Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мужское и Женское


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 38

 

 

Роберт А. Джонсон: "Мужчина и его настроение - одержимость анимой"

Джин Шинода Болен: Четыре задания Афродиты ("Богини в каждой женщине: новая женская психология")

Материалы сообществ по психологии

 

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ДОРОГИХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН!

 

Счастья, Вдохновения и Восхищения в Любви! :-)

 

 

 

Иллюстрация из трактата "Splendor Solis":

Солнечный Король и Лунная Королева выполняют 7 притч

Мужчина и его настроение - одержимость анимой

Роберт А. Джонсон

 

Давайте вернемся к разницe между чувством (способностью человека к ценностному отношению) и настроением (состоянием человека, находящегося под властью своей внутренней фемининности). Если мужчина находится в хорошем контакте со своей анимой, он способен чувствовать и оценивать, то есть найти в своей жизни определенный смысл. Если у него такой контакт отсутствует, он не видит в жизни никакого смысла и не способен ценить жизнь. Именно здесь проходит резкая грань между двумя разновидностями внутреннего переживания мужчины.

 

Миф о Священной Чаше повествует нам именно о том, что в процессе контакта с внутренней фемининностью мужчине следует устанавливать с ней связь на уровне чувств, а не на уровне настроения. Наставление, полученное Парсифалем, предписывало ему относиться к Белому Цветку, то есть к аниме, на чувственном уровне, на котором проявляется благородство и существует возможность развития и практического применения творческих способностей, ни в коем случае не допуская прямого соблазна, разрушающего отношения. Не соблазнять и не соблазняться - и то и другое запрещено мужчине, который занят поисками Чаши Грааля. Это означает, что мужчина не должен становиться жертвой собственного настроения. Как только мужчина попадает под власть настроения, он теряет возможность устанавливать нормальные отношения и способность чувствовать, то есть оценивать.

Это знает любая женщина. Когда ее мужчина находится в плохом настроении, она может спокойно выбросить из жизни день или, по крайней мере, час, ибо все это время он остается для нее абсолютно недоступным. Более того, он недоступен для нормальных отношений не только в плохом настроении, но и в хорошем. Хорошее настроение - это, конечно, прекрасно но и оно тоже представляет собой некую форму овладения. Богиня иллюзии Майя не создает ничего, кроме зла. Как только появляется навязчивая и неугомонная богиня Майя, вся реальность, объективность и креативность сходят на нет. Или, говоря языком нашего мифа, если вы соблазняете прекрасную даму, т.е. аниму, или соблазняетесь ею, шансы обрести Священную Чашу становятся равными нулю. Но мифы и сны богаты преувеличениями. Поэтому я не считаю, что человек навсегда лишился возможности заполучить Чашу Грааля, но на какое-то время он определенно их потерял. Если мужчину соблазнила его анима и он попал в объятия богини Майи, произносящей над ним заклятье, с ним все ясно. Он не способен думать, действовать, устанавливать и поддерживать отношения. Он считает, что занят важным делом, но лишь взбалтывает происходящее внутри себя, поэтому на него не следует слишком полагаться до тех пор, пока его настроение не пройдет само или он от него не избавится.

 

Вы, конечно же, представляете себе, что происходит, когда мужчиной овладевает настроение: все окрашивается в цвета, которые соответствуют его настроению. Если он с утра встал "не с той ноги", то есть находится во власти настроения, то для него все видится в черном цвете. Не успев просмотреть утреннюю газету, он уже знает, что упала стоимость акций. Ему не нужно смотреть в окно, чтобы сказать, что на улице дождь. Он абсолютно уверен в том, что все дела идут плохо. Всюду он оставляет печать настроения, под властью которого в данный момент находится. Кроме того, его настроение подобно инфекции, и очень скоро жена и дети впадают в полное уныние, если им не хватает мудрости понять, что происходит.

Особенно это касается его жены, которая чувствует себя в какой-то степени ответственной за плохое настроение мужа. "Да что же я такого сделала?" - думает о себя она. Обвинения со стороны мужа, мягко говоря, не очень способствуют установлению истины. В тоскливом состоянии она может наделать много глупостей например, придраться к мужу, привлекая для этого свой анимус, т.е. внутреннюю мужскую часть, она чувствует себя слишком подавленной, чтобы как-то справиться с его настроением и узнав, что именно происходит, вновь обрести своего мужа. Но, к сожалению, события развиваются по другому, худшему сценарию, который предписывает грандиозную баталию между внутренней женщиной, создающей мужчине настроение и находящимся в женщине разгневанным внутренним мужчиной. Это наихудшая из всех баталий, которую только можно себе представить: сражение между фемининной частью мужчины и маскулинной частью женщины. Обе стороны несвободны в своих действиях, ибо находятся под властью иллюзий. Именно в такой ситуации могут произойти действительно страшные вещи. Но так не должно получиться, так как женщина должна понять - плохое настроение мужчины не является ни ее недостатком, ни ее виной. Его настроение - это его проблема, поэтому если она на какое-то время отойдет в сторону и перестанет чувствовать себя виноватой, он сможет вернуться в нормальное состояние.

 

Самое главное, что можно сказать о нашем настроении, - что оно нас обкрадывает. Чтобы ощущать себя значимыми и состоятельными, нам необходимо устанавливать и развивать отношения с людьми. Если по какой-то причине человек не может устанавливать нормальные отношения, он теряет смысл жизни. Поэтому смысл, который несет в себе термин "настроение", может нести термин "депрессия". Можно показать, что основное содержание психотического материала мужчины принадлежит его аниме. Это все равно, что потоп; это - всепоглощающая одержимость. Короче говоря, настроение - это маленькое сумасшествие, овладевающий человеком микропсихоз.

Настроение может быть названо и по-другому, если использовать понятия депрессии и инфляции. Оба термина обозначают переполнение эго чем-то отличным от истинного человеческого "я". В мужчине это состояние проявляется в виде слабости, некомпетентности и несостоятельности.

Чтобы придать человеку ощущение смысла и ценности бытия, настроение обращает его лицом к внешнему миру. Чего только не встретишь в куче разного барахла, наваленного в американском гараже, которое мужчина когда-то купил в надежде на то, что вместе с очередной покупкой в его жизни появится новый смысл. И как только эта надежда перестает себя оправдывать, вещь становится ненужной и постепенно превращается в хлам. Материальные вещи вполне ощутимы; если их использовать по назначению, из них можно извлечь большую пользу и они могут представлять высокую ценность. Но если человеку хочется, чтобы они ему заменили внутренние ценности, эти вещи сразу перестают для него что-то значить. Тем не менее, для этого правила существует единственное исключение: физический объект может обладать внутренней ценностью, если он содержит в себе некий символический смысл или является необходимой частью для совершения ритуала. Подарок друга может символизировать высокую ценность отношений между людьми только в том случае, если она в него привносится сознательно. Если же эта ценность окажется за границами значимого символического пространства или ритуального действия, то очень скоро она перестанет для него существовать, а гаражная коллекция пополнится еще одним экспонатом.

Случалось ли вам купить что-нибудь, а затем, на следующий день, увидев свою покупку, пробормотать: "И зачем же мне это нужно?" Вот что может делать с нами настроение. Мужчине вдруг ни с того ни с сего хочется купить рыболовную снасть или какую-нибудь ерунду в автомобиль или лодку. Анима заставляет человека приобретать абсолютно непрактичные вещи: какое-то особое приспособление для рыбной ловли, самое современное спортивное нейлоновое трико, автомобиль с блестящим покрытием или что-нибудь в этом духе. Это проявления власти анимы. Стоит хотя бы раз увидеть этот полный драматизма спектакль, который устраивает мужчина, страстно желающий купить какую-нибудь безделушку! При этом вы абсолютно уверены в том, что уже через неделю он по этому поводу будет нем, как рыба. Сколько истрачено денег, столько же энергии уходит в настроение. Я сомневаюсь, что существует хотя бы одна семья, в которой бы не было полок и антресолей, наполненных до самого верха подобными результатами нашествий анимы, то есть - хорошего настроения, лишающего нас разума.

 

Невозможно один раз и навсегда решить, что мужчина должен обязательно сделать, а что - не делать ни в коем случае. В субботу утром он может достать с антресолей свои рыболовные снасти и устроить себе замечательный отдых. В следующее субботнее утро, подверженный сильному влиянию анимы, он может отбросить в сторону все, что достал в прошлый раз. Конечно же, дело не в снастях; так или иначе что-то им овладевает. Такое замешательство возникает при вторжении анимы.

Если мужчина находится под властью своего настроения, он перестает быть хозяином своего внутреннего мира. В этот момент на сцене появляется захватчик, и тогда поведение мужчины в значительной степени определяется агрессивностью этого захватчика. К сожалению, чаще всего в такой схватке он предпочитает действовать на уровне совершенно не подходящих для этого отношений. Иными словами, вместо того, чтобы перенести это сражение в свой внутренний мир, что является единственно правильным действием, он будет скандалить с женой и конфликтовать с окружающими. Мифологическое описание героической борьбы со своим внутренним "я" чаще всего имеет отношение к поединкам с драконами, и наш современник делает это ничуть не меньше, чем его средневековый собрат. Вы запросто можете оживить мифологию, обеспечив ей жизнь, полную драматизма, если найдете современную сцену, на которой будут происходить схватки с драконами, и даже прекрасные дамы и красные рыцари станут разыгрывать на ней свои драмы. От него спасаются бегством, ибо в это время жить с ним совершенно невозможно. Он становится чрезмерно критичен к женщине, на которую мог бы опереться. Тем не менее, иногда к нему приходит осознание, что находящаяся в нем внутренняя женщина очень опасна. Придираясь к своей жене, он абсолютно никакого представления не имеет о том, как себя вести по отношению к внутренней женщине.

Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина не только может соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою фемининную часть. Он может искать полноту, но не хорошее настроение.

Этот момент для большинства людей, теряющих свою активность, является в какой-то степени критическим, пока они не достигнут для себя какой-то психологической ясности. Это бьющее через край, поднимающее человека до небес, раздувающее его до небывалых масштабов, наполовину выходящее из-под контроля настроение, которое так часто наблюдается у мужчин, представляет серьезную опасность, ибо это тоже чистой воды соблазн. Мужчина соблазнил аниму. Он взял ее за горло и сказал: "Ты ведь только и мечтаешь о том, чтобы сделать меня, счастливым, или я ошибаюсь?" Несколько позже он сполна за это заплатит, так как закон компенсации говорит, что для восстановления баланса потом обязательно наступит депрессия.

 

Оказаться во власти "чересчур приподнятого" настроения - значит попасть в сети соблазна, которые расставила внутренняя женщина. Вознося человека на головокружительную высоту инфляции, она оставляет на нем внешний отпечаток счастья, к которому он так активно стремился. Однако за то, что мужчина поддался такому соблазну, позже придется заплатить полную цену в виде депрессии, вновь опускающей его на грешную землю. В своей жизни мужчина тратит много времени на то, чтобы выбраться из депрессии или освободиться от инфляции. Базовый уровень бытия, который китайцы называют дао, является промежуточным между двумя этими состояниями. Именно на этом уровне существует Грааль, именно здесь можно обрести состояние, достойное называться счастьем. Здесь речь не идет о всеобщем усреднении и всевластии серости; это совсем не то место, где жизнь строится только на основании компромисса. Это царство натурального цвета, истинного смысла и подлинного счастья. Оно ничуть не меньше самой Реальности, которая является нашей средой обитания.

 

У нашего современника, мужчины западной культуры, существует превратное представление о том, что такое счастье. Именно поэтому очень полезно и весьма поучительно разобраться в этимологии слова счастье. Слова happiness (счастье) и happen (случаться) являются однокоренными, а это может означать, что наше счастье случается, то есть, происходит случайно. Люди, которые живут в других частях света и не достигшие столь высокого уровня цивилизации, следуют точно такому же принципу, и при этом ведут себя столь безмятежно, что их спокойствие приводит нас в недоумение. Как индийский крестьянин, которому, по нашему мнению, до счастья так же близко, как до луны, может чувствовать себя настолько счастливым? Или как мексиканский пеон, которому до счастья не ближе, чем индийскому крестьянину, может быть столь безмятежным? Все дело в том, что эти люди владеют искусством быть счастливыми, ибо постигли суть счастья. Оно для них заключается именно в том, что с ними происходит, что с ними случается. Если вы не можете чувствовать себя счастливым в предвкушении ежедневного завтрака, очень маловероятно, что вас сможет осчастливить что-либо другое.

 

Индийская мудрость учит тому, что наивысшей формой почитания богов является состояние счастья. Однако в данном случае речь идет о глубинном смысле счастья, а вовсе не о настроении.

Монах-трапезианец Томас Мертон однажды сказал, что монах часто бывает счастлив, но ему никогда не бывает хорошо. В этом заключается еще один способ отличать счастье от настроения.

Долгое время в своей жизни я считал, что состояние депрессии подобно состоянию окоченения. Но постепенно я стал понимать, что настроение - это продукт целенаправленной деятельности бессознательного, и человеку, наделенному высокой степенью осознания, от него можно избавиться только после долгой и кропотливой работы.

 

Много лет назад я научился воздерживаться от преждевременных переживаний. Если я считаю нужным не заниматься чем-то в понедельник, весь день я должен держать себя за руки, иначе я похороню результат, не успев до него добраться. Это тоже разновидность соблазна анимы. Начиная раньше времени выжимать удовольствие, я рискую не получить его совсем.

В этом заключена вся суть напоминающей спорт американской жизни. Мы считаем, что являемся обладателями богом данного права на счастье и должны постоянно пребывать в хорошем настроении, однако это не получается. Я знал двух мальчиков, которые хотели отправиться в турпоход. Находясь в приподнятом настроении уже от одного своего замысла за несколько дней до похода, они мечтали о том, как хорошо проведут время. Оба были в чудесном, приподнятом настроении. Получилось так, что разные детали их снаряжения приняли на себя роль Священной Чаши. Мальчики восхищались тем, как остро наточен нож и какая крепкая и надежная веревка. Они испытали все удовольствие от похода еще до того, как туда отправились. Я узнал, что они добрались до озера Тахо, полдня там слонялись, не имея ни малейшего понятия, чем заняться, после чего сели в машину и вернулись домой. Сам поход ничего им не дал. Они соблазнились целым куском жизни, прожив его заранее.

Мы, американцы, хотим постоянно пребывать в хорошем настроении. Мы считаем, что получили от бога право на то, чтобы добраться до женщины, живущей у нас внутри, и взять от нее все, что нам потребуется. Но дело оборачивается так, что, встав на этот путь, мы сразу же сталкиваемся с серьезными неприятностями, и когда наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся и впадаем в подавленное настроение.

 

Некоторые мужчины стараются сохранять ровное и почти стабильное настроение. Это очень изматывает. Я никогда не забуду день, когда меня впервые осенило, что не могу дать волю своему настроению. Это стало откровением. Мне кажется, что человек может быть подвержен настроению так же, как простуде. Он лишь должен уметь переносить его, избавив, насколько можно, от его влияния других людей. Но нет ничего труднее, чем это сделать.

Если мужчина хорошо все это осознает и достаточно мудр, чтобы суметь отказаться от своего настроения или, по крайней мере, какое-то время не обращать на него внимания, у него возникает большое преимущество. Он не должен становиться добычей проникающих из бессознательного эманаций Майи. Иногда настроение подкрадывается к человеку совершенно незаметно, лишая его возможности понимать что есть что в этом мире. Мир приобретает серую окраску. Ни в коем случае не следует идти на поводу у своего настроения. Нельзя дать ему себя соблазнить. Не стоит вязнуть в зыбучем песке. Это неверный и обманчивый путь - на него очень легко встать, а встав, мы перестаем владеть ситуацией и понимать, что именно с нами происходит.

Если мужчина болен, он в большей степени подвержен своим настроениям. В состоянии болезни он испытывает недостаток физических сил и поэтому более раним. Однако не следует считать, что он обязательно будет рабом своего настроения. Человек может чувствовать себя слабым и несчастным и не испытывать при этом никакого унижения. Нам не следует впадать в ужас, потакая своему настроению в болезни, несмотря на то, что больному человеку противостояние дается гораздо труднее.

 

Часто внешние обстоятельства, особенно отсутствие женщины, которую мужчина может использовать в качестве козла отпущения, создают для него нелегкую ситуацию, в которой на свое настроение приходится не обращать внимания. Однако по-прежнему на мужчине лежит ответственность за осознание всего, что с ним происходит, поэтому он ни в коем случае не должен впадать в состояние одержимости. Человек, обладающий искусством такого самопознания, способен развить в себе сильное эго. Мужчина, подверженный своему настроению, становится на какое-то время беспомощным, превращаясь в ребенка в глазах своей внутренней женщины. Он не желает никакого психологического осмысления, ибо жаждет только одного: чтобы о нем заботились. Исходя из всего вышесказанного, сильному мужчине следует твердо противостоять влиянию своего настроения, что означает для него освобождение от своего детства, то есть от материнского комплекса.

Далее следует разобраться с понятием "энтузиазм". Имеется очень тонкое, но важное различие между настроением и энтузиазмом. Энтузиазм - это прекрасное слово. В переводе с греческого en-theo-ism оно означает "иметь в себе Бога". Это одно из наиболее возвышенных слов во всем английском языке. Если кто-то имеет в себе Бога, он обладает большими, никогда не иссякающими творческими способностями. Переполненный собственной анимой мужчина, тоже склонен к творчеству, но весьма вероятно, что этот творческий полет закончится еще до наступления сумерек. Следует быть достаточно мудрым, чтобы понимать разницу между Богом и анимой. Подавляющее большинство мужчин ее не понимают. Вы можете просто взглянуть на другого человека, не говоря ни слова, чтобы угадать, потерпит ли он крах в будущем и будет при этом чувствовать, что с ним обошлись незаконно и несправедливо, или он несет в себе дар Божий и через него сам Бог улыбается людям. Мы часто говорим, что человек находится в хорошем настроении. Смех несет в себе позитивное и творческое начало, если его причиной не является настроение. Существует определенный глубокий уровень, на котором возникают смех и то, что нам кажется счастьем, а возникнув, они несут на себе отпечаток этого уровня. Если в тот самый момент человек оказался под властью анимы и был соблазнен прекрасной дамой, тогда беда! Это состояние можно заметить, обращая внимание на личные качества. Очень вероятно, что человек соблазнен, если он нервозен, напряжен и подчеркнуто аккуратен и строг. За это он, безусловно, заплатит свою цену. Более того, прежде чем у него все пройдет, он заставит заплатить всех, находящихся в пределах слышимости. Если же он в прекрасной форме и держится легко и непринужденно, то это может быть настоящее, реальное счастье, которое прорывается наружу, - и в этом случае жалеть его совершенно не стоит.

Как правило, влиянию настроения подвергаются интеллектуально развитые мужчины. Если его состояние предварительно не отметит находящаяся рядом женщина, он может сделать это самостоятельно. Может случиться так, что где-нибудь на полдороге он вдруг захочет переосмыслить происходящее и скажет: "Постой, может быть, нам стоит получше об этом подумать". Так и происходит в подавляющем большинстве случаев, если его жена до того не сказала: "Послушай, дорогой, не кажется ли тебе, что нам стоит получше об этом подумать?" Ибо иначе, разумеется, он бы об этом не подумал.

Находясь в обществе колкой женщины, мужчине вдвойне трудно преодолеть свое настроение. Как правило, ее присутствие, может только усугубить ситуацию. Находясь в плохом настроении, мужчина действительно бывает сильно напряжен. Он нуждается в реальной помощи: не в колкости женщины, а в ее поддержке. Вполне возможно, что он не поблагодарит за эту помощь вслух, но в душе будет страшно благодарен.

 

Когда женщине приходится иметь дело с мужчиной, находящемся в плохом настроении, обычно она совершает много ошибок. Как правило, сразу же проявляется ее анимус и заявляет, создавая критическую ситуацию: "Посмотри как следует, это же абсолютная чепуха. С этим пора кончать. Мы уже по уши сыты нашим самым лучшим в мире рыболовом".

Но такие слова лишь подливают масла в огонь. Затем следует обмен "любезностями" между анимой и анимусом, и возникает реальная угроза разрыва. Оба оппонента находятся по разные стороны богини Майи: кто по правую руку, кто по левую, и с уверенностью можно утверждать лишь то, что сегодняшний день для них уже потерян.

 

Однако момент истины заключается в том, что женщина может разрядить ситуацию и спасти отношения, если, находясь в соответствующем состоянии, она захочет это сделать. Став более женственной по сравнению с овладевшей мужчиной фемининностью, она способна разрядить его настроение. Но это очень и очень трудная задача. Как правило, ее автоматическая реакция на происходящее проявляется в том, чтобы вытащить меч своего анимуса и начать рубить со всего плеча. Но если женщина может остаться с мужчиной спокойной и некритичной, олицетворяя истинную женственность, тогда сразу же, как только к нему вернется достаточно здравомыслия, чтобы оценить всю тонкость и пикантность ситуации, весьма вероятно, он выйдет из-под власти своего настроения. Однако такое поведение потребует от женщины ясного сознания и развитой и зрелой женственности, которые появляются в результате многочисленных схваток с драконами, в которых ей приходилось отстаивать свое внутреннее женское королевство. (Грустно осознавать, как жалко выглядит наше барахтанье в терминологии при желании найти подходящее выражение для женского варианта слова kingdom, ибо соответствующего аналога queendom в английском языке не существует.)

В подобном случае жена может оказать огромную помощь, максимально проявляя свою женственность. В этот момент она должна быть зрелой и обладать всеми качествами, делающими женщину настолько сильной, чтобы она могла противостоять фальшивой и капризной фемининности, овладевшей мужчиной. Очень вероятно, что именно эту фемининность мужчина будет проецировать на нее, абсолютно уверенный в том, что женился на ведьме, которая является единственной причиной его плохого настроения. Может случиться, что она и в самом деле спровоцировала его настроение, но вместо того, чтобы сводить с ней счеты, мужчина должен разобраться с женщиной, находящейся у себя внутри.

 

Природа анимы и анимуса в самой примитивной форме (которая характеризует психологическое состояние большинства из нас) проявляется и оживает в проекции. Поэтому мужчина, подверженный плохому настроению, обычно заявляет, что его замучила жена. Если его внутренняя женщина находится в ярости, очень вероятно, что близкая ему женщина тоже придет в ярость, осознавая это или нет. С другой стороны, если мужчина находится в ладу со своей внутренней женщиной, у него нет проблем в общении с женщиной, которая находится с ним рядом.

 

Женщина гораздо лучше управляет своими настроениями. Более того, она даже может их использовать. Она обладает возможностью "пробовать" каждое из них по очереди и смотреть, какое лучше подойдет. В зависимости от ситуации в разгаре событий она может поменять свое настроение. Такая способность управления своим настроением у мужчины отсутствует; фактически, оно ему почти неподвластно. В департаменте чувств хозяйничает много женщин и лишь несколько мужчин. Когда женщина требует от мужчины, чтобы он так же умел управлять своим настроением, как она своим, а у него это не выходит, возникает много, затруднений. Тогда ей следует научиться относиться к этому с пониманием и дать мужчине какое-то время или даже немного помочь.

Женщины, которым приходится иметь дело с экзотическим, так называемым идеальным или образцовым мужчиной, не должны смущаться, когда он приходит в плохое настроение, ибо в этом состоянии он становится абсолютно беспомощным. Он нуждается в поддержке. Если и существует одно единственное правило, которое, выходя замуж, женщина должна знать, оно заключается в следующем. Если мужчина подвержен своему настроению или, попросту говоря, если на него "нашло", женщине на какое-то время следует воздержаться от любых суждений и критики при условии, что она в состоянии это сделать. Спустя какое-то время, когда муж придет в себя, они смогут вместе обсудить, что с ним случилось. Такую выдержку женщине проявить очень трудно, но если она вспомнит, что его настроение - это в первую очередь - его проблема, а не ее недостаток, она, как правило, найдет в себе мудрость переждать какое-то время до более подходящего момента, когда можно будет понять, в чем именно состоит суть проблемы.

 

Мужчине не следует надеяться, что он никогда не будет подвержен своему настроению. Тем не менее, ему следует иметь в виду, что будучи одержим настроением, он не теряет шанса выйти из этого состояния. Просто сказать себе: "На меня наступает моя анима", - значит уже частично себя контролировать. Если же он при этом скажет жене: "У меня плохое настроение. Ты здесь абсолютно ни при чем. Я хочу немного побыть один", то этим он окажет ей огромную услугу. Такой простой поступок поможет ему стать свободным. Как только мужчина осознает, что он был одержим своим собственным настроением, дело уже наполовину сделано.

 

Отношения Парсифаля с Белым Цветком могут служить идеальным примером. Белый Цветок для Парсифаля олицетворяет идеал прелести и одухотворенности. Между ними не произошло ничего дурного.

Это идеальные отношения с анимой. Поэтому, если вы хотите научиться находить контакт с любопытной и загадочной внутренней фемининной частью, поучитесь этим отношениям у Парсифаля и Белого Цветка, его прекрасной дамы. Начиная с этого момента на протяжении всего мифа он служит только ей и делает для нее все.

В конце жизни Гете сделал изумительное наблюдение: предназначение мужчины - служить женщине, и тогда она будет служить ему. Разумеется, он имел в виду внутреннюю женщину, музу. Муза - это олицетворение красоты, духовности и нежности фемининной части всей нашей жизни. Прекрасно, что одна часть нашей сущности служит другой.

 

Недавно я прочитал груду статей, написанных представителями нового феминизма. Они сильно покоробили меня тем, что главной общей идеей было требование отказа женщины от своей традиционной женской роли служения мужчине. По мнению авторов, женщина должна сбросить с себя оковы рабства. В какой-то степени это действительно необходимо, но, с другой стороны, это может привести к фатальным последствиям. Мы все должны служить друг другу. Это идеал. Иначе мы ничего не добьемся. Ни один человек не может жить без другого человека, его любви, заботы и силы.

Понимая это, Парсифаль установил с Белым Цветком правильные отношения. Он посвятил себя ей; он лежал с ней рядом: голова к голове, ступня к ступне, но он не соблазнял ее, и она не соблазняла его. Он посвятил себя ей целиком. Он ей служил. Он был к ней близок. Нет никаких запретов против близости человека со своей внутренней фемининностью: чем ближе - тем лучше. Но здесь существует тонкая грань, и ее нужно всегда ощущать, не допуская никаких соблазнов, или вам никогда не увидеть Священной Чаши. Здесь Парсифаль оказался весьма успешен.

 

Источник: Роберт А. Джонсон. " Он: глубинные аспекты мужской психологии" / Пер. В. Мершавка - М., Харьков: 1996.

 

Четыре задания Афродиты ("Богини в каждой женщине: новая женская психология")

Джин Шинода Болен


МИФ О ПСИХЕЕ: МЕТАФОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОСТА


Миф об Эросе (Амуре) и Психее был использован в качестве аналогии к психологии женщины несколькими юнгианскими аналитиками - наиболее значительно, Эрихом Нойманном в его книге "Амур и Психея" и Робертом Джонсоном в книге "Она". Психея - беременная смертная женщина, стремящаяся воссоединиться со своим мужем, Эросом, богом любви и сыном Афродиты. Психея понимает, что должна покориться сердитой и враждебной Афродите, чтобы хоть когда-нибудь примириться с Эросом, поэтому она представляется богине. Чтобы испытать ее, Афродита дает ей четыре задания.

Четыре задания Афродиты имеют важное символическое значение. Каждый из них представляет способность, которую нужно развивать женщине. Каждый раз, когда Психея справляется с заданием, она приобретает умение, которого не имела раньше - умение, приравненное в юнгианской психологии к анимусу или маскулинному аспекту женской личности. Хотя эти способности часто видятся как "маскулинные" у женщин, которые, как Психея, нуждаются в прикладывании усилий для их развития, они являются естественными свойствами женщин - Артемид и Афин.

Как мифологическая фигура, Психея - возлюбленная (как Афродита), жена (как Гера) и беременная мать (Деметра). Более того, в ходе своего мифа она к тому же спускается в подземный мир и возвращается оттуда (что с таким же успехом соответствует Персефоне). Женщины, ставящие отношения превыше всего и реагирующие на других инстинктивно или эмоционально, нуждаются в развитии способностей, символизируемых каждым заданием. Только затем они могут оценить свой выбор и действовать решительно в своих лучших интересах.

 

Задание I: Сортировка семян. Афродита отвела Психею в комнату и показала ей огромную кучу семян перемешанных между собой - зерно, ячмень, просо, мак, нут, чечевица и бобы - и наказала ей разложить все сорта семян или зерна по своим кучкам до вечера. Задача казалась невыполнимой, пока множество скромных муравьев не пришли к ней на помощь, складывая каждый сорт по отдельности, зернышко к зернышку, в свою кучку.

Схожим образом, женщина должна делать существенные решения, часто вначале ей нужно привести в порядок* путаницу противоборствующих чувств и конкурирующих привязанностей. Ситуация часто особенно усложнена, когда к этому прикладывает руку Афродита. "Сортировка семян", в этом случае, это внутренняя задача, требующая, чтобы женщина честно посмотрела в себя, тщательно просеяла свои чувства, ценности и мотивы, и отделила то, что и вправду важно, от несущественного.

Когда женщина учится оставаться в запутанной ситуации и не действовать до того, пока все не прояснится, она учится доверять "муравьям". Эти насекомые аналогичны интуитивному процессу, работа которого лежит за пределами сознательного контроля. Или ясность может прийти благодаря ее осознанным усилиям к систематически или логически оцененному и определенному приоритету перед многими элементами, включенными в ситуацию.

 

Задание II: Добыча клочков золотого руна. Затем Афродита приказала Психее добыть немного золотого руна от ужасных овнов солнца. Это были огромные, агрессивные, рогатые чудовища, бодающиеся друг с другом на поле. Если бы Психея пошла между ними и попыталась бы собрать их шерсть, ее наверняка бы смяли или растоптали. Вновь задача казалась непосильной, пока зеленый тростник не пришел к ней на помощь и не посоветовал подождать до заката, когда овны расходятся и отдыхают. Тогда она сможет в безопасности собрать клочки золотого руна с кустов куманики, которые задевали солнечные овны.

Символически, золотое руно представляет силу, которую нужно получить женщине без того, чтобы быть разрушенной в попытке достижения чего-либо. Когда женщина - Афродита (или тип уязвимой богини) выходит в соревновательный мир, в котором другие агрессивно бьются за власть и положение, она может быть ранена или разочарована, если не распознает опасностей. Она может стать черствой и циничной; ее заботливое и верящее "Я" может стать жертвой, оказаться растоптанным. Афина в доспехах может находиться в центре сражения, будучи полностью поглощенной стратегией и политикой, но женщине, похожей на Психею, лучше наблюдать, ждать и постепенно, косвенно овладевать силой.

Добыча золотого руна без уничтожения самой Психеи является метафорой задачи получения силы и сохранения себя как сочувствующего человека. В моей психиатрической практике я обнаружила, что сохранение в памяти этого задания очень полезно для каждой женщины, которая учится уверенно держаться. Иначе, концентрируясь только на выражении своих потребностей или ярости, ее беседы становятся отчужденными противостояниями, которые не помогают ей достичь того, чего она хочет, и представляют ее в резком, разрушительном свете.

 

Задание III: Наполнение хрустальной фляги. Для третьего задания Афродита положила маленькую хрустальную фляжку в ладонь Психеи и сказала, что та должна наполнить ее водой из запретного ручья. Этот ручей низвергался из трещины на вершине высочайшей скалы и вел к самым глубоким недрам подземного мира, перед тем как еще раз выбраться из земли наружу из той же трещины. Метафорически, этот поток представляет циркулирующий поток жизни, в который должна погрузиться Психей, чтобы наполнить свою флягу.

Когда она взглянула на ледяной поток, глубоко врезавшийся в островерхую скалу и охраняемый драконами, задача наполнения фляжки стала казаться невозможной. В этот момент орел прилетел к ней на помощь. Орел символизирует способности видеть общую картину с большой перспективы и падать вниз, чтобы схватить то, что надобно. Это не самый обычный способ восприятия для женщины, которая, как Психея, настолько лично вовлечена в происходящее что "не увидела бы леса за деревьями".

Особенно важно для женщин - Афродит найти некоторую эмоциональную дистанцию в своих отношениях, для того, чтобы увидеть полный узор и выбрать важные детали, что даст ей возможность охватить умом то, что значимо. После она может усваивать опыт и привести свою жизнь в должную форму.

 

Задание IV: Умение сказать "Нет". Для выполнения своего четвертого и конечного задания, Афродита наказала Психее спуститься в подземный мир с маленькой коробочкой для Персефоны, наполненной притиранием для красоты. Психея приравняла задание к смерти. Теперь пришел черед дальновидной башни дать ей совет.

Это задание уже нечто большее, чем традиционная проверка героя на храбрость и решительность, ибо Афродита сделала его особенно сложным. Психее было сказано, что ей встретятся вызывающие жалость люди, которые попросят у нее помощи, и три раза ей надо будет "заставить окаменеть свое сердце к сочувствию", игнорировать их мольбы и продолжать свой путь. Если она не сделает так, то останется навсегда в подземном мире.

Поставить цель и исследовать ей, даже прося о помощи, особенно трудно для всех богинь, кроме девственных. Материнские женщины - Деметры и любезные женщины - Персефоны наиболее восприимчивы к нуждам окружающих, в то время как женщины - Геры и Афродиты находятся где-то посередине.

 

Психея выполняет задание, когда говорит "нет" три раза, для того чтобы совершить выбор. Многие женщины позволяют себе быть использованными и перенаправленными от делания чего-нибудь для себя. Они не могут выполнить то, что вознамерились делать, или то, что было бы для них наилучшим, пока не научатся говорить "нет". Человек ли это, который нуждается в их обществе или комфорте, или привлекательность эротически напряженных отношений, пока женщина не может сказать "нет" своей особенной чувствительности, она не может предопределять курс своей жизни.

Психея развивается благодаря этим четырем заданиям. Она совершенствует способности и силы, проверяя свою храбрость и решительность. Все же, несмотря на все достигнутое, ее основная природа и приоритеты остаются неизменными: она ценит любовные отношения, рискует всем ради них и побеждает.

 

© Бедненко Г.Б., перевод, 2001

 

 

Материалы Сообществ по психологии

 

 

Джин Шинода Болен ЗНАЧИМАЯ ВСТРЕЧА И СИНХРОНИЧЕСКАЯ "СВАТЬЯ"

Случайные встречи, приводящие к значимым союзам между людьми. Иногда синхроничность прокладывает дорогу важным узам. Когда я смотрю на события, в которых происходит важная для двух людей встреча или их начинает объединять чувство, я часто замечаю тонкое воздействие судьбы, синхроничности или Дао - все равно какое имя мы дадим этой "сватье". Когда происходит случайная встреча, являющаяся ответом на наше внутреннее состояние, в такой ситуации происходит значимое совпадение или синхроничное событие... >>>

 

 

С.В. Ковалев «Теория Внутренних Наставников (Наставники Круглого Стола)»


Внутри пространства нашего бессознательного пребывают масса самостоятельных существ, выполняющих различные функции и в разной степени компетентных. Наиболее глубоко в бессознательном - почти на уровне архетипов — находятся те из них, которых психологи (прежде всего — представители психосинтеза) окрестили Внутренними Наставниками. Если хотите, то можете считать, что это тоже всего лишь символы — Мудрости вашего бессознательного. Символы, которые позволяют получить доступ к безграничному знанию, заключенному в вашем Высшем Я, но не представленные в виде самостоятельных существ. Суть данного вопроса в его чисто практическом смысле от этого не изменится. А суть эта заключается в том, что мысленно вызывая образы своих Внутренних Наставников, вы получите доступ к глубинным источникам мудрости и силы, заключенным в вашем бессознательном. И воссоединитесь с потрясающими возможностями своей психики, от которой человек обычно бывает отрезан.
Как правило, Внутренний Наставник в нашем воображении принимает облик какой-то весьма уважаемой и достаточно авторитетной фигуры (обычно мудреца или старой мудрой женщины). Однако в качестве такого вот Советчика могут выступать животные, цветы, явления природы и вообще все, что угодно.
Опишу несколько основных техник, позволяющих вступить в контакт со своими Внутренними Наставниками... >>>

 

 

Гете и Шарлотта Буфф


Замысел у него всегда был связан с переживанием, любовные стихи он, по его собственному признанию, писал только тогда, когда влюблялся. Восхищение являлось для него одним из основных стимулов творчества. Для того чтобы преодолеть сердечный недуг, избавиться от увлечения, будь то Фредерика Брион или Шарлотта фон Штейн, Лили Шенеман или Марианна фон Виллемар, Минна Герцлиб или Шарлотта Буфф, - ему необходимо было "страсть пережечь в духовное", преобразовать действительность в поэзию и таким образом обрести очищение... >>>

 

 

Мэнли П. Холл Владелец синего плаща

 

Жил некогда алхимик, который стремился раскрыть тайны природы и науки и найти эликсир жизни и философский камень. Чтобы его трудам никто не мешал, он порвал все отношения с людьми и удалился в далёкую пещеру на склоне высокого холма... Более сорока лет он настойчиво трудился над решением своей задачи, растирал в порошок травы и металлы, искал в сокровенных глубинах земли и самом дальнем уголке небес ответы на занимавшие его вопросы. Много удивительных открытий занёс он в дневник; много тайн он вырвал у природы своими опытами; много поразительных истин собрал по крохам в упорных трудах; но главная тайна алхимии, последнее венчающее достижение, всегда ускользало от него... >>>
Мы благодарим за любезно предоставленный материал рассылку "Розенкрейцеры: философия, история, символы" и сайт www.amorc.org.r

 

 

Владимир Элькин "ЛЮДИ ФЕВРАЛЯ"


Традиция Европы связывает месяц февраль с образом сангвиника. Его символ – Воздух, его образ – пространство, залитое желтым солнечным светом, дружелюбно и радостно освещающего все перед собой.
Мир сангвиника – это мир новизны, открытия, мир друга, радостного общения, улыбки и веселья, путешествия, отваги. Посмотрим на людей февраля и решим, будут ли их образы соответствовать этим символам.
В этот период родились
Писатели: Рабле, Бернс, Байрон, Диккенс, Жюль Верн, Островский, Чехов, Ромен, Роллан, Катаев.
Художники: Рибера, Суриков, Леже, Филонов.
Архитектор: Монферран
Режиссер: Эйзенштейн
Певец: Шаляпин
Артист: Качалов
Композиторы: Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Дунаевский
Ученые: Архимед, Дарвин, Менделеев, Эдисон

>>>

 

Рассылки и программы проекта http://www.humans.ru/

 

Начало модифицированного интенсивного курса

"СКОРОЧТЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПАМЯТЬ"

в Санкт-Петербурге

 


Ведущие - Шугалей Елена, автор методик развития интеллекта и активизации восприятия, директор Центра современных психотехнологий (г. Санкт-Петербург), М.А.NLP, старший преподаватель Московского Психологического Университета (курс "Методы динамического обучения и психология творчества") и Федор Лошкарев, старший преподаватель Центра современных психотехнологий.

Тренинг по развитию интеллекта и работе с большими информационными потоками в данном случае будет включать в себя полную программу 2-х ступеней курса и по интенсивности не имеет аналогов в предыдущих версиях. В его программу включены элементы квантовой психологи, НЛП, Холодинамики применительно к интеллектуальным процесам активизации восприятия, осмысления, запоминания и к решению текущих психологических проблем. Для желающих улучшить зрение необходимо предварительно настроиться на чтение без очков. Если у вас есть конкретная заявка на работу с учебниками, словарями, документами больших объемов, просьба захватить с собой самые трудные образцы, экзаменационные билеты и пр. Для работы с иностранными текстами желательно сделать предварительный перевод незнакомых слов.

По решению группы возможны дополнительные занятия с электронными носителями информации по интерактивным программам, занятия по психокоррекции, индивидуальные консультации.
Слушатели обеспечиваются всеми пособиями.

 

Приглашаются слушатели предыдущих курсов для закрепления навыков!

На первые занятия необходимо принести калькулятор, ручку и хорошее настроение! :-)

Если вы готовы поучаствовать в экстремальной развивающей программе - мы ждем вас!

 

Начало занятий - в марте!

 

Контактные данные:

Санкт-Петербург: 8-(812)-926-46-95, 550-8666!

elena@humans.ru

 

Голос и Успех - настройка голоса. Дистанционный курс
НЛП по делу. Семинар online
Метафоры
Игрушечное НЛП
Практическая психология - для Вас!
Ваш e-mail: 

Адрес проекта: http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: Елена Шугалей elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное