаковочной промышленности выглядит следующим образом: Более половины "упаковочных" предприятий находится в Центральном регионе, в основном в Москве. Второе место занимает Северо-Западный регион -- конечно, благодаря тому, что Санкт-Петеребург является вторым после Москвы городом по количеству предприятий, выпускающих упаковку. Третье место делят три региона - Западно-Сибирский, Северо-Кавказский, Уральский. По данным агентств деловой информации в Северном и Восточно-Сибирском экономических регионах упаковочная промышленность отсутствует. Однако проведенное исследование показало, что в этих регионах также имеются предприятия по упаковочной продукции. Но количество этих предприятий не превышает 4 на весь регион. В это последнее место по производству упаковки материалов попал и Центрально-Черноземный регион. Однако его соседство с Центральным регионом и, соответственно, дешевые транспортные перевозки, не делают столь необходимым развитие собственной упаковочной промышленности, как у других регионов. В рассматриваемой нами совокупности компаний порядка 85% предприятий имеют иностранное происхождение и собственность. Выпускают упаковку они как за рубежом, так и в России. Другие западные компании реализуют различные виды готовой упаковки и упаковочных материалов через российские оптовые и торговые организации, не имея официальных дистрибъютеров в России. Их мы не включили в наш анализ. Также интересно заметить, что 72% рассматриваемых нами предприятий производят не только упаковку. В ассортиментый ряд таких предприятий входит продукция "первичная" или "сопутствующая": например производство упаковочных материалов (картона, бумаги, различных полимерных пленок), производство упаковочного оборудования, преформ для ПЭТ-упаковок, производство фармацевтических препаратов и т.д., а также сопутствующие услуги: многокрасочная печать по картону, дизайн упаковки, этикетки и т.п. Как правило, закономерности по сочетанию нескольких направлений производства или направлений деятельности достаточны очевидны. Либо предприятие производит упаковку для другой своей продукции и сбывает излишки (фармацевтика - фольга, канцтовары - блистер-упаковка), либо оно производит несколько видов продукции из материала, являющегося в том числе и упаковочным (картон, бумага - плакаты, буклеты, каталоги, этикетки и т.д.). Также предприятие может производить упаковочный материал как некое конечное звено из общей производственной цепи (нефтехимия - полимерная упаковка). Интересен также и тот факт, что большая часть упаковочных предприятий (65 %) выпускают только один вид упаковки. Наглядно ситуация представлена на этом рисунке: В России выпускается достаточно большое количество различных типов упаковки. Мы возьмем за основу классификации типов упаковки род упаковочного материала. Таким образом, в нашей стране выпускают следующие виды упаковки:
картонная упаковка (картон, гофрокартон, микрогофрокартон, картонная намоточная тара, картонные защитные уголки)
бумажная упаковка
упаковка из хромэрзаца
полимерная упаковка (полистирольная, полиэтиленовая, полипропиленовая, из поливинилхлорида, пластиковая, пластмассовая, упаковка из пленки, блистер-упаковка)
одноразовая посуда
металлическая упаковка (жесть, сталь)
алюминиевая упаковка, фольга
стеклянная упаковка
В исследовании мы условно разделили всю упаковочную продукцию по основным видам материалов, из которых она изготавливается: картон, бумага; полимеры: пластик (все твердые формы полимерной и пластмассовой продукции) и пленки (мягкие формы полимерных и аналогичных материалов); стекло и металл (в том числе жестяная, алюминиевая упаковка и фольга). Распределение предприятий по используемому материалу для выпускаемой упаковки представлено на рисунке: Закономерно, что среди всех предприятий, выпускающих картонную и бумажную упаковку, компании, которые выпускают и картон, и бумагу, составляют 20,8 % от всех специализирующихся на этом типе упаковке. Только картон производят 74,9 % предприятий, а только бумагу -- 4,9 %. Подобная ситуация и сложилась и на рынке полимеров. Из предприятий, использующих полимерные материалы для изготовления своей продукции, 9,2 % производят и твердую пластиковую упаковку, и мягкие пленочные материалы для упаковки; 64,9 % предприятий производит только пластиковую упаковку, а 25,9 % специализируются на производстве упаковки из мягких пленочных материалов. Необходимо отдельно остановиться на рынке упаковки из пленочных материалов. Как правило, производство пленочных материалов и упаковки из них является дополнительным звеном в производственной цепи химических и нефтехимических предприятий. Данные предприятия либо производят пленку сами, либо создают дочерние предприятия, куда поставляют произведенное ими необходимое сырье. Практически в каждом регионе существует компания, а то и несколько, производящие упаковку из пленочных материалов. В настоящее время упаковка из пленки занимает второе место по объемам производства после картонно-бумажной упаковки. Связано это прежде всего с ее дешевизной. Короткий цикл производства, низкая цена, высокий спрос населения, давно уже освоенные производственные мощности и технологии позволяют данным предприятиям "без отрыва от производства" осваивать новые разновидности пленочных упаковок - ламинированные, с нанесением печати и т.п., постепенно приобретать иностранное оборудование, разрабатывать и устанавливать свое. А вообще, в обозримом будущем просматриваются тенденции рынка упаковочных материалов к большему использованию именно полимерной продукции. Объясняется все очень просто. Качество такой отечественной упаковки в России не уступает мировым стандартам, тем более, что для их изготовления применяются новые технологические линии. Эти материалы универсальны в использовании и легко вновь перерабатываются. При этом любой производитель может создать свой неповторимый стиль, используя такие виды упаковки. Но об этом позднее. К видам полимерной упаковки относятся полистирольная, полиэтиленовая, полипропиленовая, поливинихлоридная, пластиковая, пластмассовая, упаковка из пленки, блистер-упаковка. Мы приведем отдельный график, отображающий распределение компаний по типу используемого полимерного материала Отдельно оговорим, что блистерная упаковка относится к полимерной упаковке, а может относиться к упаковке комбинированной, создаваемой из картона и полимера. Мы включаем блистер в разряд полимерной упаковки. Необходимо отметить что в общем количестве 174 предприятий, выпускающих полимерную упаковку, 51 выпускает несколько видов полимерной упаковки, как, например, компания "Полимерпленка" (Москва), которая производит и мешки из полимера, полиэтилена, и блистер-упаковку, и пакеты из пластика. Исходя из немного более подробной классификации упаковочных предприятий по роду используемого упаковочного материала мы также вывели распределение производства различных видов упаковки по регионам: Как видно, сейчас можно говорить о насыщении столичных регионов всевозможными видами упаковок. Выбор упаковки уже достаточно разнообразен для всех видов промышленности. Интересно, что наряду с производством пластмассовых ящиков до сих пор имеются производства деревянных ящиков, которые до недавнего времени были популярными у многих производителей (сейчас представляют всего 0,5 % от всех производителей упаковки). Наиболее значительным регионом на рынке производства упаковки, конечно, остается Центральный. Здесь представлены все виды упаковок, поэтому мы приводим для него отдельное распределение производителей основных видов выпускаемых упаковочных материалов.
Динамика российского рынка производства упаковки
Мы рассмотрим развитие рынка производства упаковки в России за год с середины 2000-го до середины 2001 года, опираясь исключительно на результаты мониторинга печатных СМИ и Интернета. За последние полтора года было введено в действие 20 новых производств, связанных с упаковкой: это и целые предприятия, и просто линии по производству упаковки, а также линии по фасовке некоторых типов продукции в новый вид упаковки. Интересно отметить, что 8 из них было направлено на производство того или иного вида полимерной упаковки, в частности полипропиленовой. В Самарской, Воронежской, Белгородской областях, в Башкирии и даже на Сахалине открыты новые производства полипропиленовых мешков. В Пермской и Орловской областях налажено производство упаковочной пленки (АО "Нытва"; компания "Ливныпластик"). Арамильский завод пластмасс на Урале запустил линию по производству полипропиленового рукава. Открылось новое производство упаковочных ящиков из вспененного полистирола на псковском заводе "Пластпром". Второе место по количеству открытых производств занимает картон. ЗАО "Полиграфический центр" (Санкт-Петербург), освоив инвестиции в 5 млн. долларов, открыл производство картонной упаковки. В Омске и республике Марий Эл открыты новые производства гофрокартона. В Новгороде создан завод "Амкор Ренч Новгород" по производству упаковки для сигарет. Вложивший 2 млн. долларов австралийский концерн "Амкор"" намерен инвестировать этот проект дальше и развивать производство. Из компаний, которые осваивают новые виды упаковки для своей продукции, можно выделить Уссурийский молочный комбинат и смоленское ООО "Тасис-Агро", которые освоили самоуничтожающуюся упаковку из эколина для своей молочной продукции. В Красноярском крае Артемовский молокозавод начал упаковывать молоко в "пюр-пак" (до этого молоко разливалось из фляг), в Санкт-Петербурге Масложировой комбинат осваивает упаковку "твист-офф" для майонеза вместо прежних стеклянных баночек. Интересные события происходят в сфере алюминиевой упаковки: в Санкт-Петербурге "Балтика" начала розлив пива в алюминиевые банки, изготовляемые пока в Польше. Московский МПБК "Очаково" выпускает теперь капустный рассол в алюминиевых банках и намерен попробовать разливать его в ПЭТ по 0,5 л (пиво этот завод уже начал разливать в пластиковые бутылки по 2,25 л). Интересная новость есть в области упаковки вина. "Suvoroff International" в Приднестровье начал разлив вина в упаковку "тетра-пак". Что из этого выйдет - посмотрим. По заявлениям, приведенным в различных СМИ, в ближайшие два года разными компаниями планируется вложить в эту отрасль более 200 млн. долларов. На первом месте по принятию инвестиций стоят Москва (Московское НЗП - производство упаковки из полипропилена, одноразовой посуды; "Ростар" - производство алюминиевых баллонов для аэрозолей; Черкизовский молочный комбинат, который намерен освоить новую упаковку "новобокс" для разливного пастеризованного молока) и Санкт-Петербург ("Балтийский алюминий" - производство алюминиевых банок для пива и газированных напитков; "Филита Нова" - вторая линия по производству упаковки глубокой печати для продуктов питания; Санкт-Петербургский фольгопрокатный завод намерен освоить 108 млн. долларов инвестиций для открытия производства гибких упаковочных материалов на основе фольги). Второе место занимает Новгород, где предполагается открыть производство самоуничтожающейся упаковки шведской компанией EcoLean и еще одну линию по производству упаковки для сигарет на упаковочной фабрике "Амкор Ренч Новгород". Самые крупные инвестиции -- 500 млн. долларов -- необходимы для перевода Усть-Илимского лесопромышленного комплекса (Иркутская область) на производство гофрокартона. В настоящее время уже ведется работа по модернизации ряда действующих цехов и установок; предполагается, что возврат вложенных средств возможен уже через четыре года. В Нижнем Новгороде также предполагается открытие нового производства гофрокартона; правда, тут инвестиций предполагается значительно меньше - финская компания "Стора Энсо" планирует затратить на это 40 млн. долларов. Еще один интересный проект намечен во Владимирской области: турецкая компания Sise Cam, крупнейший в Европе производитель стекла, собирается начать производство стеклянных бутылок в России, в г. Гороховце. Компания выкупила у местного завода "Элеватормельма ш" недостроенный корпус и намерена вложить 24 млн. долларов в реализацию своего проекта. При этом, надо заметить, что компания "Раско" в прошлом году освоила инвестиции в 15 млн. долларов на производство стеклянных бутылок , в частности для российского производства турецкого пива Efes Pilsener. Можно предположить, что в будущем две турецкие компании на российском рынке будут партнерами. Также хотелось бы обратить внимание на еще интересный факт: в Татарии, в Набережных Челнах скоро будут изготавливать редкую марку гофрокартона, которая до сих пор производилась только в одной стране мира - Испании. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в нашей стране активно развиваются рынки картонной и полимерной упаковки. Это точно соответствует общей тенденции развития мирового рынка упаковки:
Международные новости, открытия в области упаковки
Что касается международных новостей упаковки, то следует отметить два интересных события. Российская лесопромышленная группа "Жилим Пала Энтерпрайз" (Санкт-Петербург) вошла недавно в международную ассоциацию 15 крупнейших производителей картона "Kraft Institute". Петербургская компания входит в двадцатку мировых лидеров по производству товарной целлюлозы, на предприятиях этого ЗАО производится 35 % российской целлюлозы и картона. Законодательный институт Европейского союза проголосовал за запрет на использование поливинилхлорида ввиду того, что последний наносит ущерб здоровью человеку. В настоящее время поливинилхлорид - один из самых используемых полимеров в Европе. В России упаковку из поливинилхлорида производит только одно предприятие. Продвижение данных ограничений приведет к серьезным убыткам у производителей полимерной упаковки. Интересным изобретением в сфере упаковки можно несомненно назвать следующее. американские ученые изобрели универсальный пластик, который самовосстанавливается благодаря микрокапсулам, разрывающимся при поломке и выделяющим вещество, которое заполняет трещины. А вообще, что только не изобретают: "говорящие" упаковки, "умные" упаковки, снабженные световыми, звуковыми и другими спецэффектами, "активные" упаковки, которые могут целенаправленно менять состав продукта, регулировать температуру обработки продуктов питания в СВЧ и т.п. Можно еще многое рассказать об упаковке, ее видах, о тенденциях на этом рынке, последних нововведениях. Мы приводим лишь общую информацию. В настоящее время департамент маркетинговых исследований компании "Аберкейд Консалтинг" проводит исследование рынка упаковки по нескольким направлениям. А сейчас хотелось бы еще привести данные экспертного опроса на предприятиях пищевой промышленности о степени осведомленности руководителей предприятий о новых видах упаковки из различных источников информации. Наиболее популярными источниками информации стали выставки и специализированные издания. Ими пользуются 65 % предприятий от общего числа производителей. Далее следуют директ-маркетинг (прямые рекламные рассылки от продавцов и производителей упаковки) и личные рекомендации других производителей. Пятая часть предприятий пользуется Интернетом, причем использование этого источника наиболее распространено в Центральном и Северо-Западном регионах, что объясняется элементарной технической доступностью данного источника. При этом столичные производители продуктов питания имеют больше возможностей выбора наиболее выгодных партнеров по поставкам упаковки, тогда как в регионах Ограниченное число производителей упаковки не дает шансов на быструю смену или введение новых видов упаковочных материалов для своей продукции. Рынок упаковочной промышленности меняется достаточно быстро, на данный момент предложение на рынке производства упаковки гораздо разнообразие, нежели спрос на упаковку. При этом объемы отечественного производства упаковки далеко не удовлетворяют весь российский спрос, и мы вынуждены пользоваться импортной упаковкой, хотя отечественные аналоги и возможности производства не уступают зарубежным. "Заграница" готова вкладывать в открытие упаковочных производств в России огромные деньги, понимая, что рынок развивается очень динамично и спрос на упаковку постоянно растет. Может быть, и нам обратить на это более серьезное внимание?
Автор: Abercade Consulting
Основные новости
OMET Flexy признана лучшей флексо-машиной
Флексо-машина OMET Flexy стала победителем в номинации "Лучшее флексографское оборудование" на традиционном конкурсе, проводимом во время выставки "Полиграфинтер-2001". Эксперты признали шестикрасочную узкорулонную флексографскую машину OMET Flexy 330 лучшей и отметили этот факт призом "Хрустальный Марзан"...


PHILIP MORRIS МЕНЯЕТ ИМЯ
Знаменитая корпорация Philip Morris, чье название уже давно стало едва ли не синонимом табачной промышленности Соединенных Штатов, решила отказаться от старого имени, которому исполнилось полторы сотни лет, и взять новое - Altria.


БОПП ПЛЕНКА – НАХОДКА ДЛЯ УПАКОВКИ
АК "СИБУР" приняла участие в 15 - й Международной выставке "Пластмассы и каучук", прошедщей с 25 октября по 1 ноября в г. Дюссельдорфе (Германия).


ПОЛМИЛЛИОНА УПАКОВОК В СУТКИ
В октябре 2001 года в холдинге "Юг Руси" начал работу новый комплекс по производству подсолнечного масла "Золотая семечка".


РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТРЕЧИ
Компания Basell подтвердила обязательства по проекту строительства полиэтиленового завода в Кстово.


Интересные ссылки
ПолиграфМаркет - рынок полиграфической индустрии
Полиграфия России
Сайт компании Аквалон
ПолиPRINT: Новости мира упаковки и этикетки.
Издательское, фотонаборное и компьютерное оборудование

Есть вопросы или пожелания? Пишите нам!
Copyright © 2001ПолиграфМаркет.Ру - лоцман полиграфии: полиграфическое оборудование

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное