Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас! Выпуск 12


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

"ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!"

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

Выпуск 12

Содержание выпуска:

Бехтерева Наталья Павловна "Я ТАК ДУМАЮ"…(глава из книги "Магия мозга и лабиринты жизни")

НЛП и христианские ценности (Интервью с Джудит Делозье)

Холодинамика. Отслеживание: руководство и рекомендации (Виктор Стрелкин)
МАТЕРИАЛЫ СООБЩЕСТВ

Тема обсуждения на форуме: ТРОИЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемые читатели, коллеги, друзья!


Командный состав и коллектив военных психологов 58 армии Северо-Кавказского ВО обращается к вам с просьбой об оказании помощи в обеспечении психологической и художественной литературой, периодикой, в оснащении кабинетов психологической разгрузки, в сборе и доставке гуманитарной помощи (предметы первой необходимости, продукты для военнослужащих), в моральной поддержке ("письмо солдату") и Вашим личным участием в обмене профессиональными знаниями,
Прямые адреса:
362206, РСО-Алания, г. Владикавказ, МО, войсковая часть 53899
368200, РСО-Алания, г. Буйнакск, в/ч 63354, клуб части
362017, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева, д. 124а, ОО "Исток" (Владикавказская школа альтернативных методов обучения), тел. (8672)-33-07-89
Олег Недбайлов oleg58_2001@mail.ru

 

Вопросы и предложения можно направлять лично мне - Елена Шугалей viktor@robotek.ru

 

Мы благодарим за помощь психологической литературой издательство "СМЫСЛ" , лично генерального директора издательства Леонтьева Дмитрия Алексеевича, организаторов Всероссийской выставки достижений практической психологии "ИМАТОН" и всех участников этой выставки, откликнувшихся на нашу просьбу!

Интеллект, восприятие, память

 

Бехтерева Наталья Павловна "Я так думаю"…

Об озарении писалось и ранее - и немало. Оно посещает композиторов и ученых, представителей самых разных творческих специальностей, и конечно же, и не творческих. Только в этом случае, как правило, говорится иначе: "Я вдруг понял", "Я сообразил", "Я вдруг подумал" и т. д. Озарения бывают у тех, кто намеренно ведет аскетический, отшельнический образ жизни. Однако есть большая разница в озарении творческих личностей и отшельников. В первом случае они всегда возникают на коротком или длинном пути к какой-то важной цели и с этой целью связаны тематически. Во втором - это всплески на долгом особом жизненном пути, иногда со смыслом этой жизни также связанные. Впрочем, здесь я говорю с чужих слов, лучше, полнее об этом расскажут другие. Моя задача в этой главе книги - по возможности очень близко к реальности рассказать о решениях, которые и к профессионалу, и к дилетанту приходят "ниоткуда", о том, что я пережила сама.

* * *
На что похоже "ниоткуда"? Зная, что аналогия не есть доказательство, все же - на что?..
Мне почему-то кажется, что это частично похоже на гипноз, в том числе и гипноз без речевого компонента. В гипнозе человек или масса людей после какого-то сигнала принимают сигналы гипнотизера безоговорочно, в большинстве случаев как гораздо более важные, чем свое знание и свои решения. В институтских лекциях о гипнозе в курсе психологии или психиатрии обычно говорится, что в гипнозе человек все-таки не преступает каких-то крайних барьеров, но так ли это?! Кто это проверял и доступно ли это проверке с юридических (этических, моральных, медицинских) позиций? В так называемых закрытых работах такого рода проверка могла быть и осуществлена... Но я этого не знаю.
Однако здесь - опять не в этом дело. То, что я хотела бы подчеркнуть, - это проникновение и освоение индивидуумом чужих мыслей, желаний, приказов. Значит, в принципе такое возможно?! Разумного объяснения гипноза нет, но факт есть и используется.
Если принять аналогию - то важно только то, что проникновение в чьи-то помыслы и освоение их возможно. Может быть, отсюда и идеи черпания идей из "Высшего разума", идеи о мозге как детекторе? Так ли это - не знаю, мне такое понимание проблемы "ниоткуда" не близко - но, может быть, потому, что я вольно или невольно нахожусь под давлением моего материалистического воспитания, моего ограниченного рамками идеологии мышления?

* * *
Решения "ниоткуда" кроме "склада ума" требуют определенного настроя, определенного психического состояния. Это как бы состояние "приема"! Интересно, что этот настрой, это психическое состояние не является чем-то экзотическим, не слишком отличается от нормы. Близкое состояние (а кто знает, может быть, именно оно) описано у Стейнбека в его замечательной и трагической "Жемчужине" . Для того чтобы найти жемчужину, нужно хотеть найти ее; но не слишком сильно хотеть - можно спугнуть удачу.
А что произойдет, если хотеть чего-либо - в том числе и проникновения в явления природы - очень страстно? Вплоть до изменения психического состояния, изменения состояния сознания? Чаще всего эмоции заслонят разум, мозг не окажется оптимальным детектором истины, в том числе и логически оправданной. А изредка... Изредка человек может оказаться как бы в другом измерении (которого, как пишет Хокинг, нет): он видит, слышит, обоняет то, что окружающим обычно не дано. Если хватает сдерживающих сил - молчит о своих находках, боясь оценки психиатров. Но именно в конце этого столетия все чаще появляются надежные свидетельства реальности таинственного "Зазеркалья"... А в обобщениях (см.: иеромонах Серафим (Роуз)) оказывается даже, что все было известно очень, очень давно.
Почему для изучения феноменов "Зазеркалья" мы исследуем мозг? Казалось бы, это - организменные явления.
Мозг - это что-то вроде сенсорных входов "души", не имеющей способности к влиянию в нашем пространстве, не имеющей, таким образом, выходов. Может ли в этом случае идти приобретение способности к действию тоже через мозг? Как описывают предпосылку к "действиям души"? "Я подумала: а что там у меня дома? а что где-то? где мои близкие? а что это делают врачи со "мной", которое уже не "я"? " И приводятся рассказы тех, кто побывал не здесь, перемещения мысли, вплоть до редких взаимодействий с миром оставленным...

* * *
То, что здесь писалось, - это попытка на личном опыте (хотя такого "опыта" много и в литературе) осторожно коснуться одного из механизмов творчества. А как с антитезой творчеству - стереотипией, так закономерно формирующейся в мозге, открывая простор для мышления? Кроме этого последнего, кроме обеспечения почти автоматизмов, есть ли у стереотипии именно в человеческой жизни своя, особая роль?
Познавая мир, растущий человек постоянно удовлетворяет "жажду" мозга к деятельности, причем все время новой. И одновременно в мозге и в организме непрерывно идет автоматизация повторяющейся деятельности с формированием соответствующих матриц памяти, далее поддерживающих приобретенные полные или полуавтоматизмы. Эти два экстремума в деятельности мозга - стремление к познанию разнообразного мира и автоматизация - оптимально формируют функциональный мозг человека, где базовая стереотипная деятельность освобождает территории мозга для нестереотипной деятельности, а нестереотипная использует стереотипную как фундамент. Наглядным примером этого может служить соотношение двигательной активности, у взрослого человека в основном матрично обеспеченной, и собственно мыслительной деятельности; в мыслительной деятельности это автоматизация простейших математических операций (таблицы умножения) и дальнейшее познание части или всего математического мира, автоматизация чтения и познание содержания читаемого и т. д., и т. п.
Принципиально по такому пути шло на протяжении многовековой истории большей части человечества формирование нравственности человека, когда в процессе воспитания и обучения основные нравственные догмы буквально вписывались постоянным повторением в мозг и охраняли очень многих людей от выхода за пределы матрицы их памяти, на которой было высечено "не убий", "не укради" и т. д., и т. п. В поддержании по крайней мере некоторых нравственных норм имеют значение уже упоминавшиеся собственные защитные механизмы мозга, способствующие сдерживанию отрицательных эмоций путем создания в сбалансированном мозгу препятствия для распространения по мозгу "волны" отрицательных эмоций. Конечно, такого рода базис "охранял от греха" далеко не всех и не всегда. В любом обществе существовали и существуют группы людей, агрессивные потенции которых превышают необходимые любому индивидууму для реализации честолюбивых замыслов, нередко полезных обществу. Эти люди, как бы в связи со своей генетической предопределенностью, ломают стереотипы в бытовом, групповом, общественном или даже глобальном масштабе. Их действия должно ограничивать и корригировать общество - если общество здорово само, если большая его часть прочно базируется на фундаменте нравственных норм. Если общество нестабильно, оно легко модифицируется, и не всегда - к лучшему.
Как в мозге поддерживается деятельность, базирующаяся на сформированной в течение жизни матрице памяти? Здесь придется сослаться на уже упоминавшийся выше механизм мозга, играющий роль поддержания деятельности в соответствии с планом во многих жизненных поведенческих ситуациях,- речь идет о детекторе ошибок. Каждая сформированная матрица работает под контролем детектора ошибок, зон мозга, реагирующих исключительно на поведенческое отклонение от заданных матрицей границ.
Итак, формирование основных нравственных стереотипов является первым и основным базисом создания здорового общества. Кстати, одно из самых субъективно тяжелых переживаний, свойственных людям с активным нравственным настроем, феномен раскаяния, глубочайшего сожаления о своих действиях, принесших вред себе или своим близким, может быть понят на основе функционирования, и в данном случае доминирования, детектора ошибок, его взаимодействия с матрицей соответствующего поведения.
Однако - и это очень важно подчеркнуть, - создавая базисные нравственные стереотипы, исключительно важно не просто сохранить, но и развить способность творчества, основной драгоценности мозга человека. Если стереотипы служат прежде всего стабилизации и сохранению индивидуумов и общества, творческие способности человека, выполняя те же задачи, одновременно являются естественным и единственным залогом развития и процветания нашей планеты. Таким образом, эта вторая позиция - развития творческих возможностей, - безусловно, не менее важна, чем первая. Именно творческие способности вместе со стереотипными базисными формируют противостояние человека разрушающей среде.
>>>

 

Возврат в начало

НЛП и христианские ценности

Джудит Делозье


Интервью редактору издательства "Свет Православия" игумену Евмению


- Джудит, я хотел бы задать тебе несколько важных для меня вопросов. Мне бы хотелось, чтобы твои ответы стали ресурсом в нашей дальнейшей работе. Первый вопрос: свои письма, адресованные мне ты подписываешь: "Together in Christ". Что для тебя означают эти слова?
- Это значит, что мы вместе во Христе, что Он всех нас объединяет, так или иначе.
- Насколько, по твоему, ценности, которые принес на землю Иисус Христос, сочетаются с ценностями, лежащими в основе НЛП?
- Поскольку предметом моего первого образования было сравнительное изучение религий, полагаю что здесь очень много общего. Я считаю что, с точки зрения НЛП, Христос давал разрешение людям, наделял их силой, предоставляя им возможность более эффективно действовать внутри системы. Он фактически напоминал нам о том, что в нас заложено. Он указывал, что карта не равна территории, учил терпению и признанию разнообразия. И если это расширять до идеи взаимодействия систем, можно вспомнить историю Франциска Ассизского, зверей, которые его окружали, то это еще раз напомнит нам о том, что мы - часть еще большей системы которая тоже свидетельствует об этих принципах.
- Джудит, ты привезла текст раздаточного материала семинара Роберта Дилтса "Исцеляющие стратегии Иисуса". В каком смысле это могло бы помочь практику НЛП или рядовому психотерапевту.
- Здесь есть разные аспекты. Во первых, для нас важен анализ самой личности Христа. Он для многих людей был и остается Целителем. Для меня, для Роберта и для множества людей по всему миру Христос - Наставник, Он учит нас поведению. Как Наставник, Он напоминает нам о наших убеждениях, и Он исцеляет нас и напоминает нам что и целитель, и лидер, и наставник - это разные проявления личности, которые могут сочетаться в одном человеке. Кроме того можно взглянуть на конкретные реальные стратегии, которые Он использует, исцеляя людей.
- Мне известно, что ты занималась моделированием различных религиозных традиций культур. И у нас в связи с этим есть проект по осмыслению стратегий русских святых: как они взаимодействовали с людьми, как они исцеляли человеческие души, как они изменяли убеждения обращавшихся к ним. И может быть у тебя есть несколько идей, которые помогут нам столкнуться с места в этой работе, исходя из того, что НЛП - это прежде всего моделирование.
- Мне кажется, что везде в мире, куда бы я ни поехала, существуют некие общие закономерности в том, что происходит с людьми, когда меняются их убеждения. Мы говорим о том, что человек может находится в сомнении, в конфликте. Мы имеем возможность воспринять от Бога некий дар, который поможет человеку получить желаемый результат.
В связи с этим, можно сказать и о том, что можно найти хорошее и в искушении, потому что искушение напоминает о том цельном и хорошем, что у нас есть. Необходимо также возлюбить свои собственные сомнения поскольку они позволяют двигаться к более глубоким убеждениям и более милосердному состоянию. Кроме того, Роберт очень часто говорит о разрешении себе действовать, а такое разрешение часто бывает связано с ритуалом. Ритуал дает, с одной стороны - разрешение действовать, с другой стороны - силу для этого действия.
Иногда люди думают так: вот, я буду проделывать некую технику НЛП, и этого достаточно. Но если я например обозначу пространство моего действия, благословлю его и дам место действию Святого Духа, то мое действие будет наполнять людей особой благодатной силой.
- Спасибо Джудит! Мне бы хотелось поделиться с тобой видением нашей миссии, которая, кстати, во многом определилась благодаря просмотру тренингов и чтению книг Роберта Дилтса. Мы хотим адаптировать подходы, модели, и пресуппозиции НЛП к контексту христианских ценностей и создать модель психологической помощи, которая поможет священникам экологично, грамотно, эффективно и быстро решать проблемы приходящих к ним людей. Ведь в контексте российской традиции и культуры роль психолога и психотерапевта лежит на православном священнике. В связи с этим нам бы хотелось, от тебя, как одного из авторов НЛП получить словесное напутствие для этой непростой работы.
- Мне кажется что основная исходная позиция вашей работы может быть такой: будь добр к людям тебе воздастся, и делай все исходя из своих искренних убеждений. Надо постоянно напоминать себе о том чтобы мы не делали в этом мире мы должны быть добры, милосердны, постоянно нести добро как окружающим нас людям, так как самим себе чем больше в нас добра и милости, тем лучше будет для всех людей вокруг нас.
25 марта 2001 г.
light_orthodox@mail.ru

ХОЛОДИНАМИКА

www.humans.ru/humans/holodynamics

Холодинамика. Отслеживание: руководство и рекомендации

"Каждый процесс живет своей собственной жизнью"

Любое руководство является не более чем обобщением многих процессов, и пункты его - всего лишь ориентиры, маяки для работы. Оставайтесь в состоянии исследователя!

Некоторые полезные правила:

1.  Терпение и соответствующий темп
Процесс осознания внутренних изменений может идти в 2-3 раза медленнее, чем обычное общение. Важно настроиться с клиентом "на одну" волну и задавать вопросы в замеделенном ритме.

2.  Один вопрос - один ответ
Не забрасывайте клиента вопросами. Задавая вопрос дождитесь ответа на него.

3.  Используйте универсальный вопрос "Что проиходит?"
Если клиент на ваш взгляд слишком долго не отвечает, то используйте универсальный вопрос "Что проиходит?"

4.  Оставайтесь на уровне тела и на уровне разума в своем Месте Покоя -это ваша экология и техника безопасности.

Данное руководство я ипользую при обучении холодинамике. Оно отличается от варианта опубликованного в книге Керка Ректора "Руководство по отслеживанию", и является просто еще одним подспорьем в обучении данной технике. Основными отличиями является выверенность  формулировок, которые являются инструкциями для клиента - их можно просто зачитывать с листа, а так же использование лингвистических паттернов направляющих внутрений процесс.

 

РУКОВОДСТВО ПО ОТСЛЕЖИВАНИЮ

 

I. Определение цели и получение доступа к холодайну

·    Настройтесь на решение проблемы.Перенеситесь в свое Место Покоя. Пригласите свой Высший Потенциал.Готов ли он быть вашим Наставником для решения данной проблемы?

·    Опишите, в чем состоит проблема?

·    Переживите проблему заново. Какие чувства Вы испытываете?

·    Как отзывается проблема в вашем теле? Какое место в теле она занимает?

·    На что это похоже? Какой формы? Плотности? ... Что еще вы чувствуете?

·    Посмотрите на холодайн со стороны. Какого он цвета? Что еще вы видите?

·    Готов ли он общаться с Вами?

·    Спросите своего Наставника, подходящий ли сейчас момент, чтобы вернуться в то время, когда этот холодайн впервые появился в Вашей жизни? Что происходит?

II. Поиск глубинного положительного намерения холодайна

·    Поблагодарите холодайн за то, что он проявил себя. Отнеситесь к холодайну с любовью за то, что он взаимодействует с Вами.

·    Спросите его, что ты делаешь для меня? Когда ты делаешь это, что ты получаешь?

·    Чего ты на самом деле хочешь? Когда ты получишь это, что ты будешь чувствовать?

·    Если необходимо, обратитесь к своему наставнику и спросите, в чем состоит глубинное положительное намерение холодайна.

III. Трансформация холодайна в зрелый образ

·    Попросите вашего наставника найти или создать холодайн, который содержит все что нужно Вашему незрелому холодайну. Опишите этот зрелый холодайн.

·    Нравиться ли зрелый холодайн незрелому? Хочет ли незрелый холодайн стать таким же, как новый зрелый холодайн?

·    Сведите холодайны вместе и позвольте им слиться. Что происходит? Каков результат?
Нужно ли сделать что-нибудь еще?

IV. Перепроживание

·    Готов ли Ваш Наставник помочь вам вспомнить те ситуации Вашей жизни, которые прежде контролировал старый холодайн?

·    По мере проживания отдельных моментов Вашей жизни позвольте новому холодайну создать ситуации заново. Расскажите, что происходит.

V. Интеграция

·    Верните новый холодайн в тело. Что происходит? Что Вы чувствуете?

·    Хочет ли новый холодайн раскрыть свой потенциал в Вашей жизни?

·    Готовы ли Вы общаться друг с другом?
Есть ли от него какие-нибудь послания или задания?

·    Готовы ли Вы действовать вместе с новым холодайном каждый день?
В чем будет заключаться ваша совместная деятельность?

·    Будет ли новый холодайн действовать в соответствии с принципами и ценностями, которым Вы следуете в своей жизни?
Каким новым принципам он хочет научить Вас?
Готовы ли Вы воплотить эти новые принципы в своей жизни?

·    Распространите свое новое состояние на других людей, на всю Вселенную. Что происходит?
Что Вы собираетесь предпринять в течении ближайших 24 часов для того, чтобы поддержать это новое состояние?

·    Спросите Вашего Наставника, нужно ли сделать что-нибудь еще перед тем, как мы закончим?

·    Что Вы сами хотите сделать перед завершением процесса?

·    Вернитесь в состояние здесь и сейчас. Что Вы чувствуете?

Успехов и Поля Любви!

Приведен лист раздаточного материала "руководство по отслеживанию" к тренингу "Холодинамика" фаза I и комментарии 

Виктор Стрелкин vstrelkin@mail.ru

 

МАТЕРИАЛЫ СООБЩЕСТВ


Ганзен В.А. ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ОПИСАНИЙ. БАЗИСЫ СИСТЕМНЫХ ОПИСАНИЙ

Несмотря на большое разнообразие вариантов системного подхода и видов систем существует общий подход к их описанию. В общем определении системы (2.1) использованы понятия множества и отношения. Это дает основание применять в качестве общей основы описания различных систем математическую теорию множеств. В формальной логике основными характеристиками понятия являются объем и содержание, с которыми можно сопоставить некоторые множества. Операции над понятиями во многом аналогичны операциям над множествами. Поэтому в качестве второй общей основы построения системных описаний можно использовать формальную логику. Многие понятия в психологии имеют размытые, нечеткие границы. Их можно описывать при помощи теории нечетких множеств… >>>

 

РАСКРОЙТЕ БЕЗГРАHИЧHЫЕ ВОЗМОЖHОСТИ СВОЕГО ГОЛОСА

Голос - это видовой поведенческий орган развития живой природы, включая и человека, это - логос (чертеж, план, путь, стратегия) саморазвития человека. Выдвигается ряд гипотез, согласно которым каждый из нас является обладателем уникального по своим свойствам голоса (органа), безграничные возможности которого используются нами в самой ничтожной степени.
Вспомним чеховское знаменитое: "В человеке должно быть все пpекpасно..." Hо может ли это "все" не включать в себя такой важнейший атpибут нашей сущности как голос? Так вот, оказывается, каждый человек от пpиpоды наделен... голосом феноменальной силы и кpасоты. И этот голос нельзя утpатить: с помощью довольно пpостых упpажнений его всегда удается восстановить. Вы сомневаетесь? Я тоже не веpила в это, пока не испытала на себе самой поpазительный эффект одной методики. Ее pазpаботал научный pуководитель Центpа pазвития голоса инновационного пpедпpиятия "Багpатид", кандидат психологических наук Владимиp Павлович Багpунов. А дело было так... >>>

 

ЭКЗАМЕНЫ
Григорий Павловский

Экзаменов не любит никто. Сессия у многих студентов ассоциируется, хотя бы в какие-то моменты, с походом к стоматологу. И атмосфера некоего нервозного веселья в коридорах учебных заведений во время экзаменов давно уже никого не удивляет - она привычна.
Итак. Если вы читаете эти строки, для вас настала горячая пора: предстоит сдача экзаменов. Ряд ценных советов по подготовке к экзаменам вы найдете в статье раздела НЛП и грамотность >>>


Шугалей Елена "О "БОРЬБЕ" С ПРОГОВАРИВАНИЕМ"

При активном восприятии в процессе чтения мы максимально приближаемся к характерной для нас модели мышления. Внутренняя речь - неотъемлемая ее часть. Именно она позволяет нам свертывать уже освоенную информацию и актуализировать ее в зависимости от контекста умственного действия. >>>
http://www.humans.ru/humans/iq


БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ:
http://www.humans.ru

 

Открыта подписка на рассылку новостей Сообществ "Новости проекта ЧеловекИ"! Подписка через Subscribe.Ru (код рассылки - culture.news.humans) или на http://www.humans.ru

 

Если вы хотите непосредственно ознакомиться с нашей жизнью, поучаствовать в совместном творчестве - добро пожаловать в наш общий виртуальный Дом! (http://www.humans.ru)


ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

 

 

Возврат в начало


 

Почтовый ящик проекта: elena@humans.ru; ; elena@psycho.all.ru

Архив рассылок http://www.subscribe.ru/archive

help.nlp - НЛП по делу! Семинар онлайн

education.metafora - Метафоры

science.psychology.child - Игрушечное НЛП

science.psychology.practice - ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное