Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас!


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

Синестезия

(из материалов тренинга "Магия Творчества")

"Что такое Синестезия?"

Наталья Сойнова


Слово "синестезия" происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес "анестезии" -- отсутствию ощущений). Синестезия -- это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришелся на рубеж ХIХ и ХХ веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Например, были популярны концерты "музыка + свет", в которых использовался специальный орган, чьи клавиши извлекали не только звуки, но и цвета.
Среди синестетиков много известных личностей. Например, французский поэт Артюр Рембо связывал гласные звуки с определенными цветами. Композитор Александр Скрябин видел цвет музыкальных нот. Художник-абстракционист Василий Кандинский, напротив, слышал звучание красок и даже использовал для описания своих картин музыкальные термины: "композиция", "импровизация". А вот что писал в автобиографии Владимир Набоков: "Это случилось, когда мне было семь лет -- я взял кучу кубиков с буквами... и случайно обмолвился своей матери, что их цвета "неправильные". Благо мать Набокова сама обладала синестезией и поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их "внутреннего" цвета, возникающего в его сознании.
Наука долго не могла ответить, почему возникает смешение чувств. Но в последнее время исследователи, вооружившись новейшими разработками в области нейрологии, принялись достаточно уверенно "распечатывать" эту тайну за семью печатями.
Питер Гроссенбахер говорит: "В мозгу человека есть пути, по которым передаются нейрологические импульсы от глаз, ушей, рта, носа... Эти пути от разных органов чувств пересекаются. Но если у обычных людей "зоны-перекрестки" пассивны, то у синестетиков они задействованы в распределении нервных импульсов. В самом деле, не может же звук музыкального инструмента сам по себе приводить к возникновению цвета! Мне думается, дело тут вот в чем: сигналы, идущие по слуховому пути, достигают "перекрестка", а тот посылает импульс к глазам. Так возникает бисенсорное восприятие". Сканирование мозга синестетиков подтверждает слова ученого. К примеру, у людей, различающих оттенки букв, при взгляде на печатный текст активизируется не только участок мозга, отвечающий за понимание речи, но и зоны, ответственные за распознавание цвета. Таким образом, нейрологический импульс действительно перераспределяется от одного участка мозга к другому.
Но почему это происходит? Есть несколько версий. Самая сенсационная -- мы все без исключения (!) рождаемся синестетиками. В мозгу младенцев импульсы от всех органов чувств перемешаны, но в возрасте примерно полугода происходит их разделение: звуки -- "направо", зрительная информация -- "налево". Ученые назвали этот процесс отмиранием нейронов, создающих синаптические мостики. У синестетиков же синаптические мостики остаются неповрежденными, а значит, они всю жизнь пребывают в счастливом младенчестве, когда чувства нераздельны. К слову, наркоманы признаются, что под влиянием галлюциногенов их чувства необычайно обостряются, они начинают видеть музыку или слышать вещи (одна наркоманка говорит, что когда она, будучи "под кайфом", играет на фортепиано, из клавиш брызжут разноцветные фонтанчики). Вполне возможно, что наркотики активизируют забытые, но существующие где-то в подкорке впечатления первых месяцев жизни, и к людям возвращается способность синтезировать чувства.
И все же пока синестезия -- это скорее вопросы, нежели ответы. Вот одна из загадок. Впечатления разных синестетиков не совпадают. Например, каждый из тех, кто воспринимает буквы разноцветными, подбирает свою палитру: для одного буква С малиновая, для другого оранжевая, для третьего синяя, лишь буква О для большинства людей с синестезией одинаковая -- белая (56% синестетиков, видящих цвета букв, ассоциируют О с этим цветом). Чем вызваны эти различия, никто не знает.
Не до конца ясно и то, как именно проявляются синестетические ощущения. Видит ли человек разноцветные буквы и цифры в реальности или же различные оттенки появляются исключительно в его воображении? Разные синестетики по-разному отвечают на этот вопрос. Кэрол Стин, способная видеть цвета болевых ощущений, вспоминает, что когда она порвала связку на ноге, "весь мир в действительности(!) стал оранжевым". А вот Кэрол Крэйн, с чьей истории мы начали наш рассказ, утверждает, что видит зеленые пятерки и голубые буквы Н "в своей голове".
Синестезия находится за пределами любого волевого контроля, ее нельзя вызвать "нарочно", точно так же, как нельзя "подавить", хотя усиление или отвлечение внимание может сделать ее более или менее яркой.
По сравнению с "раздельночувствующими" людьми все обладающие синестезией необычны. Но внутри "мира синестетиков" есть своя градация или, если угодно, иерархия. Деление производится в зависимости от типа синестезии, которым обладает тот или иной человек. Больше всего существует синестетиков, видящих цвета букв и цифр. Немало и тех, кто обладает "цветным слухом", для таких людей звуки окрашиваются в различные цвета. Вообще зрение и слух гораздо чаще становятся элементами бисенсорного восприятия, чем другие чувства. А вот обоняние практически никогда не возбуждает синестетическую реакцию и не является синестетическим впечатлением. Вкусовые ощущения также редко оказываются причиной синестезии, однако у американца Майкла Уотсона именно вкус вызывает тактильные впечатления (вкус мяты он описывает как прикосновение к "прохладным стеклянным колоннам"). Самый же редчайший тип синестезии -- это "видеть" образы и чувствовать прикосновения во время наблюдения за предметом.
Подсчитать, сколько всего существует типов синестезии, сложно. Обычные арифметические действия здесь не подходят. На первый взгляд, пять чувств -- зрение, слух, обоняние, осязание и вкус -- имеют десять возможных синестетических соединений. Однако синестезия обычно единонаправлена, к примеру, у определенного синестетика зрительный образ может вызывать чувство прикосновения, но прикосновение никогда не спровоцирует зрительные впечатления. Это "одностороннее движение" увеличивает число возможных синестетических соединений до двадцати и даже тридцати, если счесть шестым чувством движение. Но и это число не точно, поскольку каждый синестетик, как правило, обладает больше чем одним типом смешения чувств. Число синестетических реакций практически неограничено!
Столь сложные расчеты, однако, не смутили исследователя Шина Дэя, который на основании 175 случаев смешения чувств попытался составить классификацию типов синестезии в зависимости от их редкостности. Дэю удалось выделить 19 различных типов данного феномена. Вот что у него получилось. Цифры и буквы вызывают цвета в 121 случае из 175 (это равняется 69% из 100). Промежутки времени ассоциируются с цветами в 42 случаях (24%). Звуки речи вызывают цвета в 24 случаях (14%). Звуки вообще вызывают цвета в 23 случаях (13%). Звуки музыки вызывают цвета в 21 случае (12%). Окрашенные в различные оттенки музыкальные ноты синестетики видят в шестнадцати случаях из 175 (9%). Болевые ощущения ассоциируются с цветами в шести случаях (3,4%). Запахи вызывают цвета в пяти случаях (3%). Также в пяти случаях из 175 (3%) цвета вызываются личностями людей либо вкусовыми ощущениями. По три случая (2%) приходится на следующие типы синестезии: звук вызывает вкус, звук вызывает чувство прикосновения, вид вызывает вкус. Прикосновение вызывает вкус лишь в двух случаях (1%). И, наконец, по одному случаю из 175 (0,6%) приходится на такие смешения чувств, когда звук вызывает запах, температура воздуха вызывает цвета, вкус вызывает чувство прикосновения, прикосновение вызывает запах, вид предметов вызывает чувство прикосновения.
Но каким бы распространенным ни был тип синестезии, которым обладает тот или иной человек, все равно в мире обычных людей синестетики очень одиноки. Вот что пишет в своем эссе Патрисия Даффи (она воспринимает отрезки времени как разноцветные геометрические фигуры: час -- розовые круги, год -- желто-зеленые треугольники): "В жизни так много зависит от вопроса "Видите ли вы то, что я вижу?" Этот вопрос связывает людей социально... Но когда ты видишь то, чего не видит никто вокруг, чувствуешь то, чего никто не чувствует, ты обречен на одиночество. Мир вокруг словно бушующий океан, а твои внутренние ощущения -- крохотный необитаемый островок бледно-желтых P, бирюзовых вторников и нот "ля", окрашенных в винный цвет".
Окружающий мир отторгает синестетиков, потому что они не такие, как все. Мы привыкли к мысли, что реальность объективна и едина для всех. Меж тем синестезия -- крайне субъективное и эмоциональное явление. Кандинский не зря терпеть не мог, когда его синестезийные картины пытались объяснить логически. Художник обращался к своим критикам: "Уловите вашим слухом музыку, откройте ваши глаза на живопись и прекратите думать! Просто спросите себя, переносит ли вас это произведение в доныне неизвестный мир. Если ответом будет "да", чего же вы еще хотите?!"
И еще одна цитата. Исследователь Ричард Сайтович пишет: "Когда меня спрашивают, "реальна" ли синестезия, я обычно отвечаю: "Реальна для кого? Для вас или для тех, кто ей обладает?" Постановка под сомнение опыта, который не может восприниматься другим человеком, ясно показывает, как легко мы готовы отказать ему в праве на существование. Мы одержимы внешним и рациональным. Наша настойчивость в отношении именно объективного понимания мира почти не оставляет шансов всем иным формам познания действительности".


Р.S. Если вы тоже принадлежите к числу уникумов, обладающих синестезией, примите к сведению: доктор Питер Гроссенбахер из Американского национального института ментального здоровья ищет синестетиков для своих исследований. Электронный адрес Гроссенбахера peter_grossenbacher@nih.gov
http://skyzone.al.ru/human/synestesy.html

 

Полный текст статьи в рубрике "Возможности сознания, творчество и гениальность" >>>

 

Можно ли развить синестетическое восприятие?

Елена Шугалей

 

Дорогие Друзья!

Читая статью, вы, очевидно, обратили внимание на очень обнадеживающие факты: каждый ребенок рождается синестетиком и продолжает им оставаться минимум год; в условиях химического воздействия на нашу нервную систему синестетические эффекты проявляются практически у каждого. В научных кругах существует устойчивое мнение (я бы назвала его ограничивающим убеждением), что синестезия - явление скорее уникальное и присущее в разной степени только гениальным Творцам или генетически предрасположенным "обычным людям". Очень может быть, что это убеждение опирается не на научные исследования, а на их отсутствие. Опыт доказывает, что способности к визуализации, к мультисенсорному восприятию, к продуцированию творческих состояний сознания развиваются при их целенаправленной практике (те же одаренные ученые могут служить примером людей, спонтанно развивших определенные качества в условиях постоянного подкрепления). "Мостики" нейронных связей формируются при осознанной и постоянной активизации определенных зон коры головного мозга. Слово "практика" я употребляю в значении, близком скорее к восточной традиции, когда практика подразумевает целостную, последовательную, дисциплинированную систему действий и их осмыслений, "собирание, взращивание и трансформацию". Это отнюдь не линейные система отношений практикующего и его опыта: происходят квантовые скачки в восприятии, "петли" возврата к исходным смысловым формам, переосмысление целей практики на личностном уровне - и коррекция собственных представлений как об изучаемом мире, так и о своем "Я", их взаимосвязи.
Из опыта ведения тренингов по динамическому обучению и тренинга "Магия Творчества" я могу с полной ответственностью сделать вывод, что при условии сохранения целостности восприятия (немного подробнее об этом скажу ниже) практически каждый условно-здоровый человек может развить в себе соответствующие возможности. Это обусловлено нашей психофизиологией, и если какое-то состояние сознания, включая его интуитивные зоны, присутствовало в нашем опыте, хотя бы в младенческом возрасте или в экстремальной ситуации, его можно сознательно развить и научиться продуцировать.
Говоря о целостности, я имею в виду постоянное обращение к восприятию более высокой системы собственного процесса сознания. В настоящее время принято ругать бедное левое полушарие нашего головного мозга, нашу могущественную дигитальную (логическую) часть. Но именно она позволяет кодировать информацию с помощью все более емких символов, изобретает языки описания и передачи информации об окружающей реальности и этим выводит многие наши способности "из сумрачного мира случайности" (Р.Дилтс). Синестетические переживания свойственны каждому человеку, но они далеко не всегда осознаются и соответственно не контролируются. Есть образы событий, пугающие нас своей мрачностью и жесткостью ("Я не могу об этом думать, это как железом по стеклу"), именно эти чувства делают их негативными. Есть светлые, легкие, веселые или нежные чувства, связанные с дорогим и радостным событием. Оно, как правило, окрашено в "просторные", "летящие", "светлые", "теплые" краски и может ассоциироваться со звуками музыки, колокольчиков, легкого звона, с теплом летнего дня или, наоборот, свежего морозца, с запахом ветра, леса или моря и т.д. Синестезия - строго интимное, личное переживание внутренней стихии сознания во всей ее целостности логического и интуитивного. Мы живем всем существом, воспринимаем жизнь всеми клеточками своего мозга и нервной системы, всем телом и всей душой, не всегда это замечая, а тем более анализируя.
Почему мы так редко пользуемся синестезией? Она слишком важна, она именно тот маркер, который позволяет выделить значимую для нас информацию из обыденного потока знакомых и привычных символов, ассоциаций, особенно в творческих актах. Синестетические ощущения, как правило, сопровождаются и соответствующим эмоциональным фоном. В упражнениях на развитие мультисенсорного восприятия очень важно изначально наладить телесный и душевный контакт с самим собой, со своей эмоциональной и умственной сферой. Перед началом каждого упражнения расслабьтесь, обращая внимание на свою позу, на ощущения легкости и покоя в области лба, висков, глаз, скул и нижней челюсти, где чаще всего кроются зажимы. Затем вы можете обратить внимание на расслабленность затылка и основания шеи, мягко распространяя расслабление на позвоночник, грудь, руки, живот и ноги… Эта процедура не должна занимать много времени, достаточно несколько минут или секунд. Ваш организм и нервная система очень быстро смогут отреагировать на четко сформулированное желание расслабиться, и по мере практики этот опыт будет все более точным. Сделайте несколько достаточно глубоких, но без усилий, вдохов-выдохов, приводящих к еще большему расслаблению тела и ума, - и подумайте о той задаче, ради которой вы начали практиковать свое объемное, многомерное восприятие мира, подумайте о чудесном инструменте, который у вас есть, но вы запамятовали, куда его положили, - очень красивый, настоящий, очень нужный инструмент … Вы можете поступить самым рациональным образом: припоминая, где находится необходимый нам объект, мы возвращаемся в ситуацию, когда он еще был с нами, вспоминаем свои действия, окружающую обстановку, свои мысли, чувства. Часто мы кладем вещи в непривычное для них место, "чтобы не забыть", и именно поэтому их приходится искать… Давайте вернемся в самое раннее детство или в тот момент нашей жизни, когда звуки или чувства благоухали и переливались всеми красками, когда слова, вместо черненьких плоских буковок на не всегда белой бумаге, воспринимались нами как живая реальность - со своими цветами, объемом и мелодией…
Когда вы учились читать - какие буквы вам нравились больше всего, меньше всего? Какого они были цвета для вас, с чем ассоциировались? Мне, например, нравилась маленькая буква "е" - она казалась мне такой нежной, светло-радостно-зелененой, как молодые побеги на ветвях ели, и звучала она, как песня пичуги в весеннем лесу… Наверное, потому что с буквы "е" начиналось слово "ель", и само это слово такое нежное (кстати, может быть, оно у кого-то колючее и темное)? Но я помню, что еще не умела читать и не знала, что слова читают по буквам, а "е" уже было таким - и только поэтому мне захотелось прочесть слово "ель" :-). Или буква "А" - какая она у вас? Какое ощущение цвета (а еще лучше света) у вас вызывает мягкий, нежный, пропеваемый вашей любимой певицей или любимым человеком звук "Ааааааааа"? Если он звучит все выше и выше, растворяясь в каких-то небесных сферах? И наоборот - все ниже и ниже опускается и теряется в недрах земли? Как изменяются ваши ощущения цвета, пространства, если вы сами пропоете этот звук несколько раз вверх и вниз - а если сперва вниз, а потом вверх? Есть ли разница в вашем эмоциональном состоянии? Очень точно, пристально понаблюдайте за его сменой - и одновременно за сменой цветового ощущения. Что происходит с общей тональностью - краски становятся ярче или наоборот тухнут, как изменяется цветовая гамма, ее насыщенность, яркость, контрастность? Не старайтесь очень точно "градуировать" цвет, важно общее плавное ощущение смены оттенков, приблизительно как в программах Photoshop при работе со спектром, а не с основными вебцветами :-). Что происходит с пространством - в каком случае оно сужается, а в каком расширяется, распахивается? Можно добавить предположение о сопутствующем запахе, который тоже изменяет свою интенсивность. Не волнуйтесь, если вы его "реально не ощущаете", ведь и цвет присутствует именно в пространствах нашего воображения. Синестетик - не тот человек, который отдергивает руку от листа бумаги с "горящей" буквой А, или "колючей" буквой Щ :-),
Это элементарное упражнение позволит вам почувствовать тонкие механизмы настройки своих мультисенсорных каналов и их реальное существование. Как и любое подготовительное упражнение, оно предваряет основную работу. Стоит сразу же перейти к масштабированию своего навыка.
Очень быстро, не задумываясь, ответьте на вопросы:
Какая цветовая гамма у музыки Моцарта? Бетховена? Вашего любимого стимулирующего музыкального произведения? У той музыки, которую вам приятно слушать, если грустно на сердце? Какого цвета ваша грусть? А ваш восторг? Какое пространство они занимают, как выглядят? Какое ощущение цвета, объема и звука у вас вызывает ваше любимое стихотворение, любимая книга, последняя прочитанная в газете статья? Человек, с которым вам приятно общаться? Читателям, знакомым с практиками НЛП или Холодинамики, будет проще сделать объединяющий шаг и пережить все характеристики описываемых субмодальностей не последовательно, а одновременно.
Попробуйте нарисовать любое свое чувство, совершенно не стараясь логически обосновать целесообразность использования того или иного цвета, палитры, формы - просто и легко, как сама пойдет рука и к какому цвету она потянется… Если у вас есть пластилин, цветная глина или еще какие-то материалы для лепки, вылепите ваше чувство (книгу, песню, мелодию, понятие, цель), максимально расслабившись и отпустив свои руки, глаза и эстетическое восприятие. Процесс должен быть спонтанным - руки сами возьмут нужное количество материала нужного цвета, легко и естественно придадут ту форму, которая вам понравится, и каждая ее линия будет продолжением движения вашего чувства через движение ваших рук и его ритм. Вы сможете ощутить внутреннюю музыку, передающуюся глине и организующуюся в единственно возможную композицию. Попробуйте добавить в движение ваших рук и мыслей чувство Любви - к материалу, к Земле, его создавшей, к своим рукам, к внутренней мелодии, к мыслям и ко всей вашей великолепной вселенной Со-Знания…
Искушенному в подобных практиках человеку бывает очень полезно наладить более тесный контакт своих синестетических образов с архетипическими стихиями огня, воздуха, воды, земли. "Небесные" и "земные" чувства отличаются не только по мета-ощущениям, но и по цвету, звуку, запаху, вкусу… Горечь утрат, тяготы беспросветных депрессий легко трансформируются с помощью очищающих танцев огня, ласковых потоков прозрачной воды или чуть теплого весеннего ветра с запахом пробуждающейся земли… Какая музыка у вас ассоциируется с огнем или водой? Какая книга оставила у вас ощущение чистого родника, стремительного бурлящего потока или величавого океана и какие тут присутствуют мелодии? Какое событие в вашей жизни вы можете сравнить с легким восходящим потоком нагретого солнцем воздуха, поднимающим в голубоватые необъятные просторы ваше сознание? Ваше сияющее "Я", вобравшее в себя силы и красоту всех стихий, - как звучит оно? Ученые недавно открыли "музыку ДНК", оказывается, каждый из нас имеет собственную мелодию, как и свой спектр "ауры", свою основную частоту вибрации, и, видимо, каждый из нас вносит во Вселенную свою неповторимую голограмму чувств…
И последнее на сегодня: Радость, которая звучит в нашем сердце и пробуждает плавный ритм мыслей, сопровождает озарения сознания и награждает в каждом творческом акте - лучший индикатор нашей гармонии с самим собой. Если вы получили удовольствие от выполнения этого упражнения, ощутили пластику психических процессов - значит, вы его выполнили верно :-).

Елена

 

Тренинги Международного Центра Развития

г. Санкт-Петербург

 

Dynamic & Systeming Learning

 

Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтения

с использованием техник НЛП

 

Установочное занятие - 22 марта, 19-00
ст. м. "Выборгская", Большой Сампсониевский пр., 34, Межрегиональный институт экономики и права, малый факультет.


"Скорость чтения равна скорости мышления"
  • Современные методики, использующие интенсивные методы обучения, системный подход в развитии интеллекта, ориентированы на долгосрочный результат
  • Комплексный подход: увеличение скорости чтения с одновременным повышением качества усвоения, запоминания, восприятия информации
  • Самоконтроль и продуцирование состояний сознания (активное восприятие, концентрация, сосредоточение, снятие зажимов, творческие состояния, анализ "внутреннего" времени)
  • Работа с большими объемами информации, различными носителями (электронное представление и пр.), восприятие в режиме дефицита времени


    ЦЕЛЬ СЕМИНАРА
    Увеличение скорости чтения и восприятия более чем в 2 раза, качественное развитие образной, ассоциативной, смысловой кратковременной и долговременной памяти, способности контроля за состояниями творческой концентрации, индивидуальное закрепление навыков.
    Для школьников работают группы по адаптированным программам!

В дни школьных каникул - скидки!

РЕЗУЛЬТАТЫ И ГАРАНТИИ
После прохождения курса каждый слушатель читает со скоростью более 3000 знаков в минуту с полным усвоением смысловой структуры информации. Резко активизируются общие процессы восприятия, концентрации внимания, повышается интеллектуальный потенциал и степень осознанности рабочей информации, развиваются механизмы воспроизведения (памяти). За счет приобретения индивидуальных стратегий навыки носят устойчивый характер.
Программа обучения не имеет аналогов в современной практике и поддерживается эксклюзивной авторской методикой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
В процессе занятий предоставляются бесплатные индивидуальные консультации по проблемным вопросам. Каждый слушатель обеспечивается печатными материалами для самостоятельной работы и имеет право бесплатного посещения аналогичных тренингов. Пропущенные занятия компенсируются работой с другой группой.
Время и расписание проведения занятий согласовываются со всеми членами группы. Студентам и учащимся - гибкая система скидок.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Программы строятся с учетом индивидуальных запросов, адаптировано к целевому использованию (школьная программа, подготовка в ВУЗ, общее развитие и пр.). Бесплатные консультации и пакет рекомендаций для родителей.

 

"Магия Творчества"

29-31 марта

 

Место проведения: м. "Нарвская", ул. Бумажная, д. 17, центр "Другой мир", 29 марта в 19-00 установочное занятие.

 

Интенсивный тренинг развития творческих способностей с использованием новейших методик активизации интеллектуальных процессов, повышенного восприятия и психотехник индивидуальной самокоррекции.

 

В ПРОГРАММЕ ТРЕНИНГА
· Творческие принципы гениальности с проработкой стратегий признанных Мастеров (Леонардо да Винчи, Тесла, Эйнштейн, Нильс Бор и пр.)
· Навыки осознанной активизации творческих состояний сознания, включая ИСС (измененные состояния сознания) - работа с субъективным восприятием "растянутого" времени, состояние инсайта, "мозгового штурма", повышенной концентрации внимания, целостного восприятия и управления образной стихией сознания
· Приемы и принципы эффективного интеллектуального моделирования, блок практических упражнений
· Решение конкретных творческих задач участников (вы можете использовать в качестве базовой цели участия в тренинге любую творческую проблему - интеллектуальную, организационную, личностную или мировоззренческую).



ДРУГИЕ ТРЕНИНГИ ПРОГРАММЫ
"ТВОРЧЕСТВО И ИНТЕЛЛЕКТ"
"Магия Творчества" (1-2 ступень)
"Системное мышление и восприятие"
"Квантовая психология и интеллект"

Интеллект-клуб "ЛИК" (клубная карта с системой скидок на тренинги Центра)


Ведущий - автор методик Шугалей Елена
Программы тренингов:
http://www.humans.ru/humans/65230
http://www.humans.ru/humans/30653
Тел/факс (812)-550-8666

 

"НЛП-Практик"

Сертификационный курс

 

Ведущий - Виктор Стрелкин, М.А. NLP, тренер НЛП


1-я ступень НЛП-Практик:

установочное занятие 6 апреля 2002 года
Продолжительность курса - десять ступеней, 196 академических часов
Подробности и запись по телефону (812) 553-81-51

e-mail: vstrelkin@mail.ru

 

 

Приглашение на встречу Интеллект-клуба "ЛИК"

 

Санкт-Петербургский Интеллект-клуб

"ЛИК (Любовь, Интеллект и Культура)"

приглашает всех желающих на очередное собрание

25 марта в 19-30 !
Тема: "Творческие состояния сознания"
В программе:

 

Встреча с доктором психологии, директором Института Практической Философии, автором соционических методик Григорием Рейниным, который расскажет о своем творческом опыте и программах развития сенситивности, объемного видения, раскрытия творческого потенциала.
С работами Г. Рейнина можно ознакомиться в сообществе "Реальность и Субъект":

Г. Рейнин - Психолог, доктор философии, действительный член МАИСУ и IASC, член Американской Ассоциации Психологической типологии, автор ряда тренингов и практик, развивающих способности человека
"ВСЕЛЕННАЯ ШАМАНА И МЕСТО В НЕЙ ЧЕЛОВЕКА"
Практики второго уровня реальности
ЗНАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ
и пр. на http://www.humans.ru/humans/reynin/h_works_t а также на сайте www.grig.spb.ru

Шугалей Елена. Обзор "Измененные состояния сознания (ИСС) в творчестве и психологическая практика". Мини-упражнения.
Встреча с редакцией журнала "Реальность и Субъект" (Международная Академия Информации и Связи, фонд "Лики Культур").
Составление коллективного плана работы и заявок на предпочтительные для участников темы и встречи.

Вход на собрание Клуба символичен - в деньгах 150 руб., студентам, участникам тренингов Международного Центра Развития и льготным категориям граждан - 100 руб.
(чай, кофе, собрание общей библиотеки книг и СD, поддержка проектов участников Клуба).
Интеллектуальный взнос - обязательные для общей Копилки: идеи (принимаются самые бредовые); темы; метафоры в любой форме выражения, включая художественную, кибернетическую и пр.; проблемы, требующие для разрешения усилий всех членов клуба; проекты и посильная добровольная помощь в их реализации своим трудом, мыслью, умением.


Предварительная программа последующих встреч:

Темы: "Человек и Творчество", "Человек и Время", "Человек и Картины Мира".
В числе гостей Клуба: доктор психологии, директор Института Практической Философии Г. Рейнин, академик А. Вовк, академик А. Копылов (автор теории субъективного времени как физической квантовой величины, автор методик излечения Болью), встреча со специалистами Института Темпорологии, встреча с редакцией журнала "Реальность и Субъект" (Международная Академия Информации и Связи, фонд "Лики Культур"), демонстрация и участие в психологических мини-тренингах "Лечение Временем", "Управление субъектным временем в творчестве", "Карты и Территории" с применением последних достижений психотехнологий. Первое знакомство и демонстрация практических упражнений по новейшему направлению - Квантовой психологии.
На каждом занятии клуба - презентация ведущими в своей отрасли тренерами различных направлений психологической практики.

 

Место проведения: м. "Нарвская", ул. Бумажная, д. 17, центр "Другой мир"

Тел. (812) 550-8666, 252-15-12

Елена Шугалей elena@humans.ru


 

"РЕБЕФИHГ - REBIRTHING - ПОВТОРHОЕ РОЖДЕHИЕ"

Ольга Косулина


Согласно учению американского психолога Станислава Грофа, с момента зачатия и включая момент появления на свет, человек проходит четыре периода, называемых пренатальными матрицами:
1 матрица - от момента зачатия до момента начала родовых схваток;
2 матрица - от начала родовых схваток до выхода в родовые пути;
3 матрица - прохождение по родовым путям;
4 матрица - встреча с миром.
Hазвание "матрицы" не случайно, т.к. все обстоятельства и условия прохождения этих периодов, как показывает опыт, налагают на поведение человека неосознанные программы, которые сопровождают его всю жизнь.
В частности, если мать во время беременности сомневалась, оставлять ли ребенка, или хотела мальчика, а родилась девочка, у ребенка всегда остается сомнение - а нужен ли он окружающим?, формируется комплекс или родившаяся девочка, проявляя мужской характер, вместе с тем чувствует свою "неполноценность". Если в течение первой матрицы мать в какие-то периоды была угнетена, болела, уставала, то у ребенка те системы, внутриутробное развитие которых приходится на это время, будут ослаблены. В целом же можно сказать, что неблагополучная первая матрица формирует у ребенка глубокую подсознательную убежденность в том, что мир "плохой", агрессивный, опасный.
Вторая матрица имеет непосредственную проекцию на поиск выхода из ситуаций. Если, скажем, у матери уже начались потуги, а матка еще не раскрылась, тазовое прилежание или по-каким-то другим причинам выход из матки осложнен, у ребенка в будущем всякая напряженная ситуация будет восприниматься как безвыходная.
Третья матрица влияет на нашу способность двигаться к поставленной цели и преодолевать трудности. Мы часто встречаем людей, которые двигаются к цели вяло, вдруг без видимых причин бросают начатое или не могут завершить почти сделанное. Это может быть связано с тем, что во время родов они застряли в родовых путях. Или же другая крайность - человек двигается к своей цели напролом, разрушая все на своем пути. Такая модель поведения характерна для людей, появившихся на свет в результате "скоростных родов".
И, наконец, четвертая матрица - то, как нас принял мир, рады ли нам окружающие, напрямую связана с нашим восприятием нового и страхом перемен. Если ребенка, как это часто бывает, приняли равнодушно, а то и раздраженно, если ему было холодно, сразу унесли от мамы непонятно куда и т.п. - человек всегда любое новое будет воспринимать как перемену к худшему, как дискомфорт. Одна из наиболее острых проблем, связанных с четвертой матрицей, это страх одиночества.
Предлагаемая практика называется РЕБЕФИHГ (rebirthing), т.е. "повторное рождение", и позволяет:
- вспомнить свои пренатальные матрицы с момента зачатия;
- сопоставляя полученную информацию со своими
комплексами, проблемами и страхами, осознать проекции
пренатальных матриц на свое мировоззрение и поведение;
- скорректировать свои пренатальные матрицы, исключив из
них ситуации, имеющие негативное влияние.

Ребенок родился. Малыш только что появился на свет , но у него есть уже своя история и свои переживания - ведь он целых девять месяцев воспринимал мир вместе с мамой, прошел через труды рождения, начал свое собственное знакомство с действительностью. Ребенок совсем маленький, а опыт уже есть. И не всегда этот опыт радостный. А ведь он останется с человеком на всю жизнь, неосознанно корректируя его поведение. Отец не хотел ребенка - и повзрослевший сын воспринимает мир как врага, защищается от окружающих, вызывая их ответную агрессию. Или же ребенок не смог родиться сам - потребовалась помощь - и, как, ни странно, он ни одно дело не может самостоятельно закончить. Сразу после рождения ребенка унесли от матери - единственного здесь родного существа - и в душе малыша навсегда поселился страх одиночества. Подобных примеров, к сожалению, множество.

РЕБЕФИHГ на протяжении нескольких десятилетий проводится во многих странах и приносит неоспоримые положительные результаты.


Институт Практической Философии

 

РЕБЕФИHГ - REBIRTHING - ПОВТОРHОЕ РОЖДЕHИЕ

Санкт-Петербург

22, 23, 24 марта


ТЦ ИПФ предлагает практику РЕБЕФИНГ в качестве тренинга индивидуального профессионального роста.
Отличительная особенность этой практики в сугубо индивидуальном подходе. Если обычные тренинги для персонала предлагают для всей группы одинаковый ограниченный набор приемов, РЕБЕФИНГ направлен на выявление раннего негативного опыта каждого участника и влияния этого опыта на ограничения в его профессиональном росте.
Этот тренинг покажет реальный путь к свободе от обусловленности негативным опытом рождения, к максимально полному раскрытию своих потенциальных возможностей.

Ведущая - преподаватель психологии

Косулина О.А.

Ждем вас!

Подробная информация - в офисе Центра
Адрес: 7-ая Красноармейская, 2
112-60-49 и 913-08-49

e-mail: center@humans.ru

Программы и график тренингов Института Практической философии >>>


 

Новые материалы Cообществ


Кумин А.М "ВЕРБАЛЬНЫЙ ИЛЛЮЗИОНИЗМ И ИЛЛЮЗОРНЫЕ ЗНАНИЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ"
ВЕРБАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ (ВИ) - это подмена знания сути: устройства предметов, их структуры, или алгоритма процессов и природы движущих сил - на знание названия этих предметов или процессов. В результате этой замены "в сознании людей возникает словесный мираж, который заслоняет и подменяет собой реальность. Рано или поздно жизненный опыт и общественная практика развеивают такие миражи, но иногда они могут держать в плену сознание множества людей на протяжении долгого времени". Негативным следствием этих миражей становится ИЛЛЮЗОРНОЕ ЗНАНИЕ... >>>

Человек и картины мира

Сообщество "Реальность и Субъект"

 

Илья Пригожин "ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ" Комментарий чл.-корр. АН СССР С.П. Курдюмова
У термина "нестабильность" странная судьба. Введенный в широкое употребление совсем недавно, он используется порой с едва скрываемым негативным оттенком, и притом, как правило, для выражения содержания, которое следовало бы исключить из подлинно научного описания реальности... А дело заключается в том, что феномен нестабильности естественным образом приводит к весьма нетривиальным, серьезным проблемам, первая из которых — проблема предсказания... Главы: Человек и природа. Лейбниц: исключение нестабильности. Новые открытия. Порядок и беспорядок. Новое отношение к миру. Повествование в науке. Риск и ответственность. Комментарий чл.-корр. АН СССР С.П. Курдюмова. >>>

Синергетика

Сообщество "Реальность и Субъект"

 

Пауло Коэльо "Алхимик"
В 1981 году я встретился с Учителем. Покуда он наставлял меня, я снова, на собственный страх и риск принялся изучать алхимию. Однажды вечером, после изнурительного сеанса телепатии, я спросил, почему алхимики выражаются так сложно и так расплывчато.
— Существует три типа алхимиков, — ответил он. — Одни тяготеют к неопределенности, потому что сами не знают своего предмета. Другие знают его, но знают также и то, что язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку.
— А третьи? — спросил я.
— Третьи — это те, кто и не слышал об алхимии, но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень. >>>

Сообщество "Метафоры"

 

 

ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

Рассылки проекта http://www.humans.ru/

Адрес проекта: http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: Елена Шугалей elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное