Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология НЕ для всех" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Сам
себе психолог N23 (6 июля 2000г.)
|
||||
|
||||
Сегодня мы подведем итоги опроса из предыдущего выпуска и подробно расскажем о теории Колберга. (Новые подписчики и те, кто не отвечал на вопросы, могут сделать это на сайте и получить краткую характеристику своих результатов. Там же можно увидеть статистику ответов на вопросы.) В этом выпуске также принимала самое непосредственное участие Тимофеева Марина Алексеевна; большое спасибо ей за это. Тема: Мораль и нравственность. Часть 2 Подводя итоги опроса по теме "Мораль и нравственность", я хочу представить Вам литературу, по которой готовился данный опрос. Это книга Н.Ю. Скороходовой "Какие аргументы сильнее. Моральное сознание человека и проблема его развития", Петрозаводск, 1996 год. Ссылаясь именно на эту книгу, я сейчас буду знакомить Вас с теориями Колберга и Лефевра. Если Вас заинтересует данная тема и Вы захотите узнать о ней поподробнее, то можете обратиться к списку дополнительной литературы в конце выпуска. В течении десятилетий Колберг и его коллеги изучали проблему уровня морального
развития человека. По меньшей мере в 20 исследованиях анализировались
результаты проведения нравственных дискуссий в различных аудиториях. Были
сделаны следующие выводы: I уровень: Страх наказания. II уровень: Стыд перед окружающими людьми. III уровень: Совесть. Колберг назвал эти уровни и ступени так: I уровень: Преддоговорный или доморальный уровень. 1. Ориентация на наказание и повиновение (право силы). 2. Ориентация на справедливость, главный принцип "ты - мне, я
- тебе". II уровень: Договорный или моральный уровень. 3. Межличностная ориентация, ориентация на семью, на близких людей. 4. Ориентация на общество, на закон как на общественный договор. III уровень: Принципиальный уровень или автономная мораль. 5. Ориентация на социальный договор, права человека и благополучие.
6. Ориентация на всеобщий этический принцип. Например, отвечая на дилемму об умирающей женщине, люди, находящиеся на разных ступенях развития отвечали приблизительно так: I Преддоговорный или доморальный уровень. II Договорный или моральный уровень. III Принципиальный уровень или автономная мораль. Для определения ступени морального развития не столь важно знать, как человек оценивает действия главного героя (хорошо или плохо он поступил), важно понять систему мышления по типу используемых аргументов. Рассмотрим теперь вторую ситуацию (о Тане и Свете) и разные виды ответов, соответствующих одной и той же ступени развития: I Преддоговорный или доморальный уровень. II Договорный или моральный уровень. III Принципиальный уровень или автономная мораль.
1. Люди двигаются последовательно от одной ступени к другой, хотя каждый может остановиться в развитии на любой из них. Ребенок обычно рассуждает на 1-й ступени. Большинство затем переходит на 2-ю ступень. В ранней (средней) юности большинство переходят на 3-ю, а некоторые затем на 4-ю ступень в средней (поздней) юности. Переход на 5-ю ступень происходит (если вообще имеет место) ближе к 20-ти годам, а то и позже. Мало кто достигает 6-й ступени, а те, кто ее достигает, обычно старше 30 лет. Никто не может перескочить через ступень, а достигнув ее однажды, никогда не спустится ниже. Но развитие может прекратиться на любой ступени. 2. Человек мыслит преимущественно в рамках одной ступени и использует смежные ступени как вторичные. Будучи поставленным перед несколькими дилеммами, имеющими дело с различными нравственными ценностями, человек, рассуждающий преимущественно, например, на 2-й ступени, чаще всего будет давать ответы, соответствующие ей. Например, если подросток дает на дилемму ответы, соответствующие 3-ей ступени в 70% случаев, и лишь в 30% задействована 2-я ступень мышления, то этот человек заканчивает переход со 2-й ступени мышления на 3-ю ступень. Другой же человек, дающий в 70% случаев ответы, соответствующие 3-ей ступени, и лишь в 30% случаев - ответы 4-й ступени, лишь начинает переход от 3-й ступени к 4-й. 3. Люди способны понять нравственные аргументы собственной ступени, всех ступеней, находящихся ниже своей и, иногда, аргументы ступени, превышающей собственную на одну, иногда две ступени. Обычно люди предпочитают наивысшую ступень мышления, которую они могут понять. Вот он ответ на извечный вопрос о конфликте отцов и детей. Уровень
взаимопонимания зависит от возраста человека и от уровня его морального
развития. С каждым человеком нужно разговаривать на том уровне аргументов,
которые он способен понять. Чем выше уровень морального развития взрослого,
тем проще ему понять ребенка или подростка. Ведь взрослый может спуститься
ниже и понять аргументы низшей ступени, а ребенок часто не в состоянии
подняться выше, он не понимает аргументов взрослого, он до них просто
еще не дорос. Существует много взрослых вполне благополучных людей, которые
всю жизнь решают проблемы на 3-ей или даже 2-ой и 1-ой ступенях нравственного
развития. Следует поставить вопрос: действительно ли высшие ступени лучше
низших? Каждая ступень развития нужна, каждая вносит вклад в становление
представлений о мире, необходимых для того, чтобы существовать в нем.
Но если человек "застрял" на какой-то ступени, то в полной мере
проявляются "слабые" места низших ступеней развития. В целом
на высших ступенях аргументы имеют более широкую сферу применения, позволяют
получить однозначное решение проблемы и на их основе развиваются более
здоровые отношения между людьми. По поводу необходимости прохождения первой ступени нравственного развития споры между психологами разных теоретических направлений особенно ожесточенные. Некоторые полагают, что эта ступень вообще не нужна, более того, вредна, так как подавляет развитие индивидуальности. Другие полагают, что ребенок должен получить представление о существовании границ допустимого поведения, о значении слова "нельзя", должен научиться доверять взрослому и признавать за ним право руководить его действиями, особенно еще в неосвоенных ситуациях. В том случае, если этот этап развития ребенок пройдет с любящими его родителями в дошкольном возрасте, то он сохраняет свое самоуважение. Если же эту ступень развития ребенок проходит в ситуации эмоционального отчуждения (в учебном заведении) или остается на ней во взрослом состоянии, то он вынужден приспосабливаться к требованиям ситуации, при этом снижается его самоуважение и мотивация. Применение принципа "сильный всегда прав" ведет к становлению авторитарных отношений, появлению иерархии на основе права силы и некритическому принятию ценностей авторитетных личностей. На второй ступени развития ребенок осваивает представления о равноправных отношениях в сфере распределения благ, о принципе справедливости и учится проявлять активность в отстаивании своих прав. Система отношений, основанная на принципе "ты - мне, я - тебе", универсальна в том смысле, что даже самый неразвитый человек может в нее включиться, и у него появятся мотивы деятельности. На этой ступени развития могут "застрять" многие. Конфликты возникают потому, что претензии двух противоположных сторон друг к другу могут быть бесконечными из-за субъективно понимаемой справедливости. Система отношений, основанная на этом принципе и организованная взрослыми, описывается в психологии как "использование жетонных программ". У взрослых жетонами являются деньги, в школе - оценки и призы, в исправительных учреждениях - элементы льготного режима. При использовании этих программ необходим арбитр, устанавливающий правильность и неправильность действий, а также систему поощрения. Недостатком этих программ является возможность злоупотреблений со стороны лиц, имеющих право распоряжаться благами. На третьей ступени морального развития человек учиться жить в группе равных с ним людей, ориентироваться на групповые правила, оказывать и получать поддержку окружающих. Для нормального прохождения младшими подростками этой ступени необходимо организовывать совместную групповую деятельность с помощью взрослых. Проблемой третьей ступени морального развития является главенство принципа "мы важнее, чем я", а общность "мы" активнее образуется при наличии врага, поэтому среди людей, находящихся на этой стадии развития, часто можно наблюдать межгрупповые разборки, межнациональные конфликты, причем завершение конфликта представляется малоперспективным без перехода на более высокую ступень развития. На четвертой ступени морального развития человек получает представление о законности и порядке в обществе ради блага всех. Он учиться выполнять определенные социальные роли и сотрудничать с другими людьми в социальной сфере. Возможно установление согласия даже между враждующими ранее группировками через установление законов, единых для всех. Ориентация на защиту принятого социального порядка позволяет избежать многих конфликтов. Однако принятые законы пока не подвергаются проверке личностью на их соответствие этическим принципам. Так, например, если государство разрешает рабство или второстепенное положение женщин, то человек будет поддерживать и эти законы тоже. Только на пятой ступени человек способен пересмотреть свою позицию и
начать выступать, например, против рабства или за эмансипацию. Но даже
на пятой ступени человек не может разрешить проблемы, выходящие за рамки
социального контакта и включающие необходимость выбора между высшими ценностями.
Например, имели ли право американцы сбрасывать бомбу на Хиросиму? Наличие
иерархии ценностей необходимо, чтобы сделать заключение о праве на жизнь
как высшей ценности и осудить это действие, что возможно только на шестой
ступени развития. На развитие уровня морального сознания влияют два основных фактора: уровень развития интеллекта и способность понимать позиции другого человека. И, конечно, немаловажным фактором является воспитание и окружение человека, т.е. наличие или отсутствие проблем, связанных с любовью окружающих. Если человек не научился понимать позиции других людей, то даже при высоком уровне развития интеллекта его уровень развития морального сознания может оставаться невысоким. Сделаем небольшой экскурс в описание психологических исследований
другого направления, чтобы получить представление о влиянии отношений
к себе и к людям на способность понимать другого человека. Позиция "Я плохой, ты хороший" - универсальная позиция
раннего детства, полагают представители трансактного анализа. Ребенок
полагается на милость окружающих. Они могут сделать ему приятное, а могут
наказать, могут приласкать, но надо заслужить эти "поглаживания".
Если эта позиция сохраняется надолго, то человек пытается подкрепить позицию
несколькими способами: Позиция "Я плохой, ты плохой" возникает у ребенка, если его мало ласкали, он мало получал "поглаживаний" с младенчества (это самый трудный случай), но чаще она появляется на смену позиции "Я плохой, ты хороший" после уменьшения заботы и ласки по мере взросления ребенка. Такой человек отгораживается от окружающих, часто действует во вред себе и другим, не умеет получать удовольствие от жизни. Позиция "Я хороший, ты плохой" замечена у детей, которых воспитывали в системе жестких взаимоотношений, она появляется у маленького мученика, когда он "зализывает свои раны". Позже он сам становится жестоким, ненависть придает ему силы. Трагедия его в том, что он не способен осознать своей ответственности за происходящее даже в зрелом возрасте: всегда во всем виноваты окружающие, он только защищается. Если появляется человек, способный любить его, он не верит ему и даже начинает презирать его за доброе к себе отношение. Это тип потенциального преступника. Позиция "Я хороший, ты хороший" единственная, основанная не только на чувствах, но являющаяся результатом размышлений, веры и желания действовать. Это волевое решение, которое принимает человек. Ему можно помочь в этом, создавая условия, в которых ребенок может проявить свою хорошесть, осознать свою значимость и значимость других людей. Несомненно, человек, занимающий одну из первых трех позиций, испытывает трудности, пытаясь понять позиции другого человека. Он больше ориентирован на защиту самого себя от окружения и нуждается в информации, улучшающей возможность самозащиты, а не в истинном понимании индивидуальности другого человека. Полноценный искренний диалог возможен только с человеком, находящимся на четвертой позиции. Последним в перечне причин, влияющих на уровень морального развития человека,
но далеко не последним по степени важности, является фактор содержания
этических взглядов, которые преобладают в обществе, окружающем ребенка.
В качестве иллюстрации в проведенном опросе была представлена концепция
В.А. Лефевра, в которой сравнивались, в частности, этические системы демократического
и тоталитарного общества. Далее, для подведения итогов, анализируем количество ответов "Да"
на первые четыре и последние четыре дилеммы. Если дети растут среди авторитарных личностей, то они также не учатся различать добро и зло и ориентированы на поиск врага, их развитие часто останавливается на 3-ей ступени морального развития (как и у окружающих взрослых). Поэтому очень важно, чтобы дети могли ориентироваться на сложившуюся систему ценностей (в наших условиях - христианской морали), а люди, которые воспитывают их, умели любить и понимать других. Переход со ступени на ступень происходит медленно. Обычные ученики начальной школы остаются на 2-й ступени несколько лет. Но большинство из них постоянно сталкивается с аргументами 3-й ступени. Чем старше они становятся, тем больше их жизнь в обществе вращается вокруг равных им групп, члены которых ожидают от них преданности друзьям, поведения, которое было бы одобрено другими подростками, и помощи. Их родители часто выдвигают подобные аргументы. И, таким образом, через несколько лет прежняя система ценностей теряет свою убедительность и привлекательность, происходит переход на следующую ступень. А как соотносятся между собой морально-нравственные убеждения и следующие
за ними поступки? Нравственное суждение - необходимое, но не единственное
условие для нравственного действия. На поверхности это утверждение кажется
довольно простым. Оно предполагает, что человек должен понимать и верить
в нравственные принципы прежде, чем он сможет им следовать, что человек
может рассуждать, используя нравственные принципы, но не действовать по
ним. Однако существуют 3 основные причины того, что отношения между нравственным
мышлением и действием не такие простые, как кажется. Как минимум еще 3
фактора, в дополнение к нравственному мышлению, влияют на нравственное
действие: Например, в ситуации войны солдаты сталкиваются с сильными эмоциональными
и ситуативными стрессами, многие их товарищи убиты, и они начинают рассматривать
любого представителя другой нации как врага. Решая нравственную дилемму
о возможности убивать других, они не могут не считаться с необходимостью
выполнять приказы (а значит, снимать с себя индивидуальную ответственность),
не могут забыть о погибших товарищах: такова сама природа войны. Понимание
священности жизни в такой ситуации уходит на второй план, и мало кто способен
действовать в соответствии со своим уровнем нравственного развития. Теперь несколько статистических данных по результатам опроса.
На момент написания этого выпуска 463 человека ответили
на вопросы, 160 из них женщин (34%), 206 - мужчин (44%),
оставшиеся (около сотни) - невнимательные, которые пол свой не указали
(по незнанию? ;-) кстати, в одном из предыдущих выпусков тоже был опрос,
так вот в нем описывался алгоритм определения пола желающие могут ознакомиться
)
Ситуация 1 Женщина умирает от рака. Аптекарь требует от мужа за лекарство сумму, в 10 раз превышающую его действительную стоимость. Отчаявшись достать денег, муж ночью похищает лекарство. Правильно ли он поступил? I Преддоговорный или доморальный уровень. II Договорный или моральный уровень. III Принципиальный уровень или автономная мораль.
Представьте, что Таня украла в магазине свитер. Охрана задержала ее лучшую подругу Свету. Ей говорят, что у нее будут неприятности до тех пор, пока она не назовет имя подруги. Должна ли Света назвать имя подруги? I Преддоговорный или доморальный уровень. II Договорный или моральный уровень. III Принципиальный уровень или автономная мораль.
1. Должен ли врач скрыть от больного диагноз онкологического заболевания,
чтобы уменьшить его страдания? 2. Должен ли преступник быть наказан строже, чем предусматривает закон,
чтобы другим неповадно было? 3. Можно ли давать ложные показания в суде, чтобы помочь невиновному? 4. Следует ли подсказывать другу на экзамене? 5. Должен ли достойный человек в ситуации конфликта с наглецом стремиться
к компромиссу? 6. Террористы захватили заложников. Следует ли вступать с ними в переговоры,
если есть возможность применить силу, не подвергая опасности заложников? 7. Следует ли дать оппоненту возможность настоять на своем (хотя Вы
с ним совершенно не согласны), если это сделает его счастливым? 8. Следует ли человека, оскорбившего Вас, простить, а не платить ему
той же монетой? Дополнительная литература по представленной теме: "Книжный киоск"
Рассылка "Сам себе психолог" |
||||
FT
Group © 2000
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||