Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сам себе психолог

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Сам себе психолог N20 (15 июня 2000г.)
Архив рассылки, форум:
http://psy.ft.inc.ru
E-mail: psy@ft.inc.ru
(можно заказать предыдущие выпуски и подписаться)

После некоторого перерыва возобновляется еженедельный выход рассылки, и сегодня у нас пойдет речь о том, с чем почти каждый человек сталкивается в своей жизни (если, конечно, он не миллионер или не инвалид), это - поиск и устройство на работу.

Тема: Карьера

Сначала мы должны дать определение тому, о чем пойдет речь. Слово "карьера" имеет несколько значений. Это и успешное продвижение в каком-либо роде деятельности, и достижение известности и славы. Мы же будем использовать это понятие в значении "деятельность, с помощью которой человек продает свои способности". Именно продает, так как то, что для одного человека- карьера, для другого может быть просто хобби. Выбор карьеры - одна из труднейших проблем нашей жизни. От этого зависит не только то, как нас будут представлять гостям на вечеринке, но и уровень нашей жизни и наше финансовое благополучие. Он определит круг наших друзей и статус в обществе, а также окажет сильное влияние на нашу самооценку. Проблема выбора карьеры стоит не только перед выпускниками школ и вузов. Человек может поменять работу в любом возрасте. И независимо от возраста, карьера оказывает огромное влияние на весь уклад жизни. Поэтому стоит подойти к этому делу не спеша, оценить и проанализировать различные виды деятельности, чтобы выбранная карьера соответствовала вашим интересам и потребностям.

Первое, что вам стоит сделать - это оценить свои способности. Вспомните все свои успехи и неудачи, какие предметы в школе вам давались легче других, какие способности отмечали у вас ваши друзья и учителя, а также то, за что вас чаще всего критикуют люди. Для определения способностей существуют специальные тесты. Их можно разделить на три типа: тесты интеллекта, тесты достижений и тесты специальных способностей. (Кстати, на сайте "Психологические тесты" (http://test.ft.inc.ru/) вы можете, например, пройти тест "Ждет ли вас блестящая карьера?" или "Тест для начинающего миллионера". Вы также cможете получать психологические тесты по e-mail, если подпишетесь на рассылку, отправив для этого письмо по адресу test@ft.inc.ru) Они измеряют уровень развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций. На основе измерения различных групп способностей - моторных, технических, художественных, музыкальных, литературных и других - осуществляется прогноз успешности овладения человеком различными видами профессиональной деятельности, то есть прогноз пригодности человека к той или иной профессии.

Затем подумайте, какая деятельность вам по душе, что вызывает интерес, что вы цените. Как вы хотите работать - в одиночку или в группе? В строго регламентированных рамках или вам больше нравится самостоятельно планировать и организовывать свою работу? Люди с неудовлетворенной потребностью в безопасности обычно предпочитают жестко определенную, рутинную работу, тогда как людям с ярко выраженной потребностью в достижении доставляет удовольствие работа, требующая нестандартного, творческого подхода. Необходимо учесть, какая зарплата и какой общественный статус будут приемлемы для вас. Одни люди стремятся работать на крупных предприятиях, другие предпочитают - в небольших компаниях. Готовы ли вы к поездкам? Многие виды деятельности связаны с командировками. Если вы правильно определите свои интересы, то с большей вероятностью выберете ту работу, которая будет приносить вам удовлетворение. Но помните - сам по себе интерес к той или иной деятельности еще не доказывает ваших способностей или пригодности к ней. Вы можете проявлять интерес к дизайну интерьеров, но если лишены художественных способностей, вы недалеко продвинетесь на этом поприще.

Выбирая карьеру, необходимо оценить возможность будущего трудоустройства. Далеко не каждый может стать главой Microsoft. А некоторые специальности, которые сегодня пользуются спросом, завтра могут оказаться невостребованными. По оценкам специалистов, в ближайшие несколько лет на 75% всех существующих в настоящее время рабочих мест от человека потребуется умение в той или иной степени взаимодействовать с компьютером. Данный прогноз говорит о том, что большинству людей необходимо пройти переобучение и приобрести навыки работы на компьютере (правда, к читателям рассылки ;) это не относится). И вообще, следует идти в ногу со временем и следить за развитием технологий и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Далее перечислены моменты, которые ждут вас в будущем, будьте к этому готовы:
1. Большинству людей придется часто менять вид деятельности.
2. Во всех отраслях профессиональной деятельности потребуется более высокий уровень квалификации работников.
3. Преимущество будет за универсальными умениями.
4. Потребуется умение приспосабливать свои навыки к производству.
5. Возрастет вовлеченность работников в повышение качества и производительности труда.
6. Новые сферы деятельности потребуют высокой степени образованности.
7. От работников будет требоваться способность принимать самостоятельные решения.
8. Приоритетное внимание получат потребности человека.
9. Возможности трудоустройства все еще будут расширяться, но не так энергично, как в настоящее время.
10. Стремительное развитие получит сфера услуг.
11. Структура рынка претерпит существенные изменения.
12. От работника будет требоваться все большая профессиональная гибкость и адаптивность.

Итак, вы остановили свой выбор на какой-то специальности. Теперь вам необходимо узнать о требованиях, которые предъявляются к работнику этой сферы деятельности, и об условиях его труда, какие умения и практические навыки необходимы для данной работы. Важно узнать, придется ли вам работать в помещении или вне его, в отдельном кабинете или в общей комнате. Некоторые учреждения требуют от работника ношение униформы (это может некоторых оттолкнуть, а других - привлечь). Одни профессии требуют посменной работы, другие - работы по вечерам, третьи - способности работать ежедневно по 24 часа в сутки.

После того, как вы выбрали профессию и убедились, что соответствуете необходимым требованиям, вы можете приступать к поискам работы. Сообщите своим друзьям и знакомым о том, что ищете работу, - они могут помочь. Есть много источников информации, которые помогут вам узнать об имеющихся вакансиях: можете посмотреть объявления о найме на работу в газетах и профессиональных изданиях, можете обратиться в агентство по трудоустройству, а также можете посетить множество появившихся особенно в последнее время сайтов в Интернете по трудоустройству. Собрав несколько предложений и выбрав из них самые перспективные, вы можете теперь рассылать свои резюме и сопроводительные письма, затем - подготовка к собеседованию, и наконец, само собеседование.
Резюме должно содержать следующую информацию:
1. Фамилия, имя, отчество, домашний адрес и телефон, последнее место работы и рабочий телефон.
2. Спецификация работы (укажите, на какую должность вы претендуете).
3. Трудовой стаж (перечислите в обратном хронологическом порядке прежние места работы, должность и характер выполняемой работы).
4. Образование (перечислите в обратном хронологическом порядке все учебные заведения, курсы и т.п., которые могли бы иметь отношение к должности, на которую вы претендуете).
5. Специальные навыки и умения (укажите, с каким специальным оборудованием вам приходилось работать и опишите приобретенные навыки).
6. Рекомендации (сообщите, что располагаете рекомендацией авторитетного лица и готовы при необходимости предоставить ее).

Это примерный вид резюме, который может меняться в зависимости от должности, на которую вы претендуете. Например, если это должность программиста, то в графе "навыки и умения" желательно указать языки программирования и программы, которыми вы владеете.
Сопроводительное письмо должно быть кратким, в нем следует изложить главную цель своего обращения. Письмо, адресованное конкретному человеку, скорее обратит на себя внимание. Избегайте слов и выражений, которые могли бы свидетельствовать о вашем отчаянии и чувстве безнадежности, как, впрочем, и хвастливых, напыщенных слов о себе. Вот примерная схема:
1. "Шапка": фамилия работодателя, его должность, название организации, ее адрес.
2. Обращение: "Уважаемый "
3. Укажите должность, на которую претендуете, и источник информации о вакансии.
4. Сообщите, почему вас интересует данная работа, организация и должность.
5. Ссылаясь на содержащуюся в резюме информацию о трудовом стаже и приобретенном опыте, поясните, как ваш опыт и квалификация соответствуют данной работе.
6. Попросите о собеседовании и укажите приемлемое для вас время или сообщите, когда позвоните, чтобы узнать ответ.
Очень важно, чтобы ваши резюме и письмо были написаны грамотно и не содержали орфографических и стилистических ошибок. Лучше десять раз проверить текст, чем получить десять отказов. ;) 99% руководителей считают, что неграмотность служит помехой в продвижении человека по службе.

Теперь о собеседовании. Обычно оно длится не более получаса, но именно за это время работодатель формирует отношение к вам и принимает решение. (В одном из предыдущих выпусков рассылки - N15 от 13.04.2000 "Язык жестов" - вы можете подробнее узнать о том, как себя надо вести на собеседовании, но немного с другой стороны, нежели в этом выпуске.) Каждое собеседование происходит по-разному, особенно это зависит от стиля руководителя-работодателя, но все их можно разделить на три типа.
Неформальное собеседование.
Это неструктурированное собеседование, форма которого заранее не определена. Собеседники просто беседуют, обмениваясь вопросами и ответами. Подобные собеседования чаще всего проводят для предварительной оценки претендента, по его результатам сложно провести сравнение между претендентами, так как каждому их них могут быть заданы совершенно разные вопросы.
Типовое собеседование.
Здесь, напротив, каждому претенденту задают одни и те же вопросы с целью выяснения всех деталей трудового и образовательного опыта претендента.
Ситуационное собеседование.
Подобные практикуются в крупных компаниях при найме руководителей. Претендент оказывается в определенной, тщательно спланированной ситуации, и работодатель имеет возможность наблюдать за его поведением. Одной из разновидностей ситуационного собеседования является стрессовое собеседование, при котором претендент сталкивается с событиями, обычно вызывающими у человека тревогу и беспокойство. Для начала испытуемого могут посадить на стул со сломанной ножкой, с тем, чтобы понаблюдать за его реакцией, когда он окажется на полу. Претенденту, который мужественно перенес падение и справился со стрессом, могут подать кофе в надтреснутой чашке. Набор происшествий, случающихся при стрессовом собеседовании, практически неограничен и целиком зависит от фантазии работодателя. (Я с этим не сталкивался и не слышал от знакомых о таких случаях, поэтому было бы интересно услышать об этом поподробнее от тех, кто прошел через подобное стрессовое собеседование. Есть такие? Напишите.) Еще одна разновидность ситуационного собеседования - это групповое собеседование. Группе из 6-12 претендентов дается задание совместно найти решение конкретной производственной проблемы. Группа располагает лишь исходной информацией по данной проблеме, которая, однако, дополняется и обновляется по мере работы. В момент, когда группа близка к решению, ей предоставляется новая информация, в корне противоречащая принимаемому решению. Экспериментаторы, наблюдая за работой группы, отмечают, кто из претендентов берет на себя функции лидера, и фиксируют реакцию каждого претендента на групповое давление.

Как надо готовиться к собеседованию? Попытайтесь набрать как можно больше информации об интересующей вас компании. С такой информацией вы сможете выказать большую заинтересованность и сумеете задать более конкретные вопросы. Собеседование, как стрессовая ситуация, вызывает у человека волнение, и как раз подготовка поможет избежать излишнего волнения. Накануне напишите себе записку, чтобы не забыть взять с собой резюме и письмо, а также листок с вопросами, которые вы должны задать работодателю. Вопрос о зарплате лучше поместить в конец списка. Постарайтесь четко сформулировать для себя, почему хотите получить эту работу и какие у вас есть основания считать, что соответствуете ей. Будьте готовы обосновать и подробно осветить каждый пункт вашего резюме. Чтобы произвести благоприятное впечатление, оденьтесь традиционно; крепкое рукопожатие при встрече также производит хорошее впечатление на собеседника; стойте прямо и не переминайтесь с ноги на ногу, избегайте суетливости в поведении. Следуйте следующим рекомендациям:
1. Ни в коем случае не критикуйте компанию и руководство компании, в которой вы работаете или работали прежде.
2. Не возражайте работодателю и не затевайте спор по тому или иному вопросу.
3. Не выказывайте неудовлетворенности ходом беседы; старайтесь вести ее как можно продуктивнее и по окончании сразу же проанализируйте ее.
4. Избегайте многословия и излишней жестикуляции. Старайтесь говорить кратко и только о тех аспектах работы, которые имеют отношение к вашему образованию и специальности. Не разговаривайте руками.
5. Не умаляйте значения собеседований, проводимых фирмами по подбору персонала, - они могут иметь большое значение для принятия окончательного решения о приеме на работу.
6. Не поднимайте вопроса о зарплате. Он всплывет сам в ходе последующих встреч.
7. Умейте слушать собеседника. Не пытайтесь управлять ходом беседы; собеседование - это процесс взаимного обмена информацией.
8. Избегайте негативного поведения: не будьте излишне самоуверенны и не ведите себя вызывающе.
9. Держитесь спокойно и непринужденно. Будьте готовы рассказать про свои увлечения и вкусы. Однако не заходите слишком далеко и не показывайте фотографии своих детей.

После завершения беседы вновь пожмите руку собеседнику и поблагодарите его и прочих людей, принимавших то или иное участие в процессе собеседования (секретаря, например). Если в течение десяти дней вас не известят, вы можете позвонить в компанию и выяснить, как обстоят дела. Сразу же после собеседования отправьте работодателю письмо с выражением благодарности и подтвердите свою заинтересованность в трудоустройстве (при прочих равных условиях это письмо может сыграть свою положительную роль).

Когда человек получает работу, он, как правило, испытывает чувство облегчения. Однако в большинстве организаций новому работнику назначается испытательный срок, который может длиться от недели до полугода, во время которого администрация внимательно наблюдает за работой новичка и вправе изменить свое решение. Именно в этот период вы должны доказать, что соответствуете должности, на которую претендовали. Но уже не теоретически, как во время собеседования, а практическими делами и результатами.

На этом - все. Успешной вам карьеры!


На сайте "Психологические тесты"вы можете протестироваться. Регулярно добавляются новые тесты. Чтобы узнавать о появлении новых тестов на сайте, а также получать тесты по e-mail, подпишитесь на рассылку "Психологические тесты" на сайте, или через форму в конце рассылки, или по e-mail: test@ft.inc.ru.


"Книжный киоск"
Для получения всей необходимой информации (каталог книг, цены, условия приобретения) пошлите письмо по адресу psy-book@ft.inc.ru (это "робот", содержимое письма игнорируется). Потом Вы будете получать регулярные обновления каталога.


Advertising Banner Network F2  

Наши партнеры
Рассылки и сайты
Психологические тесты
Сам себе психолог
Рождение без насилия

Рассылка "Сам себе психолог"
Автор: Витольд Барский

Периодичность: еженедельно (по четвергам)
Количество подписчиков: 9711
Интернет (архив и подписка): http://psy.ft.inc.ru/
Подписаться по e-mail: psy@ft.inc.ru

FT Group © 2000


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное