Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас! Начало интерактивного тренинга 'Магия Творчества'


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Subscribe.Ru : Практическая психология - для вас!

"ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!"

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 14

Тренинг "МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА"

Майкл Гелб о творческих принципах Леонардо да Винчи:

"CURIOSITA - ненасытно-любознательный подход к жизни"

CURIOSITA И ВЫ

 

 

 

Уважаемые читатели!

Начиная с этого выпуска, мы будем публиковать в рассылке фрагменты будущего интерактивного тренинга "Магия Творчества". Тренинг посвящен развитию наших творческих способностей, построению эффективных интеллектуальных моделей и умению воспитывать в себе качества творческой личности с использованием примеров из стратегий признанных Мастеров. Мои коллеги и ученики интересуются: "Почему именно Творчество? Это ведь обширная тема - не проще ли ограничиться уже существующими тренингами по развитию интеллекта, скорочтению, системному мышлению в приложении к бизнесу и актуальному менеджменту?" Ограничиться можно :-). Чаще всего именно так и происходит. Не секрет, что многие "проходят" самые различные тренинги личностного роста, развития интеллекта, тренинги по НЛП или Симорону, читают психологическую литературу - но очень трудно дается сам процесс интеграции наших новых навыков в сферу повседневной деятельности... Еще труднее бывает научиться творчески использовать приобретенные знания, получать новые результаты и удовольствие от Жизни. Наша Жизнь и движение к гармонии с окружающим миром, людьми и с самим собой - самый основной объект приложения творческих усилий. Естественно, как ответвления от этого общего курса, будут и интерактивные тренинги по скорочтению, развитию интеллекта, актуальному менеджменту и системному мышлению. Они более подробны и детализированы. Овладеть конкретными методиками специализированных курсов намного легче, если предварительно поработать со своими ресурсами Творчества и выработать у себя творческую Метапозицию обучения и самореализации.

Успехов в этом всем нам!

Елена Шугалей elena@humans.ru

 

Тренинг включает в себя три крупных блока:

- Стратегии творческого мышления
- Творческие состояния сознания (включая измененные состояния - ИСС)
- Основы системного мышления и эффективное моделирование

Предварительная структура блоков:

-  Цикл упражнений, направленных на развитие определенных творческих качеств Личности, включая домашние задания. Особое внимание будет уделяться развитию восприятия (визуализация, развитие сенсорных каналов, целостное или эйдетическое восприятие) и работе с состояниями сознания.

-  Принципы и стратегии интеллектуального моделирования.

-  Теоретический материал, рекомендуемый для более глубокого знакомства с темой.

-  Описания существующих психотехник в приложении к конкретным ситуациям.

-  Примеры реализации творческих принципов  великими людьми (например, Леонардо, гений визуализации Тесла, Эйнштейн, Нильс Бор, Платон, современные деятели культуры, искусства и науки - перечень достаточно обширен).

-  Интегративная часть, объединяющая навыки по взаимодействию с бессознательными ресурсами Личности, осознанному воспроизведению творческих состояний и обострению восприятия с навыками системного мышления и построения эффективных интеллектуальных моделей.

-  Раздел "Магия Повседневности" - опыт развития творческих навыков в ситуациях и действиях, считающихся тривиальными.

-  Ответы, рекомендации специалистов и совместное обсуждение возникающих в ходе обучения вопросов.

-  Список литературы и сетевых ресурсов по тематике.

 

Гибкая структура курса позволяет выбрать для себя оптимальную динамику обучения в зависимости от уровня сложности (начальный, базовый и профессиональный).

 

В связи с большим объемом материала и в целях экономии Вашего времени рассылка будет выходить с частотой несколько раз в неделю, включая дополнительные номера рассылки для тех, у кого нет постоянного доступа к интернету и к материалам сайта http://www.humans.ru/ .

Мы будем использовать как древние, проверенные тысячелетиями, практики обращения к своему творческому потенциалу, так и самые современные техники построения программ и стратегий его реализации.

 

Мы просим Вас, дорогой читатель, дополнить эту программу Вашим личным участием:

Ваши пожелания. Что бы вы хотели уточнить?

 

 

В этом номере мы начнем знакомить вас с творческими принципами Леонардо да Винчи. Его жизнь очаровывает полнотой, насыщенностью и цельностью - как мыслей, чувств, так и их воплощений. Как приятный эпиграф к теме - стихотворение Стивена Спендера

 

Я НЕПРЕСТАННО ДУМАЮ О ТЕХ, КТО БЫЛ ПОДЛИННО ВЕЛИК

 

Я непрестанно думаю о тех, кто был подлинно велик.

Кто едва родившись из утробы матери,

Свято помнил историю души, прошедшей

Сквозь коридоры света, где часы - как солнца,

Вечные и поющие.

Чья честолюбивая мечта была лишь в том,

Чтобы их уста, все еще горящие

Первозданным пламенем,

Рассказали о Духе, облаченном с головы до пят

В песню.

 

Кто лелеял свои желанья, ниспадающие с весенних ветвей,

Нежные, словно вишневый цвет,

Что струится по плечам и по шее.

Невозможно забыть те сокровища - восторги крови -

Шелковистые порожденья нестареющих весен,

Словно травы, пробивающиеся сквозь скалы в мирах,

Бывших прежде нашей земли.

Но не смей отрицать

Мирных радостей простого утреннего света

И печалей вечера, с его назойливой жаждой любви.

Ведь нельзя, чтобы уличная суета заглушала

Своим шумом и гамом

Тихое цветение поющего, песенного духа.

 

На вершинах, рядом с солнцем, в мире вечных снегов

Я хочу созерцать траву,

Что торжественным колыханием чествует

Имена героев, и белые облака в небесах,

Проплывающие заголовком ненаписанной книги.

Я хочу услышать ветерок -

Как он шепчет их имена

Молчаливо разверстому небу;

Имена людей, кто жизнью боролся жизнь,

Кто в сердце носил средоточие жгучего пламени.

Рожденные солнцем, они - пусть недолго, -

Свершали свой светлый путь

Навстречу солнцу

И оставили нам веселый и звонкий напев,

Что хранит в себе отзвук

Их немеркнущего благородства.

 

Перевод с английского Андреева Ю.Е.

 

 

Curiosita -
ненасытно-любознательный подход к жизни, неустанный поиск и неистребимая жажда учения

Майкл Гелб

 

 

Подлинно великая любовь суть порождение подлинно великого знания той вещи,

которую любят.

Желание знать вполне естественно для хороших людей.

 

Леонардо да Винчи

 

 

Все мы рождаемся на свет любознательными. И на этом естественном стремлении нашего сердца как раз и основывается принцип Curiosita. Тут действует та же самая побудительная причина, которая заставляет нас прочитывать книгу от корки до корки; и эта причина - желание знать как можно больше. Каждый из нас от природы наделен любознательностью; задача же состоит в том, чтобы научиться ею пользоваться и развивать ее во благо себе и другим. В первые годы жизни наш ум гложет неутолимая жажда познания. Начиная с самого рождения, - а кое-кто утверждает, что даже и раньше, - зрение, слух и все прочие органы чувств младенца чутко настраиваются на исследование и познание мира. Ребятишки экспериментируют с каждым окружающим их предметом, совсем как маленькие ученые. Едва научившись говорить, они начинают задавать один вопрос за другим: "Мамочка, расскажи, а как эта штуковина работает?", "Почему я родился?", "Папа, а откуда берутся дети?"
Ребенком Леонардо также был невероятно пытлив и со свойственной всем детям любознательностью изучал окружающий мир. Его страстно увлекала природа, он проявлял замечательные способности к рисованию и любил математику. По свидетельству Вазари, юный Леонардо сплошь и рядом задавал своему учителю математики столь неожиданные и каверзные вопросы, что "причинял своему наставнику множество хлопот и зачастую ставил его в тупик".
Выдающиеся умы всю свою жизнь без устали задают "проклятые" вопросы. В душе Леонардо никогда не иссякала жадная любознательность и живое, непосредственное, ребяческое ощущение чуда; взрослея, он ни на йоту не утратил ни широты, ни глубины своих интересов, ни своей готовности оспаривать любые общепринятые знания. На всем протяжении его взрослой жизни Curiosita неизменно подпитывала неистощимый источник его гения.
Какие импульсы двигали им в его безмерной жажде познания? Похоже, никаких сторонних психологических мотивов у него не было - об этом пишет в своей книге "Творцы: История героев воображения" лауреат Пулитцеровской премии Дэниэл Барстин. "В отличие от Данте, он не испытывал страсти к женщинам. В отличие от Джотто, Данте или Брунеллески, в нем, кажется, не было ни капли гражданственности. Он не был верным адептом церкви и отнюдь не отличался ревностным служением Христу. Он с одинаковой охотою выполнял заказы Медичи, Сфорца, Борджа и французских королей; ему было все равно - угождать папе или его врагам. Ему ни в малейшей степени не была свойственна мирская суетность и та жажда плотских утех, которой отличался Боккаччо или Чосер; в нем не было ни безрассудства Рабле, ни благочестия Данте, ни религиозной патетики Микеланджело". Все родственные чувства и привязанности Леонардо, вся страстность его души и ревностность его служения были направлены на одни лишь бескорыстные поиски правды и красоты. Или, как сказал однажды Фрейд: "Он преобразовал свою страсть в любознательность".
Пытливость Леонардо отнюдь не ограничивалась его систематическими научными занятиями; она служила той вдохновляющей силой, которая одушевляла его повседневный опыт общения с окружающей действительностью, придавая этим контактам новое качество и новую интенсивность. В одной из записных книжек Леонардо мы находим весьма характерный для него пассаж, в котором он вопрошает: "Разве вы не видите, сколько дел подвластны рукам человеческим и насколько они разнообразны? Разве вы не видите, сколько в нашем мире всевозможных видов животных, а также деревьев, растений и цветов? Какое разнообразие холмистых и равнинных мест, полноводных источников, рек, городов, общественных и частных зданий; орудий, ловко приноровленных для пользы человека; всяческого платья, украшений и искусств?"
В другом месте он развивает эту же самую мысль: "Я целыми днями бродил по сельским окрестностям, ища ответа на свои вопросы и пытаясь уразуметь вещи, которых я не понимал. Каким путем морские раковины оказались на вершинах гор, наряду с отпечатками кораллов и водорослей, обычно находимых в море? Почему гром продолжается дольше, чем его причина, и почему молния без промедления становится видимой глазу, тогда как грому нужно время, чтобы одолеть расстояние? Каким образом вокруг того места на воде, в которое был брошен камень, образуются водяные круги? Почему птица удерживается в воздухе? Эти вопросы, а также и другие странные явления занимают мою мысль на протяжении всей моей жизни".
Глубочайшее стремление Леонардо постичь сущность вещей помогло ему выработать особую манеру исследования, равно примечательную как глубиной проникновения в предмет, так и широтой научных интересов. Кеннет Кларк, называвший Леонардо и самым любознательным человеком из всех, когда-либо живших", на бойкий современный лад обозначил его бескомпромиссное стремление к истине: "Он, как девушка, никогда не отвечал "да"". Например, в ходе своих анатомических исследований Леонардо рассекал каждую часть тела, как минимум, в трех различных проекциях. Сам он однажды написал об этом так:
"Это мое изображение человеческого тела будет тебе столь же ясно и понятно, как если бы ты имел перед глазами живого человека. И причина здесь в том, что, если ты хочешь досконально, анатомически знать все части, из которых состоит человек, тебе - а вернее, твоему глазу - надобно рассмотреть эти части со всех точек зрения, поворачивая всякий член так и сяк и разглядывая его и снизу, и сверху, и со всех прочих сторон, дабы выяснить, откуда он начинается... А посему, ежели ты посмотришь на мои рисунки, каждая часть тела будет известна тебе, и именно потому, что я изобразил каждый телесный член с трех различных точек зрения."

Но даже на этом его любопытство не останавливалось: Леонардо продолжал изучать предмет с той же самой неукоснительной строгостью
и тщательностью. К примеру, изучая человеческое тело во многих проекциях, он сумел гораздо глубже понять его анатомическое строение. Вместе с тем, его научные занятия помогли ему по достоинству оценить свои же собственные попытки поделиться знаниями с другими людьми. Результат же этих его рассуждений был таков: слой за слоем он подвергал свою работу самой суровой проверке, оттачивая таким образом не только свое разумение, по и способ выражения, посредством которого он передавал свои знания другим. В "Трактате о живописи" он сам говорит об этом так: Мы знаем твердо, что ошибки узнаются больше в чужих произведениях, нежели в своих... И чтобы избежать подобного невежества, я говорю, что, когда ты пишешь, у тебя должно быть плоское зеркало и ты должен часто рассматривать в него свое произведение. Видимое наоборот, оно покажется тебе исполненным рукой другого мастера, и ты проницательнее будешь судить о своих ошибках, чем если бы ты попытался достичь этого как-нибудь иначе.
Но Леонардо не был бы собой, если бы он готов был удовлетвориться какой-то одной стратегией объективной оценки собственных творений; а посему он тут же добавляет: "Хорошо также часто вставать и немного развлекаться чем-нибудь другим, так как при возвращении к вещи ты лучше о ней судишь, а если ты постоянно находишься рядом с ней, то сильно обманываешься".
И, под конец, еще один дельный совет: "Хорошо также удалиться от нее [вещи] на некоторое расстояние, так как произведение твое покажется меньшим, легче охватывается одним взглядом и лучше распознаются несоответствия и диспропорции в членах тела и в цветах предметов, чем вблизи".
Вдохновляясь неистощимым стремлением к истине, Леонардо зачастую глядел на действительность с самых неожиданных и экстремальных точек зрения. В своей жажде познания он устремлялся под воду (таким образом, он изобрел дыхательную трубку для водолазов, множество других приспособлений для ныряльщиков, а также подводную лодку) и воспарял в небеса (в числе его изобретений - вертолет, парашют, а также знаменитое летательное устройство). Распаленный страстью к познанию, Леонардо погружался в непостижимые глубины и достигал небывалых высот.
Но, пожалуй, самый впечатляющий символ, который впитал в себя самую сущность его земной жизни и творчества, - это увлечение полетом, которое побуждало его изучать атмосферу, движение ветров и особенно птиц. На одной из страниц его записной книжки нарисована птица в клетке с многозначительной подписью: "Поворот мыслей к надежде". Он оставил нам поэтический рассказ о том, что будто бы самка щегла, увидев, что дети ее пойманы в клетку, дает им в пищу листву и ягоды ядовитых растений: "Лучше смерть, чем жизнь без свободы".
По свидетельству Джордже Вазари, во время своих ежедневных прогулок по флорентийским улицам Леонардо нередко встречал торговцев, которые продавали птиц в клетках. Маэстро по обыкновению останавливался, выплачивал за них требуемую цену, а затем открывал дверцу клетки и выпускал пленников в бесконечную синеву неба. Жажда знания открыла Леонардо дверь к свободе.

 

CURIOSITA И ВЫ


Великие умы размышляют над великими вопросами. Те вопросы, которые изо дня в день занимают наш ум, с чрезвычайной точностью отражают в себе наше жизненное предназначение и существенно влияют на само качество нашей жизни. Культивируя в себе открытый и свободный, "вопрошающий" стиль мышления, который был свойственен Леонардо да Винчи, мы расширяем нашу Вселенную и совершенствуем нашу способность к беспрепятственному передвижению по бесконечным пространствам наших личных миров.
Удалось ли вам открыть вашу собственную дверь к свободе? Последующие упражнения непременно сослужат вам полезную службу на этом нелегком пути. Но сперва потратьте немного времени на осознание того, с какой частотой и эффективностью вы применяете к делу присущую вам Curiosita и какую выгоду вы могли бы извлечь из более частого и систематического ее применения.
Попытайтесь понять, какую роль играет Curiosita в вашей сегодняшней жизни. Спросите себя, насколько вы любознательны. Когда вы последний раз стремились узнать что-нибудь новое из одной лишь любви к истине? Какую пользу вы извлекли из своих стараний? Поразмыслите о знакомых вам людях. Может быть, кто-то из них кажется вам подлинным воплощением идеалов Curiosita? Как и в каких отношениях Curiosita обогатила их жизнь?
Чтобы в должной степени развить вашу Curiosita и найти ей достойное применение, вам, вероятно, придется затратить гораздо меньше усилий, чем вы думаете. Прежде всего, проработайте контрольный список самооценки, помещенный ниже; ваши собственные ответы расскажут вам о том, в какой мере вы уже сейчас используете свою Curiosita и где еще остается простор для самоусовершенствования. Затем попробуйте приложить руку к самовоспитанию и начните развивать свою Curiosita при помощи типовых упражнений, с которыми мы вскоре вас познакомим.


Curiositа:
Проверочный список для самооценки


- Я веду дневник или держу под рукой
блокнот, в который я записываю мои
прозрения и мои вопросы.
- Я специально выбираю время
для созерцания и размышления.
- Я постоянно узнаю что-то новое.
- Когда мне предстоит принять важное решение,
я прилагаю все усилия, чтобы рассмотреть вопрос
с различных точек зрения.
- Я заядлый читатель и поглощаю горы книг.
- Я учусь у маленьких детей.
- Я владею некоторыми навыками
распознавания и решения проблем.
- Мои друзья наверняка вам скажут,
что я человек любознательный
и без предубеждений.
- Когда я слышу или встречаю в книге новое
слово или фразу, я отыскиваю его в словаре
и делаю для себя пометку.
- Я довольно много знаю о других культурах
и всегда стремлюсь узнать о них как можно
больше.
- Помимо своего родного языка, я знаю
или изучаю какой-нибудь иностранный,
чужой мне язык.
- Я настойчиво прошу своих друзей,
родственников и коллег, чтобы они сообщали
мне объективную информацию со стороны
о моих недостатках и достоинствах.
- Я люблю учиться.

 

Источник: Майкл Дж. Гелб "Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи" - Мн.: ООО "Попурри", 2000

 

Перед началом занятий желающие могут выполнить "Упражнение на активное мечтание" Джудит Делозье, оно доступно в 3 номере архива рассылки по адресу: http://subscribe.ru/archive/science.psychology.practice

 

В следующих номерах рассылки:

Практические упражнения на развитие Curiosita

Базовое упражнение "Обращение к Творческой части (рефрейминг Творчества)"

"Почему шаманизм?" - описание возможностей "архаических техник" входа в состояние контакта с бессознательными коллективными и личностными формами

Упражнения на развитие способности к визуализации

 

Новости Сообществ

Открыто виртуальное представительство журнала "Реальность и Субъект".
Ежеквартальный научно-философский и культурологический журнал "Реальность и субъект" выходит с 1997 года и является уникальным изданием в мировом культурном пространстве.

Сведения о подписке и избранные материалы:

http://www.humans.ru/humans/113671

 

Упражнения для настройки голоса http://www.humans.ru/humans/2946

 


ПРИГЛАШЕМ

 

принять участие в тренинге
"Стратегии эффективного мышления"

Ведущий: Виктор Стрелкин, тренер, M.A.NLP, психолог-консультант

21-23 сентября 2001, Нижний Новогород

Организаторы: Нижегородский Центр НЛП

телефон: (8312)77-31-51

e-mail: nlp@mail.nnov.ru

Сведения о тренинге: http://www.humans.ru/humans/2919

 

Очередной набор на тренинги Е. Шугалей

"Интеллект, память, скорочтение"

"Магия Творчества"

В Санкт-Петербурге - телефон: (812)550-8666

elena@humans.ru

Во Владивостоке: syntone99@mail.ru

 

Если вы хотите непосредственно ознакомиться с нашей жизнью, поучаствовать в совместном творчестве - добро пожаловать в наш общий виртуальный Дом! (http://www.humans.ru/)

ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

 

Возврат в начало


 

Почтовый ящик проекта: elena@humans.ru; ; elena@psycho.all.ru

Архив рассылок http://www.subscribe.ru/archive

help.nlp - НЛП по делу! Семинар онлайн

education.metafora - Метафоры

science.psychology.child - Игрушечное НЛП

science.psychology.practice - ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное