Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ТАЙНЫ МОЗГА. 1


ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущая проекта: 

Елена Шугалей

Выпуск 45

 

ТАЙНЫ МОЗГА. 1

ТАЙНЫ ЛЮБВИ:

Карен Хорни "Пути достижения любви и чувствительность к отвержению"

Курс "Тренер специализированных программ НЛП" Санкт-Петербургского Центра НЛП

Материалы сообществ по психологии

 

 

ТАЙНЫ МОЗГА. 1

 

Сетчатка глаза передает в мозг только самое интересное

Исследователи из Гарвардского университета нашли доказательства того, что человеческий глаз, точнее - его сетчатка, пребывает в непрестанном поиске новых деталей в окружающей его хозяина обстановке, игнорируя при этом примелькавшиеся объекты.
По словам профессора Маркуса Мейстера, работающего на кафедре молекулярной и клеточной биологии Гарвардского университета, человеческий глаз - не только монопольный, но еще и не слишком добросовестный поставщик визуальной информации мозгу. Вместо того чтобы передавать картинку окружающей действительности во всех ее подробностях, сетчатка рисует ее в самых общих чертах, выделяя лишь ключевые детали и подавляя информацию от менее интересных наблюдателю областей. Например, когда в поле зрения глаза попадает лес и в окружающем пейзаже начинают преобладать вертикально ориентированные объекты, сетчатка постепенно теряет к ним интерес, акцентируя внимание на горизонтальных объектах: валунах, упавших бревнах и тому подобном. В опытах с кроликами и саламандрами сотрудники лаборатории Мейстера отметили, что сетчатка подопытных животных куда более энергично реагирует на новые сцены, нежели на изображения, к которым животные уже привыкли. Таким образом, полагает профессор Мейстер, статья которого опубликована в свежем номере журнала Nature, в распоряжении ученых появилось еще одно доказательство того, что главной целью зрительной системы является не просто точное воспроизведение внешнего по отношению к наблюдателю мира, а выделение действительно интересных деталей, имеющих отношение к наблюдателю. То есть сетчатка выступает в роли первичного фильтра, избавляющего мозг от необходимости самостоятельно обрабатывать огромный массив поступающей информации, выделяя нужные данные и удаляя ненужные. Профессор Мейстер и его коллеги пришли к этому заключению, проанализировав нейронные сигналы в ганглиях - нервных узлах, где сигнал обрабатывается и передается в мозг. Любопытно, что передача идет не в виде постоянного потока данных, а в виде набора информации об изменении формы окружающих наблюдателя объектов в течение некоторого времени, сообщается в пресс-релизе Гарвардского университета/

 

"ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ" - с закрытыми глазами человек может видеть внутренние картины мира

Склонность людей во всем окружающем видеть то, что они заранее ожидают увидеть, может быть вызвана характерной мозговой деятельностью, в результате которой постоянно генерируются некие виртуальные предощущения. Такой вывод был сделан израильскими учеными на основе изучения спящих котов.
Даже тогда, когда глаза животных были закрыты, исследователи продолжали регистрировать спонтанные формы активности нейронов, подобные тому, что вызывают реальные события. Удивительно, но речь идет о первичной зрительной зоне коры головного мозга (primary visual cortex) - области, которая, как ранее считалось, служит исключительно для пассивной регистрации визуальных стимулов.
Чтобы сделать это открытие, Тал Кенет (Tal Kenet) и его коллеги из Научного института Вейцманна (Weizmann Institute of Science) применили чувствительные к электрическому напряжению флуоресцентные красители, нанесенные на поверхность обнаженного мозга усыпленных с помощью обезболивающих средств котов. Эти красители меняют цвет нервных клеток (невроцитов, нейронов), рассматриваемых под микроскопом, в зависимости от степени испытываемого ими возбуждения.
Подобно неправильно настроенному экрану телевизора, порождающему мелькающие случайные изображения, отдыхающая кора головного мозга временами спонтанно воспроизводит яркие картины внешнего мира. Это выглядит так, будто глаза в этот момент были открыты и видели реальные объекты. Особо подчеркивается, что речь идет не о сновидениях, поскольку описываемые процессы проходят на достаточно низком уровне в обычной цепочке обработки информации, как будто бы воображаемые картинки прыгали бы прямо перед закрытыми глазами. Значение этих внутренних "остаточных явлений" пока неясно. Они могут, например, отражать воспоминания, неявные ожидания, предвкушения или просто предметы, потенциально важные для субъекта.
Если то же самое верно и для людей, то эти виртуальные сцены могли бы даже представлять собой своеобразные "предсказания" нашего мозга касательно того, как окружающий наш мир должен выглядеть в тот или иной момент времени. Сенсорная стимуляция в таком случае может каждый раз модернизировать такие предвзятые мнения - и мы после этого по-другому смотрим на мир, когда снова открываем наши глаза.
Например, когда мы видим крошечное пятнышко на стене, и нам нужно понять, муха это или нет, некий участок на поверхности нашего мозга протяженностью в несколько миллиметров приходит в возбужденное состояние. Активизировавшиеся сотни тысяч нейронов сообща помогают решить, что это пятнышко напоминает, каковы его свойства: темное ли оно, зеленое, пушистое, вытянуто ли по вертикали или горизонтали? Некоторые нервные клетки чрезвычайно возбуждены, когда пятнышко вертикально, другие реагируют больше на горизонтальные или диагональные объекты. Так что вертикальное пятнышко порождает острова каких-то очень активных нейронов в море более спокойных, тогда как наклонное пятнышко дает в целом иную конечную структуру. Нейробиологи называют такие площадки в коре "картами ориентации" ('orientation maps').
До сих пор считалось само собой разумеющимся, что мозг не производит эти "карты", когда глаза закрыты. Продолжающаяся активность в коре воспринималась как случайное явление, подобное помехам на экране телевизора, отключенного от антенны. Интригующе поэтому выглядит вывод о том, что мозг, вероятно, просто методически "прокручивает" свои внутренние изображения. При этом оказываются задействованы и характерные связанные с той или иной картинкой "карты ориентации" - одна за другой, - что и удалось пронаблюдать израильским исследователям.
Новые данные решительно поддерживают теории "нисходящего" механизма восприятия, считает Дарио Рингач (Dario Ringach) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Преобладающая же до сегодняшнего дня теория опиралась исключительно на концепцию "восходящего" восприятия, при котором информационные потоки, поступающие от глаз, затем подвергаются более высокоуровневой обработке в специальных мозговых центрах.

Источники: www.inauka.ru

Brain fakes it - Nature News Service Spontaneously emerging cortical representations of visual attributes - Nature Neuroscience: Firing up perception - Nature Press Release for 30 October Issue

 

Нервные клетки восстанавливаются только у умных

Несмотря на то что скорость восстановления нервных клеток невысока, она может увеличиваться, если человек занимается интеллектуальным трудом. К этому неожиданному и обнадеживающему выводу после многолетних исследований пришли биологи из Принстонского университета Элизабет Гулд и Чарльз Гросс. Они обнаружили, что в мозге ежедневно возникают тысячи новых клеток нейронов. Причем возникают они только в тех областях, которые связаны с интеллектуальными функциями.
Ученые предполагают, что новые нейроны важны для обучения и развития мыслительных способностей. А работают они так же, как оперативная память у компьютера - то есть выстраивают информацию по своеобразным "темам", "папкам", степени важности и времени. Более того, по мнению авторов исследования, новые нейроны могут быть теми "чистыми листами бумаги", на которых записываются новые сообщения, впечатления, навыки и идеи.
Помимо этого, ученые выяснили, что быстрее воспроизводятся нервные клетки тогда, когда мы попадаем в экстремальные условия и требуется задействовать максимальное количество "серого вещества".

 

http://www.humans.ru/pictures/48242/icon.gif

10 июня начнется первая ступень авторского курса «Скорочтение. Восприятие. Интеллект», который пройдет в формате восьми вечеров (2 вечера в неделю) на базе Санкт-Петербургского Центра НЛП

Приглашаем всех желающих повысить свой интеллектуальный потенциал, расширить возможности памяти и качество восприятия, увеличить скорость чтения более чем в два раза!

 

Подробнее о курсе и запись ->

Тренинг по развитию интеллекта и работе с большими информационными потоками в данном случае будет включать в себя элементы квантовой психологи, НЛП, Холодинамики применительно к интеллектуальным процесам активизации восприятия, осмысления, запоминания и к решению текущих психологических проблем. Для желающих улучшить зрение необходимо предварительно настроиться на чтение без очков. Если у вас есть конкретная заявка на работу с учебниками, словарями, документами больших объемов, просьба захватить с собой самые трудные образцы, экзаменационные билеты и пр. Для работы с иностранными текстами желательно сделать предварительный перевод незнакомых слов.

Если вы готовы поучаствовать в экстремальной развивающей программе - мы ждем вас!

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЯМ!
КУРС: СКОРОЧТЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ

ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ И ЗАНЯТИЯ в Санкт-Петербурге:

СКОРОЧТЕНИЕ, ОЧЕНЬ БЫСТРОЕ СМЫСЛОВОЕ ПОНИМАНИЕ, РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, УМЕНИЕ ВЫСТУПАТЬ, РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СО ВСЕМИ ПРЕДМЕТАМИ (математика, физика, грамотность, принципы изучения иностранных языков, предметы гуманитарного цикла), ЛИЧНЫЙ ТАЙММЕНЕДЖМЕНТ, СНЯТИЕ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ, ПОДНЯТИЕ ЛИЧНОЙ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ!
Для старшеклассников и абитуриентов особый блок подготовки к экзаменам, профориентация.

Ведущая: Елена Шугалей, автор методик развития интеллекта, памяти и активизации восприятия, M.A. NLP

Тел. 8-960-251-41-30

E-mail: mailto:more_iq@mail.ru

 

Пути достижения любви и чувствительность к отвержению

Карен Хорни

 

http://www.humans.ru/pictures/62898/icon.jpg

Романтическая любовь - это особое очень сильно энергетически заряженное явление, существующее в западной психологии. В нашей культуре она является религией и напоминает арену, где мужчина и женщина ищут смысл, трансценденцию, целостность и восторг.

Иногда обретая невроз...

Размышляя о том, как настоятельно люди, страдающие неврозом, нуждаются в любви и как трудно им принять любовь, можно предположить, что такие люди будут лучше всего себя чувствовать в умеренной эмоциональной атмосфере. Но здесь возникает дополнительная сложность: в то же самое время они болезненно чувствительны к любому отвержению или отказу, каким бы незначительным он ни был. И атмосфера сдержанности, хотя в определенном смысле она и является успокаивающей, воспринимается ими как отторжение.

 

Трудно описать степень их чувствительности к отвержению. Изменение времени свидания, необходимость ожидания, отсутствие немедленного отклика, несогласие с их мнением, любое невыполнение их желаний – короче говоря, любая осечка или неудача в осуществлении их требований на их условиях воспринимается как резкий отказ. А отказ не только снова отбрасывает их к присущей им глубинной тревожности, но также воспринимается как унижение. Позднее я объясню, почему они воспринимают отказ как унижение. А так как отказ действительно содержит в себе определенное унижение, он вызывает величайший гнев, который может проявиться открыто. Например, девочка в порыве гнева швырнула кошку о стену, потому что та не отвечала на ее ласку. Если их заставлять ждать, то они интерпретируют это таким образом, будто их считают столь ничтожными, что не чувствуют необходимости быть с ними пунктуальными; а это может вызвать взрывы враждебных чувств или привести в результате к полнейшему отстранению от всех чувств, так что они становятся холодными и индифферентными, даже если несколько минут тому назад могли с нетерпением ожидать встречи.

Чаще всего связь между чувством, что получен отказ, и чувством раздражения остается бессознательной. Это происходит тем более легко, что отказ может быть столь незначительным, что ускользает от осознания. Тогда человек ощущает раздражительность, или становится язвительным или мстительным, или чувствует усталость или подавленность, или испытывает головную боль, не имея ни малейшего понятия о ее причине. Кроме того, враждебная реакция может возникать не только в ответ на отвержение или на то, что воспринимается как отвержение, но также в ответ на предчувствие отвержения. Человек может, например, сердито спросить о чем-либо, потому что внутри он уже предчувствует отказ. Он может воздерживаться от посылки цветов своей девушке, потому что считает, что она усмотрит в таком подарке скрытые мотивы. Он может по той же самой причине крайне опасаться высказывать любое доброе чувство – нежность, благодарность, признательность – и, таким образом, казаться себе и другим более холодным или более "черствым", чем он есть на самом деле. Или он может насмехаться над женщинами, мстя им таким образом за отказ, который только предчувствует.

Страх отвержения, если он сильно развит, может привести человека к тому, что он будет стремиться избегать ситуаций, в которых он может оказаться отверженным. Люди, которые страшатся любого возможного отвержения, будут воздерживаться от каких-либо знаков внимания мужчине или женщине, которые им нравятся, до тех пор пока не станут абсолютно уверены в том, что их не ждет отказ. Мужчины такого типа обычно возмущаются тем, что им приходится приглашать девушек на танец, так как они опасаются, что девушка может согласиться лишь из чувства вежливости, и считают, что в этом отношении женщины находятся в гораздо более выгодном положении, так как им не надо проявлять инициативу.

Другими словами, страх отвержения может вести к ряду строгих внутренних запретов, относящихся к категории "робости". Робость служит в качестве защиты от опасности подвергнуть себя риску отвержения. Такого рода защитой служит убеждение в том, что тебя не любят. Как если бы лица такого типа говорили себе: "Люди нисколько не любят меня, поэтому лучше уж мне стоять в сторонке и таким образом защищать себя от любого возможного отвержения". Страх отвержения является, таким образом, огромным препятствием на пути стремления к любви, потому что мешает человеку дать почувствовать другим людям, что ему хотелось бы их внимания. Кроме того, враждебность, провоцируемая чувством отвергнутости, во многом содействует настороженно-тревожному отношению или даже усиливает чувство тревожности. Она является важным фактором в установлении "порочного круга", которого трудно избежать.

Этот порочный круг, образуемый различными внутренними компонентами невротической потребности в любви, в грубо схематической форме можно представить следующим образом: тревожность; чрезмерная потребность в любви, включая требование исключительной и безоговорочной любви; чувство отвергнутости, если это требование не выполняется; крайне враждебная реакция на отвержение; потребность вытеснить враждебность вследствие страха потери любви; напряженное состояние неясного гнева; возрастание тревожности; возрастание потребности в успокоении.

Таким образом, те самые средства, которые служат успокоению от тревожности, в свою очередь порождают новую враждебность и новую тревожность.

Образование порочного круга типично не только в том контексте, в котором оно обсуждается здесь; вообще говоря, оно является одним из наиболее важных процессов при неврозах. Любой защитный механизм в дополнение к своему свойству успокаивать, снимать тревогу может иметь и свойство порождать новую тревогу. Человек может пристраститься к выпивке, стремясь ослабить тревожность, а затем у него возникнет страх, что выпивка в свою очередь причинит ему вред. Или он может заниматься мастурбацией, чтобы ослабить свою тревожность, а затем станет бояться, что мастурбация приведет его к болезни. Или он может пройти определенный курс лечения, чтобы снять тревожность, но затем вскоре начнет испытывать страх что лечение может ему повредить. Образование порочных кругов является основной причиной того, почему тяжелые неврозы прогрессируют, углубляются, даже если нет каких-либо изменений внешних условий. Обнаружение порочных кругов, со всеми их внутренними звеньями, является одной из главных задач психоанализа. Сам невротик не в состоянии уловить их. Он замечает результаты их воздействия лишь тогда, когда чувствует, что попал в безвыходную ситуацию. Ощущение "западни"является его реакцией на ту запутанность, сложность его положения, которую он не в силах преодолеть. Любой путь, который представляется выходом из тупика, ввергает его в новые опасности.

Возникает вопрос об отыскании тех путей, следуя по которым невротик может получить любовь, к которой он стремится. В действительности ему надо решить две проблемы: во-первых, как получить необходимую ему любовь и, во-вторых, как обосновать для себя и для других требование такой любви. Мы можем в целом описать различные возможные способы получения любви, такие, как подкуп, взывание к жалости, призыв к справедливости и, наконец, угрозы. Конечно, такая классификация, как и всякое подобное перечисление психологических факторов, не является строго категориальной, она лишь указывает на общие тенденции. Эти различные способы не являются взаимоисключающими. Некоторые из них могут применяться одновременно или поочередно, в зависимости от ситуации, общей структуры характера и от степени враждебности. В действительности та последовательность, в которой приведены эти четыре способа получения любви, привязанности, расположения, указывает на возрастание степени враждебности.

Когда невротик пытается получить любовь посредством подкупа, формула его поведения может быть выражена так: "Я люблю тебя больше всего на свете, поэтому ты должен отказаться от всего ради моей любви". Тот факт, что в нашей культуре такая тактика чаще используется женщинами, является результатом условий их жизни. В течение столетий любовь не только была особой сферой в жизни женщин, но являлась единственным или главным средством, с помощью которого они могли получить, что хотели. В то время как мужчины всегда руководствовались убеждением: для того чтобы получить что-то, надо достичь чего-то в жизни, – женщины осознавали, что через любовь, и только через любовь, они могли достичь счастья, безопасности и положения в обществе. Такое различное место в культуре общества оказывало серьезное влияние на психологию мужчины и женщины. Было бы несвоевременно обсуждать это влияние в данном контексте, но одним из его последствий является то, что в неврозах женщины чаще, чем мужчины, будут использовать любовь в качестве стратегии поведения. И в то же самое время субъективная убежденность в своей любви служит оправданием для предъявления требований.

Люди такого типа подвержены особой опасности впасть в болезненную зависимость от своих любовных взаимоотношений. Предположим, например, что женщина с невротической потребностью в любви испытывает привязанность к мужчине сходного типа, который, однако, отстраняется, как только она начинает проявлять неравнодушие к нему; женщина реагирует на такое отвержение сильной враждебностью, которую она вытесняет из страха его потерять. Если она пытается отстраниться от него, он снова начинает завоевывать ее расположение. Тогда она не только вытесняет свою враждебность, но тщательно скрывает ее за усилением преданности. Она опять будет отвергнута и в конечном счете снова отреагирует возрастанием любви. Так она постепенно приобретет убеждение в том, что она находится во власти "великой страсти".

Еще одной формой подкупа является попытка завоевать любовь посредством понимания человека, помогая ему в его умственном и профессиональном росте, в решении затруднений и т.д. Данная форма используется в равной мере как мужчинами, так и женщинами.

Вторым способом добиться любви является апелляция к жалости. Невротик будет выставлять свое страдание и беспомощность на обозрение других. Формулой здесь является: "Вы должны любить меня, потому что я страдаю и беспомощен". В то же самое время такое страдание служит для оправдания права выдвигать чрезмерные требования.

Иногда такая мольба высказывается абсолютно открыто. Пациент указывает на то, что он является очень больным человеком и поэтому имеет наибольшее право на внимание аналитика. Он может презрительно относиться к другим пациентам, которые внешне выглядят более здоровыми, и негодовать по поводу тех людей, которые успешнее используют эту стратегию.

К стремлению вызвать жалость может примешиваться большая или меньшая доля враждебности. Невротик может просто взывать к нашей благородной натуре или вымогать благорасположение радикальными средствами, например ставя себя в бедственную ситуацию, вынуждающую нас оказывать помощь. Всякий, кто сталкивался с невротиками по роду социальной или медицинской работы, знает важную роль этой стратегии. Имеется громадное различие между невротиком, говорящим правду о своих затруднениях, и невротиком, пытающимся возбудить жалость посредством драматической демонстрации своих несчастий. Эти же тенденции мы можем встречать у детей всех возрастов, с теми же самыми вариациями: ребенок может либо хотеть получить утешение в ответ на свою жалобу, либо пытаться вымогать внимание, бессознательно преувеличивая такую пугающую родителей ситуацию, как неспособность есть или мочиться.

Использование апелляции к жалости включает в себя убеждение в неспособности получить любовь и расположение любым другим путем. Это убеждение может рационально обосновываться отсутствием веры в любовь вообще или принимать форму веры в то, что в длиной ситуации нельзя получить любовь никаким другим путем.

При третьем способе получения любви – призыве к справедливости – формула поведения может быть описана как: "Вот что я сделал для вас; а что вы сделаете для меня?"В нашей культуре матери часто указывают на то, что они так много сделали для своих детей, что заслуживают неослабевающей преданности. В любовных отношениях тот факт, что человек поддается на уговоры, может быть использован как основа для выдвижения своих притязаний. Люди такого типа часто обнаруживают чрезмерную готовность помогать другим, тайно ожидая, что получат все, чего пожелают, и испытывают серьезное разочарование, если другие не обнаруживают такого же желания делать что-то для них. Я имею здесь в виду не тех людей, которые сознательно рассчитывают на это, а тех, кому полностью чуждо любое сознательное ожидание возможной награды. Их навязчивая щедрость может быть, вероятно, более точно определена как магический жест. Они делают для других то, что сами хотят получать от других. То, что на самом деле здесь действовали ожидания ответного вознаграждения, обнаруживается благодаря необыкновенно острой боли разочарования. Иногда они принимают форму некой разновидности душевной бухгалтерской книги, в которую вписываются чрезмерные суммы за такие в действительности бесполезные жертвоприношения, как, например, бессонная ночь. Эти люди принижают до минимума или вовсе игнорируют то, что делалось для них, фальсифицируя таким образом ситуацию до такой степени, что чувствуют свое право требовать особого внимания. Такое поведение ведет к эффекту бумеранга в отношении самого невротика, ибо он может начать чрезмерно опасаться брать на себя обязательства. Инстинктивно судя о других по себе, он боится, что его будут эксплуатировать, если он примет от них какие-либо услуги.

Призыв к справедливости может также выдвигаться на основе того, что сделал бы невротик для других, если бы имел такую возможность. Он будет подчеркивать, каким любящим и полным самопожертвования он был бы на месте другого, считать, что его требования оправданы тем, что он не просит от других чего-либо большего, чем отдал бы сам. В действительности психология такого оправдания является более сложной, чем это осознает он сам. Представление, которое он имеет о своих качествах, является главным образом бессознательным приписыванием себе того поведения, которого он требует от других. Однако это не откровенный обман, ибо он действительно обладает определенной склонностью к самопожертвованию, возникающей из таких источников, как отсутствие у него самоуверенности, отождествление себя с подзаборной собакой, побуждение быть таким же терпимым и снисходительным к другим, какими бы он хотел видеть окружающих.

Враждебность, которая может присутствовать в призыве к справедливости, наиболее явно проявляется, когда требования справедливости выдвигаются на основе необходимости возмещения якобы нанесенного вреда. Формула поведения при этом такова: "Вы заставили меня страдать или причинили мне вред, и поэтому вы обязаны мне помогать, заботиться обо мне или поддерживать меня". Эта стратегия аналогична стратегии, используемой в травматических неврозах. У меня нет личного опыта изучения травматических неврозов, но я была бы удивлена, если бы лица, приобретшие травматический невроз, не принадлежали к этой категории и не использовали травму в качестве основы для требований, которые они в любом случае были бы склонны предъявлять.

Я приведу несколько примеров, которые показывают, как невротик может возбуждать чувства вины или долга с целью оправдания собственных требований. Не сумев справиться со своими чувствами, которые явились реакцией на измену мужа, женщина заболевает. Она не выражает никакого упрека, но ее болезнь – наглядное свидетельство живого упрека, призванного возбудить в муже чувство вины и таким образом заставить его уделять ей все свое внимание.

Другая женщина такого типа, с навязчивыми и истерическими симптомами, ведет себя следующим образом: время от времени она настаивает на помощи своим сестрам в работе по дому. Но после нескольких дней работы она бессознательно начинает глубоко негодовать на то, что они приняли ее помощь. Ее симптомы настолько усиливаются, что она вынуждена лечь в постель, таким образом вынуждая сестер не только обходиться без ее помощи, но и брать на себя дополнительные хлопоты по уходу за ней. И опять ухудшение ее состояния выражало собой обвинение и вело к требованию возмещения ущерба за счет других. Однажды, когда сестра высказала ей свое мнение по поводу ее поведения, она упала в обморок, таким образом демонстрируя свое негодование и вымогая заботливое обращение.

Одна из моих пациенток во время своего анализа стала чувствовать себя все хуже и хуже. У нее возникли фантастические мысли о том, что анализ сделает ее калекой и поэтому в будущем я буду обязана принять всю заботу о ней на себя. Реакции такого типа часто встречаются в любом виде медицинского лечения и нередко сопровождаются открытыми угрозами в адрес врача. В меньшей степени типичны случаи другого рода: состояние пациента значительно ухудшается при смене аналитика (например, когда работавший с пациентом аналитик уезжает на отдых). Явно или неявно пациент показывает, что в его ухудшении виновен аналитик и поэтому он обладает особым правом на внимание аналитика. Этот пример легко может быть приложен к опыту повседневной жизни.

Как показывают эти примеры, невротичные люди такого типа могут стремиться расплачиваться страданием, даже сильным страданием, выражая таким образом свои обвинения и требования, хотя и не осознавая этого. И как результат – способны сохранять чувство собственной правоты.

Когда человек использует угрозы как стратегию получения любви и расположения, он может угрожать нанести вред либо себе, либо другому. Он будет угрожать неким безрассудным действием, например испортить репутацию или причинить насилие другому или себе. Угрозы самоубийства или даже попытки самоубийства являются хорошо известным примером. Одна моя пациентка заполучила с помощью такой угрозы одного за другим двух мужей. Когда первый мужчина попытался уйти от нее, она в центре города бросилась в реку; когда второй мужчина намекнул, что не собирается на ней жениться, она инсценировала самоубийство, открыв газ как раз перед его приходом. Таким образом она демонстрировала свою любовь.

Невротик не будет осуществлять своих угроз до тех пор, пока надеется достичь своей цели. Если он теряет такую надежду, он может осуществить их под влиянием отчаяния или мстительности.

 

Источник: Карен Хорни "Невротическая личность нашего времени"

Материалы Сообществ по психологии

 

Санкт-Петербургский Центр НЛП

приглашает Вас принять участие в базовом курсе Единой программы подготовки тренеров НЛП

«Тренер специализированных программ НЛП»

1-я часть 11-15 июня

 

http://www.humans.ru/pictures/62191/icon.jpg

 

http://www.nlpspb.ru

Курс "Тренер специализированных программ НЛП" предназначен для развития базовых навыков, необходимых для проведения тренингов или публичных выступлений, и обучения навыкам разработки дизайна тренингов и выступлений на основе моделей НЛП. Он так же является первым этапом подготовки НЛП-Тренеров.

 


Подробнее об этапах подготовки НЛП-Тренеров см. >>

Принять участие в этой программе могут те, кто имеет сертификаты «НЛП-Практик», «НЛП-Мастер» и планирует стать тренером НЛП, а также все, кто, обладая базовыми навыками НЛП, хочет приобрести или усовершенствовать навыки публичного выступления и создать свой собственный стиль ведущего…

Авторские права и благодарности

Данная программа была разработана в «Центре НЛП в Образовании под руководством Андрея Плигина» как часть эксклюзивного курса по подготовке НЛП-тренеров.

Вот как пишут сами разработчики о данной программе:

"Имея базовое психолого-педагогическое образование, 15-летний стаж преподавания и 12-летний опыт тренерской работы, мы попытались аккумулировать собственные достижения, профессиональную подготовку в НЛП, знание когнитивной и педагогической психологии, современной дидактики, основ интерактивного обучения и проектных методик, собственные исследования в области теории и практики образования, последние достижения в области риторики и театрального искусства, моделирование эффективных тренеров, блестящих ораторов, политиков."

В нашем Центре мы следуем данной модели подготовки тренеров НЛП, так как считаем ее тщательно выверенной и сбалансированной, учитывающей рост компетенций тренера на разных этапах тренерского пути. На сегодняшний день все тренеры нашего Центра прошли или проходят различные этапы данного курса.

Мы выражаем свою благодарность лично Андрею Плигину, который дал согласие на использовании данной программы как основы для разработки дизайна нашего курса при сохранении общих идей и преемственности модели подготовки тренеров.

Подробнее о подготовке тренеров и программах Московского Центра НЛП в образовании см. http://www.nlpcenter.ru/index.php?sid=145

 

Ведущий курса - Виктор Стрелкин, тренер с 15-летним опытом ведения тренингов, коуч, психолог-консультант.

Подробнее о тренере ->

Программа ->

Условия участия ->

 

Запись и контактная информация:

http://www.nlpspb.ru

Телефоны: +7 (812) 252-06-79, 907-07-07
E-mail: info@nlpspb.ru

Презентации 29 мая и 5 июня в 19:00, ауд. 226

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ СООБЩЕСТВ

 

Создала полезные Сообщества, приходите. Пока занимаюсь наполнением, буду очень благодарна за вопросы и пожелания!


Развитие памяти, интеллекта и скорочтения

НЛП-Профи
Реальность и Субъект
Тайны Времени

НЛП ДЛЯ ДЕТЕЙ ("Игрушечное НЛП")

Школа Родителей

 

 

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ СООБЩЕСТВ

 

Л.М.Кроль "Психологический словарь скептика"
Когда формируется (или приживается) какая-то традиция, возникает несколько интересных языковых феноменов. Вновь образовавшемуся "цеху" приходится объясняться и с внешним миром, и с неофитами, и с другими аналогичными объединениями профессионалов. Мы старались отразить в данной публикации эту языковую ситуацию, поскольку она, как ничто другое, может служить зеркалом социально-психологических процессов в сообществе и на его границах. Одним из интересных феноменов, составляющих эту сложную мозаику, является цеховой фольклор: спонтанные, порой наивные, а порой удивительно тонкие шутки, истории, каламбуры участников психологических программ. Это — юмор и словесное творчество "для своих", и оно настолько тесно связано с контекстом, что не предполагает цитирования. Тем не менее, не будь этих шуток и комментариев, не было бы и "Психологического словаря скептика", где сконцентрирована самоирония разных методов психотерапии, "подслушанная" в тренинговых группах, кулуарах школ и конференций.

Пять Сущностных Состояний
По материалам книги «Сущностная трансформация» Конниры и Тамары Андреас
Одним из подходов в психологии является предположение, что нашу психику можно рассматривать состоящей из "частей", каждая из которых отвечает за наши различные желания, цели, привычки, черты характера и недостатки. В Процессе Сущностной Трансформации становится ясно, что каждая наша часть пытается достичь какого-нибудь положительного результата для нас.

Желаем Вам творческих успехов

в Пространстве Любви, Интеллекта, Культуры! :-)

До Встречи

Рассылки и программы проекта http://www.humans.ru/

Рассылки Subscribe.Ru
Как развить интеллект, память, творческие способности?
Практическая психология - для Вас!
Метафоры
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line
Школа Добрых Волшебников
Игрушечное НЛП (практическая психология для детей)

Возврат в начало


Адрес проекта: http://www.humans.ru/

Ведущая проекта: Елена Шугалей


В избранное