Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сам себе психолог

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Сам себе психолог N23 (6 июля 2000г.)
Архив рассылки, форум:
http://psy.ft.inc.ru
E-mail: psy@ft.inc.ru
(можно заказать предыдущие выпуски и подписаться)

Сегодня мы подведем итоги опроса из предыдущего выпуска и подробно расскажем о теории Колберга. (Новые подписчики и те, кто не отвечал на вопросы, могут сделать это на сайте и получить краткую характеристику своих результатов. Там же можно увидеть статистику ответов на вопросы.) В этом выпуске также принимала самое непосредственное участие Тимофеева Марина Алексеевна; большое спасибо ей за это.

Тема: Мораль и нравственность. Часть 2

Подводя итоги опроса по теме "Мораль и нравственность", я хочу представить Вам литературу, по которой готовился данный опрос. Это книга Н.Ю. Скороходовой "Какие аргументы сильнее. Моральное сознание человека и проблема его развития", Петрозаводск, 1996 год. Ссылаясь именно на эту книгу, я сейчас буду знакомить Вас с теориями Колберга и Лефевра. Если Вас заинтересует данная тема и Вы захотите узнать о ней поподробнее, то можете обратиться к списку дополнительной литературы в конце выпуска.

В течении десятилетий Колберг и его коллеги изучали проблему уровня морального развития человека. По меньшей мере в 20 исследованиях анализировались результаты проведения нравственных дискуссий в различных аудиториях. Были сделаны следующие выводы:
Люди способны размышлять о нравственных вопросах на 6-ти качественно различных ступенях, объединенных в 3 уровня (по 2 ступени в каждом уровне).
Когда человек принимает решение, как поступить, оценивает поступок как плохой или хороший, он может использовать разные аргументы:
- за это накажут (похвалят);
- он мне сделал плохо и я отплачу ему тем же;
- меня перестанут уважать;
- это справедливо, все поступают так же в этих случаях;
- я перестану уважать себя, если сделаю так; и т.п.
В ранее предложенных моральных дилеммах главный вопрос был "Почему?" - именно он позволяет выявить систему аргументации. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания.
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми.
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть.
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Колберг назвал эти уровни и ступени так:

I уровень: Преддоговорный или доморальный уровень.
На этом уровне право силы, физические действия, такие как наказания, награды, обмен любезностями, определяют нравственные суждения. Уровень включает в себя 1-ю и 2-ю ступени:

1. Ориентация на наказание и повиновение (право силы).
На этой ступени физические последствия того или иного действия, степень наказания или поощрения, определяют "плохо" или "хорошо" для каждого поступка. Люди, находящиеся на этой ступени, думают о том, как заслужить награду или избежать наказания, и они подчиняются праву силы: "Кто сильнее - тот и прав". Их действиями в жизни руководит страх. Они сконцентрированы только на собственных интересах и не думают о своей ответственности перед другими или о своей принадлежности к группе.

2. Ориентация на справедливость, главный принцип "ты - мне, я - тебе".
На этой ступени руководством к действию служит желание в первую очередь удовлетворить собственные потребности, а уж потом учесть интересы других. Мышление часто включает принцип взаимности: "Ты мне - я тебе", но при этом всегда скорее по прагматическим соображениям, чем исходя из чувства справедливости или лояльности. Действиями людей, находящихся на этой ступени, руководит страх. Страх быть обманутым. Они сконцентрированы в большей степени на собственных интересах, но способны предвидеть реакции и других людей. Они согласны пойти на компромисс для достижения желаемого результата.

II уровень: Договорный или моральный уровень.
Лица этого уровня защищают интересы собственной семьи, группы или нации для их блага и независимо от немедленных последствий. Люди этого уровня лояльны к социальному порядку и активно защищают, поддерживают и оправдывают его. Уровень включает в себя 3-ю и 4-ю ступени:

3. Межличностная ориентация, ориентация на семью, на близких людей.
На этой ступени люди отождествляют хорошее поведение с тем, что нравится или помогает другим и что одобряют окружающие. Люди этой ступени часто подчиняются имеющимся в их группе стереотипам поведения. Они часто судят о поведении других, ориентируясь на реакцию окружающих, а не на собственное мнение. Их действиями в жизни руководит стыд. Стыд перед близкими людьми: друзьями, родными, знакомыми. Они способны понять другого человека и встать на его точку зрения, только если они его хорошо знают, если он принадлежит к их группе. Для них очень важными являются взаимоотношения между людьми, доверие и понимание.

4. Ориентация на общество, на закон как на общественный договор.
Мышление людей, находящихся на этой ступени развития, ориентировано на власть, фиксированные правила и защиту социального порядка. Их действиями в жизни руководит стыд. Стыд общественного осуждения, стыд перед окружающими людьми. Для них правильное поведение состоит из выполнения своих обязанностей, проявления доверия к власти или защиты данного социального порядка во имя собственного блага. Они могут принять точку зрения людей своего круга, способны увидеть ситуацию глазами других людей, даже незнакомых.

III уровень: Принципиальный уровень или автономная мораль.
На этом уровне люди рассуждают в соответствии с нравственными принципами, которые обоснованы ими самими независимо от власти в группе, к которой они принадлежат. Их действиями в жизни руководит совесть, желание соответствовать своим нравственным принципам, которые обоснованы ими независимо от окружения, в котором они находятся. Причем набор нравственных критериев таких людей может и не совпадать с теми правилами поведения, которые приняты в современном им обществе. Они не отвергают законности и порядка, но считают возможным изменить или даже нарушить закон, если совершаемое действие действительно пойдет на благо общества или отдельной личности. Такие люди способны понять любого человека: старика и ребенка, мужчину и женщину, человека любого социального слоя или нации. Уровень включает в себя 5-ю и 6-ю ступени:

5. Ориентация на социальный договор, права человека и благополучие.
Люди, находящиеся на этой ступени, склонны определять правильность поведения согласно общим правам человека и критериям, которые обсуждались и были приняты обществом в документе типа "Декларации прав человека", а не безмолвным подчинением власти.

6. Ориентация на всеобщий этический принцип.
Люди, находящиеся на этой ступени, определяют правильность поведения в соответствии со своей совестью, руководствуясь этическими принципами, такими как: доверие к человеческой личности, свобода, совместимая с равной свободой всех других, справедливость и равенство. Эти принципы взывают к всеобъемлющей логике. Не являясь конкретными правилами, они представляют собой абстрактные этические принципы.

Например, отвечая на дилемму об умирающей женщине, люди, находящиеся на разных ступенях развития отвечали приблизительно так:

I Преддоговорный или доморальный уровень.
1-я ступень. "Воровать нельзя, его поймают и посадят в тюрьму".
2-я ступень. "Украсть можно, аптекарь сам виноват, взвинтил цены. Нельзя наживаться на чужой беде".

II Договорный или моральный уровень.
3-я ступень. "Ради любимого человека можно пойти на все, моя семья меня поймет, а там будь что будет".
4-я ступень. "Воровать нельзя, закон - для всех закон, что бы там у тебя в жизни ни случилось. Мог бы достать деньги честным путем" или "Воровать нельзя. Представь себя на месте аптекаря. Разве бы тебе понравилось, если бы тебя обокрали? У каждого свой бизнес и каждый волен устанавливать такие цены, как сам считает нужным".

III Принципиальный уровень или автономная мораль.
5-я ступень. "Ни один закон не может запретить одному человеку спасти жизнь другому человеку".
6-я ступень. "Сохранение жизни и здоровья - высшая ценность".

Для определения ступени морального развития не столь важно знать, как человек оценивает действия главного героя (хорошо или плохо он поступил), важно понять систему мышления по типу используемых аргументов.

Рассмотрим теперь вторую ситуацию (о Тане и Свете) и разные виды ответов, соответствующих одной и той же ступени развития:

I Преддоговорный или доморальный уровень.
1-я ступень. "Света должна сказать. Воровать нельзя, за это накажут, а Света станет соучастницей кражи и тоже пострадает".
2-я ступень. "Света должна сказать. В конце концов, Таня сбежала, бросив Свету на произвол судьбы. Света должна отплатить ей тем же. Это справедливо. Почему она должна страдать из-за Тани, когда та ее бросила".
2 вариант: "Света не должна говорить. Магазин получает достаточный доход, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Во всех магазинах так поступают. Таня лишь вернет себе часть того, за что она да и мы все уже заплатили".
3 вариант: "Света не должна говорить. Ни хозяин магазина, ни охрана никогда для нее ничего хорошего не сделали. Почему она должна помогать им, назвав имя Тани?"
Эти три ответа различны по предлагаемому действию. Два из них настаивают на том, что Света не должна называть имя Тани, а один - что должна. Кроме того, в каждом ответе по-разному определяется, что такое справедливость и правильность. Но структура мышления во всех этих ответах одинакова, каждый из них включает элемент справедливости, основанный на принципе "ты - мне, я - тебе". Именно поэтому все они отнесены ко второй ступени.

II Договорный или моральный уровень.
3-я ступень. "Света не должна выдавать лучшую подругу. Друзей в беде надо выручать, а Свете ничего не будет, она же не воровала".
4-я ступень. "Света должна сказать. Это будет для Тани уроком и в дальнейшем убережет ее от более серьезных неприятностей" или "Света должна сказать. Воровать нельзя, закон один для всех, даже если это касается лучшей подруги. Долг честного человека сообщить о краже представителям власти".

III Принципиальный уровень или автономная мораль.
5-я ступень. "Света не должна называть Танино имя. Свобода человека гораздо важнее какого-то там свитера. Она потом объяснит подруге, что так поступать нехорошо, но сейчас важнее спасти Таню".
6-я ступень. "Света не должна ничего говорить, ведь неизвестно по какой причине Таня совершила кражу. Сначала нужно разобраться. Поспешное решение может принести человеку больше вреда чем пользы, а честь и свобода - это самое главное в жизни. Таня потом сама поймет, что нарушение закона это не тот путь, которым можно решать жизненные проблемы".


Каждая ступень представляет собой организованную систему мышления. За двадцать лет исследований Колберг и его коллеги определили типичные ответы на вопросы нравственных интервью на всех 6-ти ступенях нравственного мышления. Вот некоторые данные, уже полученные исследователями.

1. Люди двигаются последовательно от одной ступени к другой, хотя каждый может остановиться в развитии на любой из них. Ребенок обычно рассуждает на 1-й ступени. Большинство затем переходит на 2-ю ступень. В ранней (средней) юности большинство переходят на 3-ю, а некоторые затем на 4-ю ступень в средней (поздней) юности. Переход на 5-ю ступень происходит (если вообще имеет место) ближе к 20-ти годам, а то и позже. Мало кто достигает 6-й ступени, а те, кто ее достигает, обычно старше 30 лет. Никто не может перескочить через ступень, а достигнув ее однажды, никогда не спустится ниже. Но развитие может прекратиться на любой ступени.

2. Человек мыслит преимущественно в рамках одной ступени и использует смежные ступени как вторичные. Будучи поставленным перед несколькими дилеммами, имеющими дело с различными нравственными ценностями, человек, рассуждающий преимущественно, например, на 2-й ступени, чаще всего будет давать ответы, соответствующие ей. Например, если подросток дает на дилемму ответы, соответствующие 3-ей ступени в 70% случаев, и лишь в 30% задействована 2-я ступень мышления, то этот человек заканчивает переход со 2-й ступени мышления на 3-ю ступень. Другой же человек, дающий в 70% случаев ответы, соответствующие 3-ей ступени, и лишь в 30% случаев - ответы 4-й ступени, лишь начинает переход от 3-й ступени к 4-й.

3. Люди способны понять нравственные аргументы собственной ступени, всех ступеней, находящихся ниже своей и, иногда, аргументы ступени, превышающей собственную на одну, иногда две ступени. Обычно люди предпочитают наивысшую ступень мышления, которую они могут понять.

Вот он ответ на извечный вопрос о конфликте отцов и детей. Уровень взаимопонимания зависит от возраста человека и от уровня его морального развития. С каждым человеком нужно разговаривать на том уровне аргументов, которые он способен понять. Чем выше уровень морального развития взрослого, тем проще ему понять ребенка или подростка. Ведь взрослый может спуститься ниже и понять аргументы низшей ступени, а ребенок часто не в состоянии подняться выше, он не понимает аргументов взрослого, он до них просто еще не дорос. Существует много взрослых вполне благополучных людей, которые всю жизнь решают проблемы на 3-ей или даже 2-ой и 1-ой ступенях нравственного развития. Следует поставить вопрос: действительно ли высшие ступени лучше низших? Каждая ступень развития нужна, каждая вносит вклад в становление представлений о мире, необходимых для того, чтобы существовать в нем. Но если человек "застрял" на какой-то ступени, то в полной мере проявляются "слабые" места низших ступеней развития. В целом на высших ступенях аргументы имеют более широкую сферу применения, позволяют получить однозначное решение проблемы и на их основе развиваются более здоровые отношения между людьми.
Рассмотрим сильные и слабые стороны отношений, построенных на основе ступеней морального сознания.

По поводу необходимости прохождения первой ступени нравственного развития споры между психологами разных теоретических направлений особенно ожесточенные. Некоторые полагают, что эта ступень вообще не нужна, более того, вредна, так как подавляет развитие индивидуальности. Другие полагают, что ребенок должен получить представление о существовании границ допустимого поведения, о значении слова "нельзя", должен научиться доверять взрослому и признавать за ним право руководить его действиями, особенно еще в неосвоенных ситуациях. В том случае, если этот этап развития ребенок пройдет с любящими его родителями в дошкольном возрасте, то он сохраняет свое самоуважение. Если же эту ступень развития ребенок проходит в ситуации эмоционального отчуждения (в учебном заведении) или остается на ней во взрослом состоянии, то он вынужден приспосабливаться к требованиям ситуации, при этом снижается его самоуважение и мотивация. Применение принципа "сильный всегда прав" ведет к становлению авторитарных отношений, появлению иерархии на основе права силы и некритическому принятию ценностей авторитетных личностей.

На второй ступени развития ребенок осваивает представления о равноправных отношениях в сфере распределения благ, о принципе справедливости и учится проявлять активность в отстаивании своих прав. Система отношений, основанная на принципе "ты - мне, я - тебе", универсальна в том смысле, что даже самый неразвитый человек может в нее включиться, и у него появятся мотивы деятельности. На этой ступени развития могут "застрять" многие. Конфликты возникают потому, что претензии двух противоположных сторон друг к другу могут быть бесконечными из-за субъективно понимаемой справедливости. Система отношений, основанная на этом принципе и организованная взрослыми, описывается в психологии как "использование жетонных программ". У взрослых жетонами являются деньги, в школе - оценки и призы, в исправительных учреждениях - элементы льготного режима. При использовании этих программ необходим арбитр, устанавливающий правильность и неправильность действий, а также систему поощрения. Недостатком этих программ является возможность злоупотреблений со стороны лиц, имеющих право распоряжаться благами.

На третьей ступени морального развития человек учиться жить в группе равных с ним людей, ориентироваться на групповые правила, оказывать и получать поддержку окружающих. Для нормального прохождения младшими подростками этой ступени необходимо организовывать совместную групповую деятельность с помощью взрослых. Проблемой третьей ступени морального развития является главенство принципа "мы важнее, чем я", а общность "мы" активнее образуется при наличии врага, поэтому среди людей, находящихся на этой стадии развития, часто можно наблюдать межгрупповые разборки, межнациональные конфликты, причем завершение конфликта представляется малоперспективным без перехода на более высокую ступень развития.

На четвертой ступени морального развития человек получает представление о законности и порядке в обществе ради блага всех. Он учиться выполнять определенные социальные роли и сотрудничать с другими людьми в социальной сфере. Возможно установление согласия даже между враждующими ранее группировками через установление законов, единых для всех. Ориентация на защиту принятого социального порядка позволяет избежать многих конфликтов. Однако принятые законы пока не подвергаются проверке личностью на их соответствие этическим принципам. Так, например, если государство разрешает рабство или второстепенное положение женщин, то человек будет поддерживать и эти законы тоже.

Только на пятой ступени человек способен пересмотреть свою позицию и начать выступать, например, против рабства или за эмансипацию. Но даже на пятой ступени человек не может разрешить проблемы, выходящие за рамки социального контакта и включающие необходимость выбора между высшими ценностями. Например, имели ли право американцы сбрасывать бомбу на Хиросиму? Наличие иерархии ценностей необходимо, чтобы сделать заключение о праве на жизнь как высшей ценности и осудить это действие, что возможно только на шестой ступени развития.
Таким образом, чем выше ступень нравственного развития, тем бесконфликтнее система отношений, в которую способны вступать люди.

На развитие уровня морального сознания влияют два основных фактора: уровень развития интеллекта и способность понимать позиции другого человека. И, конечно, немаловажным фактором является воспитание и окружение человека, т.е. наличие или отсутствие проблем, связанных с любовью окружающих. Если человек не научился понимать позиции других людей, то даже при высоком уровне развития интеллекта его уровень развития морального сознания может оставаться невысоким.

Сделаем небольшой экскурс в описание психологических исследований другого направления, чтобы получить представление о влиянии отношений к себе и к людям на способность понимать другого человека.
Эрик Берн и его последователи описывают четыре жизненные позиции, которые складываются у ребенка на третьем году жизни:
1. Я плохой, ты хороший.
2. Я плохой, ты плохой.
3. Я хороший, ты плохой.
4. Я хороший, ты хороший.
Ребенок в силу того, что он мал, неуклюж и не умеет многого делать, в то время как окружающие взрослые умеют все, останавливается на одной из трех первых позиций (появление четвертой - редчайшее исключение и подарок судьбы); четвертая позиция вырабатывается позже самим человеком сознательными усилиями на протяжении долгих лет, причем более или менее успешно.

Позиция "Я плохой, ты хороший" - универсальная позиция раннего детства, полагают представители трансактного анализа. Ребенок полагается на милость окружающих. Они могут сделать ему приятное, а могут наказать, могут приласкать, но надо заслужить эти "поглаживания". Если эта позиция сохраняется надолго, то человек пытается подкрепить позицию несколькими способами:
1. Потребность в "поглаживаниях" удовлетворяется с помощью фантазий, это предполагает жизнь затворника, чтобы не разрушить иллюзии "если бы".
2. Потребность в подтверждении позиции "я плохой" побуждает человека досаждать окружающим "я плохой, ну так и буду плохим": так ведет себя маленький хулиган, а потом взрослый неудачник.
3. Часто вначале человек стремится угодить более сильным, заслужить одобрение, но постепенно приходит к выводу: "Что бы я ни делал, я все равно плохой".

Позиция "Я плохой, ты плохой" возникает у ребенка, если его мало ласкали, он мало получал "поглаживаний" с младенчества (это самый трудный случай), но чаще она появляется на смену позиции "Я плохой, ты хороший" после уменьшения заботы и ласки по мере взросления ребенка. Такой человек отгораживается от окружающих, часто действует во вред себе и другим, не умеет получать удовольствие от жизни.

Позиция "Я хороший, ты плохой" замечена у детей, которых воспитывали в системе жестких взаимоотношений, она появляется у маленького мученика, когда он "зализывает свои раны". Позже он сам становится жестоким, ненависть придает ему силы. Трагедия его в том, что он не способен осознать своей ответственности за происходящее даже в зрелом возрасте: всегда во всем виноваты окружающие, он только защищается. Если появляется человек, способный любить его, он не верит ему и даже начинает презирать его за доброе к себе отношение. Это тип потенциального преступника.

Позиция "Я хороший, ты хороший" единственная, основанная не только на чувствах, но являющаяся результатом размышлений, веры и желания действовать. Это волевое решение, которое принимает человек. Ему можно помочь в этом, создавая условия, в которых ребенок может проявить свою хорошесть, осознать свою значимость и значимость других людей.

Несомненно, человек, занимающий одну из первых трех позиций, испытывает трудности, пытаясь понять позиции другого человека. Он больше ориентирован на защиту самого себя от окружения и нуждается в информации, улучшающей возможность самозащиты, а не в истинном понимании индивидуальности другого человека. Полноценный искренний диалог возможен только с человеком, находящимся на четвертой позиции.

Последним в перечне причин, влияющих на уровень морального развития человека, но далеко не последним по степени важности, является фактор содержания этических взглядов, которые преобладают в обществе, окружающем ребенка. В качестве иллюстрации в проведенном опросе была представлена концепция В.А. Лефевра, в которой сравнивались, в частности, этические системы демократического и тоталитарного общества.
Напомню вопросы задания:
Нужно было попробовать ответить "ДА" или "НЕТ" на следующие вопросы:
1. Должен ли врач скрыть от больного диагноз онкологического заболевания, чтобы уменьшить его страдания?
2. Должен ли преступник быть наказан строже, чем предусматривает закон, чтобы другим неповадно было?
3. Можно ли давать ложные показания в суде, чтобы помочь невиновному?
4. Следует ли подсказывать другу на экзамене?
5. Должен ли достойный человек в ситуации конфликта с наглецом стремиться к компромиссу?
6. Террористы захватили заложников. Следует ли вступать с ними в переговоры, если есть возможность применить силу, не подвергая опасности заложников?
7. Следует ли дать оппоненту возможность настоять на своем (хотя Вы с ним совершенно не согласны), если это сделает его счастливым?
8. Следует ли человека, оскорбившего Вас, простить, а не платить ему той же монетой?

Далее, для подведения итогов, анализируем количество ответов "Да" на первые четыре и последние четыре дилеммы.
Если Вы дали не меньше 2-х ответов "Да" на первые четыре дилеммы и не более одного ответа "Да" на последние (с 5-го по 8-й вопросы), то Вы не имеете единой системы ценностей (например, христианской), не различаете добро и зло (допускаете ложь во спасение или принцип "лес рубят, щепки летят"), и ориентированы на конфронтацию с целью самозащиты. Такую систему этических взглядов имеют представители тоталитарного общества (авторитарная личность).
Если Вы дали не более 1 ответа "Да" на первые четыре вопроса и не менее 2-х ответов "Да" на последние четыре вопроса, то Вы имеете сложившуюся систему ценностей (ориентацию на христианские ценности) и склонны к поиску согласия, сотрудничества с людьми разных взглядов. Демократическая личность.
Если у Вас 2-4 ответа "Да" как на первые, так и на последние четыре вопроса, то Вы "Соглашатель", человек, не имеющий своей системы ценностей, но и к другим не предъявляющий никаких требований.
Если у Вас мало (0-1) ответов "Да" на первые и на последние четыре вопроса, то Вы скорее "Экстремист", человек, имеющий свою систему ценностей, но отстаивающий свои взгляды путем вступления в конфронтацию с другими людьми, не принимающий другие взгляды.

Если дети растут среди авторитарных личностей, то они также не учатся различать добро и зло и ориентированы на поиск врага, их развитие часто останавливается на 3-ей ступени морального развития (как и у окружающих взрослых). Поэтому очень важно, чтобы дети могли ориентироваться на сложившуюся систему ценностей (в наших условиях - христианской морали), а люди, которые воспитывают их, умели любить и понимать других.

Переход со ступени на ступень происходит медленно. Обычные ученики начальной школы остаются на 2-й ступени несколько лет. Но большинство из них постоянно сталкивается с аргументами 3-й ступени. Чем старше они становятся, тем больше их жизнь в обществе вращается вокруг равных им групп, члены которых ожидают от них преданности друзьям, поведения, которое было бы одобрено другими подростками, и помощи. Их родители часто выдвигают подобные аргументы. И, таким образом, через несколько лет прежняя система ценностей теряет свою убедительность и привлекательность, происходит переход на следующую ступень.

А как соотносятся между собой морально-нравственные убеждения и следующие за ними поступки? Нравственное суждение - необходимое, но не единственное условие для нравственного действия. На поверхности это утверждение кажется довольно простым. Оно предполагает, что человек должен понимать и верить в нравственные принципы прежде, чем он сможет им следовать, что человек может рассуждать, используя нравственные принципы, но не действовать по ним. Однако существуют 3 основные причины того, что отношения между нравственным мышлением и действием не такие простые, как кажется. Как минимум еще 3 фактора, в дополнение к нравственному мышлению, влияют на нравственное действие:
1. ситуативный стресс;
2. распределение ответственности;
3. сложность нравственных вопросов.

Например, в ситуации войны солдаты сталкиваются с сильными эмоциональными и ситуативными стрессами, многие их товарищи убиты, и они начинают рассматривать любого представителя другой нации как врага. Решая нравственную дилемму о возможности убивать других, они не могут не считаться с необходимостью выполнять приказы (а значит, снимать с себя индивидуальную ответственность), не могут забыть о погибших товарищах: такова сама природа войны. Понимание священности жизни в такой ситуации уходит на второй план, и мало кто способен действовать в соответствии со своим уровнем нравственного развития.
Сложность нравственных вопросов и влияние ситуации также хорошо видны в нашей повседневной жизни: все мы знаем 10 заповедей, одна из которых "Не лжесвидетельствуй", попросту говоря "Не ври". А выполняем ли мы ее? Когда как. Большинство вполне добропорядочных граждан, с высоким уровнем морально-нравственного развития, тем не менее считают допустимым скрывать от больного диагноз его страшного заболевания. "Ложь во спасение" весьма распространенное явление, хотя от этого она не перестала быть ложью.
Влияние ситуации на поведение людей огромно и нельзя его недооценивать. Мы часто рубим сплеча, осуждаем. Кто из нас не слышал, да и сам порой не говорил: "Да я бы на его месте:". Но никто на самом деле не знает, как бы он повел себя будучи "на его месте". Легко рассуждать, стоя в стороне. А поэтому, вслед за Христом, сказавшим это еще две тысячи лет назад, я призываю Вас: "Не судите, да не судимы будете".


Теперь несколько статистических данных по результатам опроса. На момент написания этого выпуска 463 человека ответили на вопросы, 160 из них женщин (34%), 206 - мужчин (44%), оставшиеся (около сотни) - невнимательные, которые пол свой не указали (по незнанию? ;-) кстати, в одном из предыдущих выпусков тоже был опрос, так вот в нем описывался алгоритм определения пола желающие могут ознакомиться )
Возраст:
до 20 включительно: 23%
21 - 30: 54%
старше 30: 23%


Теперь посмотрим, какой нравственный выбор сделали эти люди и на какой ступени развития (по Колбергу) они находятся.

Ситуация 1

Женщина умирает от рака. Аптекарь требует от мужа за лекарство сумму, в 10 раз превышающую его действительную стоимость. Отчаявшись достать денег, муж ночью похищает лекарство. Правильно ли он поступил?

I Преддоговорный или доморальный уровень.
12%

II Договорный или моральный уровень.
36%

III Принципиальный уровень или автономная мораль.
52%


Ситуация 2

Представьте, что Таня украла в магазине свитер. Охрана задержала ее лучшую подругу Свету. Ей говорят, что у нее будут неприятности до тех пор, пока она не назовет имя подруги. Должна ли Света назвать имя подруги?

I Преддоговорный или доморальный уровень.
11%

II Договорный или моральный уровень.
28%

III Принципиальный уровень или автономная мораль.
61%


Попробуйте ответить "ДА" или "НЕТ" на следующие вопросы:

1. Должен ли врач скрыть от больного диагноз онкологического заболевания, чтобы уменьшить его страдания?
"ДА" - 29%
"НЕТ" - 71%

2. Должен ли преступник быть наказан строже, чем предусматривает закон, чтобы другим неповадно было?
"ДА" - 13%
"НЕТ" - 87%

3. Можно ли давать ложные показания в суде, чтобы помочь невиновному?
"ДА" - 56%
"НЕТ" - 44%

4. Следует ли подсказывать другу на экзамене?
"ДА" - 87%
"НЕТ" - 13%

5. Должен ли достойный человек в ситуации конфликта с наглецом стремиться к компромиссу?
"ДА" - 63%
"НЕТ" - 37%

6. Террористы захватили заложников. Следует ли вступать с ними в переговоры, если есть возможность применить силу, не подвергая опасности заложников?
"ДА" - 50%
"НЕТ" - 50%

7. Следует ли дать оппоненту возможность настоять на своем (хотя Вы с ним совершенно не согласны), если это сделает его счастливым?
"ДА" - 82%
"НЕТ" - 18%

8. Следует ли человека, оскорбившего Вас, простить, а не платить ему той же монетой?
"ДА" - 82%
"НЕТ" - 18%
__________________

Дополнительная литература по представленной теме:
1. Гусейнов А. "Золотое правило нравственности", Москва, 1988.
2. Харрис Томас "Я хороший, ты хороший", Москва: "Соль", 1993.
3. Дробницкий О.Г. "Проблемы нравственности", Москва, 1977.
4. Шорохова Е.В. "Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры".
5. Муздыбаев К. "Психология ответственности", Москва, 1983.


"Книжный киоск"
Для получения всей необходимой информации (каталог книг, цены, условия приобретения) пошлите письмо по адресу psy-book@ft.inc.ru (это "робот", содержимое письма игнорируется).


Advertising Banner Network F2  

Наши партнеры
Рассылки и сайты
Психологические тесты
  Последние:
Логическое мышление
Легко ли вас соблазнить
Сам себе психолог
Рождение без насилия
  Последний выпуск:
Начало беременности

Рассылка "Сам себе психолог"
Автор: Витольд Барский

Периодичность: еженедельно (по четвергам)
Количество подписчиков: 9793
Интернет (архив и подписка): http://psy.ft.inc.ru/
Подписаться по e-mail: psy@ft.inc.ru

FT Group © 2000


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное