В июне англичане проводили у себя очередной социологический опрос. Спрашивали у молодого поколения: скажите, кто ваши герои в области искусства? В результате получился такой список: 1. Уолт Дисней. 2. Питер Кей. 3. Бэнкси. 4. Леонардо да Винчи. 5. Боб Марли. 6. Джейн Остин. 7. Боб Дилан. 8. Тим Бертон. 9. Мэрилин Монро. 10. Уилл Смит.
Есть подозрения, что да Винчи оказался в списке благодаря выдуманному для него Дэном Брауном коду; старушка Джейн Остин могла бы сказать спасибо новому кино с Кирой Найтли. С остальными понятно.
Кроме двух. Недолгие изыскания прояснили: малоизвестный нам Питер Кей - писатель, сценарист и комик, жизнерадостный толстяк, который давно стал своим во многих английских домах. А Бэнкси оказался художником, который уже успел удивить не только английскую молодежь, но и весь мир. Кто же он, в глазах некоторых двинувший культуру дальше великого Леонардо?
Бэнкси - тот, кто рисует на заборах. Его жанр - граффити. А репутация - террорист от искусства и художник-партизан.
Возможно, его имя Роберт Бэнкс. А может, Робин Бэнкс. Не исключено, что он уроженец городка Йета неподалеку от Бристоля (и тогда у них одна малая родина с Джоан Ролинг), а родился в 1974 году. Или в 1978-м. Лет в 14 его выгнали из школы, затем посадили в тюрьму за какое-то мелкое преступление. Одевается в футболки с пятнами белой краски и шорты. Ага, и больше не знают о нем ничего.
В его биографии - сплошные "возможно" и "не исключено", потому что Бэнкси - удивительная мифологическая личность. Никто не располагает достоверными фактами о его прошлом и настоящем. Никто, кроме пары журналистов, не лицезрел его лично, да и сам ли Бэнкси являлся им для бесед, неизвестно. Одним из немногих, кто видел Бэнкси лицом к лицу, был журналист "Гардиан" Саймон Хэттенстоун. Саймон описывает его как "гибрид актера Джимми Нейла с рэппером Майком Скиннером" и как "28-летнего парня в джинсах и футболке,
с серебряным зубом, серебряной цепочкой и одной серебряной серьгой".
Когда дает интервью, художник-партизан направо и налево врет. Например, что учился на мясника, но потом, увидев, как в Бристоле все кому не лень пачкают стены из аэрозольных баллончиков, переквалифицировался в граффитисты. По словам Бэнкси, даже его родители не знают, кто он такой на самом деле.
Смерть телефонной будки.
А что известно точно? Немногое. Бэнкси начал писать на заборах в 90-х вместе с единомышленниками. С тех пор много краски утекло. К 2000 году Бэнкси перешел к трафаретной технике, осознав, что, применяя для порчи стен трафарет, создаешь рисунок гораздо быстрее. (Еще одна легенда рассказывает, что однажды, когда Бэнкси еще рисовал без шаблона, ему пришлось прятаться от полиции под вагоном поезда.) Вскоре о нем и заговорили…
Свои картины Бэнкси сопровождает лозунгами. Обычно это послание "анти-" - антивоенное, антикапиталистическое, антиправительственное, антимещанское и пр.
"Для чего вы все это делаете?" - спросили как-то у художника. Он ответил: "Вначале я пытался спасти мир. Но теперь не уверен, что этот мир мне нравится".
Его любимые герои - люди, крысы и обезьяны (в образе шимпанзе он изобразил даже саму Королеву к ее юбилею). Кроме граффити, Бэнкси рисует наклейки и ваяет скульптуры, известный экземпляр - убитая топором телефонная будка (убитая, поскольку старые способы коммуникации отмирают). Один раз нарисовал обложку альбома -- "Think Tank" для Blur, но больше коммерческими проектами заниматься не хочет. В Нью-Йорке ему доверили расписать коридор отеля "Карлтон Армз". Также Бэнкси издал несколько книг со своими фотографиями
и рисунками. Последняя - "Стена и мир" - разошлась тиражом в 250 тысяч экземпляров…
Еще ему нравится издеваться над известными картинами. Бэнкси "улучшил" "Пруд с лилиями" Моне, завалив водоем тележками из супермаркета. А "Полуночников" американского художника Эдварда Хоппера, которые в оригинале просто сидят в кафе, заставил оглянуться на хулигана в английских трусах, расколотившего витрину. Иногда, прокравшись неведомо как, Бэнкси размещает свои шедевры в различных музеях - таких как Музей современного искусства, Метрополитен, Галерея Тейт. А граффити партизана украшают городские пейзажи
Бристоля, Лондона, Вены, Сан-Франциско, Барселоны и Парижа.
Дайте хоть кусочек ДНК!
Известность - то, о чем мечтают миллионы и к чему стремится любой артист. Только анониму Бэнкси медные трубы по барабану. При этом мало кто из художников за последние пару лет обрел такую славу, как он.
В огромной армии поклонников Бэнкси - и миллионеры, и уличные мальчишки. Длинные очереди выстраиваются, чтобы увидеть выставки его работ. На последней, в Нью-Йорке, посетителей поразил живой слон "в посудной лавке", расписанный розовым и золотым. Со времен Сальвадора Дали в искусстве, наверное, никто так не хулиганил.
Слава Бэнкси растет на глазах. Портрет Кейт Мосс, копирующий картину Энди Уорхола с Мэрилин Монро, ушел с аукциона за 50400 фунтов. А зеленая Мона Лиза, плачущая краской, - за 57600. Через год на "Сотби" картину "Слава" купили за 72000 фунтов, статуэтку балерины в противогазе - за рекордные 96000. На второй день аукциона Бэнкси украсил свой веб-сайт изображением: участники торгов прицениваются к картине. С подписью: "Не могу поверить, что вы, придурки, на самом деле покупаете это дерьмо!" Насмешки не остановили
покупателей. "Космическая девочка с птицей" ушла за 288 тысяч, что в 20 раз превысило первоначальную цену лота.
Родной Бристоль (если он художнику действительно родной, кто это может знать?) гордится творениями Бэнкси. Недавно там при строительстве нового здания должны были снести старый дом, с его граффити на стене, - но не стали и решили как-то вписать шедевр в новое строение.
Во время последней выставки в Лос-Анджелесе Бэнкси заказал пиццу. Съел и выбросил коробку. Через несколько недель эту коробку выставили на интернет-аукционе E-bay за 102 доллара. Продавец сообщал, что пара анчоусов из начинки пиццы, которые остались в упаковке, вероятно, содержат частички слюны Бэнкси, и по ним можно вычислить его ДНК… Вот радость для фанатов.
21 мая 2007-го Бэнкси была присвоена награда как самому выдающемуся деятелю искусств современной Британии. Но он не явился за призом, а предпочел остаться легендой.
В лондонских киосках продаются путеводители по уличным шедеврам бэнксиевского искусства. Поскольку мало кому из нас посчастливится пройти по этому маршруту, любуйтесь творениями Бэнкси на его
сайте.
Пингвины заговорили
Бэнкси обожает устраивать розыгрыши. Вот лишь некоторые:
* В Лондонском зоопарке он пробрался в пингвиний загон и написал на стене огромными буквами: "Рыба нас уже достала!"
* В августе 2004 Бэнкси нарисовал 10-фунтовые банкноты, поменяв Королеву на принцессу Диану, а надпись "Банк Англии" на "Бэнкси Англии". Большую пачку купюр раскидали в толпе на карнавале в Ноттинг-Хилле. Кто-то даже пытался их потратить… А потом деньги с Дианой продавали на интернет-аукционе по 200 фунтов за штуку.
* В слоновнике зоопарка Бристоля с легкой руки Бэнкси появилась надпись: "Хочу на свободу. Здесь слишком холодно. От сторожа воняет. Скука, скука, скука".
* В некоторых популярных туристических местах Лондона, откуда открываются красивые виды, Бэнкси разместил надписи "Фотографировать запрещено".
* Стену на западном берегу реки Иордан с палестинской стороны Бэнкси украсил в девяти местах. В одном месте он нарисовал лестницу, в другом - детей, пробивающих дырку в стене. "Как человек, рисующий на стенах, я просто обязан был посетить самую большую стену мира", -- сказал "террорист".
* В 2004-м на стене лондонского Музея естественной истории художник повесил стеклянную коробку с дохлой крысой внутри. На крысе были черные очки, а в лапе - микрофон, внизу валялся баллончик с краской. Инсталляция была подписана: "Наше время придет".
Вот мнение Бэнкси о своих излюбленных персонажах: "Если вы чувствуете себя грязным, ничтожным и нелюбимым, то вот вам модель поведения - крысы. Они существуют без разрешения, плюют на общественную иерархию и занимаются сексом 50 раз на дню".
* На тротуаре одного из американских курортов, где прогуливается много толстяков, Бэнкси написал: "Жирный переулок".
* На стене клиники сексуальных проблем Бристоля Бэнкси нарисовал висящего на подоконнике голого любовника, застигнутого врасплох приходом мужа. Городской совет устроил опрос по Интернету, стереть картинку или оставить. 97% высказались за то, чтобы висел и дальше.
* Год назад, когда на CD вышел дебютный альбом Пэрис Хилтон, Бэнкси собственноручно заменил 500 копий в британских магазинах на свои - с ремиксами одного из британских ди-джеев и придуманными названиями треков: "Почему я знаменита?" "Что я сделала?" "Зачем я?" На обложке диска Пэрис была нарисована с собачьей головой. Часть из дисков успели раскупить до того, как обнаружился розыгрыш.
* Бэнкси повесил свою картину "Первобытный идет в магазин", изображающую древних охотников с магазинными тележками, в галерее Британского музея. Служители решили оставить ее в постоянной коллекции. Кстати, они заметили этот образец "пещерного искусства" только на восьмой день.
* В калифорнийском Диснейленде Бэнкси подвесил на один из аттракционов надувную куклу в наряде заключенного и наручниках. Кукла провисела там полтора часа.
* А еще над Пикадилли какое-то время болталась резиновая девочка на воздушном шаре с надписью "Макдоналдс". Когда Бэнкси обвинили в дешевом рекламном трюке в пользу "Макдоналдса", он возразил: "Если ребенок с детства питается биг-маками, то вырастает слишком жирным для того, чтобы взлететь на воздушном шарике".
* На фестивале в Гластонбери в июне этого года Бэнкси выстроил "Стоунхендж" из кабинок переносных туалетов.