Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сам себе психолог

  Все выпуски  

Сам себе психолог N34


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Сам себе психолог N34 (12 октября 2000г.)
Internet  > > >  psy.ft.inc.ru  > > >  Архив рассылки | Форум | Новости | Книжная лавка | Статьи | Библиотека | Подписка
E-mail  > > >  psy@ft.inc.ru  > > >  Заказ предыдущих выпусков | Подписка
Спасибо всем, кто высказался по поводу форматов электронных книг на сайте в разделе "Библиотека". Подавляющее большинство за вариант с архивным файлом, чтобы можно было его скачивать на свой компьютер, а потом читать (как правило из-за экономии, чтоб не тратиться излишне на интернет). А также были просьбы выкладывать на сайт оба варианта (и архив, и html-версию). Принимаю к сведению эти пожелания: сразу будут выкладываться файлы с архивами книг, а html-варианты тоже будут появляться, но с некоторой задержкой.


Новое в разделах___________
Активный секс замедляет старение Активный секс замедляет старение
Шотландские психологи, которые провели опрос среди жителей Европы и США, пришли к выводу, что... >>>
Фото ВВС Оргазм защищает мужчин от рака груди
У мужчин со сниженным половым влечением риск заболеть раком молочной железы выше... >>>
Фото ВВС Британский врач обвиняется в убийстве пациентов
Британская полиция приступила к расследованию дела врача, подозреваемого в серии "убийств из милосердия"... >>>
Фото ВВС Мобильный телефон помогает от курения
Мобильные телефоны становятся средством сдерживания распространения курения среди девочек-подростков... >>>
Фото ВВС После секса надо выпивать стакан воды
Длительные занятия сексом сопровождаются обезвоживанием организма, которое вызывает ощущение разбитости... >>>
Фото ВВС Курение вызывает депрессию
У курящих подростков значительно чаще возникает длительное понижение настроения... >>>
Фото ВВС Обнаружен ген, препятствующий ожирению
Американские ученые обнаружили ген, регулирующий расход энергии в человеческом организме... >>>
Человек растет вбок
Ученые пытаются выяснить, какими путями идет биологическая эволюция людей в условиях современного западного общества... >>>
  Четыре канала
Так уж устроен человек, что у него всего четыре канала информации, или модальности: визуальный, аудио, кинестетический и цифровой... >>>
Э. Берн
Сексуальные игры
>>>
Э. Берн
Формы человеческих отношений
>>>
Э. Берн
Процесс общения
>>>
Э. Берн
Игры, в которые играют люди
>>>

 

Тема: Эрик Берн о сексе

Данный выпуск состоит из отрывков из различных книг Эрика Берна, объединенных общей темой - сексуальные и супружеские отношения. Полные тексты этих (и не только) книг можно скачать с сайта - http://psy.ft.inc.ru


1) Из книги "Сексуальные игры"

Родительское программирование

С самого начала человек делает то, что ему говорят. Большинство животных -- нет. Это действительно отличие, и как обычно, оно противоположно тому, что люди обычно говорят. Сексуальных мужчин называют (некоторые) животными, в то время как люди по природе сексуальней, чем животные, и несексуальное животное, конечно, не назовут человеком. Злобных людей также называют животными, но животные не бывают злобными большей частью, даже голодные. И человека называют свободным, в то время как он -- самый податливый из всех животных.

Некоторых животных можно натренировать для исполнения трюков время от времени, но не приручить. Других животных можно приручить и также натренировать для исполнения трюков время от времени. Но человек с самого начала и проводит всю свою жизнь, исполняя трюки для своих хозяев: Мамы и Папы сначала, а потом учителя, а после этого любого, кто сможет захватить его и научить подвигам войны или революции или трюкам мира. Революция, ха! Уходи, Алекс. Теперь я хожу по проволоке в шоу, принадлежащем Джо, вместо этого. Foo, Manchu! It's Mao now for this brown kao -- непереводимая игра слов. Верь, работай и повинуйся. Я не могу верить Mammy, поэтому я буду подчиняться Benny. Я свободен пройти милю, чтобы сказать Привет, отыскать след или пройти испытание (игра слов: Heil -- Привет, trail -- след, trial -- испытание, -- прим. пер.), достичь цели или угодить в тюрьму (игра слов: goal -- цель, gaol -- тюрьма, -- прим. пер.). Человек запрограммирован подчиняться, подчиняться, подчиняться покорным, или подчиняться непокорным. Равняйтесь в ряд направо, налево, не разбредайтесь. Разбредайтесь, не равняйтесь в ряд. От какой стороны я буду отставать? С какой стороной я буду бороться? (игра слов: straggle -- отставать, разбредаться, struggle -- бороться, -- прим. пер.). Не борись, настраивай, включай, бросай. Вот порядок! Не слушай тех чужих свиней. Слушай только своих собственных свиней. Будь анархистом. Будь независимым, черт побери. Будь оригинален, нет, нет, не так, а вот как. Это совершенно необходимо, чтобы вы любили себя и были спонтанны.

Вот как это происходит.

С самых первых месяцев ребенка учат не только что делать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проигравшим, и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме и его мозге так же прочно, как если бы они были перфокартами, заложенными в память компьютера. В более поздние годы то, о чем он думает как о своей независимости или своей автономии, является просто свободой выбирать определенные карточки, но по большей части на них остаются те же самые отверстия, которые были нанесены на них вначале. Некоторые люди получают оживляющее чувство свободы, восставая, что обычно означает одно из двух: 1) либо они вытаскивают пачку карточек, напечатанных в раннем детстве, которую они еще не использовали никогда раньше, 2) либо они переворачивают некоторые карточки наоборот и делают противоположное тому, о чем они говорят. Часто это просто сводится к следованию инструкции на особой карточке, которая гласит: "Когда тебе стукнет 18 (или 40), воспользуйся этой новой пачкой карточек, или переверни следующие карточки задом наперед". Другой тип восстания следует инструкции: "Когда тебе стукнет 18 (или 40), выбрось подальше все карточки из серии А и оставь вакуум". Тогда этот вакуум должен быть заполнен так быстро, как только возможно новыми мгновенными программами, которые можно получить из наркотиков или от революционного лидера. Так, в своих стараниях избежать превращения в пустоголовых или яйцеголовых, эти люди кончают тем, что становятся кисло-головыми или злобно-головыми.

В любом случае каждый человек послушно кончает в возрасте пяти или шести -- да, кончает в возрасте пяти или шести -- свой сценарий или жизненный план, в большей части продиктованный его родителями. Он говорит ему, как он будет проводить свою жизнь, и как он закончит ее, победитель, не победитель, или проигравший. Будет ли это в большой комнате в окружении любимых людей, или на кровати, затолканной в коридор городского госпиталя, или упадет как подстреленная птица в холодную неспокойную воду пролива Золотые ворота? В пять или шесть он не знает всего этого, но он знает о побеждающих львах и пустынных коридорах и мертвой рыбе в холодной воде. И он также знает достаточно, чтобы входить первым или вторым, как его отец или папочка, или входить последним как его дед. Это свободная страна, но не пяль глаза. У нас свобода слова, поэтому слушай меня. Если ты не будешь осторожным сам, никто не будет осторожным за тебя, но (а) нет, нет, не пачкай и не трогай, или (б) или (с) ты собираешься вырасти вором или кем?

Ну, дай ему сдачи. Ты не должен был его ударить. Скажи, что просишь прощения. Будь начеку. Я тебе покажу, от чего реветь, ты, маленькое чудовище. Чувствуй злобу, неловкость, вину, испуг, обиду. Я научу тебя тому, как думать, так же как тому, как чувствовать. Не думай таких мыслей. Думай над этим до тех пор, пока не увидишь, что это может получиться. Я тоже покажу тебе, как это сделать. Вот как справиться с этим. Ты не знаешь кем быть, когда вырастешь? Я скажу тебе кем быть. Будь хорошим. Делай, что тебе сказали, Адольф, и не задавай вопросов. Будь другим. Почему ты не можешь быть как другие дети?

Таким образом, выучив, что не видеть, что не слышать, и что не трогать, и какие чувства иметь, и как не думать, и кем не быть, ребенок отправляется в школу. Здесь он встречает учителей и свой собственный мир. Он называется начальной школой, но на самом деле это школа правоведения. К тому времени, как ему исполняется десять, (возраст, к которому прилипают юристы), он уже законченный маленький напускатель тумана для целей собственной защиты. Он должен им быть, в особенности если он нечестный и непослушный. Ты сказал, чтобы я не писал вздора на доске, но ты не говорил, чтобы я не стирал ее (или наоборот). Ты сказала не брать у нее леденец, но ты не сказала не брать у нее жевательную резинку. Ты сказал мне не говорить плохих слов кузине Мэри, но не говорил не раздевать ее. Ты говорил мне не ложиться на девочек, но ты не говорил ничего про мальчиков.

Позднее, в средней школе, появляются настоящие отправные точки сценариев. "Не ходи в летнее кино. Ты можешь забеременеть!" Вплоть до этого момента она не знала, как можно забеременеть. Теперь она знает. Но она еще не готова. Она должна ждать сигнала. "Не ходи в летнее кино, ты забеременеешь, до тех пор, пока я не подам тебе сигнал". Она знает, что матери было шестнадцать, когда она родилась, и очень скоро вычисляет, что она, видимо, была зачата вне брака. Естественно, мать начинает очень нервничать, когда она минует свой шестнадцатый день рождения. Однажды мать говорит: "Лето -- самое плохое время. Как раз летом большинство старшеклассниц беременеют" (обобщая по собственному опыту). Это и есть сигнал. Таким образом, дочь идет в кинотеатр под открытым небом и оказывается беременной.

"Не ходи в мужскую комнату, потому что ты встретишь там плохого человека, который сделает с тобой что-то мерзкое", -- говорит отец своему восьмилетнему сыну. Он повторяет это около раза в год, так что когда приходит время, мальчику становится любопытно, что это за мерзкая вещь, и он знает куда пойти, чтобы выяснить это. Другой отец умещал не только сексуальные инструкции, но весь жизненный сценарий в одну подростковую фразу: "Не дай себя поймать идущим в тот дом на Бурбон-стрит, где есть женщины, которые сделают все, что ты захочешь, за пять долларов". Поскольку у мальчика не было пяти долларов, он украл их из кошелька своей матери, намереваясь пойти на Бурбон-стрит на следующий день. Но мать случайно сосчитала деньги, в тот же вечер отыскала, где мальчик спрятал их, и он был пойман и наказан. Он понял этот урок хорошо. "Если бы я пошел сразу после обеда, вместо того, чтобы откладывать до следующего дня, все бы сошло нормально". Он не был пойман с пятью долларами. Это хороший сценарий не победителя. Если ты хочешь женщин, достань деньги. Потрать их как можно скорее, пока тебя не успели поймать. Ты не можешь выиграть, но ты безусловно можешь избежать проигрыша. Инструкции проигрывающего обычно звучат подобно следующему: "Если тебе с первого раза не удалось, пробуй, пробуй, пробуй снова. Даже если ты победишь некоторых, продолжай попытки, и ты обречен на проигрыш в конце, потому что ты не можешь победить их всех". Инструкции победителя звучат: "С какой стати вообще проигрывать? Если ты проигрываешь, это значит ты неправильно играл. Поэтому делай это снова до тех пор, пока не научишься делать правильно".

Если этому не помешает некая решающая сила, сценарий будет доведен до сладкого или горького конца. Таких сил три: величайшие разрушители сценариев -- массовые события, которые безжалостно обрушиваются на тропу истории: войны, голод, эпидемии и угнетение, которые застигают врасплох и уничтожают каждого перед собой как непреодолимая космическая сила, спасающая тех, кому разрешено карабкаться на борт, и использующая их как победителей. Вторая сила -- психотерапия и другие превращения, которые разбивают сценарии, и превращают проигрывающих в не-побеждающих ("Делание прогресса"), а не-побеждающих в победителей ("Выздоровление", "Впрыгивание", и "Появление света впереди").

В редких случаях третья сила побеждает, и сценарий разрушается автономным решением или пере-решением самого человека. Это случается с людьми, чей сценарий позволяет им принимать автономные решения. Наиболее очевидный пример недавнего времени -- Мао Цзе Дун, глава Китайской Народной Республики, который начал как представитель среднего класса со сценарием среднего класса, и путем собственной внутренней борьбы стал тем, что он называет настоящим пролетариатом, так что он чувствовал себя комфортабельно в этой роли и некомфортабельно в роли, предписанной сценарием среднего класса, которая вследствие главной силы Китайской истории была ролью проигравшего. Путем впрыгивания в историю он стал победителем в войне и политике, а также и в литературе, поскольку в лучшем случае немногие авторы новейших времен столь широко как он читаемы при их собственной жизни.

Важно заметить, что сценарий не является "бессознательным" и может быть легко выявлен путем умелого расспроса или внимательного самонаблюдения. Единственная помеха -- то, что многие люди с неохотой принимают существование такого жизненного плана и предпочитают демонстрировать свою независимость играя в игры -- игры, которые сами продиктованы их сценарием.


2) Из книги "Формы человеческих отношений"

Включение

До сих пор в нашей погоне за отношениями мы побывали во многих различных комнатах: в рабочей комнате, в комнате для собраний, в яслях, в школе и в больничной палате. Теперь мы продолжим наши изыскания в спальне. Включение совпадает с буквальным смыслом этого слова: правильное лицо (т.е. то, которое нужно, -- прим. перев.) нажимает на включатель, и весь человек загорается, от глаз к мозгу и вниз через грудь и живот, и еще ниже также. Нет классовых или Родительских предрассудков, обрезающих провода, и нет рациональных или Взрослых предосторожностей, выкручивающих пробки. Один только Ребенок загорается, и это либо происходит, либо нет. Это очень сходно с тем, что происходит во время импринтинга с птицами. Это скорее чувственный, нежели личностный ответ, и он является в основном визуальным. Другие чувства могут вносить свою лепту, он может также расцвечиваться мечтами и усиливаться за счет предыдущих разочарований, однако всплеск узнавания почти всегда идет от зрения.

В случае импринтинга молодая птица будет включаться на визуальный образ определенной формы и цвета и отвечать на объект, который может быть простым куском картона, так, как если бы это была ее мать. Тут нет места ни решению, ни свободному выбору; она включается определенным стимулом и отвечает автоматически. Стимул может быть всегда лишь силуэтом, однако эффект будет полным. Подобным же образом, столкнувшись с включателем, многие люди должны оставить иллюзию, что их чувства имеют смысл и вытекают из их жизни, поскольку они представляют автоматический ответ, могущий идти в разрез с Родительским или Взрослым предпочтением или логикой, как это тяжелым путем выяснил герой.

Способность возбуждать этот ответ есть то, что всегда искали открыватели киноталантов, и в прежние времена ее называли многими именами, начиная от "Оно" до "Сексуальная привлекательность", сексуальной привлекательностью она и является.

Фетишизм представляет собой специальный вид включения, в котором мужчина получает толчок от определенной части женского тела или от каких-либо женских личных принадлежностей: волос или лент, рук или перчаток, ног или туфлей. Эти части тела или женские вещи называются некоторым "символическим замещением любимого человека". Гораздо более правдоподобно, что они являются импринтингами раннего детства, обусловленными событиями, которые произошли как раз в правильный момент и при правильных обстоятельствах, для того, чтобы вызвать долговременную связь. Фетишизм очень трудно лечить частично или главным образом вследствие того, что мало кто из фетишистов хочет быть вылеченным. Многие из них испытывают такое же потрясение от вида или прикосновения или запаха их фетиша как наркоман от своего героина или metedrin. Перспектива отказаться от этих глубоких волнений для откровенной страсти имеет для них мало привлекательности за исключением случаев, когда их фетиш настолько выходит из ряда вон, что это навлекает на них серьезные неприятности.

Фетиш не является просто символом, не более чем является символом ружье. Для фетишиста фетиш является реальной вещью, так же как ружье -- реальная вещь для стрелка. Ружье не является символом пениса, но используется вместо него или в дополнение к нему, потому, что оно более смертоносно, чем кости и плоть, а смертоносность -- это нечто, чего страстно желает. Поэтому он скорее пойдет охотиться, чем останется дома со своей женой. Даже игрушечный водяной пистолет нечто большее, чем фаллический символ. Он работает лучше, чем фаллос, поскольку его назначение -- выстреливать метко струей воды с расстояния. Идея могла бы быть почерпнута из природы, и Ребенок может приходить в восторг от сходства, однако для него в этом содержится и многое другое. Одним элементом является искусство исполнения; Взрослый оценивает качество предмета, чем бы он ни являлся: ружье ли это, водяной пистолет, старая домашняя туфля или перчатка.

Многие мягкие фетишисты могут получать больше радости, чем большинство "нормальных" людей (на вечерах с коктейлем, к примеру), если им не препятствует чувство вины. Те, у кого на поверхности Родительское состояние, страдают от некоторого замешательства в любовных отношениях, если таковые у них вообще имеются, и могут быть сбиты с толку преследующими их все более усиливающимися фантазиями. Они могут быть также привязаны к унизительным... и страдать от этого. Они фактически порабощены своим импринтингом и принуждены следовать за фетишем, а не за человеком, поэтому дело чистого случая среди личностей какого сорта они окажутся или к кому будут привязаны. Твердый фетишист не часто становится хорошим мужем, если только ему не случится найти в точности правильную жену.

Поскольку до некоторой степени все мужчины имеют свои предпочтения, а очень многие имеют по крайней мере мягкие фетиши, один из легчайших путей для женщины угодить мужчине и не отпускать его ни на шаг -- это незаметно выяснить, в чем заключаются его фетиши, и быть снисходительной или даже стараться угодить им тайно… Это бесспорно то, что делает (и делало на протяжении истории) большинство удачливых возлюбленных. Много войн было начато и много королевств создано или потеряно из-за кусочка ленты или кружева, одетых в определенном соблазнительном месте. Однако это можно сделать более честно и может быть даже более эффективно, если спросить прямо его, каковы его фетиши, и потом стараться доставить ему удовольствие. Но поскольку фетиши фиксируются в раннем возрасте, они иногда оказываются отстающими от нынешнего стиля, что может смутить женщину. Даже если купальный костюм 1940 года включает ее мужчину, она может по понятным причинам отказаться носить его тридцать лет спустя.

Это приводит нас к предмету, часто пренебрегаемому: это контрфетишист, которого я хотел бы назвать фетишера. Почти все фетишисты -- мужчины. Но для каждого мужчины, который помешан на туфлях, есть женщина, готовая угодить и войти с ним в одну колею, и для каждого мужчины, приходящего в трепет от волос, найдется женщина, приходящая в волнение, когда ее локоны похищают.

У Хэвлока Эллиса есть много случаев такого взаимного попадания: мужчина, который жаждет, чтобы его топтали высокими каблуками, раньше или позже встретит женщину, которая мечтала всю свою жизнь о том, чтобы топтать каблуками. Такие женщины являются фетишерами, и о них очень мало известно, потому что они не слишком часто попадают в поле зрения профессионалов. Есть столь же много женщин, специализирующихся на волосах, перчатках, туфлях или нижнем белье, как и мужчин, упорно ищущих удовольствий, которые они могут предложить. Это справедливо не только в отношении описаний случаев, собранных Хэвлоком Эллисом и другими исследователями секса, но также и в отношении фетишистов, помещающих объявления о спросе и предложении в подпольных листках, таких как Беркли Барб.

Теперь вернемся к "нормальному" включению. Есть мужчины, которые включаются при виде грудей, и мужчины, которые включаются при виде ног, -- грудные мужчины и ножные мужчины, как они называют себя вежливо, -- и оба сорта считаются нормальными. Однако, строго говоря, и не имея в виду проступков, также предпочтения являются поползновениями в сторону каблуков фетишизма. Истинный фетишист не способен испытать эрекцию при отсутствии его фетиша, независимо от того, каким желанным является его партнер во всех остальных отношениях. Точно также, если ножному мужчине или грудному мужчине не позволили посмотреть или прикоснуться к его излюбленным местам, он может страдать от той же трудности. С другой стороны, нормальное включение основано на росте, весе, телосложении, осанке, походке, манере сидеть, чертах и поверхности кожи женжины: том, что обычно называют "индивидуальностью", т.е. общих пропорциях ее тела, манере двигаться, ее лице и коже. Однако фетиши, ножные-грудные предпочтения и включение на "индивидуальность" -- все они в равной степени обусловлены импринтингом, а в большинстве случаев его объектом является мать.

Таким образом, включение является на деле отношением Ребенок -- Родитель и укладывается в таблицу 6 (снизу вверх).
...


Разврат

Разврат является менее спонтанным, чем истинное включение, и более сложным. В действительности он является принужденным. Интеллигентный и искушенный внимательный развратник может по-настоящему слышать голоса в своей голове, которые раскрывают нам источник его страсти. Это голос испорченного Родителя, говорящего, что это должно быть увлекательно, и приказывающего Ребенку чувствовать себя увлеченным (см. табл. 17 С). Ребенок, конечно, делает это, поскольку на первых порах это волнует. Но Родительский голос продолжает подталкивать его сверх границ обычной сексуальной выносливости, так что он кончает опустошенным и обиженным.

Это открыто провозглашено в "философии спальни" маркиза де Сада, где развращенная шайка снова и снова раздражает и подстрекает молодую девушку, и поскольку это ее первый опыт, ее пыл почти, однако не совсем, неистощим. Потом становится ясно, что это ее отец ходит за ней по пятам и является причиной ее упорства: ему не достаточно того, что его дочь основательно развращена этими знатоками, но он посылает туда же и свою жену, и подстрекает растлить ее тоже. Де Сад несомненно (в действительности) по-настоящему является трусом, несмотря на свое громкое хвастовство, и он не выдерживает решающего испытания: он не решается на инцест со своей матерью, а прибегает к посторонней помощи для того, чтобы изнасиловать и погубить ее. Не объясняет он этого исключения и в своей философии, которой он заполняет время в ожидании следующей эрекции.

Разврат, таким образом, является отношением Родитель-Ребенок, в котором ни одна из сторон не заинтересована в другой иначе как чисто технически, поскольку в действительности каждый следует Родительским инструкциям в голове: "Еще! Еще! Покажи себя, damnit! Это весело". Сначала Ребенок говорит: "Я уверен, что это так", потом он говорит: "Я полагаю, что это так", потом: "Я не так уж в этом уверен", а под конец: "Это не весело нисколько". Потом, как любой полнокровный Ребенок, он восстает, и восстание в данном случае представляет собой раскаяние. Вот почему раскаяние всегда производит большее впечатление, чем добродетель: добродетель есть подчинение, в то время как раскаяние есть восстание против порочного Родителя.


3) Из книги "Игры, в которые играют люди"

СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ

В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое разнообразие всевозможных игр. Но некоторые игры, например "Если бы не ты", в жизни многих супругов расцветают особенно пышно. А такие игры, как "Фригидная женщина", могут долго существовать только в условиях юридически зафиксированного брака. Конечно, супружеские игры можно отделить от сексуальных (которые мы рассматриваем отдельно) чисто условно. В число наиболее распространенных игр, достигающих максимального расцвета в супружеской жизни, входят "Тупик", "Судебное разбирательство", "Фригидная женщина", "Загнанная домохозяйка", "Если бы не ты", "Видишь, как я старался", "Дорогая".

1. "Тупик"

Тезис. Эта игра в большей степени, чем другие игры, подчеркивает манипулятивный характер игр вообще и их функцию барьера на пути к близости. Как это ни парадоксально, она состоит в изворотливом отказе играть в игру, предложенную другим супругом.

1. Миссис Уайт предлагает мужу сходить в кино. Мистер Уайт соглашается.

2. Первый вариант. Миссис Уайт, собираясь в кино, "ненамеренно" допускает промах. В разговоре она совершенно естественно упоминает, что дом давно пора заново покрасить. Это недешево, а мистер Уайт совсем недавно говорил ей, что с деньгами у них сейчас туго. Он просил ее не приставать к нему с непредвиденными расходами по крайней мере до начала следующего месяца. Момент для обсуждения вопроса о покраске дома был выбран явно неудачно, и Уайт грубо отвечает жене.

Второй вариант. Уайт, собираясь в кино, заводит разговор в таком тоне, что миссис Уайт становится трудно удержаться от соблазна, чтобы не сказать о необходимости покрасить дом. Как и в предыдущем случае, Уайт грубо отвечает жене.

3. Миссис Уайт обижена; она говорит мужу о том, что у него очередной приступ дурного настроения, поэтому она с ним в кино не пойдет: пусть лучше идет один. Он заявляет, что так и сделает.

4. Уайт идет в кино (или гулять с детьми), оставив миссис Уайт дома лелеять свои оскорбленные чувства.

Скрытые механизмы этой игры могут быть следующими:

А. Миссис Уайт прекрасно знает из прошлого, что досаду мужа не следует принимать всерьез. По-настоящему он хочет, чтобы жена показала, как она ценит его тяжкий труд на благо семьи. И тогда они, вполне счастливые, смогут вместе пойти в кино. Но жена отказывается подыгрывать ему, и он чувствует, что его предали. Он уходит, полный обиды и разочарования, а она остается дома с оскорбленным видом, но втайне чувствуя себя победительницей.

Б. Уайт прекрасно знает из прошлого опыта, что обиду жены не следует принимать всерьез. По-настоящему она хочет, чтобы муж приласкал ее и попросил не обижаться. И тогда они, вполне счастливые, смогут вместе пойти в кино. Но он отказывается подыгрывать ей, хотя и чувствует, что поступает нечестно. Он знает: она хочет, чтобы ее ласково уговаривали, но притворяется, что не понимает этого. Он уходит из дому охотно, с чувством облегчения, но при этом выглядит оскорбленным. Жена остается дома, полная обиды и разочарования.

С точки зрения неискушенного наблюдателя, позиция победителя в каждом случае безупречна; он (или она) просто поняли партнера буквально. В случае Б, когда Уайт принимает отказ жены идти с ним в кино за чистую монету, это особенно очевидно. Они оба знают, что это неправда, но, как только жена произнесла эти слова, она сразу оказалась в тупике.

Наиболее очевидное "вознаграждение" - внешнее психологическое. Для обоих супругов кино может быть источником сексуальной стимуляции. Они оба ждут после возвращения из кино интимных отношений. Поэтому тот из супругов, кто стремится избежать сексуальной близости, начинает ходом из первого или второго варианта игры. Это один из наиболее невыносимых вариантов игры "Скандал".

Конечно, "оскорбленная" сторона, находясь в состоянии справедливого гнева, вполне оправданно не хочет заниматься любовью, и загнанный в тупик супруг (супруга) окажется в сложном положении.

Антитезис. Для миссис Уайт он весьма прост. Все, что от нее требуется, - это передумать, взять мужа под руку и, улыбаясь, отправиться вместе с ним (переход из состояния Я Ребенка в состояние Я Взрослого). У мистера Уайта теперь положение более затруднительное, так как инициатива перешла к жене. Но, оценив всю ситуацию целиком, он, возможно, будет в состоянии уговорить жену пойти вместе с ним в кино, либо он сумеет успокоить ее, как надувшегося Ребенка, либо, что еще лучше, как Взрослого.

В несколько ином виде "Тупик" является семейной игрой, в которой участвуют и дети. В этой игре в тупик загоняют ребенка: что бы он ни сделал, все оказывается плохо. Г. Бейтсон [Г. Бейтсон - известный современный американский психолог и психиатр.] и его школа полагают, что это состояние может стать важным этиологическим фактором возникновения шизофрении. В терминах нашей теории шизофрения может быть тем антитезисом, который ребенок противопоставляет игре "Тупик". Опыт лечения взрослых шизофреников с помощью анализа игр подтверждает это предположение. Когда соответственно подготовленному пациенту помогают анализировать семейную форму игры "Тупик" и показывают, что к шизофреническому поведению он прибегает с целью противостоять игре, то у больного наступает частичная или полная ремиссия.

Наиболее обычная формы игры "Тупик", в которую играют всей семьей и которая наверняка оказывает влияние на формирование характера детей, чаще всего встречается тогда, когда отец или мать принадлежит к типу Родителей, всюду сующих свой нос. Возможна ситуация "двойного нажима": мальчика или девочку просят как можно больше помогать по дому, но, когда ребенок действительно начинает принимать активное участие в домашних делах, родители постоянно находят недостатки в его работе.

Иногда "Тупик" становится этиологическим фактором астмы.

Маленькая девочка: "Мамочка, ты меня любишь?"

Мать: "А что значит "любишь"?"

Такой ответ не оставляет для ребенка выхода. Девочка хочет поговорить со своей матерью, а мать переводит разговор в сферу философии: маленькой девочке с этой темой не справиться. Она начинает тяжело дышать, мать раздражается, следует приступ астмы, мать извиняется, а "Игра в астму" идет своим чередом. Такой "астматический" вариант "Тупика" нуждается в дальнейшем изучении.

В психотерапевтических группах можно иногда встретить весьма элегантный вариант "Тупика".

Блэк: "Ну, как бы то ни было, пока мы молчим, никто в игры не играет".

Уайт: "Молчание само по себе может быть игрой".

Ред: "Сегодня никто ни в какие игры не играл".

Уайт: "Но отказ от игр тоже может быть игрой".

Терапевтический антитезис в этом случае не менее элегантен: логические парадоксы запрещаются. Лишенный возможности прибегнуть к своему обычному маневру, Уайт быстро обнаруживает тревожность, лежащую в основе его поведения.

Тесно связана с игрой "Тупик" еще одна игра - "Пакет с завтраком". Муж, имеющий прекрасную возможность позволить себе в обеденный перерыв сходить в хороший ресторан, тем не менее каждое утро готовит несколько бутербродов и берет их с собой на работу в бумажном пакете. При этом он использует остатки вчерашнего обеда, черствый хлеб, который приберегает для него жена. Таким образом он может полностью контролировать семейный бюджет, потому что какая же жена осмелится купить себе норковый палантин, видя такое самопожертвование. Муж, кроме того, получает и многие другие "вознаграждения", например, привилегию обедать в одиночестве и возможность подогнать работу во время обеденного перерыва. Эта игра во многих отношениях конструктивна, и ее одобрил бы сам Бенджамин Франклин [Франклин, Бенджамин (1706-1790) - американский просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции США (1787).], так как она поощряет такие добродетели, как бережливость, добросовестная работа и пунктуальность.

2. "Судебное разбирательство"

Тезис. По описанию эта игра относится к классу игр, получающих свое лучшее воплощение в юриспруденции. Сюда относятся "Калека" (обвиняемый оправдывает себя душевной болезнью) и "Должник" (гражданский иск). В клинической практике эта игра чаще всего встречается при консультировании супружеских пар и в психотерапевтических группах, занимающихся супружескими проблемами. При этом игра "Судебное разбирательство" бывает единственной игрой, в которую играют участники группы. Если игра "Судебное разбирательство" никак не помогает разрешить ситуацию, поскольку продолжается бесконечно, то в таких случаях становится совершенно ясно, что консультант сам оказался вовлеченным в игру, причем совсем не подозревая об этом.

Игра может включать любое число участников, но в основном она предусматривает участие трех игроков: Истца, Ответчика и Судьи. Роли распределяются соответственно между мужем, женой и врачом. Если игра происходит в психотерапевтической группе, по радио или в телевизионной передаче, то остальная аудитория играет роль Присяжных. Муж начинает излагать жалобу: "Хотите послушать, что (имя жены) вчера сделала? Она взяла..." и т.д. Жена защищается: "На самом деле случилось вот что... и потом как раз перед этим он... и, во всяком случае, мы оба тогда..." и т.д. Муж благородно добавляет: "Я рад, что вы смогли выслушать обе стороны, я ведь хочу, чтобы все было честно". В этот момент консультант глубокомысленно замечает: "Мне кажется, если мы примем во внимание..." и т.д. Если при этом присутствуют зрители, консультант может им "перебросить мяч" со словами: "Давайте послушаем, что об этом скажут другие". Если же участники группы уже достаточно обучены, они могут взять на себя роль Присяжных и без подсказки со стороны психотерапевта.

Антитезис. Психотерапевт говорит мужу: "Вы совершенно правы". Если муж облегченно или торжествующе расслабляется, врач спрашивает: "Как вы относитесь к моим словам?" Муж отвечает: "Прекрасно". Тогда психотерапевт замечает: "Сказать честно, я думаю, что вы не правы". Если муж искренен сам с собой, он ответит: "Я это все время знал". Если же он нечестен, из его реакции станет понятно, что игра продолжается. В этом случае можно анализировать ситуацию дальше. Основной элемент игры состоит в следующем: истец громогласно требует признать его правым, хотя в глубине души он понимает, что не прав.

После того как собран материал, достаточный для того, чтобы прояснить характер игры, она может быть прекращена одним из самых элегантных маневров в искусстве антитезиса. Психотерапевт оглашает правило, запрещающее использование в разговоре третьего лица (в грамматическом смысле). Таким образом, члены группы могут либо обращаться друг к другу прямо на "ты" или на "вы" или говорить о себе "я", но не могут сказать: "Хотите послушать что он (она)..." После этого супружеская пара либо совсем перестает играть в игры в группе, либо переключается на игру "Дорогая" (это уже несколько лучше, чем "Судебное разбирательство") или "Более того" (что ничуть не лучше). Игра "Дорогая" описана в настоящей книге отдельно. В игре "Более того" истец выдвигает одно обвинение за другим, на каждое из которых ответчик замечает "Я могу все объяснить". Истец не обращает на объяснения никакого внимания, но, воспользовавшись паузой ответчика, бросает ему очередное обвинение, сопровождающееся словами "более того"; за ним следует еще одно объяснение и т.д. - типичный обмен репликами по типу Родитель - Ребенок.

Наиболее интенсивно в игру "Более того" играют ответчики параноидального типа. Они склонны все понимать буквально, поэтому им особенно легко вывести из равновесия обвинителей, выражающих свои мысли юмористически или метафорически. Вообще говоря, метафоры - это самые распространенные ловушки в этой игре, и их следует избегать.

Обыденный вариант игры "Судебное разбирательство", предполагающий участие трех игроков, часто происходит между детьми - братьями, сестрами - и их родителями "Мама, она взяла мою конфету". - "А он взял мою куклу, а еще перед тем меня стукнул, и вообще мы договорились поделить конфету".

Анализ

Тезис: "Они должны признать, что я прав".

Цель: самоутверждение.

Роли: Истец, Ответчик, Судья (или Присяжные).

Иллюстрации: 1) дети ссорятся, родители вмешиваются; 2) супруги просят "помощи".

Социальная парадигма: Взрослый - Взрослый; Взрослый: "Вот что она мне устроила", Взрослый: "Истинные факты таковы".

Психологическая парадигма: Ребенок - Родитель; Ребенок: "Скажи, что я прав"; Родитель "Вот кто прав" или: "Вы оба правы".

Ходы: 1) оглашается жалоба - оглашается оправдание; 2) истец выдвигает опровержение, идет на уступки или делает шаг, демонстрирующий его доброжелательное отношение; 3) решение Судьи или инструкции Присяжным; 4) оглашается окончательное решение.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое - проекция чувства вины; 2) внешнее психологическое - освобождение от чувства вины; 3) внутреннее социальное - "Дорогая", "Более того", "Скандал" и другие игры; 4) внешнее социальное - "Судебное разбирательство"; 5) биологическое - "поглаживание" от судьи и присяжных; 6) экзистенциальное - депрессивная позиция: "Я всегда не прав".


3. "Фригидная женщина"

Тезис. Эта игра происходит между супругами и почти никогда не встречается между возлюбленными, так как трудно представить себе, чтобы мужчина долго терпел подобное поведение от любовницы.

...Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она его отталкивает. После нескольких его попыток жена выговаривает ему: "Все мужчины - скоты". А потом начинает упрекать его в том, что он ее нисколько не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает, после чего делает новую попытку, но с тем же результатом. Наконец он совершенно покоряется судьбе и больше не проявляет к жене сексуальных намерений. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более и более рассеянной и менее церемонной. То она, полуодетая, проходит через спальню, то, принимая ванну, забывает чистое полотенце, которое муж вынужден принести ей в ванную комнату. Если она играет всерьез, то может даже начать флиртовать с другими мужчинами. Наконец муж поддается на ее провокации и делает новую попытку. Но его снова отвергают, и вслед за этим начинается игра "Скандал", во время которой идут в ход различные упреки, вспоминаются недавние происшествия, приводятся примеры из жизни других супружеских пар, переплетаются финансовые проблемы и неудачи, все кончается хлопаньем дверью. На этот раз муж твердо решает: с него хватит, он обойдется без секса. Проходят месяцы. Муж не обращает внимания ни на парад неглиже, ни на маневр с полотенцем. Провокации со стороны жены учащаются - она становится все более рассеянной и все менее строгой, но муж держится. Затем однажды вечером она просто подходит и целует его. Сначала муж не реагирует, помня о своем твердом решении, но скоро природа берет свое, особенно после длительного воздержания, и ему уже кажется, что на этот раз он добился своего. Его первые робкие ласки не отвергаются. Он становится смелей. И вдруг в самый критический момент жена, отступая на шаг, кричит ему: "Ну, что я тебе говорила?! Все мужчины - скоты! Мне была нужна твоя нежность, а ты думаешь только о сексе!" Во вспыхнувшем скандале супруги могут на этот раз, минуя предыдущие упреки и обвинения, сразу перейти к финансовым проблемам.

Следует отметить, что, несмотря на все уверения в обратном, некоторые мужчины также боятся сексуальной близости, поэтому стараются выбирать себе таких партнерш, возможности которых соответствовали бы их потенции. А в приведенном примере муж теперь может во всем обвинять жену.

В одной из форм этой игры участвуют некоторые незамужние женщины разного возраста, в результате чего они получают известное жаргонное прозвище. В этих случаях игра часто сливается с другой, под названием "Динамо", в которой Водящие также разыгрывают негодование.

Антитезис. Эта игра весьма опасна, и возможный антитезис опасен в той же мере. Заводить любовницу всегда рискованно. Поставленная в условия стимулирующего соперничества, жена может прекратить свою игру и попытаться начать нормальную супружескую жизнь. Однако это может быть слишком поздно. С другой стороны, с помощью адвоката жена может использовать связь мужа как оружие в игре "Ну что, попался, негодяй!". Исход порой невозможно предсказать и в том случае, когда муж прибегает к помощи консультации у психотерапевта, а жена - нет. Если уверенность мужа в себе возрастает, то игра жены может расстроиться, что приводит к более здоровым супружеским отношениям. Но если жена играет всерьез, то усиление позиции мужа может привести к их разводу. Лучшим решением для обоих партнеров, если, конечно, ситуация это позволяет, было бы их участие в трансакционных группах для супружеских пар, занятия в которых выявили бы "вознаграждения", получаемые в игре, и сексопатологию, лежащую в ее основе. Подготовленные таким образом супруги могли бы заинтересоваться индивидуальной психотерапией, в результате которой они как бы заключили новый брак, на иной психологической основе. Но даже и без этих действий участники могли бы разумно приспособиться к существующей ситуации.

Родственные игры. Обратная игра, "Фригидный мужчина", распространена меньше, но она проходит практически по той же схеме, с некоторым различием в деталях. Окончательный исход зависит от сценариев игроков.

Критическим моментом в игре "Фригидная женщина" является заключительная фаза "Скандала". После нее ни о какой сексуальной близости речи быть не может, поскольку оба партнера получают некое извращенное удовлетворение от игры "Скандал" и больше не стремятся получить друг от друга сексуальную стимуляцию. Отсюда следует, что наиболее важным моментом в антитезисе "Фригидной женщины" будет избегание "Скандала". В таком случае жена остается сексуально неудовлетворенной, причем это состояние может быть столь острым, что она станет более покладистой. Именно функция "Скандала" отличает игру "Фригидная женщина" от игры "Побей меня, папочка", в которой "Скандал" выполняет функцию подготовительной возбуждающей игры, а во "Фригидной женщине" "Скандал" заменяет половой акт. Таким образом, в игре "Побей меня, папочка" "Скандал" создает условие для интимных отношений и является чем-то вроде фетиша, усиливающего возбуждение. А во "Фригидной женщине" после окончания "Скандала", по существу, исчерпывается и весь эпизод.

В детском возрасте в игру, аналогичную "Фригидной женщине", играют некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в "Больших ожиданиях". Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать ей песочный пирожок, после чего насмешливо указывает на его запачканные руки, одежду и говорит ему о том, какая она вся чистенькая.


Анализ

Тезис: "Ну что, попался, негодяй!"

Цель: оправдание.

Роли: Хорошая жена, Нечуткий муж.

Иллюстрации: 1) "Спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный"; 2) фригидная женщина, провоцирующая мужа.

Социальная парадигма: Родитель - Ребенок; Родитель: "Я тебе разрешаю сделать пирожок из песка" ("Поцелуй меня"); Ребенок: "Мне очень этого хочется"; Родитель: "А теперь посмотри, как ты запачкался".

Психологическая парадигма: Ребенок - Родитель; Ребенок: "Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить"; Родитель: "Готов попробовать, если ты меня вовремя остановишь"; Ребенок: "Это ты первый начал".

Ходы: 1) обольщение - реакция на него; 2) отталкивание - смирение; 3) провокация - реакция на нее; 4) отталкивание - скандал.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое - освобождение от чувства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологическое - избегает пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное - "Скандал"; 4) внешнее социальное - "Как поступать с нечистоплотными мальчиками (мужьями)?"; 5) биологическое - подавленные сексуальные взаимоотношения и обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Я чиста".
...


СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Люди играют в сексуальные игры, чтобы дать выход своим сексуальным влечениям или побороть их. Все эти игры по своей сути представляют собой извращение сексуальных инстинктов, так как источником удовлетворения становится не половой акт, а критические трансакции, представляющие собой кульминацию игры. К сожалению, это не всегда можно продемонстрировать с должной убедительностью, поскольку в такого рода игры люди играют в интимной обстановке, так что клинические данные о них мы получаем из вторых рук, и не всегда удается удовлетворительно оценить, в какой мере они искажены из-за пристрастности информанта. Например, психиатрическая концепция гомосексуальности весьма перекошена, так как более агрессивные и успешные игроки нечасто обращаются к психиатрам и последние в основном располагают сведениями об их пассивных партнерах.

В этот раздел включены следующие игры: "А ну-ка, подеритесь", "Извращение", "Динамо", "Чулок" и "Скандал". В большинстве случаев "водит" женщина. Это объясняется тем, что тяжелые формы сексуальных игр, в которых главное действующее лицо - мужчина, находятся на грани преступления (нередко переходят эту грань); поэтому их лучше отнести к следующему разделу: "Игры преступного мира". С другой стороны, часть игр может быть с одинаковым основанием отнесена и к сексуальным, и к супружеским играм. Здесь мы описываем только те из них, которые в одинаковой мере доступны и для супружеских, и для неженатых пар.


1. "А ну-ка, подеритесь" (АНКП)

Тезис. АНКП может быть маневром, ритуалом или игрой. Во всех случаях в основе лежит женская психология. В силу своей драматичности и выразительности АНКП легла в основу множества произведений мировой литературы, как хороших, так и плохих.

1. Это маневр, но он очень романтичен. Женщина ловко сталкивает двух симпатизирующих ей мужчин, давая понять или даже пообещав, что будет принадлежать победителю. По окончании "сражения" она выполняет свое обещание. Это честная трансакция. Предполагается, что отныне дама и ее партнер "будут жить долго и счастливо".

2. Ритуал, исход которого скорее трагичен. Двое мужчин могут сражаться за женщину даже тогда, когда она этого не хочет или уже сделала свой выбор. Если побеждает не ее избранник, то она все равно может достаться победителю. В этом случае АНКП начинает не женщина, а окружающие ее люди. Если женщина не против этой борьбы, то трансакция будет честной. Если же она не желает состязания или разочарована его исходом, то ситуация открывает перед ней большой простор для игр, например "Давай надуем Джо".

3. Игра АНКП относится больше к разделу комических. Женщина, устраивая состязание между двумя соперниками, чаще всего, пока они "сражаются", исчезает с третьим возлюбленным. Для нее и ее избранника внутреннее и внешнее психологическое "вознаграждение" следует из их позиции: честное состязание - для глупцов И это комическое происшествие составляет основу для получения ими внутреннего и внешнего социального "вознаграждения".


2. Извращение

Тезис. Гетеросексуальные извращения, такие, например, как садизм, типичны для Ребенка, находящегося в состоянии тревожности, поэтому подходить к исправлению этого явления надо соответствующим образом. Трансакционная сторона, как видно из реальных ситуаций сексуальных контактов, вполне поддается воздействию путем анализа игр. Это открывает возможность социального контроля, поэтому даже тогда, когда извращенные сексуальные влечения остаются неизменными, они все же нейтрализуются на стадии действия.

Люди, страдающие слабой формой садизма или мазохизма, обычно занимают некоторую примитивную позицию, в основе которой лежит принцип необходимости в душевном равновесии. Они ощущают в себе сильный сексуальный потенциал и чувствуют, что длительное воздержание может привести к серьезным последствиям. Оба эти вывода совсем необязательно соответствуют действительности, но они образуют основу для игры "Калека" с девизом "Что же вы хотите от такого сексуального человека, как я?"

Антитезис. Он состоит в том, чтобы распространить принципы обычной вежливости на взаимоотношения со своим интимным партнером, то есть воздерживаться от словесного и физического бичевания и ограничиться более традиционными формами половой близости. Если Уайт действительно склонен к извращениям, то это выявит второй элемент игры (он часто находит свое выражение в сновидениях). Сам по себе половой акт представляет для него лишь минимальный интерес, истинное удовлетворение он получает только от предшествующего половому акту унижения. Возможно, он не хотел признаться в этом даже самому себе. Но теперь ему становится ясно, что его основная жалоба состоит в том, что после всех предварительных трудов, ему приходится еще и заниматься любовью. Этот этап более благоприятен для начала конкретного психотерапевтического лечения. Сказанное выше чаще всего относится к так называемым "сексуальным психопатам" и не имеет отношения к преступным извращениям или к людям, ограничивающим свои сексуальные проявления фантазиями.

В некоторых странах игра, связанная с гомосексуализмом, детально разработана до такой степени, что представляет собой определенный ритуал. Многие случаи половой недееспособности людей, связанных с гомосексуализмом, возникают именно потому, что они превратили свою жизнь в игру. Гомосексуалист напрасно тратит огромное количество времени и энергии, которые можно было бы использовать в других целях. Анализ игр может помочь ему и его партнеру наладить свою жизнь так, чтобы наслаждаться всеми ее благами, а не посвящать себя собственной версии игры "Подумайте, какой ужас!"


3. "Динамо"

Тезис. В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было бы "Катись отсюда" или "Благородный гнев". Игра может вестись с разной степенью интенсивности.

1. "Динамо" или "Катись отсюда" первой степени популярна на вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт) демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо" и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней, не привлекая к себе слишком большого внимания.

2. В игре "Динамо" или "Благородный гнев" второй степени Уайт (женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно. Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра иногда называется "Отвяжись, нахал"). Уайт заставляет Блэка скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством. Несомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как правило, он играет в разновидность игры "Бейте меня".

3. "Динамо" третьей степени - это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт (женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после близости с мужчиной фальшивым воплем: "Насилуют!" Если женщина хочет выдать случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги, либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не склонна, потому что у них на уме другая игра. "А ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей приходится кричать "Насилуют!". Это особенно часто происходит с молодыми девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.

В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно классическое переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это превосходная иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.

Сочетание этих двух игр образует игру "Шантаж". В ней женщина, соблазнив Блэка, кричит: "Насилуют!", после чего в игру вступает ее муж, который шантажом вымогает у Блэка деньги.

У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет (1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и Диккенс в "Больших ожиданиях". Здесь это игра второй степени. Более серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в трущобах.

Антитезис. Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение истинных чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре "Катись отсюда".

С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.

В 1938 году автор этих строк познакомился с неким пожилым "Иосифом", который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и, прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из Константинополя.

Родственные игры. Варианты игры "Динамо", где главным действующим лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих ситуациях: "В постели режиссера" (а потом она так и не получает роли) и "Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).

Анализ, приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей степени, поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.

Цель: злонамеренная месть.

Роли: Соблазнительница, Волокита.

Иллюстрации. 1) "Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный"; 2) обесчещенная женщина.

Социальная парадигма: Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина): "Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось". Взрослый (женщина): "Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".

Психологическая парадигма: Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина): "Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Ну что, попался, негодяй!"

Ходы: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина - капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое - выражение ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое - избегание эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное - "Ну что, попался, негодяй"; 4) внешнее социальное - "Подумайте, какой ужас!"; "Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь"; 5) биологическое - обмен сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Меня не в чем упрекнуть".


4. "Чулок"

Тезис. Эта игра относится к той же группе, что и "Динамо". Ее наиболее очевидное свойство - эксгибиционизм, который по своей природе близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и, еще не успев освоиться, вызывающе приподнимает ногу, привлекая к себе всеобщее внимание, и восклицает: "Ах, боже мой, у меня чулок пополз!" Это делается с расчетом возбудить сексуальный интерес у мужчин и разозлить остальных женщин. Конечно, на любые замечания относительно ее поведения Уайт отвечает протестами, призванными свидетельствовать о ее невинности, или же встречными обвинениями. Это делает игру похожей на классический вариант "Динамо". Отличительной чертой является отсутствие у Уайт умения адаптироваться в ситуации. Она почти никогда не стремится понять, что за люди ее окружают, или дождаться подходящего момента для своего маневра. Поэтому ее ход сразу же бросается в глаза как неуместный и ставит под угрозу ее взаимоотношения с другими членами группы. Несмотря на некоторую поверхностную "утонченность", она так всю жизнь и не может понять, что с ней происходит, так как судит о людях слишком цинично. Ее цель - показать, что окружающие ее люди похотливы, причем ее Ребенок и Родитель надувают ее Взрослого и не дают ему заметить ее собственное вызывающее поведение и здравомыслие большинства окружающих ее людей. Следовательно, эта игра саморазрушительная.

Женщины с более ярко выраженной патологией, имеющие большой бюст, часто сидят, заложив руки за голову, чтобы привлечь к нему внимание. Иногда они дополнительно привлекают внимание, упомянув о размере бюста или о какой-нибудь своей болезни, например, опухоли.

Смысл Игры состоит в том, что женщина демонстрирует своим поведением сексуальную доступность. Поэтому игра может приобретать и более символический вид, когда в нее играют недавно овдовевшие женщины, неискренне демонстрирующие свое положение вдовы.

Антитезис. Характерной чертой женщин этого типа является не только плохая адаптация, но и неприятие антитезисного поведения. Если подготовленная психотерапевтическая группа игнорирует игру таких женщин или противодействует ей, то они могут перестать посещать консультацию. В этой игре особенно следует разграничивать антитезис и "репрессии", ибо последние означают победу Уайт. В игре "Чулок" женщины более изобретательны по части контрходов, чем мужчины, которые, впрочем, мало заинтересованы в том, чтобы игра прекратилась. Таким образом, лучше всего оставить антитезис на усмотрение женщин.


5. "Скандал"

Тезис. Классический вариант этой игры обычно разыгрывается между авторитарным отцом и дочерью-подростком. Причем мать в такой семье чаще всего сексуально заторможена. Отец приходит с работы и начинает придираться к дочери, а она в ответ грубит. Первый ход может сделать также и дочь. Нагло разговаривая с отцом, она вызывает придирки с его стороны. Постепенно и голоса становятся громче, и ссора набирает силу. Исход зависит от того, на чьей стороне инициатива. Существуют три возможных исхода 1) отец уходит в свою комнату, хлопнув дверью; 2) дочь уходит в свою комнату, хлопнув дверью; 3) оба расходятся по своим комнатам, хлопнув дверью. В любом случае конец игры "Скандал" отмечен хлопаньем дверью. "Скандал" является мучительным, но эффективным способом решения сексуальных проблем, которые возникают в некоторых семьях между отцом и дочерью-подростком. Они могут жить под одной крышей, только если постоянно злятся друг на друга и периодически хлопают дверью, что для каждого из них подчеркивает, что они спят в разных комнатах.

В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму: отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после ее возвращения тщательно осмотреть дочь, ее одежду и убедиться в том, что она осталась невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дому среди ночи. В конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий.

В "Скандал" могут играть два любых человека, стремящихся избежать сексуальной близости. Например, игра "Фригидная женщина", как правило, кончается именно этим. Игра "Скандал" относительно редко встречается между мальчиками-подростками и их родственниками, поскольку мальчикам легче вечером уйти из дому, чем любым другим членам семьи. В более раннем возрасте братья и сестры могут получить некоторое удовлетворение с помощью драки. Эта схема поведения в разном возрасте имеет различные мотивации. В США она приобрела, на наш взгляд, полуритуальную форму, санкционированную как телевидением, так и официальными педагогами и педиатрами. Среди английских "высших классов" драка считается (или считалась раньше) дурным тоном, поэтому не нашедшая выхода энергия расходуется в регулируемых строгими правилами "Драках" на игровом Поле.

Антитезис. Для отца эта игра не столь неприятна, как ему хотелось бы думать. Обычно антитезисный ход делает дочь, находя спасение в раннем, часто скороспелом или навязанном браке.

Когда это психологически возможно, антитезисный ход может сделать мать, отказавшись от своей относительной или абсолютной фригидности. Игра может утихнуть, если отец заведет интимную связь на стороне. Но это чревато другими осложнениями. Если в "Скандал" играют супруги, антитезис должен быть тот же, что и в игре "Фригидная женщина" или "Фригидный мужчина".

При соответствующих обстоятельствах "Скандал" вполне закономерно приводит к игре "Судебное разбирательство".


Advertising Banner Network F2

 

Рассылки для изучающих английский
A rule a day: Inter@ctive Grammar - Грамматика с интерактивными упражнениями
A rule a day: Word Usage - Разбор трудностей употребления английских слов
  Подробнее...  

 


Наши партнеры
Наши рассылки и сайты
Психологические тесты
 (по e-mail: test@ft.inc.ru)
  Последний:
Артистические наклонности: есть ли они у вас?
Сам себе психолог
Рождение без насилия
 (по e-mail: birth@ft.inc.ru)
  О водных и домашних родах, воспитании и обучении детей
Последний выпуск:
Вопросы и ответы - 5

Рассылка "Сам себе психолог" http://psy.ft.inc.ru/
Автор: Витольд Барский
psy@ft.inc.ru
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 10761

FT Group © 2000

Апорт Top 1000



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное