Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас!


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 35

 

 

Синхронистичность:

"Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. Лекция 1: Архетип Числа" Мария-Луиза фон Франц

Случаи синхронистичности: "Зловещие совпадения или нечто большее?"

"Феноменология лабиринтов" Е. Файдыш

Материалы сообществ по психологии

 

 

Интенсивный курс

"СКОРОЧТЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПАМЯТЬ"

Санкт-Петербург
6 ноября в 19-00 (ауд. 504)

7 ноября в 14-00 (ауд. 305)
м. "Нарвская", ул.Бумажная, д.17, центр "Другой мир"

 

ВЛАДИВОСТОК

с 14 ноября


Ведущий - Шугалей Елена, автор методик развития интеллекта и активизации восприятия, директор Центра современных психотехнологий (г. Санкт-Петербург), М.А.NLP, старший преподаватель Московского Психологического Университета (курс "Методы динамического обучения и психология творчества")

По решению группы возможны дополнительные занятия с электронными носителями информации по интерактивным программам, занятия по психокоррекции, индивидуальные консультации.
Слушатели обеспечиваются всеми пособиями.

Приглашаются слушатели предудыщих курсов для закрепления навыков (бесплатно)!

На первое занятие необходимо принести калькулятор, ручку и хорошее настроение! :-)

Контактные телефоны:

Санкт-Петербург: (812)-550-86-66,

Владивосток: (4232)-25-02-69, 26-77-65 (Центр "Синтон")

elena@humans.ru

 

Синхронистичность

 

Случаи синхронистичности (не поддающиеся объяснению с точки зрения теории вероятностей совпадения событий во времени) все больше привлекают внимание психологов. Одним из первых объяснения синхронистичности с точки зрения архетипов коллективного бессознательного предпринял К.Г. Юнг.

Мы будем рады любым материалам по этой теме, включая личные впечатления, размышления и гипотезы. Благодарим А. Савенкова (Санкт-Петербург) за его работу с архивами и присланную подборку >>>.

 

Материалы по теме:

К. Г. Юнг "Синхронистичность"

Жан Шимода Болен "Юнг, синхронистичность и истинное Я (Self)"

 

 

Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. Лекция 1: Архетип Числа

Мария-Луиза фон Франц

 

Возможно, вам известно, что изначально прорицанием занимались в храмах. Например, древние евреи в Иерусалимском храме имели оракула и в определенных случаях, когда священник хотел обратиться за советом к Яхве, он пытался с помощью этого оракула узнать божью волю. Чтобы понять волю Бога или богов, во всех первобытных цивилизациях использовались различные способы прорицания. Однако со временем эта практика прервалась и вскоре была забыта. Прорицание стало темным, колдовским и презираемым занятием. Тем не менее сегодняшняя лекция проводится в помещении приходской церкви, а это уже само по себе отчасти является проявлением синхронии, что очень приятно.
Взгляд на мир, который пытался сформулировать Юнг и на котором, главным образом, основано прорицание, выражает собой синхронию. Поэтому, прежде чем детально разобраться в проблеме прорицания, вспомним, что говорил Юнг о синхронии. В предисловии к английскому изданию перевода "И Цзин, или Книга Перемен", выполненного Рихардом Вильгельмом, Юнг четко формулирует различие между каузальным и синхронистическим мышлением. Каузальное мышление является, так сказать, линейным. Существует последовательность событий А, В, C, D, и вы, рассуждая в обратном направлении, желаете понять, почему D появляется вследствие С, почему С появляется вследствие В и почему В - вследствие А, подобно некоторого рода внутренним или внешним событиям. Человек пытается мысленно представить взаимосвязанность событий и их причину.
Нам известно, что благодаря исследованиям современных физиков доказано, что на микрофизическом уровне этот принцип уже не является полностью достоверным. Каузальность нельзя больше считать абсолютным законом - ее следует рассматривать лишь в качестве тенденции или преобладающей вероятности. Доказано, что каузальность является способом мышления, позволяющим мысленно охватить некоторую совокупность физических явлений, но не дающим доступа к глубинным основам законов природы. Она лишь очерчивает общие тенденции или возможности. С другой стороны, синхронистическим мышлением можно назвать "пространственное" мышление (field thinking), центрованное относительно времени (рис. 1). Об этом хорошо пишет Р.Вильгельм во введении к "Книге Перемен". Он говорит об определенном комплексе событий, происходящих в определенный момент времени.
В нашем каузальном мышлении мы проводим четкую границу между психическими и физическими событиями и только наблюдаем, как физические явления порождают друг друга и оказывают каузальное влияние друг на друга и на психические события. Вплоть до 19 века в науке господствовало мнение (сохранившееся до настоящего времени в менее развитых дисциплинах), согласно которому физические явления вызываются только физическими причинами, а психологические явления вызываются только психическими причинами. Например, согласно Фрейду, справедливо утверждение: "Эта женщина - невропатка, и ее идиосинкразия вызвана травмой, перенесенной в детстве". Здесь тот же способ мышления перенесен на психологический уровень.
Теперь возникает вопрос: существует ли взаимосвязь между этими двумя сферами? Существуют ли психические причины физических событий и наоборот? Эта проблема относится к области психосоматической медицины. Взаимодействие между указанными каузальными последовательностями может быть доказано. Например, вы читаете письмо, в котором сообщается о смерти горячо вами любимого человека, вследствие чего у вас могут наблюдаться физиологические явления - возможна даже потеря сознания. Эта реакция вызвана не бумагой и чернилами, а психологическим содержанием сообщения. Существует причинно-следственное взаимодействие между физическим и психическим, и в настоящее время это исследуется.
Совершенно иным, однако, является синхронистический (т. е. китайский) способ мышления. Первобытное мышление отличает дифференцирование, в процессе которого никогда не проводится различие между психологическими и физическими фактами, при этом в исследовании вероятности одновременных событий могут учитываться как внутренние, так и внешние факты. Для синхронистического способа мышления даже важно вести наблюдение за обеими областями реального, физической и психической, и замечать, что в момент, когда человека посещают те или иные мысли или сны - которые можно рассматривать как психологические события,- происходят те или иные внешние физические события, то есть имеет место комплекс физических и психологических событий. Хотя при каузальном мышлении и возникает проблема времени вследствие необходимости установления временной последовательности (до и после), данная проблема более значима при синхронистическом способе мышления в связи с наличием ключевого момента - некоторого момента времени, который является объединяющим, фокусирующей точкой для наблюдения за определенным комплексом событий.
В современной западной науке для объяснения вероятности в последовательности событий используются алгебраические методы - алгебраические матрицы различных размеров, алгебраические функции и кривые. Китайцы также пользуются математикой для описания своих законов синхронии. Они используют некоторое подобие математических матриц, не являющихся, однако, алгебраическими абстракциями. Они используют натуральные числа (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), поэтому можно утверждать, что математический аппарат этого китайского способа мышления составляют различные исчисления, которые могут быть получены из рядов натуральных чисел, а также общие законы, которые могут быть из них выведены. Числа 3, 4 и 5 используются для представления в математической форме некоторой совокупности событий.
Научной математической базой синхронистического мышления являются, следовательно, ряды натуральных чисел, что можно обнаружить во всех техниках прорицания. Простейшей формой прорицания является двоичная (чет-нечет). Например, бросают монету и, когда выпадает "орел" или "решка", принимают решение и выбирают способ действия. "Чет-нечет" - это принцип, лежащий в основе прорицания. Однако в различных цивилизациях принята различная техника для наилучшего прочтения ситуации в определенный момент времени.
До конца 19 века китайцы воспринимали мир более динамичным, чем мы, поскольку считали, что все сущее является потоком энергии. В настоящее время мы фактически пришли к такому же выводу, но значительно позднее и с помощью научных методов. Восприятие китайцами всего сущего изначально заключалось в том, что все внутреннее и внешнее - поток энергии с определенным ритмом. Каждое событие в конечном счете имеет свое зеркальное отражение, космический ритм (матрицу). Для людей, не имеющих представления об этом понятии, поясним, что матрица - это любая постоянная совокупность чисел в виде нескольких столбцов. Число рядов и столбцов может быть любым, обязательное условие - их размещение в форме прямоугольника, поскольку для китайцев одной из основных моделей Вселенной была прямоугольная матрица - названная Лоу Шу магическим квадратом, задающим космический ритм (рис. 2). Сумма чисел в любом ряду, столбце или по диагонали равна 15. В этом квадрате, в каждом столбце или ряду всего три элемента, поэтому перед нами - уникальный математический феномен. Существуют магические квадраты с большим количеством рядов и многочисленными возможностями суммирования, однако этот - самый простой, и имеет всего восемь решений. Я бы сказала, что он представляет собой самую симметричную арифметическую матрицу. Китайцы обнаружили ее интуитивно, и она стала для них зеркалом или ритмическим образом Вселенной в ее временном аспекте.
Основной цифровой порядок вечности называется Хоу-ту (рис. 3) и представляет собой мандалу, а также крест, в середине которого располагается число 5. Посчитав 1, 2, 3, 4, переходим к центральному числу 5, затем считаем 6, 7, 8, 9 и возвращаемся к числу 10, которое также располагается в середине. Всегда необходимо осуществлять пересечение и возвращаться к центру. Фактически это напоминает музыкальное движение танца, расширение к числу четыре и сжатие к центру,- систолическое и диастолическое движение. Лоу Шу - это мир времени, в котором мы живем, а под ним всегда звучит ритм вечности, Хоу-ту. Эта идея лежала в основе культурного и научного применения математики в Китае. Сопоставим ее теперь с нашей позицией.
При выдвижении гипотез математики в настоящее время обычно утверждают: "это очевидно" или "разумно предположить", и из этого исходят в построениях своих математических моделей. В дальнейшем все построения отсутствуют, но как раз утверждение "разумно предположить" является сомнительной ключевой фразой. Гедель (принцип неопределенности) продемонстрировал это и тем самым опрокинул все построение. Как ни странно, с тех пор дискуссии по проблемам научных основ не возобновлялись, по утверждению Вейля, никто не касался этой проблемы; ученые смущенно почесывали затылки и говорили: "Давайте не будем обсуждать фундамент науки, разумно предположить, что мы дальше не продвинемся". Таковой ситуация остается и сегодня.
Проще говоря, когда я полагаю, что что-то очевидно, я высказываю нечто иррациональное, ибо это не доказано. В дальнейшем человек может сделать некое движение, подобное движению уробороса и заявить: "Но из моей дедукции я могу осудить свое начинание". Вы не можете! Из дедуктивного формализма вы не можете затем вывести доказательство без использования тавтологии, что, естественно, недопустимо, даже в математике.
"Поэтому мы не удивляемся тому, что в изолированном феноменальном существовании некоторые явления природы изумляют нас своей иррациональностью и невозможностью их подробного анализа. Как мы видим, физика проецирует все, что существует, относительно вероятности".
Это важно, поскольку таким образом суммируется то, что открывает современная наука. Иными словами, любой феномен, скажем, очки, содержит в себе нечто иррациональное, что не может быть исчерпано в физическом анализе. Я не могу объяснить, по какой причине электроны многочисленных атомов, из которых состоят мои очки, находятся в этом месте, а не в другом. Следовательно, когда речь идет о единичном событии в природе, с помощью физики не может быть получено полностью достоверное объяснение.

Единичное событие всегда иррационально, однако в физике мы проецируем его относительно вероятности, то есть составляем матрицу.
Прорицание связано с синхронией, явление которой Юнг красноречиво назвал парапсихологией. Это важно, поскольку в современной науке физики и психологи пытаются найти общее между физикой и психологией относительно парапсихологических явлений. У них есть гипотеза, что парапсихологические явления могут дать толчок к объединению физики и психики. Прорицание, в частности числовое прорицание, тоже связано с парапсихологическим феноменом. Юнг назвал числа наиболее примитивным выражением духа. Поэтому нам предстоит рассмотреть с психологической точки зрения то, что мы понимаем под словом дух.
Допустим, я почувствовала внезапную потребность утверждать:
"эти герани синие", и повторяла бы это безостановочно. Если это утверждение показалось бы мне странным, я бы воскликнула: "Боже мой, какой злой дух внушил мне безумие это, он овладел мной и заставляет твердить ерунду." Но если бы мне в голову пришла удачная идея, я бы осуществила ее немедленно! Первобытные люди честнее: все, что приходит на ум неожиданно, они называют духом. Не только плохое, что овладевает человеком, но все то, о чем можно сказать: "Не мое эго это сотворило, это посетило меня внезапно",- все это дух. Человек, который испытывает непреодолимую потребность сказать или сделать то, что представляется не принадлежащим его собственному эго, проецирует свое бессознательное, часть бессознательной психики, а затем переживает проекцию как парапсихологическое явление.
Так происходит, когда человек впадает в состояние, в котором не осознает себя, или при эмоциональном стрессе, при котором теряет самоконтроль. Но позднее, когда его сознание пробуждается, он с удивлением смотрит на глупости, совершенные им в одержимом состоянии: нечто овладело им, он не был сам собой, хотя в тот момент этого и не осознавал - как будто злой дух или дьявол вселился в него.
Подобные вещи не следует легкомысленно считать забавными. Их надо воспринимать буквально, ибо дьявол - или можно сказать более нейтрально, некий автономный комплекс,- временно заменяет комплекс эго. В такой момент представляется, что действует само эго, но это не так. В дальнейшем, "освободившись" от указанного комплекса, человек не может понять, как он мог поступать или думать таким образом.
Важнейшая ситуация, в которой мы употребляем слово "дух", связана с вдохновляющей и животворящей ролью бессознательного. Нам известно, что соприкосновение с бессознательным оказывает животворящее и вдохновляющее воздействие на комплекс эго; в этом заключена реальная основа всех терапевтических мероприятий. Иногда невротики, люди, замкнувшиеся в своем болезненном невротическом состоянии, благодаря психоанализу, начинают волноваться, интересоваться своими снами. Затем к ним возвращается интерес к жизни, они оживляются, становятся более деятельными. Однако это происходит лишь в том случае, если индивид успешно вступает в контакт с бессознательным или, можно точнее сказать, "с динамикой бессознательного", особенно с его животворящим и вдохновляющим началом.
Поэтому с психологической точки зрения Юнг определяет дух как динамический аспект бессознательного. Бессознательное можно представить себе как спокойную воду в тихом озере. В это озеро "падают" забытые человеком события; если он вспоминает их, то он их "вылавливает", но само озеро остается неподвижным. Бессознательное, с одной стороны, имеет матричную основу, форму колыбели, с другой стороны, обладает динамизмом и движением, оно действует по собственной инициативе, например создавая сновидения. Можно сказать, что процесс сновидений является функцией духа;
некий господствующий дух или разум сочиняет хитроумный ряд картин, которые, при возможной их расшифровке, содержат весьма разумные сообщения. Динамическое проявление бессознательного заключатся в том, что бессознательная энергия творит нечто по своей воле, она движет всем и действует самостоятельно. Именно это Юнг определил как дух. Естественно, существует неясная граница между субъективным и объективным. Но на практике, если человек чувствует, что дух принадлежит ему, то это его собственный дух, а если он чувствует, что дух ему не принадлежит, то человек называет его "неким" или "этим" духом. Все зависит от того, чувствует ли себя человек ему сопричастным и родственным или нет.
Подводя итоги, Юнг отмечает, что духу, во-первых, свойственен спонтанный принцип движения и активности, во-вторых, он обладает способностью свободно создавать образы помимо нашей чувственной перцепции (во сне у человека отсутствует перцепция - дух или бессознательное создает образы "изнутри") и, в-третьих, он автономно и полновластно манипулирует этими образами.
Таковы три характеристики того, что Юнг назвал духом или динамизмом бессознательного. Если обратиться к сновидениям, то можно заметить, что они построены на основе впечатлений прошедшего дня. Например, что-то прочитанное в газете, увиденное на улице, услышанное в разговоре с приятельницей и т. д. становится в сновидении фрагментом, который составляет совершенно новую по содержанию историю. При этом наблюдается манипулирование этими фрагментами: изменен их порядок, их смысл, хотя достаточно ясно, что отдельные элементы взяты, например, из воспоминаний предыдущего дня. И многие люди думают, что это полностью объясняет сновидения: "О, вчера я прочитал в газете о пожаре, поэтому он мне приснился". В таких случаях приходится возражать: "Но посмотрите на обстоятельства, при которых происходил пожар во сне, и вы увидите, он очень сильно отличается от прочитанного". Здесь проявляется дух, то неизвестное в бессознательном, которое переставляет внутренние образы и манипулирует ими.
Этот фактор у первобытного человека полностью автономен, однако, благодаря дифференциации сознания, незначительно приближен к нему. Мы утверждаем, что, в отличие от первобытного человека, у нас это частично осуществляется. Например, мы часто говорим, что у нас появилась хорошая идея или мы изобрели нечто новое. Первобытный человек никогда не объявит, что лук и стрелы являются его изобретением. Он скажет, что лук и стрелы были открыты ему богом лука и стрел, а затем поведает миф о том, как одному охотнику во сне привиделось божество и открыло ему способ изготовления лука и стрел.
Итак, чем более развито наше сознание, тем более мы постигаем некоторые аспекты духа бессознательного, вовлекаем его в свою субъективную сферу и затем называем его собственной психической активностью или собственным духом. Однако, как указывает Юнг, значительная часть данного явления остается, естественно, автономной и поэтому переживается как парапсихологическая. Иными словами, мы не должны считать, что на данном этапе развития нашего сознания мы постигли все, т. к. ассимилировали значительную часть бессознательного, т. е. сделали его в такой степени собственностью комплекса эго, что он может им манипулировать. Существует значительная сфера бессознательного, которая изначально проявляется автономно, в качестве парапсихологического феномена, так же, как проявлялась у первобытных людей. Рассматривая историю математики, можно совершенно отчетливо увидеть, каким образом дух становится субъективным. Например, как известно, натуральные числа были для пифагорейцев космическим божественным принципом, составлявшим основу структуры Вселенной. Числа были божествами и одновременно конструктивным принципом всего сущего. Даже Леопольд Кронекер (Leopold Kronecker) говорил, что натуральные числа были изобретены божеством, а все остальное - сотворено человеком.

 

Полный текст статьи >>>

 

Случаи синхронистичности

"Зловещие совпадения или нечто большее?"

 

Случаи феноменальных по масштабам и невероятности катастроф на море вызывают массу необъяснимых вопросов. Был, впрочем, в прошлом веке случай, который не попадает ни под какую "классификацию" благодаря своей полной уникальности, нелепости и абсолютной - хотя, кто знает? - нелогичности.
В октябре 1829 года капитан Сэмюэль Нолброу вывел свою шхуну "Мермэйд" из порта Сидней, имея на борту 18 человек команды и груз. Дальнейшее не могло привидеться морякам даже в самом кошмарном сне.
Шли Торресовым проливом, держа курс в залив Рафлз. В районе между Австралией и Новой Гвинеей, крайне тяжелом для судоходства, на сильном течении в густой туман сели на рифы. Спасать корабль было бесполезно, судно пошло ко дну за считанные минуты. Люди, однако же, смогли по большей части, вылезти из воды на рифы, где на голых камнях без воды и пищи просидели трое суток. На четвертые счастье, казалось бы, улыбнулось морякам - их принял на борт проходивший мимо барк "Свитшоу". Однако 14 членам экипажа барка не могло и помыслиться, какой черный шлейф морского рока несут на себе все 18 спасенных с "Мермэйда".
Спустя двое суток при совершенно схожих условиях "Свитшоу" налетает на подводные камни и тонет. Опять на крохотном островке без пищи и воды расположились в полном составе две команды. Через некоторое время шхуна "Говернор Рэди", идущая в Папуа, берет на борт всех потерпевших. Восторгу спасенных нет предела, особенно рады моряки с "Мермэйда" - все позади, ничего плохого, по всем приметам, уже быть не может. Впрочем, судьба непредсказуема - шхуна едва отходит от острова, как на ней вспыхивает пожар. Несколько часов все три команды борются с огнем, но - безуспешно. На трех шлюпках шхуны "Говернора Рэди" от места катастрофы уходят все 64 человека с тремя капитанами во главе.
Через некоторое время дрейфующие шлюпки были замечены с военного корабля "Комет". На его борт принимаются все потерпевшие крушение; их рассказ воспринимается военными моряками с понятным недоверием - столь невероятного совпадения быть не может.
Ах, если бы! Внезапный шторм, которыми славятся те широты, без видимых причин топит внешне абсолютно надежный "Комет". В страшную штормовую погоду, на четырех перегруженных шлюпках, 18 часов дрейфуют уже 85 матросов и четыре капитана.
Спасение приходит в виде небольшого парусника "Юпитер". Он едва смог разместить всех спасенных, но рок еще не взял всю дань с мореплавателей - парусник "Юпитер", как и "Мермэйд" со "Свитшоу", проламывает днище на рифах… Снова на скользких скалах держались несчастные моряки - теперь уже 123 матроса и пять капитанов.
И только шхуна "Сити оф Лидз", шедшая в Австралию со 100 пассажирами на борту, смогла спасти участников столь необычной серии катастроф и благополучно доставить их в Австралию.
Подобная закономерность труднообъяснима. Хотя история мореплавания знает примеры роковой судьбы не только судовых команд или конкретных кораблей, но даже отдельных людей. Вице-адмирал английского флота Джон Байрон, дед великого поэта Джорджа Байрона, получил от коллег прозвище "Скверная погода". Он писал, что не припомнит ни единого (!) случая, когда бы ему приходилось плавать в хорошую погоду. Более того, она немедленно портилась, как только его судно выходило в море. В результате вице-адмирал постоянно попадал в аварии, был свидетелем гибели множества судов, имевших несчастье плавать вместе с ним.

 

А. Савенков, Санкт-Петербург, на основе материалов "Морского альманаха" и "Истории мореплавания"

 

Феноменология лабиринтов

Е. Файдыш

 

Комментарий

Упражнение с лабиринтом служит хорошей основой для выработки собственных стратегий выхода из пространства проблемы. Оно ценно тем, что активизирует наши бессознательные возможности и индивидуальную архетипическую матрицу личности. Индивидуальное бессознательное беседует с нами через образы коллективного бессознательного, названные К. Юнгом архетипами. Архетипы – это всеобщие оптимальные схемы поведения, но у каждого человека они реализуются по-своему. То, как мы проживаем свой архетип «Великой Матери», «Отца», «Ребенка» или проходим свой «Путь Героя», в конечном итоге, и определяет Историю нашей жизни. Архетипы неосознанно определяют наилучшую тактику поведения человека, поэтому от их здоровья зависит ощущение счастья, внутренней гармонии и самореализации. Вся мудрость счастья жизни передается из поколения в поколение через архетипические образы в виде сказок, мифов, песен, игр и ритуалов. Когда мы рассказываем ребенку сказку перед сном – мы обучаем его бессознательное различным вариантам поведения, часто закрепляемым и во время сна. Когда мы смотрим любимый фильм, читаем или рассказываем другому человеку сюжетную историю (иногда и о самом себе), - мы неосознанно включаемся в игру архетипов. Осознание Игры не освобождает от нее, но позволяет мастерски овладеть правилами :-). Это сродни овладению единым для человеческого вида языком бессознательного - его смысловыми единицами и являются архетипы.

Особая роль в динамике Игры принадлежит архетипическим геометрическим формам. С точки зрения квантовой психологии и психосинергетики,  эти формы  служат аттракторами («привлекателями»), вокруг которых организуется наше восприятие, внимание и вся работа сознания. «Согласно современной нелинейной физике и теории хаоса определенные геометрические формы играют очень большую роль в нашем мире, являются универсальным языком вселенной. Их можно встретить и в живой, и в неживой природе. Это и снежинки, и морозные узоры на стекле, разнообразные формы раковин, цветов растений. Причем, несмотря на невероятное разнообразие окружающего нас мира, базовый набор элементов таких естественных орнаментов достаточно невелик и встречается на всех уровнях организации нашей вселенной, от геометрической структуры молекул до формы галактик. Это спирали, звезды, кресты, свастики и т.д. (4). Эти же геометрические формы были хорошо известны и в древней мистической традиции, что было показано в работах Карла Юнга (5). Это разнообразные мандалы и янтры, магические знаки и орнаменты» (Е.А. Файдыш).

Лабиринты, известные с древнейших времен, отличаются тем, что в них есть возможность движения, возможность входа и выхода из пространства и, наконец, возможность самому организовать эту архетипическую форму. 

Текст упражнения "Лабиринт" для детей и родителей вы можете найти в архиве рассылки "Игрушечное НЛП" (предыдущий номер) >>>

Ниже мы приводим результаты исследований Е.А. Файдыша и его коллег в области феноменологии лабиринтов.


Одной из наиболее распространенных в древности мегалитических «конструкций», по-видимому, игравших экологическую роль, являются лабиринты. Их сохранилось на земле огромное множество, наиболее известные из них находятся в Скандинавии, на Соловецких островах, в Дагестане, Северной и Южной Америке и других уголках нашей планеты. Однако только сейчас мы начинаем понимать, как работают эти древние сооружения.

Как уже говорилось, лабиринт представляет собой разновидность мандалы, но мандалы, в которой задано направление движения и имеется открытый вход и выход. Следует отметить что, как правило, сакральное пространство мандалы окружено специальным квадратом защиты (6), его четыре входа закрыты и охраняются специальными Гневными Божествами. Таким образом, открытость лабиринтной мандалы делает её посредником между миром сакральным и миром проявленных форм, в котором мы живем.

Вторая особенность связана с возможностью физического движения внутри лабиринтной мандалы. Естественно, если она имеет достаточно большие размеры (существует множество лабиринтных мандал, выполненных в виде рисунков — в этом случае лабиринт проходится мысленно) (рис.1). Такое движение внутри лабиринта формирует геометрический рисунок, траекторию движения, каждый элемент которой связывается с определенными аспектами сакрального космоса, циклами времени, прошлым и будущим, энергетическими центрами человека. Сама форма траектории зависит от типа лабиринта, правил его обхода и часто напоминает архетипический магический знак — что является дополнительным фактором психотронного воздействия (рис. 2).

На рисунке (рис. 3) изображены два лабиринта индейцев Хопи, использовавшихся для инициации и обрядов поддержания экологического равновесия на нашей планете (11). Показанные на рисунке квадратная и круговая формы лабиринтов являются у Хопи символами матери Земли.

Квадратный тип лабиринта состоит из двух раздельных частей (рис. 3а). Первая начинается из центра и символизирует рождение, приход человека в материальную реальность. Этот путь показан тонкой пунктирной линией, направленной наружу. Его начало соответствует моменту зачатия. Если лабиринт перевернуть так, чтобы выход был направлен вверх, вы увидите, что центральная линия как бы охвачена рукой, рукой матери, поддерживающей ребенка.

Вторая, наружная часть лабиринта описывает уход человека из этого мира. Этот путь начинается снаружи и заканчивается в центре, в области, соответствующей переходу в загробное существование. Это соответствует древним представлениям о посмертном существовании человека, которое, вплоть до следующего рождения, проходит в тонкоматериальных мирах бардо за пределами нашей реальности. Так как плоскость лабиринта символизирует наш трехмерный мир, эта часть пути символически выносится в третье измерение, образуя петлю, замыкающую две изолированные центральные области (рис. 4). Как видно из рисунка, она включает три последовательных стадии бардо, подробно описанные в Тибетской книге мертвых (3). Последняя стадия, Сидпа Бардо, завершается очередным возвращением в один из шести миров Сансары, вхождением в лоно и последующим рождением — соответственно, выходом из Лабиринта.

Подобная же символика находит свое отражение и в архитектуре Кива (kiva) — традиционных храмов Хопи. Они представляют собой одноэтажный дом, выходом из которого служит отверстие в потолке. Под ним находится небольшое отверстие в полу, символизирующее матку — место, откуда человек появляется в нашем мире. Соответственно, внутреннее пространство Кива является образом нашего Земного мира, а отверстие в крыше олицетворяет переход в иные миры и завершение очередного цикла существования.

Круговой тип (рис. 3б) несколько отличается по дизайну и значению. Он олицетворяет универсальный план создателя, которому человек должен следовать всю жизнь. Тому, кто следует этому плану Творца, гарантируется двойная защита, или возрождение после очередного апокалипсиса (это символизируется матерью, обнимающей дитя).

Крест в центре кругового лабиринта символизирует Отца-Солнце, источник жизни, а также Мировое дерево — ось вселенной, связывающую воедино все материальные и тонкоматериальные миры. Оно как бы прорастает через его центр и уходит в другие измерения пространства и времени. Этот же лабиринт используется и в ритуальной геомантии, когда священник Хопи делает вокруг деревни четыре борозды, чтобы согласовать эту землю с универсальным планом Творца. Он же находит свое отражение в архитектуре Кива — традиционных храмов Хопи.

Данный лабиринт обладает архетипическими свойствами, т.е. его можно встретить в традициях самых разных народов Северной и Южной Америки и даже Европы. Так, его изображения встречаются на древнейших критских монетах (лабиринт Дедалуса, в котором жил Минотавр). Похожие лабиринты были и у египтян, там они были водными, где передвигались на лодках. Они служили местами погребений. По сути, такие лабиринты были картами загробных странствий души, которая находила возрождение в Древе Жизни, расположенном в центре.

В своей работе мы старались придерживаться методов построения, известных нам из древних традиций. Для построения лабиринтов мы выбирали подручный материал — камни, шишки, веточки, даже водоросли. Самым важным было соблюдение правильных пропорций.

Мы обычно использовали две разновидности лабиринтов. Так называемые классические Кельтские и лабиринты из пустыни Наска. Важно подчеркнуть, что название кельтский лабиринт — достаточно условно. Подобные сооружения очень древние и встречаются в самых разных уголках нашей планеты (8, 11). В частности, на острове Крит, в районе Каспийского моря, на Соловецких островах, в Северной Америке.

Рассмотрим основные этапы построения лабиринта на простейшем примере. На рисунке (рис. 5) изображены последовательные этапы построения классического трехуровневого лабиринта. Схема изображает левый (иньский) лабиринт, для построения правого следует зеркально отобразить все операции (дуги начинать выкладывать из тех же точек, но в левом направлении).

В качестве материала лучше использовать морскую или речную гальку, можно применять и обычные небольшие камешки. Однако лучше, чтобы их поверхность была гладкой. Подойдут и сосновые шишки, правда из них лабиринт получится менее долговечный. Размер лабиринта определяете так, чтобы можно было свободно проходить между его «стенами», ну и, конечно, сообразуясь с размерами участка.

На первом этапе, исходя из выбранного направления входа, выкладываете крест и кладете четыре камня по углам, чтобы образовался квадрат (рис. 5а). Затем замыкаете дугой верхнюю перекладину креста и правый верхний камень (если смотреть со стороны входа в лабиринт) (рис. 5б). В случае правого, или яньского, лабиринта дуга замыкается на левом верхнем камне. Очень важно никогда не переступать через построенные стены лабиринта, это может разрушить его энергетическую целостность, и вся работа пойдет насмарку.

Затем следует выложить дугу от левого верхнего камня до правой горизонтальной перекладины креста (рис. 5в). Следующая дуга соединяет левую горизонтальную перекладину креста с правым нижним камнем (рис. 5г). Завершает построение лабиринта выкладывание дуги от левого нижнего камня до нижней вертикальной перекладины креста (рис. 5д).

При выборе места для построения лабиринта главной задачей было нахождение места с сильными и одновременно гармоничными природными энергиями. С этой целью использовались методы, известные из старинной геомантии, а также китайской и тибетской традиции Фэн Шуй. Кроме этого использовался также современный метод — компьютерное сканирование, позволяющее проанализировать энергию данного места.

Для очищения места нами использовались известные из старинных традиций способы очистки места от плохих энергий — благовония, а также черный порох в сочетании со специальными травами (12).

В работе с лабиринтами большое значение имеет обряд инициации, или первого прохождения, которое всегда производилось нами с чтением специальных мантр. В процессе инициации вы должны мысленно соединить лабиринт с силами неба и земли, выстроить в его центре мировое дерево. Одновременно центр лабиринта олицетворяет Высший Божественный принцип и первозданный Хаос, из которого возникает вселенная. Будучи настроен на высшие силы Космоса, лабиринт начинает работать как своеобразный приемник-ретранслятор, излучающий энергии гармонии, шен-ци.

 

Полный текст статьи >>>

 

 

Материалы Сообществ по психологии

 

Сергей Выгонский "Психиатрия недооценивает интернет-зависимость"

Психиатр Сергей Выгонский считает, что общество до сих пор в полной мере не осознало, насколько влияет Интернет на его развитие, что юзеры - носители парадоксального мышления, а веб-сёрфинг - это разновидность медитации.
По мнению Сергея, среди юзеров начинает распространяться интернет-зависимость, которую традиционная психиатрия недооценивает.

- Обладает ли какими-либо психологическими особенностями человек, постоянно находящийся за компьютером?
- Как-то мне попался на глаза так называемый "тест хакера". Хакером в нём назван человек, большую часть времени пребывающий в компьютерном мире. Тест должен был определить степень оторванности от реального мира и погружённости в компьютерный.
В пункте о социальных связях человека были следующие варианты ответов: "Знаете ли вы лично более 12 человек?", "более 6 человек?" и, наконец, "знаете ли вы вообще кого-либо?".
Далее по тесту шло выяснение неординарности восприятия информации. Например, был вопрос: "можете ли вы насвистеть или настучать код, передаваемый модемом?".
Вообще, замечу, что подобные задания типичны для восточных тренингов, связанных с активацией творческих способностей и налаживания контакта с собственными психическими структурами.
Основная задача таких упражнений - введение в состояние транса и активизация парадоксального мышления. Личность в этом специфическом состоянии способна решить проблемы, неподвластные нашему рациональному уму.
У меня сложилось впечатление, что "компьютерщиков" в каком-то смысле можно назвать обладателями нестандартного восприятия, подобного парадоксальному. Они, действительно, обладают своеобразной, изменённой психикой.
- Вероятно, эти психологические особенности переносятся и на компьютерные творения - программные продукты?
- Все ячейки компьютерных баз данных пронизаны единой связью, и вся информация едина во времени. Для человека, напротив, привычен последовательный ход событий. Таким образом, в структуре баз данных осуществляется мифологическая идея о едином мировом принципе, едином перводвигателе. В ещё большей степени этот принцип реализован в гиперссылках. Вся связанная между собой информация существует как бы в едином моменте времени и может быть проявлена практически мгновенно. >>>


Эрих Нойманн "Миф о трансформации: Пленница и сокровище"

Мифологической целью сражения с драконом почти всегда является дева, пленница, или, более широко, "трудно достижимое сокровище". Анима всегда имеет характер "высшей женственности", потому что анима-сестра, как пленница, ожидающая освобождения и как помощница, связана с высшей мужественностью героя, то есть с активностью его Эго-сознания.Только связь пленницы с "трудно достижимым сокровищем" раскрывает ее сущность, ибо пленница сама является сокровищем или каким-то образом связана с ним. Сокровище наделено магическими свойствами: нашедший его обретает способность колдовать, исполнять желания, становиться невидимым и неуязвимым, менять свою форму, иметь откровения, покорять пространство и время, становиться бессмертным. >>>

 

Рассылки и программы проекта http://www.humans.ru/

В сентябре открылся новый интерактивный курс "Школа Гарри Поттера". Занятия будут проходить в форме общих и индивидуальных заданий (платный курс с обязательным выполнением домашних работ и личным консультированием). Предварительно дети и родители проходят диагностическое анкетирование, в том числе с применением проективных методик. Ниже приводится один из фрагментов урока Трансфигурации.

Подписаться на рассылку интерактивного курса >>>

Школа Гарри Поттера (обучающий интерактивный курс)

 

Постоянный набор в Школу Добрых Волшебников:

В Санкт-Петербурге: (812)-106-15-79, 994-91-79 (Елена Шубина)

В Москве: (095)-427-33-31 (Светлана), 447-35-38 (Центр "Золотое Сечение")

В Симферополе: (10-380-652)-23-45-59 (Наталья Высоцкая)

Во Владивостоке: (4232)-25-02-69, 26-77-65 (Центр "Синтон")

Голос и Успех - настройка голоса. Дистанционный курс
НЛП по делу. Семинар online
Метафоры
Игрушечное НЛП
Практическая психология - для Вас!
Ваш e-mail: 

Адрес проекта: http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: Елена Шугалей elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное