Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Возврат к детству:


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 34

 

 

Возврат к детству:

М.Е.Сандомирский "Введение в метод Ретри и ИСС"

Упражнение "Поле Любви к себе-ребенку" Е. Шугалей

Е. Шугалей "Можно ли научить творчеству?" Интервью газете "Под знаком Пси"

Сведения о тренингах

 

Возврат к детству

Введение в метод Ретри и ИСС (измененные состояния сознания)

М.Е.Сандомирский

 

Человеческий мозг содержит мощные слои памяти о своем прошлом, подобно тому, как слои ландшафта содержат прошлое Земли в форме окаменевших динозавров и саблезубых тигров.
Ларей Эйсли

 

В нашем изложении имеется в виду непосредственный "возврат в детство", в смысле возврата взрослого организма к тому физиологическому состоянию нервной системы, которое свойственно для ребенка раннего возраста. Даже кратковременное пребывание в этом взросло-детском состоянии оказывает целительное действие на душевные раны, снимает с плеч груз психологических проблем, волнений и житейских невзгод, а также помогает избавиться от многочисленных сбоев в работе организма, вызванных стрессами (т.н. психосоматических расстройств).

Практическое воплощение этой задачи представляет метод психологической саморегуляции Ретри. Что же означает непривычное для слуха название - "Ре-три"? Это просто трехкратно повторенное "Ре" - "три источника и три составные части" методики:
1) РЕлаксация;
2) возрастная РЕгрессия;
3) РЕконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание.

 

Эти три составные части связаны друг с другом таким образом, что первая из них является как бы фундаментом, основой для второй, которая, в свою очередь, обеспечивает осуществление третьей.
Релаксация - это покой и расслабление как в телесно-физическом, так и в психологическом смысле, который обеспечивает не только нейтрализацию отрицательных эмоций и других стрессовых проявлений, но и создает условия для перехода нервной системы в особое "детское" состояние.
Что же касается второй части - возрастной регрессии - то она представляет собой основу особых состояний сознания, сопровождающихся состоянием повышенной обучаемости, мобилизации скрытых ресурсов, а также создающих предпосылки для разрешения внутренних, психологических противоречий. Это происходит за счет использования "полиэкранного", "латерального" (Э. де Боно) мышления. Подобное мышление работает не по жесткому логическому принципу "или-или" ("все или ничего"), который не оставляет возможности для компромисса, а по гибкому логико-интуитивному принципу "и-и", предполагающему существование одновременно нескольких взаимоприемлемых альтернатив.
Именно за счет этого достигается искомый результат - реконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание. По сути, это переделка человеком собственного прошлого, являющегося источником его теперешнего внутреннего конфликта, для того, чтобы он смог изменить сценарий своего возможного будущего.


Важно подчеркнуть, что как при освоении этих умений, так и при их практическом применении должна соблюдаться определенная последовательность, включающая:
1) мышечное расслабление (и связанное с ним контролируемое, ритмически организованное дыхание, согласованное с собственными биоритмами организма);
2) остановку словесно-оформленных процессов мышления (внутренней речи, мысленного диалога) и переключение внимания на внутренние ощущения или невербальные образы;
3) пребывание в особом, измененном состоянии сознания и его использование (устранение отрицательных эмоций и их последствий - психосоматических расстройств, избавление от травматичных воспоминаний, а также принятие решений с опорой на подсознание, интуицию).


Прохождение этапов (1-3) можно ускорить с помощью современных технических средств (аудиовизуальная стимуляция, подпороговое воздействие, а также биологическая обратная связь).

Итак, рецепт решения психологических проблем - не что иное, как "возврат в детство". Возврат не столько (или не только) в смысле воспоминаний и перепроживания этого периода своей биографии. "Возврат в детство" - это кратковременное восстановление такого состояния нервной системы, которое повторяет состояние нервной системы ребенка. Вызвать такое состояние достаточно просто: добиться этого позволяют известные техники саморегуляции, позволяющие человеку перейти в особое, так называемое измененное состояние сознания (ИСС) и целенаправленно его использовать. На уровне психологическом измененные состояния сознания можно рассматривать еще и как возврат к древнему, изначальному состоянию человеческого сознания.
Измененные состояния сознания нередко называют трансовыми или гипнотическими состояниями. На самом деле, это не совсем верно, так как неоправданно суживает множество возможных подобных состояний, сводя их тем самым лишь к некоторым, достаточно экзотическим и редко встречающимся разновидностям. Тогда как на самом деле ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - ЯВЛЕНИЕ ДОСТАТОЧНО ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩЕЕСЯ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, а по мнению последователей М.Эриксона - состояния, возникающие практически повседневно.
Примерами измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации (включая хорошо известный аутотренинг), ребефинге и холотропном дыхании. Хорошо известны также измененные состояния сознания, возникновение которых запланировано, но происходит благодаря внешнему воздействию на человека - либо психологическому (психотерапевтические трансовые состояния), либо аппаратному (так называемые осознанные сновидения, а также лечение по методу биологической обратной связи и ритмической светозвуковой стимуляции). К спонтанно возникающим измененным состояниям сознания можно отнести моменты научного озарения, религиозного экстаза (Годфруа, 1992), творческого вдохновения да и просто интуитивных догадок и прозрений, являющихся нашими непременными спутниками в повседневной жизни.
При этом важно пояснить, что стихийно возникающие ИСС являются необходимым, поистине неотъемлемым элементом познания человеком окружающего мира. Как считает Е.Брюн, человек осваивает окружающий мир не автоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. А возникают они в ситуациях первичного восприятия, когда человек сталкивается с чем-то, ранее для него неизведанным, никогда не встречавшимся. В эти особые моменты у него и просыпается особое - первичное, "природное" мышление. Каким образом это происходит? По мнению известного исследователя механизмов сознания В.Налимова, измененное состояние сознания достигается, когда удается снять организующую роль логического сознания, связанного с языком, с осмыслением информации в логически непротиворечивых построениях и упорядочиванием в привычных категориях ("причина-следствие" и "пространство-время"). С точки же зрения физиологии эти состояния связаны со сменой распределения ролей между полушариями головного мозга. Они соответствуют кратковременному переходу от привычно- стереотипного, культурно-опосредованного способа мышления (логического, словесного, левополушарного) к эволюционно древнему, природно-естественному (образному, невербальному, правополушарному). Тем самым, при развитии измененного состояния сознания действительно происходит временный возврат к древним, архаичным механизмам сознания - "археопсихическое состояние" (по В.В.Макарову).
В общем-то, сама мысль о том, что в особых состояниях сознания человек как бы возвращается в детство, не нова. Так, еще в начале века философ О.Вейнингер писал: " Сон и сновидение [ИСС не случайно образно называют "сон наяву" - прим. наше], наверное, имеют нечто общее с нашим состоянием до рождения ". Новым в нашем повествовании является в первую очередь современное физиологическое обоснование этой гипотезы. Показано, что состояние нервной системы человека во время пребывания в измененном состоянии сознания действительно в ряде существенных моментов повторяет состояние, свойственное не для взрослого, а для ребенка раннего возраста. Это доказывается тем, что наблюдаемые изменения биоэлектрической активности мозга у взрослых, находящихся в состоянии ИСС, приближают состояние мозга к состоянию мозга ребенка (Сандомирский, Белогородский, 1997). Еще давно было обнаружено, что у человека, находящегося в состоянии глубокого гипнотического транса, сопровождающегося внушенным "возвратом в детство", восстанавливаются рефлексы, характерные для грудных детей (подошвенный рефлекс Бабинского) и считающиеся у взрослых проявлением болезненного состояния нервной системы. Аналогичные закономерности были показаны известнейшим психотерапевтом современности С.Грофом. Во время проводимых им сеансов т.н. холотропной терапии достигаются ИСС, в которых у людей проявляются неврологические рефлексы, характерные для переживаемого ими детского возраста (например, при прикосновении к губам - сосательные движения, как у грудного ребенка).
Интересно отметить, что появление во время ИСС описанного выше аномального подошвенного рефлекса является наглядным примером регрессии, "возврата в прошлое" не только в возрастном, но и в эволюционном аспекте. Дело в том, что этот рефлекс, который отсутствует у взрослых здоровых людей - сгибание пальцев стопы при проведении твердым предметом по наружному краю подошвы - в то же время является нормальным явлением как для грудных детей, так и для наших эволюционных предшественников-приматов. В сущности, это аналог хватательного рефлекса, только на ногах. Видимо, когда-то давным-давно нашим "четвероруким" предкам было так удобно цепляться ими за ветки... Появление же "обезьяньего" рефлекса у взрослых людей во время ИСС объясняется известной теорией Х.Джексона: выключение (в данном случае кратковременное) эволюционно молодых нервных центров приводит к активизации более древних отделов. В этом, как подчеркивал невролог Л.Бадалян, проявляется растормаживание древних форм реагирования - как бы обратный ход эволюции.
Тем самым, находясь в ИСС,человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕХОДИТ В СОСТОЯНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ БОЛЕЕ РАННЕЙ СТУПЕНИ "ЭВОЛЮЦИОННЙ ЛЕСТНИЦЫ". Это - один из возможных механизмов снятия стресса, психологического напряжения как противоречия между социальной и биологической природой человека.
С практической психокоррекционной точки зрения, необходимо учитывать, что "возврату в детство" - вхождению в транс помогают ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, изменить состояние сознания: - Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу, помогая тем самым отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего.
- Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом, заставляя внимание следовать за собой, а также помогая направить его в определенные участки тела.
- Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу, помогая ему погрузиться в состояние покоя.
При этом необходимо также учесть, как изменяются в состоянии транса взаимоотношения полушарий. Дело в том, что с учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность. Противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активируется. Иначе говоря, в типичном случае - у правшей, необходимо снизить активность левого, "сознательного" полушария и повысить - правого, "подсознательного".
Отметим заодно, что в состоянии стресса межполушарная асимметрия может, напротив, усиливаться. Причем до такой степени, что это даже становится заметным внешне, по походке человека, по его жестам. Происходит это еще и потому, что при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга, когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то в стрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно.
Как добиться углубления транса, как помочь временному уменьшению активности доминантного полушария? Очень просто: путем подавления его специфической функции - речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее - остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас внутреннего диалога, так называемая "ментальная пауза", или "внутренняя тишина". (Кстати, аналогичный подход применяется при обучении технике быстрого чтения. Это типичный пример повышения возможностей человека за счет использования резервов подсознания). И тогда "речевое" полушарие, лишенное на время привычной работы и не зная, чем себя занять, на время вынужденного "безделья" успокаивается. Активизации же правого полушария помогает сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, к примеру, связанных с дыханием - ведь оно теснее связано с восприятием информации от внутренних органов, чем левое. Также помогает этому и музыка. Ведь восприятием музыкальных мелодий "заведует" правое полушарие, музыка его активирует, как бы "подпитывает" энергией. Музыка может гармонизировать отношения между полушариями - особенно медитативная.
Так, в единстве и борьбе полушарий, возникает транс. Вернее, и возникает, и "живет", углубляясь, идя дальше в глубины подсознания. Ведь транс - это не просто состояние, а процесс, который развивается по своим законам. По нашему опыту, углубление транса обычно происходит в определенной последовательности, постепенно захватывая все новые области сознания, в полном соответствии с представлениями о структуре сознания выдающегося отечественного невролога В.М.Бехтерева. Это значит, что в процессе протекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины:

 

1. Изменяется ощущение тела.
Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, "протекания энергии". Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера - легкости, невесомости, вплоть до ощущения "растворения" тела. При этом также часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела. Это означает, что в нашем восприятии как бы деформируются привычные рамки собственного тела: изменяются привычные размеры, привычные пропорции, соотношения между частями тела. Может возникать ряд весьма необычных ощущений: от "удлинения" конечностей или шеи, их "мягкости" до возможности ощутить свое тело... бестелесным "сгустком энергии".

2. Изменяется восприятие времени.
Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают, как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды "внешнего", реального времени во "внутреннем" времени проходят часы, дни, а то и годы (помните, как люди успевали вспомнить и пережить заново всю свою жизнь за краткие мгновения свободного падения). В то же время внутренние "биологические часы" продолжают идти, не сбиваясь со своего размеренного ритма, что позволяет человеку заранее "запрограммировать" время своего пребывания в состоянии транса.

3. Изменяется восприятие окружающего пространства.
Для человека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами ("не существует ничего вне моего тела - ничего, кроме моего собственного "Я", как центра Вселенной"), то расширяться до бесконечности ("мое "Я" - лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности"), то "надвигаться" на него, то "отступать", либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом. Изменяться может не только восприятие пространства, но и ориентация в нем, или, как принято говорить, нарушается ориентация человека в месте своего нахождения - изменяется, а то и совсем пропадает, когда человек на время забывает об этом пресловутом месте, "выпадает" из него. Прибегая к физической аналогии, хотя и в большой мере условной, можно представить, что человек как бы выходит за границы нашего привычного трехмерного мира, попадая в четвертое измерение.

4. Изменяется восприятие собственной личности.
Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов - "ступенек" углубления транса наше "Я" оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства. Вначале наше "Я" может наблюдать за происходящим как бы со стороны - ощущение "мыслящей точки", или "стороннего наблюдателя". В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией. Именно этот сдвиг восприятия собственного "Я", погружение внутрь своего "Я", позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы со стороны, и дает нам возможность действительно познать и ИЗМЕНИТЬ себя - добиться личностной трансформации.

 

Тем самым, по сути, все методы психотерапии - начиная с классического гипноза (в котором гипнотизер играет роль "властного родителя", а пациент - "покорного ребенка") и заканчивая такими, как трансактный анализ (работа с внутренним "ребенком"), гештальт-терапия, НЛП, психосинтез, холодинамика, использующие работу с "субличностью", или подсознательноыми частями - представляющими собой "детские" части психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации, настрои и др.), обращающиеся к "детской" части личности через "детскую" речь, работа с образами (напр., символдрама, направленное воображение и др.) - также основаны на временном возврате человека "в детство", осуществляемом либо с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно. В "разговорных" методах, ориентированных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный анализ) подобный возврат в детство происходит в краткие "моменты истины". Целенаправленное создание таких состояний, с учетом современных знаний о физиологии мозга, в первую очередь функциональной асимметрии полушарий, лежит в основе физиологически-ориентированного подхода в психотерапии (из числа конкретных методик упомянем в частности метод Ретри).

 

Из книги: "Как справиться со стрессом". - Воронеж: МОДЭК, 2000.

 

 

Поле Любви к себе-ребенку

Елена Шугалей

 


В холодинамике и квантовой психологии широко используется метод погружения в пространство своего детского опыта. Очень часто нам не дают продвигаться в своих решениях детские импринты (запечатления), которые происходят в самом раннем возрасте или бывают вытеснены бдительными механизмами психологической защиты. Запертые внутри нашего бессознательного, эти переживания в значимой ситуации незаметно влияют на наше самочувствие, "сознательный" выбор и даже на систему ценностей. Детские ситуации, даже не осознаваемые, остаются в нашем теле в виде нейронных образований, определяющих внутреннее и внешнее поведение. Можно научиться трансформировать свой бессознательный опыт и таким образом изменять его значение в нашей жизни.
Упражнение, которое я вам предлагаю, только внешне кажется простым. Если вы по-настоящему проведете процесс общения с собой-ребенком, ваши реакции могут быть самыми неожиданными, а обретенные возможности самыми обнадеживающими. В отличие от вышеизложенной техники Ретри, вам не придется "подавлять" центр внутренней речи - он станет основным вашим помощником.


Перед началом упражнения, я предлагаю вам задуматься о тех случаях, когда ваша реакция на какую-то значимую ситуацию была похожа на реакцию обиженного ребенка. К сожалению, в психологии закрепилось достаточно негативное значение словосочетания "обиженный ребенок". Но ведь дети обижаются по-настоящему, а главное, по существу, не "просто так". Иногда детские обиды свидетельствуют о повышенной чуткости восприятия и, более того, о непредвзятой оценке этики мира взрослых взаимоотношений - мира, далекого от совершенства. Мы были правы, когда обижались в детстве! Конечно, есть травмы (особенно физические), которые происходят с детьми не по вине близких людей. Но, как правило, они и не оставляют острого психологического следа, в отличие от боли, вызванной грубостью и непониманием, одиночеством и нелюбимостью. Ребенок может получить в детстве довольно серьезную физическую травму, но общее впечатление от этого возраста останется веселым и лучезарным, если он окружен любовью и уважением. Его могут оскорбить посторонние люди, но он вынесет из этой ситуации ощущение близости к родителям и тепла родного дома. Многие нейрофизиологические реакции формируются в раннем детстве и затем властно начинают определять нашу жизнь. Можно классифицировать наше поведение по "оральным" или "анальным" признакам, диагностическая ценность таких классификаций неоспорима, но весь вопрос - как с этим жить и жить полнокровной счастливой жизнью.

 

Если вы готовы попутешествовать, необходим соответствующий настрой. Естественно, это будет измененное состояние сознания :-). Приготовьте место, в котором вы сможете без помех пообщаться с собой-ребенком. Желательно, чтобы вам не мешали посторонние шумы и неожиданные вторжения. Подберите музыку, которая поможет вам погрузиться в состояние максимального покоя. Она должна быть мягкой, расслабляющей, с невыраженным ритмом. Для этой цели хорошо подходят различные подборки релаксационной музыки, постарайтесь очень бегло прослушать начала мелодий диска или кассеты, пока ваше внимание, ваше чувство не выделит именно Ту Мелодию.
Приготовьте несколько чистых листов бумаги и ручку, которая не подведет, положите рядом с собой и примите расслабленную позу. Наладьте спокойное дыхание, прикройте глаза, и, включив музыку, просто погрузитесь в спокойный поиск того места на Земле или за ее пределами, пейзажа или образа, где вы бы чувствовали себя по-настоящему комфортно, покойно, защищено… Этот процесс в холодинамике называется поиском Места Покоя. Место Покоя может быть неожиданно "неприземленным", абстрактным, а может быть конкретным воспоминанием о цветущем луге, горах, реке или морском побережье… Некоторым людям в кризисном состоянии приходится напрягаться, чтобы найти собственное Место Покоя. Не стоит прикладывать к этому слишком много усилий и оценочных реакций - просто придумайте его, сконструируйте. В Месте Покоя чаще всего вы находитесь в одиночестве, но я, например, в своем самом первом опыте не могла войти в Место Покоя без любимого человека…
Когда вы почувствуете свое Место Покоя, настоящее расслабление и умиротворение, рассмотрите его внимательнее, попутешествуйте по нему, изучите… И в тот момент, когда вы будете готовы, представьте себя ребенком - в тот период, когда вы максимально незащищены. Когда вам меньше 8-9 месяцев, может быть, когда вы еще находились в утробе матери, - этот период может быть растянут во времени… Возьмите в ЛЕВУЮ руку (для левшей в правую, чтобы активизировать интегральное полушарие) карандаш или ручку - и ЛЕВОЙ рукой напишите себе письмо от имени этого Создания. Себе, такому взрослому, имеющему столько возможностей и передвижения, и самозащиты, и телесную свободу выбора, и опыт, ум, личную волю… Может быть, вы о чем-то попросите этого взрослого сильного родного человека, может быть, вы хотите сказать ему нечто очень важное или даже посоветовать… Пусть рука движется легко, без излишнего напряжения, следуя за чувством… Когда вы сами ощутите момент исчерпанности, завершенности общения, мягко отложите ручку и, закрыв глаза, поблагодарите себя-ребенка за его дары. Если он просил вас о чем-то - не обманите его ожиданий и исполните. Вам что-то не додали в детстве, сейчас время это исправить самому. Обнимите ребенка, прижмите его к сердцу, успокойте и наполните своей Любовью, уверенностью, силой. Побудьте вместе в тишине - сердце к сердцу, пока мир и покой не разольются во всем вашем Существе, и прошлом, и настоящем…
Я желаю вам полноты любовной встречи с самим Собой.

 

Важное дополнение.
Это упражнение лучше проделать для каждого определяющего возраста. Следующими этапами могут быть периоды от 9 месяцев до полутора-двух лет, когда вы научились передвигаться, затем - от 2 до 5 лет, когда вы учились общению с себе подобными и т.д. Иногда сразу же после вхождения в Место Покоя возникает образ себя-ребенка определенного возраста, не обязательно младенческого. Это может быть свидетельством травмирующего импринта именно на этом отрезке жизни. Сразу же пообщайтесь с собой, не следуя строгой последовательности - к младенчеству можно вернуться позже и даже вместе. Если вы заранее знаете, что у вас были детские психотравмы, очень советую заручиться помощью близкого человека, которому вы доверяете, чтобы он молча, ненавязчиво присутствовал при сеансе. Если эмоции (они бывают очень сильными) захлестнут вас и будет трудно справиться с ними, близкий друг может просто положить свою руку на вашу руку и дать почувствовать свое Поле Любви и приятия. Это поможет вам справиться с главной задачей - дать себе-ребенку максимум вашего собственного Поля Любви. Напомню его уникальную формулу: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя безусловно. Я принимаю тебя всего, со всеми обстоятельствами твоей жизни, прошлой и будущей. Я принимаю тебя, я люблю тебя безусловно".

 

Елена Шугалей

 

Е. Шугалей "Можно ли научить творчеству?"

Интервью газете "Под знаком Пси"

 

В современных информационных условиях человек поставлен на некоторую грань выживания. По схеме доктора Элвина Силверстайна в ближайшие годы человечество будет иметь в 128 млн. раз больше информации, чем в год рождения Иисуса. Все мы ощущаем давление мощного информационного потока и далеко не всегда наше сознание позволяет справиться с ежедневным информационным стрессом, а тем более свободно ориентироваться и управлять им. Современные проблемы требуют и современных способов их решения, желательно комплексных. Как и где научиться качественно новым стратегиям работы с информацией, способам мобилизации своего сознания и психики?
На этот и другие вопросы отвечает директор Центра современных психотехнологий г. Санкт-Петербурга, старший преподавателем Московского Психологического Университета (курс динамического обучения и психологии творчества), Мастер НЛП, автор методик развития активного восприятия и динамического обучения Елена Викторовна Шугалей.

 

Елена Викторовна, ваши тренинги развития интеллекта, скорочтения, творческих способностей хорошо известны питерским студентам и пользуются неизменно большой популярностью. Это говорит об актуальности проблемы. Так что же, мы теряем способность работать с информацией?
Антропологи утверждают, что мозг пожилой женщины начала XIX века даже морфологически был более развит и обогащен нейронными связями по сравнению с мозгом современного молодого ученого. Я неоднозначно отношусь к этому утверждению, т.к. сейчас развиваются и новые структуры головного мозга, и новые нейронные контуры, быть может, более емкие и качественные. Но утрата каких-то наших способностей, возможностей сознания, интеллекта, психики налицо. У нас просто нет ежедневной настоятельной потребности к саморазвитию. Например, появление сотовых телефонов сделало ненужным запоминание самых значимых номеров., компьютерные технологии снижают усилия для обработки информации и так далее. Все чаще работа с информацией сводится к ее компиляции, перетасовке и "поиску". Мы все больше имеем дело с "базами данных", а не с их целевым осмыслением.
Что же в этом плохого, ведь экономится человеческий ресурс, да и просто рабочее время?
Да действительно, высвобождается время и энергия для более разумных действий и занятий. Но в чем они заключаются? И к какому Будущему они приводят? Каким будет Человек и будет ли он чувствовать себя свободным и счастливым в этом Будущем, которое началось "еще вчера"?
Но ведь существуют целые системы тренировки памяти, развития способностей, в том числе и ваша авторская методика…
Несколько лет назад немецкие ученые доказали, что механическая тренировка памяти, без непосредственной привязки к конкретной умственной задаче, как ни странно, ослабляет интеллектуальные способности. Мы вырабатываем у себя стратегии линейной, бесцельной обработки информации, ее механической сортировки - а интеллект по определению проявляется в способности обобщать и анализировать информацию в условиях отсутствия заданного алгоритма решения. Вождь архаического племени, несомненно, обладает достаточно высоким уровнем интеллекта, позволяющим выжить и сохранить свою культуру в непростых современных условиях. Но тест на IQ он вряд ли пройдет удовлетворительно.
Чем отличается ваша система скорочтения и развития памяти от традиционных?
В первую очередь интегральным, целостным подходом к самому процессу взаимодействия с информацией. Когда мы активны, включены и сконцентрированы, восприятие происходит не только в гораздо более высоком темпе, но и отличается качеством осмысления, запоминания, воспроизведения. Скорость чтения равна скорости мышления. Методика предполагает одновременную работу с процессами скоростной обработки потока информации, овладение новыми стратегиями запоминания на основе процессуальной памяти, управление собственными состояниями сознания и включение механизма целевого осмысления. Мы работаем с потоками информации независимо от носителя - это может быть и текст любого формата, любой сложности содержания, и электронное представление, и восприятие объектов текущей реальной ситуации. Основной акцент делается на контроле над несколькими процессами (так называемый "параллельный процессинг"). Менеджерам высшего звена, брокерам и всем людям, по профессии связанным с необходимостью одновременной включенности в несколько интеллектуальных процессов, знакомо состояние "драйва", когда мы свободно ориентируемся в этих потоках и адекватно реагируем на любое изменение. Здесь включаются не только механизмы нашей логической части, но и активизируются бессознательные ресурсы. Многим знакомо и чувство "растянутости времени", и опыт принятия оптимальных спонтанных решений.
В названиях ваших программ часто звучит слово "интенсивный". "Интенсивный курс развития интеллекта, скорочтения, восприятия, памяти" и т.д. Вы тоже стремитесь опередить время?
Это слово является ключевым. В этом отличие моей программы от традиционных методик. Нельзя медленно учиться быстро читать! Некоторые упражнения длятся от долей секунды до нескольких секунд, а некоторые предполагают непрерывное напряжение внимания и сверхскоростное восприятие на протяжении часа. Это действительно Интенсив, который приучает наш мозг работать в новом режиме. Самое удивительное, что для мозга это максимально комфортно. На корпоративных тренингах люди после напряженного трудового дня, с "загруженной головой", на протяжении нескольких часов занимаются по интенсивным методикам. Так вот, в конце занятий, вместо дополнительной усталости они чувствуют свежесть, бодрость и удовольствие от этого состояния. Мозг любит работать в оптимальном режиме - по полной программе. Очень часто мы плохо запоминаем информацию из-за того, что наш мозг вынужден работать в условиях пониженного темпа.
Это заметно на детях. У них не успевает возникнуть непрерывный поток образов, создающий пространство некоего "виртуального" мира книги. Конечно же, в этом случае чтение уступает место просмотру фильмов или компьютерным играм. Там есть динамика, там есть ощущение жизни и сопричастности, там есть Игра… Естественно, сознание выбирает более комфортный по своему режиму вид носителя информации.
Какие результаты гарантируют ваши программы?
Каждому человеку, прошедшему "Интенсивный курс развития интеллекта и скорочтения" мы можем гарантировать увеличение скорости чтения и восприятия как минимум в 2 раза, но обычно результаты гораздо выше. Самое главное - вырабатываются индивидуальные познавательные стратегии. И они не могут быть "утрачены", как не может быть утрачен навык плавания или игры на пианино. Эти стратегии энергоцелесообразны, поэтому в необходимых условиях психика сама избирает оптимальный способ поведения в информационной среде.
В качестве "побочного эффекта" могу отметить улучшение зрения (предупреждая вопрос о вреде для здоровья подобных уровней напряжения). На интенсивных, по 4-5 часов каждый день, курсах, после 2-3 занятия люди снимают очки и могут читать самостоятельно. Специальной статистики я, конечно, не проводила, но есть достаточно заверенных врачом свидетельств об улучшении зрения в такие кратчайшие сроки. Что касается программ по квантовой психологии и "Магии Творчества" - здесь результатом становится и само многомерное творческое решение поставленной участником задачи, и выработка навыков управления своими творческими состояниями. На тренинге по квантовой психологии люди обычно решают скрытые и явные проблемы, уходящие корнями еще в неосознаваемый младенческий или генетический опыт, открывают для себя новые возможности расширения "тоннелей реальности", развития тех структур, которые называются нейрологическими контурами. Но это тема отдельного разговора.
Говоря о результатах, нужно помнить о балансе актуальных потребностей и самостоятельной работы. При всей эффективности методик необходимо личное усилие, личная решимость и труд. Помните анекдот "Молитва школьника: "Господи, сделай так, чтобы Лондон оказался столицей Дании, как я написал в контрольной"? Чудеса творим только мы сами, и никакая "пилюля" не заменит собственного интеллектуального, творческого опыта.
Вы утверждаете, что практически каждого человека можно считать творческой личностью?
Совершенно верно. Каждый из нас гениален в своей области. Вспомним детей и их удивительную способность к фантазии, тягу к необычному, сказочному и фантастическому. Мы, взрослые, тратим слишком много энергии на анализ причин невозможности того, что задумали совершить. Как говорил Шекспир: "Так всех нас в трусов превращает мысль…" Мастер, творец поглощен своей идеей, какой бы абсурдной она ни казалась окружающим людям. Печальный опыт изобретателя радио Маркони показателен: его близкие, по-настоящему, трепетно любившие Маркони, упорно лечили этого гения в психиатрической клинике.
Если мы вспомним самих себя в детстве - найдем массу примеров нашей собственной гениальности. Найдем и какие-то звездные моменты взрослой жизни. Такие минуты остаются нашими вехами, ориентирами в жизни, осознаем мы это или нет. Конечно же, условия жизни не всегда способствуют раскрытию творческого потенциала. Но если у человека есть решимость и он работает над собой, творческие результаты не замедлят проявиться.
То есть творческие способности возможно развить? Каким образом?
Любые способности можно не только развить, но и стать настоящим экспертом в интересующей тебя области. Посмотрите, с каким интересом ребенок рассматривает жука, исследует его. С каким упорством тренируется спортсмен или балерина. Если бы мы с таким же вниманием и ответственностью относились к собственному внутреннему миру и своим способностям наша жизнь была бы просто переполнена радостью творческих достижений. Есть еще один важнейший параметр - недостаточно позволить себе быть раскрепощенным в собственных мыслях и фантазиях. Важна точность мысли и ее обязательное воплощение в действии, пусть и небольшом, пусть промежуточном, - но в действии. Только результат убедителен - в первую очередь для нас самих. Да, таблица Менделеева появилась перед создателем во сне, но этому предшествовали годы упорного поиска. Развитие наших творческих способностей требует такого же целеустремленного труда и затрат сил, энергии, времени.
Чем же отличается гений от обычного человека?
Говоря кратко - степенью веры в себя и вселенную, стремлением учиться. Гении более склонны думать о вопросах по существу, чем искать "правильные ответы". Гений свободно вводит в свой творческий процесс хаос и неопределенность. Мне очень нравится определение разума альт-психологом Д. Покровским: "Разум - это информация, наделенная энергией". Энергия творчества складывается из всех составляющих нашей личности.
Какие методики вы применяете в своих программах по развитию творческих способностей? Например, на тренинге "Магия Творчества", в котором заявлено решение любой творческой задачи участника?
Мои авторские разработки во многом коррелируют с исследованиями Института мозга человека. Сейчас уже доступны такие механизмы, как получение доступа к своим бессознательным ресурсам через сверхскоростные процессы поиска решений, вызов состояния управления субъективным временем, открытости пограничным информационным зонам и т.д. Можно обогатить свое мышление драгоценными возможностями "прямого восприятия", которые недоступны привычному логическому способу поиска информации, особенно если она для нас ценностно значима. Вспомнилось высказывание из письма Нильса Бора Эйнштейну: "Вы не думаете - вы просто следуете логике".
Во всех программах используются техники системного НЛП, квантовой психологии, психосинергетики, но это всего лишь инструменты для пробуждения собственного творческого потенциала каждого человека. И главная творческая задача любого тренинга - научиться творить.
Насколько безопасно такое интенсивное воздействие?
В истории творчества есть много примеров "сгорания". Ван Гог за месяц написал более 50 картин - и сгорел. Но вот Айвазовский за 9 часов написал полотно "Сотворение мира", и после этого смог работать на порядок продуктивнее. Видимо, нам стоит поучиться осознанному применению творческих состояний. Знание не умаляет волшебства Творчества. В последнее время принято ругать нашу многострадальную логику и противопоставлять ее интуиции. Но разделение постепенно уступают место единству.
Хочу немного уточнить: на тренинге не просто решается творческая задача участника - сам участник вырабатывает осознанный навык и индивидуальную стратегию нахождения творческого решения. Причем в это решение входит и последовательность рациональных шагов по его реализации. Помните Будду, севшего под деревом и его непреложное: "Я не встану, пока не пойму. Здесь и сейчас"?

 

Полный текст интервью в авторской редакции в ближайшее время будет опубликован на сайте.

 

 

Сведения о тренингах в Санкт-Петербурге

 

Дорогие Друзья!
Центр современных психотехнологий приглашает вас
на вступительное занятие Курса

"СКОРОЧТЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПАМЯТЬ"
12 октября (суббота) в 16-00
первое занятие 13 октября в 16-00
Б. Сампсониевский пр., д.34


Ведущий - Шугалей Елена, автор методик развития интеллекта и активизации восприятия, директор Центра современных психотехнологий (г. Санкт-Петербург), М.А.NLP, старший преподаватель Московского Психологического Университета (курс "Методы динамического обучения и психология творчества")

По решению группы возможны дополнительные занятия с электронными носителями информации по интерактивным программам, занятия по психокоррекции, индивидуальные консультации.
Слушатели обеспечиваются всеми пособиями.

Приглашаются слушатели предудыщих курсов для закрепления навыков (бесплатно)!

На первое занятие необходимо принести калькулятор, ручку и хорошее настроение! :-)

Контактный телефон: (812)-550-86-66, elena@humans.ru

 

Тренинг "Холодинамика.Фаза I"

18-20 октября 2002 года

Санкт-Петербург
Ведущий: Виктор Стрелкин

 

11 октября 2002, С-Петербург
Презентация тренингов Центра НЛП


1-3 ноября 2002,

Санкт-Петербург
Курс "НЛП-Практик. 1-я ступень"
Ведущий: Виктор Стрелкин

 

E-mail: info@nlpcenter.spb.ru и center@humans.ru
Телефон: +7 (812) 252-15-12 доб.155, 159-13-89
Мобильный: 907-07-07

 

 

Для детей и родителей!

Школа Добрых Волшебников "Мир Гарри Поттера"

рада приветствовать Вас и Ваших детей!

Солнечный берег Крыма гостеприимно открывает двери для маленьких волшебников, как прошедших 1 курс Школы, так и начинающих!

 

Мы предлагаем Вам и Вашим детям уникальную программу отдыха, обучения и одновременного оздоровления (с возможностью прохождения лечебных процедур)!

Для родителей работают вечерние семинары (холодинамика, квантовая психология. системное НЛП и др.), индивидуальные консультации по интересующим проблемам. Если ребенок участвует в программе без родителей (штат квалифицированных воспитателей позаботится обо всех уровнях комфорта вашего ребенка), убедительная просьба передать вместе с ним конверт с Вашими пожеланиями, замечаниями о целях обучения и особенностях характера Вашего ребенка. Это поможет нам уделить ему максимальное индивидуальное внимание.

 

Проводится предварительная запись:

1.В группы на время осенних каникул.

2. В группы дошкольников и детей, нуждающихся в лечении, реабилитации или проходящих домашнее обучение, в том числе для детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов (предусмотрена гибкая система скидок) - круглогодично.

 

Место расположения Школы "Мир Гарри Поттера":
Комплекс "Мисхор" - находится в самой южной точке Черноморского побережья Крыма в 15 км от г.Ялта в поселке городского типа Кореиз, на территории живописного парка, в 200 метрах от прекрасного галечного пляжа. Это выдающийся памятник садово-паркового искусства в нем насчитывается около 200 видов крымских и экзотических растений. Воздух здесь насыщен ароматом хвои и моря. Организуются разнообразные экскурсии по Южному берегу Крыма, пешеходные прогулки по Царской и Солнечной тропам.


Контактные данные:

Санкт-Петербург 8-812-550-8666 (Елена Шугалей) E-mail: elena@humans.ru

Симферополь: 8-0652-23-45-59 (Наталья Высоцкая) E-mail: npotter@ukr.net

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru


Постоянный набор в Школу Добрых Волшебников:

В Санкт-Петербурге: (812)-106-15-79, 994-91-79 (Елена Шубина)

В Москве: (095)-427-33-31 (Светлана), 447-35-38 (Центр "Золотое Сечение")

В Симферополе: (10-380-652)-23-45-59 (Наталья Высоцкая)

Во Владивостоке: (4232)-25-02-69, 26-77-65 (Центр "Синтон")

 

ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

Рассылки проекта http://www.humans.ru/

 

В сентябре открылся новый интерактивный курс "Школа Гарри Поттера". Занятия будут проходить в форме общих и индивидуальных заданий (платный курс с обязательным выполнением домашних работ и личным консультированием). Предварительно дети и родители проходят диагностическое анкетирование, в том числе с применением проективных методик. Ниже приводится один из фрагментов урока Трансфигурации.

Подписаться на рассылку интерактивного курса >>>

Школа Гарри Поттера (обучающий интерактивный курс)

 

Адрес проекта: http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: Елена Шугалей elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное