Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас!


ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущая проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 41

 

Доктор Сабина Шпильрейн (Женева) ТРИ ВОПРОСА

Уроки Леонардо да Винчи: ФАЦЕТИИ

Психологический тест: Как я могу понять Леонардо?

Материалы сообществ по психологии

 

Иллюстрация Н. Юдина

"3 Аркан. Императрица"

Дорогих, милых женщин

поздравляем с Праздником Весны!

Весеннего настроения и весеннего вдохновения,

Любви, Счастья и взаимности мира!

 

ТРИ ВОПРОСА

Доктор Сабина Шпильрейн (Женева)

Рекомендации по самостоятельному использованию метода

Вы можете проделать это упражнения, задавая себе вопросы (сперва сознательно обдуманные, а затем спонтанные) по любой актуальной для Вас теме.

В этот весенний праздник Женственности милые дамы могут задать себе самые сокровенные вопросы, касающиеся женской реализации, наших мечтаний и способов их воплощения в Будущем.

Обратите внимание на то, что спонтанные вопросы ориентируют нас на ближайшие цели. Желаю вам успехов в их достижении!

Е. Шугалей

 

Иногда становится интересным наблюдать за тем, как психоаналитический опыт получает прекрасное подтверждение посредством других психологических методов. В зимнем семестре 1922/23 годов я провела с четырнадцатью студентами института «Руссо» следующий эксперимент: «Представьте себе, что у Вас появилась возможность задать три вопроса Богу, судьбе или ещё чему-то, что выше нас. При чём Вы совершенно точно знаете, что сможете получите ответ на свой вопрос. Можно спрашивать обо всём, что хотите, как о посюстороннем, так и о потустороннем. Можете задавать любые вопросы. Но постарайтесь ограничиться тремя вопросами, которые больше всего Вас волнуют». Вопросы были письменно записаны студентами на той же самой лекции.

 

А через неделю я захотела опять задать студентом этот же маленький тест. На этот раз студенты 1-3 минуты перед выполнением задания расслабились с закрытыми глазами. После чего они записали по три вопроса, первыми пришедшие им в голову.

И только после ответов на это второе задание я объяснила студентам цель и результат эксперимента.

Первая серия эксперимента. Сознательно обдуманные вопросы[1]

Цель жизни:

1. В чём смысл жизни? 1)

2 В чём смысл жизни человека? 1)

5. Что означает жизнь? 2)

6. Какова истинная цель пребывания человеческих существ на Земле? 1)

14. Каково истинное предназначение человека? 3)

Этот мир или потусторонний мир?

10. Заглянуть в будущее! 2)

Жизнь после смерти:

2. Что собой представляет смерть? 2)

4. Куда идёт Вселенная? 2)

9. Имеется ли жизнь после смерти и если да, то как она будет выглядеть? 2)

14. Во что мы превратимся после смерти? 1)

Моё будущее на этой земле

3. Достигну ли я моей цели? 3)

5. Что ожидает меня в будущем? 3)

10. Узнать тайну жизни (чтобы научиться и самому создавать жизнь)! 1)

13. Стану ли я матерью? 1)

Война

3. Возможна ли ещё война среди европейских государств, и если да, то когда? 2)

7. Можно ли вести войну более мирными способами, а не по-зверски, как сейчас? 2)

11. Будет ли когда-нибудь так, что люди перестанут прибегать для разрешения конфликтов к войне? 3)

15. Вечно ли люди будут убивать друг друга или же когда-нибудь наступит мир на

земле? 2)

Другие формы борьбы

(Высказывания в повелительной форме [Императивные вопросы])

8. Отменим любые деньги

8. Устраним силу притяжения земли!

8. Давайте всем дадим счастье без необходимости бороться и страдать!

Религия и мораль

а) Будущее

3. Имеется ли жизнь в будущем с религиозной точки зрения? 1)

7. Может ли когда-либо осуществиться абсолютная и подлинная гармония между людьми? 3)

11. Какие различия будут для людей, если после смерти нас ожидает Божий суд: для тех, кто безо всяких усилий делал добро, и для тех, которые, для того чтобы жить по совести, должны были очень сильно стараться и тем не менее по временам вредить человечеству? 1)

12. Каждое ли родившееся существо окажется со временем в царстве вечной любви? 1)

14. Будет ли когда-либо зло побеждено добром? 2)

b) Причины и средства

6. Не содержат ли законы природы нечто такое, из чего можно сделать универсальную для всех людей религию? 2)

7. Каковы условия, которые могут избавить нас от животных инстинктов, позволяя делать это более или менее надёжно? 6)

12. Живые существа на этой земле, будут ли они когда-нибудь способны на то, чтобы самим порождать живые существа? 2)

с) Размышления по поводу религии и морали

4. Действительно ли религия важна для всех людей или её сфера ограничивается только особым кругом «избранных»? 3)

5. Существует ли Бог? 1)

6. Является ли любовь человека эликсиром жизни (élan vital)? 3)

7. Почему существует зло? 1)

11. Почему продолжают жить существа, которые или сами страдают, или заставляют страдать других... причём иногда очень долго, в то время как люди, идеальные в нравственном или духовном отношении, часто умирают в молодом возрасте? 2)

13. Может ли существовать человек, не испытывающий никаких чувств? 3)

Ограниченность времени и пространства

Является ли человеческий дух бессмертным? 3)

7. Бесконечна или конечна Вселенная? 5)

12. Совершённое бытие, а вечно ли оно? 3)

Абсолютные и относительные ценности

Чем же на самом деле является действительная реальность? 2)

9. Существуют ли наука или нравственная совесть, которые бы содержали в себе действительную истину? 1)

Я и другие

Кто я таков? 3)

7. Есть ли люди на других планетах? 4)

9. Что находится за пределами нашего космоса? 3)

10. Уметь читать мысли других людей. 3)

Исторические вопросы

Как сформировалась Вселенная? 1)

 

Результаты эксперимента оказались интересными в нескольких отношениях. Все вместе 14 испытуемых задали 45 вопросов, так как один из испытуемых вместо трёх задал шесть вопросов. 29 вопросов из 45 относятся к будущему (среди них 4 так называемых императивных вопроса), 15 относятся к сегодняшнему дню (например, вопрос о том, какова истинная реальность,) и только один единственный вопрос относится к прошлому (генезис Вселенной). Это говорит о нашей ориентированности на цель, во всяком случае в молодости. Вопросы на темы морали и религии составляют в сумме 14, то есть треть всех вопросов, что возможно обусловливается особой духовной (кальвинистской) атмосферой Женевы. Несмотря на то, что я говорила испытуемым, что вопросы могут относиться и к потустороннему миру – было получено только 9 вопросов, которые занимались внеземной жизнью, то есть 1/5 всех вопросов. Два вопроса выходят за пространственные границы нашей земли. Вместе с предыдущими 9 вопросами это даст в сумме 11, то есть 1/4 всех вопросов выходят за пространственные или временные границы нашего земного существования.

 

Спонтанно придуманные вопросы после разминки с закрытыми глазами явно различаются от сознательно обдуманных вопросов. В эксперименте с закрытыми глазами участвовало 6 персон, придумавших 17 вопросов (один из испытуемых не захотел раскрыть один из трёх придуманных им вопросов, так что у него было только два вопроса). Все эти 17 вопросов без исключения относятся к будущему, а именно к непосредственному будущему, которое ожидает самих испытуемых на этой бренной земле. Ни один из вопросов не относится к будущему далее одного года. Ни в одном из спонтанных вопросов не проявились религиозные, моральные, философские или научные интересы – доказательство того, насколько уже, личностнее становятся проблемы нашей психической жизни, когда мы удаляемся от сознательно ориентированного мышления, а также насколько эгоцентричнее на какой-то момент становится наше любопытство по сравнению с обычно более «социальными» интересами бодрствующей жизни.

Несколько примеров из второй серии эксперимента (спонтанные вопросы, придуманные после закрытия глаз)

Что будут писать другие?

Что подумает о нас госпожа Ш.?

Что случится летом?

Что сейчас делают дома?

Где сейчас моя сестра Мари?

Поедут ли Мари и Генри в И.?

Где я буду в следующем году?

Купят ли мне пианино?

Как было бы прекрасно оказаться на год старше.

Уже сейчас знать ...[2]

Иметь время для занятий живописью.

 

Последние три вопроса одновременно являются и пожеланиями, и высказываниями в повелительной форме [императивные вопросы]). Такие пожелания и императивные вопросы № 8 высказывает сознательно, в хорошо продуманной форме. При всей схожести обоих типов вопросов здесь мы тоже отмечаем, что спонтанные вопросы намного более узко-личностны и охватывают гораздо меньшее временное пространство.

[1] Номер вопроса означает номер конкретного испытуемого, а число стоящее после вопроса, говорит о месте, на котором стоит у него вопрос. Классификация вопросов по рубрикам осуществлена мною.

[2] Далее написано совсем неразборчиво; но и потому, что удалось прочитать, видно, что и этот вопрос имеет личностную, земную окраску.

Leonardo da Vinci "ФАЦЕТИИ"

Как я могу понять Леонардо?

 

"Я желал бы творить чудеса."
"Знание всех вещей достижимо и возможно".
"Перья должны поднимать в небеса не только птиц, а и людей - посредством букв, написанных этими самыми перьями".
"Изучайте науку искусства и искусство науки"...
"Кто бы мог поверить, что столь малое вместилище способно содержать в себе образ целой Вселенной".

 

Br.M. 42 v.
Нам остается движение, отделяющее движителя от движимого.

I, 65 r.
Много раз разъединенная вещь будет причиной великого единения, а именно гребень, сделанный из разъединенного тростника, соединяет нити шелковой ткани.

С.А. 370 r.
В каждой точке Земли можно провести границу двух полусфер. Все люди тотчас же обменяются полусферами.

 

С.А. 370 r.
О полусферах, которые бесконечны и разделены бесконечными линиями так, что всегда каждый человек имеет одну из этих линий между одной и другой ногой
Люди будут разговаривать, касаться друг друга и обниматься, стоя одни в одной, другие в другой полусфере, и языки одних будут понятны другим.

С.А. 370 r.
О книгах, поучающих наставлениями
Воздушные тела будут своими изречениями давать нам наставления, полезные для хорошей смерти.

I, 65 r.
Перья поднимут людей, как птиц, к небесам - то есть письменами, созданными этими перьями.

I, 64 r.

О звериных кожах, сохраняющих чувство осязания[?], которое [запечатлено?] на писаниях
Чем больше будут говорить при помощи кожи, одежды чувства, тем больше будут приобретать мудрости.


I, 65 r.

Вещи разъединенные соединятся и получат в себе такую силу, что вернут людям потерянную память, - то есть пергаменты, сделанные из разъединенных кусков кожи и хранящие память о вещах и делах людей.

I, 64 v.
Леса породят детей, которые будут причиной их смерти, - рукоятка топора.

С.А. 370 r.
О яме
Многие будут заняты тем, чтобы отнимать от той вещи, которая тем больше будет расти, чем больше от нее будут отнимать.

С.А. 370 r.
О черпании воды двумя ведрами и одной веревкой

И многие будут заняты тем, что чем больше они будут тащить вещь кверху, тем более она будет убегать в обратном направлении.


С.А. 370 r.
О скряге

Много будет таких, кто со всяческим старанием и усердием будет яростно добиваться того, что всегда их пугало, не подозревая, сколь это зловредно.


С.А. 370 r.
О людях, которые чем старше, тем делаются скупее, и которые, так как им остается недолго жить, должны были бы сделаться щедрыми
Видно будет, как те, кого почитают более опытными и рассудительными, чем меньше они нуждаются в чем-либо, тем более этого ищут и доискиваются.


I, 66 r.
Люди будут добиваться того, чего больше всего боятся, то есть они будут нуждаться, чтобы не попасть в нужду.



C.A 145 r.
О пище, которая была живой

Большая часть одушевленных тел пройдет через тела других животных, то есть ненаселенные дома пройдут кусками через населенные дома, отдавая им пользу и унося с собой их изъяны; и это, то есть жизнь человека, создается из съедобных вещей, уносящих с собой ту часть человека, которая умерла.

Необходимость - наставница и пестунья природы. Необходимость - тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон.

Br.M. 156 v.
Смотри же, надежда и желание водвориться на свою родину и вернуться в первое свое состояние уподобляется бабочке в отношении света, и человек, который всегда с непрекращающимся желанием, полный ликования, ожидает новой весны, всегда нового лета и всегда новых месяцев и новых годов, - причем кажется ему, будто желанные предметы слишком медлят прийти, - не замечает, что собственного желает разрушения! А желание это есть квинтэссенция, дух стихий, который, оказываясь заточенным душой человеческого тела, всегда стремится вернуться к пославшему его. И хочу, чтобы ты знал, что это именно желание есть квинтэссенция - спутница природы, а человек - образец мира.


Tr. 40 v.
Душа никогда не может разрушиться при разрушении тела, но действует в теле наподобие ветра, производящего звук в органе,
в котором, если испорчена трубка, не получится больше от ветра хорошего действия.

С.А. 59 r.
Каждая часть хочет быть в своем целом, в коем лучше себя сохраняет.
Каждая часть имеет склонность вновь соединиться со своим целым, дабы избежать своего несовершенства.
Душа хочет находиться со своим телом, потому что без органических орудий этого тела она ничего не может совершить и ощущать.

С.A. 385 v.

Анаксагор. Любая вещь происходит из любой вещи, и любая вещь становится любой вещью, и любая вещь возвращается в любую вещь, ибо то, что есть в стихиях, сделано из этих стихий.

http://www.vinci.ru

Материалы Сообществ по психологии

 

"Охота: когда сердце - одинокий охотник"

(Лицом к лицу с природой любви - Жизнью - Смертью - Жизнью)


Кларисса Пинкола Эстес

 

Волки способны на прочные отношения. Любой, кто наблюдал волков, знает, как глубоки связующие их узы. Если для описания того, что определяет прочные узы между волками, мы прибегнем к терминам из области архитепического, то можно предположить, что целостность, характеризующая их отношения, происходит от их синхронизованности с древним укладом всей природы, с тем, что я называю циклом Жизни - Смерти - Жизни. Волки воспринимают циклы природы и судьбы благосклонно и мудро, проявляя постоянство в привязанности к своей половине и стремлении жить как можно дольше и лучше. Но человеку, для того чтобы жить и хранить верность столь же успешно, столь же мудро, бережно и чутко, нужно встретиться с тем, чего он больше всего боится. Другого выхода нет. Нужно переспать с Госпожой Смертью.
В мудрых сказках любовь редко бывает романтической встречей двух влюбленных. Например, в некоторых сказках народов Крайнего Севера любовь изображается как союз двоих, чья объединенная сила позволяет одному или обоим войти в контакт с миром души и стать участником судьбы как танца с жизнью и смертью.
История, которую я собираюсь вам поведать - это охотничья сказка о любви. Ее сложили на ледяном севере. Чтобы понять эту сказку, нужно учесть, что там, в одном из самых суровых мест на земле, в охотничьем племени, живущем в тяжелейших условиях, любовь означала не флирт или погоню за простыми радостями эго, а зримую связь, сплетенную из прочных и долговечных жил, - союз, который выдерживает периоды изобилия и лишений, самые трудные и самые легкие дни и ночи. Сам по себе союз двух существ рассматривается как шаманская магия, как связь, благодаря которой оба обретают подлинные силы. >>>

 

Психодраматическая техника "Архетипический оракул"

в работе с психологической травмой предательства

 

Лопухина Е. В.


В книге "В поисках возлюбленного. Путешествия в мифологию и сакральную психологию" Дж. Хьюстон пишет об особенностях терапевтической работы с "сакральной раной". Сакральной раной она называет такой травматический опыт в жизни человека, который является значимой вехой процесса его индивидуации, серьезным испытанием на пути его духовного развития. Подобная рана приносит мучительные переживания, когда боль кажется огромной и страдания превосходят границы, которые, как мы думали, мы можем пережить. Сакральная рана для своей продуктивной переработки и исцеления, по мнению Дж. Хьюстон, требует постановки пережитого опыта в надындивидуальный архетипический контекст, контекст коллективного бессознательного, "прочитывания" архетипического "Большого Сюжета" в событиях своей личной истории. Воспринятый через призму Большого Сюжета, травматический опыт конкретного человека, обретает для него иной, высокий личностный смысл. Этот вновь обретенный смысл не только помогает справиться с психологическими последствиями травмы, но и найти в пережитом драматическом опыте источник личностного и духовного развития. >>>

 

Чжан Чао "Тени глубокого сна"

 

 

Не добрый и не злой: таков мудрец.
Много доброго, мало злого: таков достойный муж.
Мало доброго, много дурного: таков обыкновенный человек.
Ничего доброго и много дурного: таков низкий человек.
Одно добро и совсем нет зла: таков святой.

 

Любоваться цветами подобает в обществе красавицы. Пить вино при луне подобает в обществе доброго друга. Гулять по снегу подобает с возвышенным человеком. >>>

 


Рассылки и программы проекта http://www.humans.ru

Рассылки Subscribe.Ru
Как развить интеллект, память, творческие способности?
"Интеллект" интерактивный журнал
Практическая психология - для Вас!
Метафоры
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line
Школа Добрых Волшебников
Игрушечное НЛП (практическая психология для детей)

Возврат в начало


 

Адрес проекта: http://www.humans.ru/

Ведущая проекта: Елена Шугалей elena@humans.ru


В избранное