Одним из вопросов, который люди задают на юридических консультациях это "Как мне принять наследство?". Сеголня этот вопрос мы с Вами и рассмотрим.
Дабы процесс вступления в наследство не вызывал у Вас трудностей, представляем Вам полный алгоритм действий, совершить которые необходимо для получения наследства.
ШАГ 1. ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИНЯТИИ НАСЛЕДСТВА
В течении 6 месяцев со дня смерти наследодателя (открытия наследства) необходимо подать нотариусу заявление о принятии наследства. Такое заявление подается независимо от того, есть или нет завещание.
Исключение из этого правила составляют лишь случаи, когда наследник постоянно проживал вместе с наследодателем на момент смерти последнего. В таких случаях считается, что наследник принял наследство, и отдельно подавать заявление нет необходимости. Однако, если на момент смерти наследодателя Вы хотя и проживали вместе с ним, но были зарегистрированы по месту проживания в ином месте, рекомендуем все же подать заявление о принятии наследства, дабы исключить возможные судебные
споры.
Второе исключение из правила — малолетние (до 14 лет), несовершеннолетние (от 14 до 18 лет), недееспособные лица и лица с ограниченной дееспособностью. Они также могут не подавать заявление.
До недавнего времени полномочия по выдаче свидетельства о праве на наследство имели исключительно государственные нотариальные конторы. В конце 2008 года государственные и частные нотариусы были уравнены в правах. Однако, на сегодняшний день мало кто из частных нотариусов занимается наследственными делами — соответствующая практика еще не наработана, а имеющихся разъяснений недостаточно. Поэтому не исключено, что обращаться с заявлением все же придется в государственную нотариальную
контору.
Заявление о принятии наследства необходимо подать в нотариальную контору по месту открытия наследства (то есть по месту проживания наследодателя).
По общему правилу, заявление необходимо подавать лично.
Если подать заявление лично Вы не можете (ввиду занятости, нахождения в другом городе или по иным причинам), заявление можно отправить почтой — но в таком случае подпись на заявлении должны быть заверена нотариусом.
Возможность подать заявление через представителя не предусмотрена.
Если в состав наследственного имущества не входит недвижимость или иное имущество, право собственности на которое подлежит государственной регистрации, на Шаге 1 процедура принятия наследства завершается.
ШАГ 2. ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА, ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО
Если Вы являетесь наследником по завещанию или по Закону и требования Шага 1 Вы выполнили, считается, что Вы приняли наследство.
Если в составе наследственного имущества есть недвижимость, Вы обязаны обратиться в нотариальную контору за свидетельством о праве на наследство. Во всех иных случаях — это Ваше право.
Таким образом, собственником недвижимого имущества Вы станете по истечению 6 месяцев со дня смерти наследодателя (за исключением случаев, когда для принятия в собственность необходимо совершить дополнительные действия — например, зарегистрировать право на транспортное средство в органах ГАИ).
Обращение за свидетельством о праве на наследство никаким сроком не ограничено — то есть свидетельство вы можете получить и через 50 лет после принятия наследства. Только имейте в виду, что в некоторых случаях получение свидетельства — одно из обязательных условий для признания Вас собственником имущества (например, право собственности на квартиру возникнет у Вас только тогда, когда Вы получите свидетельство и зарегистрируете его в БТИ).
Для получения свидетельства о праве на наследства нотариусу необходимо подать соответствующее заявление.
Кроме того, нотариусу необходимо подать такие документы:
свидетельство о смерти наследодателя;
доказательство родственных и иных отношений (в случае наследования по Закону) — свидетельство о рождении, свидетельство о браке, решение суда об установлении факта родственных отношений и т.д.
в случае необходимости — доказательства факта пребывания на содержании (решение суда), доказательство нетрудоспособности лица, пребывавшем на содержании (паспорт, пенсионное удостоверение, справка органа медико-социальной экспертизы и т.д.).
правоустанавливающие документы на наследственное имущество, а относительно недвижимого имущество — и извлечения из реестра прав собственности на недвижимое имущество.
Законом могут устанавливаться необходимость подачи дополнительных документов при выдаче свидетельства о праве на наследство для определенных категорий имущества.
Если Вами подан полный пакет документов, нотариус выдает свидетельство о праве на наследство. В тоже время, нужно отметить, что нотариус может вынести постановление об отказе в выдаче свидетельства. С особенностями дел, вытакающих из незаконных действий (бездействий) нотариуса можно посмотреть в справочнике.
ШАГ 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ИМУЩЕСТВО.
В случае, когда для возникновения права собственности Законом требуется государственная регистрация, получения свидетельства о праве на наследство мало для того, чтобы стать законным владельцем.
Так, согласно украинскому законодательству, право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
В орган БТИ, который осуществляет свою деятельность на территории той административно-территориальной единицы, на которой расположен объект недвижимости, необходимо подать заявление о регистрации права собственности. Такое заявление можно подать лично либо через представителя (полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в установленной Законом порядке).
Вместе с заявлением подается свидетельство о праве на наследство.
В течение 30 календарных дней со дня подачи заявления орган БТИ рассматривает поданные документы и принимает решение о регистрации права собственности, выдает Извлечение из реестра прав собственности на недвижимое имущество, делает соответствующую отметку на свидетельстве о праве на наследство.
- Слушай, вот если ты получишь в наследство миллион - как ты потратишь такие деньги? - Заплачу по кредитам. - А остальные? - А остальные подождут.
Пускай Ваше наследство приносит Вам только прибыль!