Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Только сенсации!

  Все выпуски  

Только сенсации!


Только Сенсации!
Тёмные места в биографиях великих ученых. Фальсификации и подтасовка фактов. Сенсационные заявления академиков. Разоблачения псевдонаучных открытий. Шокирующие новости со всего света. Парадоксы и непознанное, о чём не принято говорить вслух.
Книга Рузовой Т.В. "Океан блаженства"

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ: http://www.ruzov.ru/natya/book_3.html

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НА ЭТУ ТЕМУ: http://www.ruzov.ru/natya.html

Глава 3. Неземные удовольствия: танец, музыка, драма

Как же возникли индийские танцы?

На этот вопрос можно ответить двояко.

Если мы предпочитаем точку зрения материализма и сторонников теории Дарвина о происхождении человека, то все объясняется просто. Как известно, труд сделал из обезьяны человека. Человек сначала занимался охотой, потом земледелием и т.д. Так вот, уже первобытный человек стал сопровождать свою деятельность различными ритуалами. Он пробовал воспроизвести разные звуки, в том числе и с помощью различных предметов, пробовал выразить свое состояние разными телодвижениями, иногда это становилось формой заклинаний или празднованием побед. Так родились танцы, музыка и музыкальные инструменты. Со временем они усложнялись и совершенствовались, и теперь это то, что мы имеем на данном этапе истории.

Есть и другая точка зрения на этот вопрос: музыка и танцы имеют божественное происхождение и были даны человеку свыше в определенный момент времени. Эта теория тоже имеет подтверждения в различных древних манускриптах и других артефактах, найденных археологами.  Есть история о возникновении танца в произведении «Вишну Дхармотар Пурана». Мудрец Маркандейя Муни рассказал Ваджре об изобретении танца. Этот рассказ получил название Нритта сутра.

Давным-давно, когда происходила пралая (уничтожение вселенной),  жизнь на Земле прекратилась. Бог Вишну возлежал на ложе из змея Ананта Шеши, погруженный в мистический сон йога-нидру. Из озера  Его пупка вырос лотос. На этом лотосе восседал бог Брахма (первое и мудрейшее живое существо во Вселенной). Одновременно были созданы боги и данавы (демонические личности). Два данава - Мадху и Кайтабха – украли у Брахмы Веды, древние знания, священные писания, являющиеся своего рода главной инструкцией к этому миру, и спрятали их, чтобы никто не смог помочь богам. Расстроившийся Брахма взмолился Вишну о своем горе и получил его благословение. Брахма сказал: "Эти четыре Веды - мои глаза, без  них я не могу видеть. Будь милостив, принеси мне их". Вишну встал со своего ложа и стал ходить по дну океана.

Лакшми, (Богиня удачи и процветания, супруга Господа Вишну) поразилась, когда увидела, что Вишну не просто идет, но движется самым изящным образом. Вишну превратился в Ашвашира (человека с головой лошади) и отправился на Патала Локу (мифическую область, одну из низших планетных систем, находящуюся под дном океана). Мадху и Кайтабх увидели Ашвашира и погнались за ним, чтобы его убить.  Но Ашвашира победил их обоих и принес Веды богу Брахме. Когда он вернулся к Лакшми, она сказала: "О, мой Господин, расскажи мне, пожалуйста, о том, как ты ходил по дну океана. Я испытала неизмеримое удовольствие, наблюдая за твоими прекрасными движениями! Будь так добр, объясни их мне!" Вишну ответил: "Это ангхара и карана - телодвижения, называемые танцем. Кто будет молиться мне при помощи танца, тот достигнет мокши (освобождения от бесчисленных рождений и смертей)".

Бог Вишну показал ангхары и караны Брахме и попросил его изложить их суть. Брахма научил им  мудреца Бхарату Муни, и позже по благословениям богов танцы распространились среди людей, но об этом подробнее поговорим чуть позже. Сначала искусством танца овладевали боги и жители высших планет (рая).

Бог Шива - исполнитель космического танца. Согласно Ведам, он является и творцом самого танца. Он танцует каждый вечер. Все боги принимают участие в этом танцевальном представлении, аккомпанируя танцу. Брахма задает тал, Вишну играет на мриданге, богиня Сарасвати играет на вине, Солнце и Луна играют на флейте. Все апсары и киннары (небесные танцоры и музыканты) исполняют свои музыкальные партии, Нанди играет на дамару, Бхринги - на мадале, а Нарада поет.

Земля приводится в движение ногами Шивы, а космос, планеты и звезды движутся, подчиняясь движениям его рук. Поэтому в Ведах сказано – нритьям ям джагат, что значит "природа полна танца".

Бог Шива в своей форме Натараджа (санскр. ната – танец, драма; раджа - владыка, повелитель, царь) знаком очень многим - это танцующая фигурка с четырьмя руками. Он изображен в изящной танцевальной позе, одна пара его рук сомкнута в Абхая мудре (абхая - бесстрашие, мудра - знак, символ), вторая пара рук держит всеочищающий космический огонь (Агни) - символ трансформации и барабанчик (дамару) - символ всего творения и олицетворение самой жизни. Шива стоит на правой ноге (стита падам) - устойчивая и хорошо зафиксированная поза, его левая нога (мокша падам или ануграха падам) символизирует награду освобождения от цепи бесчисленных рождений и смертей (мокша). Карлик-демон, поверженный им, чаще всего трактуется как невежество, а более подробно: он есть олицетворение болезни (рога), лихорадки (джвара) и смерти (марана), которые, с одной стороны, естественны для всего живого, а с другой - являются жестоким их наказанием. Подавляется всё вышеописанное зло только чистым божественным сознанием, которое в данном случае представлено самим Шивой. Демон укрощён, но не мёртв, потому что он тоже часть жизни, её реалий, часть исполняемого Шивой танца.
Подобно гирлянде обрамляет фигуру Натараджи огненное кольцо - это джвала мала прабха мандала (джвала - мерцание пламени, мала - гирлянда, прабха - озаряющий, мандала - круг, окаймление). Это исходящая от него мощь и энергия, порождающая и уничтожающая миры.

Однажды демон Трипурасура очень навредил богам и завладел всей их собственностью. Всем богам пришлось жить в дремучих лесах и пещерах. Но и тогда он не успокоился и продолжал притеснять их. Все боги отправились к Брахме, который вместе с ними пришел к Вишну с просьбой о помощи. Вишну сказал, что только бог Шива может убить демона, после чего все они явились к богу Шиве и попросили его помочь им, умертвив Трипурасуру. Шива согласился. Исполненный гнева, он отправился на поиски демона. Увидев демона, он принялся яростно танцевать и отрезал ему голову своим трезубцем. Его танец был полон энергии, гнева и вдохновения; он обучил этому танцу своего любимого ученика Танду, который был также известен как Нандикешвара. Танду распространил этот танец, получивший название тандава.  Чтобы прославить Шиву, Бхарата Муни подготовил драму "Трипур Да" и исполнил ее на горе Кайласа перед богом Шивой по повелению Вишну. Шиве очень понравилось представление, и он попросил Танду научить Бхарату Муни танцу тандава, чтобы его драма стала еще более совершенной.

В то же время Парвати, супруга бога Шивы, танцевала изящный и нежный, полный любви танец, чтобы ублажать и успокаивать бога Шиву. Этот тип танца называется ласья. Парвати научила ему Ушу, дочь  демона Банасуры, великого почитателя бога Шивы.  Позже Уша стала женой Анируддхи, внука Господа Кришны, и научила искусству танца девушек Двараки, которая находилась на Земле. Благодаря ей танцы распространились среди людей.

Вообще, после того, как был сотворен танец, согласно легенде, Индра (царь богов) попросил Брахму, творца вселенной, провозгласить метод наставлений, подходящий для людей любого типа, так как низшие сословия не могли изучать Веды. Брахма погрузился в медитацию и создал Пятую Веду, или Натья Веду, или Натья Шастру. Он, выделив лучшее из каждой Веды, взял речь или декламацию из Риг Веды, пение из Сама Веды, мимику из Атхарва Веды и представление из Яджур Веды. Потом Брахма обучил этому искусству драматургии святого мудреца Бхарату Муни и 100 его сыновей, и поручил  ему принести этот дар на землю и распространить людям. Натьяшастра – это драматургия, в которой танец является ее составной частью. Драма была танцем, а танец был драмой. Детали и подробности  разных аспектов танца и сопутствующих ему атрибутов включают в себя также типы представлений; рекомендации, касающиеся сцены, физические данные танцора (о его росте, разных размерах тела, даже о его волосах и глазах), Различные типы абхинаи и ее компоненты, такие, как  ангика (части тела), ахарья (украшения, а также грим и костюм), саттвика (эмоции) и вачика (речь, то, что произноситься); навараса, (9 типов основных настроений, чувств) и многое другое описано очень подробно. В этом трактате сосредоточено все необходимое, и ничто, существующее в драме и танце, не забыто. Натьяшастра Бхараты Муни стала очень популярной в древнем обществе, и позже вышло несколько комментариев к ней. Одним из основных считается комментарий Абхинавагупты. Потом, с течением времени, выходили в свет другие важные работы о танце: «Абхиная Дарпана»  Ачарьи Нандикешвары, «Сангитаратнакара» Сарангадева и др., которые до сих пор используются для обучения индийским классическим танцам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ: http://www.ruzov.ru/natya/book_3.html

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НА ЭТУ ТЕМУ: http://www.ruzov.ru/natya.html

МАГАЗИН - ЗАКАЗ CD (MP3)   ПОСЕТИТЬ САЙТ ДВЦВ   СКАЧАТ ЛЕКЦИИ В мр3    ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ   ШКОЛА АСТРЛОГИИ   ШКОЛА "ГИРИРАДЖ"   АРХИВ РАССЫЛКИ    АРТХА-ШАСТРА   АЮРВЕДА   ПСИХОЛОГИЯ   ЭВЕРЕСТ   БИБЛИОТЕКА

НЕКТАРОЛОГИЯ - КАК ИЗВЛЕКАТЬ НЕКТАР ИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ


В избранное