Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия Выпуск № 50 'О шляпах'


Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 50
23-29 июня 2003 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Один еврейский мальчик очень переживал, когда к его отцу на улице однажды подошел какой-то тип, грязно выругался, сорвал с головы отца шляпу и бросил ее в канаву. Этот эпизод со шляпой мальчик не раз вспомнит, когда будет создавать свою теорию и докапываться до источника человеческих неврозов. Мальчика звали Зигмунд, а слабого отца без шляпы, которого он презирал, -- Якоб Фрейд.



Биография человеческой шляпы

Шляпы диктуют
Вот так шляпа вписала себя в историю самой великой психологической теории. А почему нет? Этот скромный вроде бы предмет, как никакой другой среди тех, что нас окружают, приближен к тому, что делает нас человеком. К разуму, к положению в обществе, к писаным и неписаным законам общения.

Раз шляпой накрывают голову, она означает мысль. Не зря бабушки любят нудить: "Без головы не ходи", а ведь всего-то шапку имеют в виду! Поменял шляпу -- и образ мыслей поменял. С другой стороны, "шляпа" -- это то же самое, что дурачок-неудачник. Пустая ведь.

Приподнимаешь шляпу, приветствуя кого-нибудь, -- признаешь его социальное превосходство или хотя бы делаешь вид, что это так. Этот кто-нибудь приподнял в ответ шляпу -- мы, важные персоны, уважаем друг друга. "Если вы хотите преуспеть -- наденьте шляпу", говорит старая английская поговорка, и ее до сих пор никто не отменил.

В общем, "А еще в шляпе!", потому что...
"Я не просто так, а президент или управляющий!"
"Я не могу ее не носить, потому что я в форме".
"Потому что солнце слишком печет!"
"Потому что волосы сильно пачкаются".
"Потому что надо защитить голову от удара".
"Без шляпы я очень маленького роста".
"Все без шляп, а я выделяюсь из толпы".
"Я должен провести этот ритуал".
"В шляпе я совсем иначе выгляжу".
"Холодно без шапки-то!"
"Я могущественный маг или прорицатель".
"Это платье без шляпы не смотрится".
"Так не видно лысины". -- "Так не видно моей гривы".
"В тени полей шляпы меня не узнают".

Само слово "шапка" древнее, происходит от латинского "cappa". В те древние времена никто не делал из шляпы культа...

Шляпы приручают человека
Когда именно первая звериная шкура разместилась на человеческой голове, защищая от холода, не скажет никто. 27 тысяч лет каменной фигурке виллендорфской Венеры, которую откопали в Австрии. На ее голове не то прическа, не то тканевая шапочка. Венер таких находят много, и кто-то даже предположил, что эти фигурки -- нечто вроде современного каталога мод.

Одна из первых шляп нарисована на надгробном рисунке в Фивах: мужчина в головном уборе из соломы. Греки относились к шапкам утилитарно и надевали их только в путешествия. Но именно тогда родились два основных вида головных уборов: то, что мы называем "шапкой" и "шляпой". Шапка как греческий пилос, нечто вроде чепчика, обтягивающего голову, без полей. И шляпа как греческий петасос, убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петасос отбрасывали на спину, ведь он был подвешен на ремне или ленте.

И еще одна шапка родилась в античные времена -- фригийский колпак. Римским рабам ходить с покрытой головой не разрешали, и потому те, кому удавалось освободиться, тут же водружали на головы маленькие колпаки, форма которых была заимствована у фригийцев. Их так и называли -- "шапками свободы".
Много позже, во времена Великой французской революции, колпаки стали красными и замелькали на головах якобинцев.

Шляпы бесчинствуют
Но вот человек перестал быть свободным. Средние века надели оковы на естественные желания и потребности, зато вырвались наружу причудливые и дикие формы шапок и шляп.
В ХI-ХIII веках шляпы носили все. Круглые, цилиндрические, конусы и башни, пирамиды и дворцы. В готические времена, ХIV-ХV вв., они становились все экстравагантнее. Капюшоны вытягивались так, что начинали подметать улицы (длину такого гугеля определяло специальное постановление!), а геннины, конусообразные женские колпаки, вырастали на метр выше головы.

Головные уборы были предметом роскоши, их украшали лентами, мехом, перьями и алмазами. Вот как пишет один монах-августинец (ХV век): "То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то приобретенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб (или грудь) или носит вокруг шеи коралловые четки и, наконец, купленные блестящие волосы умершей женщины. Все это необходимо женщине для украшения головы, сто злотых едва ли здесь хватит".

Во времена Возрождения шляпы стали еще разнообразней: носили и чепчики, и тюрбаны, и фески, и вуали, и, конечно, береты. Интересно, что сначала мода на шапки была только мужской, и только после ХVI века перекочевала на дамскую половину. Да так там в основном и пребывает.

Европейские страны по очереди надевали на себя "самую модную шляпку": во второй половине ХVI века это была Испания в маленьком берете или токе, или в жесткой длинной шляпе цилиндрической формы -- прадедушке цилиндра. В ХVII веке Франция заставила всех модников надеть мягкие фетровые шляпы с широкими полями, с пером или лисьим хвостом наверху. Поля мешали, когда благородный всадник садился на коня и обнажал меч. Потому их начали подкалывать -- сначала с правой стороны, потом и с левой, и спереди. Так к концу ХVII века широкополая шляпа превратилась в треуголку. В ХVIII веке самую модную шляпу надела Англия. Высокую, с опущенными на глаза полями, с пряжками и лентами.

Великая французская революция 1789-го вспомнила о колпаках римских рабов. К началу нового века, правда, эта страсть прошла. Зато появились бархат и тюль, а с ними и соломенные шляпки.
При Наполеоне шляпы переживают последний свой расцвет и настоящий культ. Больше такого разнообразия фасонов, роскоши и великолепия в шляпной истории не случалось. Чепцы с лентами, шляпы-шуте с необъятными полями и кружевом, тюрбаны с перьями, цилиндры. Головы казались огромными!

ХIХ век кончается, и огромные шляпы-"торты" сменяются капотами, а цилиндры -- котелками. И мужчины, и женщины носят канотье... В 1910-х годах еще никто не выходит на люди без шляп или шапок, включая детей. Появиться без шляпы или платка на улице значило публично признаться в своей распущенности и неадекватности. Забавно, но сегодня часто бывает наоборот.

Шляпы переезжают в чулан
Первая мировая война отменила шляпы, эмансипация и революции довершили начатое. К 20-м годам волосы стали короче, шляпки -- маленькими. В 30-40-е они еще были обязательной деталью нарядного костюма, а в 50-е начался "массовый пошив головных уборов". В 60-е же парики и башни из волос вытеснили шляпы из моды, которая вообще стала менее формальной. Главный "враг" шляпника, парикмахер, и сегодня одерживает верх.

Некоторый интерес к пошиву шляпок возродился в 80-90-е, возможно, благодаря влиянию принцессы Дианы. Но в целом шикарные головные наряды и те, кто их шьет, выживают сегодня только благодаря светским раутам или свадьбам.

Даже в Сибири, где без меховой шапки зимой раньше нельзя было обойтись (на наших глазах каждый год-два менялись фасоны гигантских норковых колпаков), все больше народу ходит в вязаных шапочках, капюшонах или просто так. И зимы стали теплее, и нравы демократичнее. Хотя мода на норку и не умерла: в каждой сибирской маршрутке можно встретить пару девиц в норковых скоморошьих колпаках с хвостиками.

И все-таки... Прекрасны шляпы, полезны шапки, но что может быть лучше свежего ветра, развевающего твои волосы!

Софья АЛЕКСАНДРОВА


Шерлок Холмс -- охотник на оленей
Факты из шляпы

По французской традиции, на поварском колпаке должно быть 100 складок. По числу способов, которыми хороший повар может приготовить яйца.

Заключенным Петропавловской крепости в середине XIX в. разрешали сидеть в шляпе, только если это не цилиндр.

По статистике, 8 мужчин из 10 обращают больше внимания на девушку в шляпке, чем на простоволосую.

В интернете есть американский сайт "Шляпы из мяса". Его создатели утверждают, что "мерзкую плоть" носили на голове еще ацтеки. На фотографиях -- шляпы из грудинки, говядины, нарезанной ветчины, шапки с завязками из сосисок и кепки из фарша. Маньяки с мясом на голове устраивают показы и собираются на вечеринки.

Есть суеверия, связанные с королевскими коронами и уборами. Если их примерит на себя особа некоролевской крови -- обязательно умрет, и смерть будет мучительной.

Английская королева-мать, как женщины сто лет назад, не выходит на люди без шляпы.

Шляпы и шапки -- очень таинственный предмет, любимый фокусниками и гадалками. И сказками всего мира. Вот лишь несколько примеров: шапка-невидимка, Красная Шапочка, шляпа волшебника из сказок про муми-троллей и, наконец, сортировочная шляпа Хогвартса в "Гарри Поттере".

В XIX веке мужчины носили специальные курительные шапки в форме таблетки -- чтобы не пахли табаком волосы.

В начале ХХ века считалось, что вуали портят цвет лица, ослабляют зрение и делают красным кончик носа. Тем не менее они долго были в моде.

Покровитель английских шляпников -- Святой Клемент I, римский епископ 100 г. Его считают первооткрывателем фетра. Его день -- 23 ноября. А во Франции покровительницей модисток считается Святая Катерина (27 ноября).

В Средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом позоре.

Шапку Мономаха, символ самодержавия в России, по легенде, прислал своему внуку Владимиру Мономаху византийский император Константин в конце XV в., когда образовалось единое Российское государство. В 1721-м шапку сменила императорская корона.

Средний мужской шляпный размер в Европе -- 58 см, женский -- 55 см.
Самые маленькие головы -- на Ближнем Востоке, самые большие -- в Германии.

Головные уборы с рогами, кички или кибалки, носили женщины в России в XIX в. Считалось, что такие защищают от нечистой силы. А сегодня рога любят надевать подростки-горнолыжники.

Фетр -- это войлок высшего качества, который делают в основном из кроличьей шерсти. А в XIX в. в фаворе был фетр из бобра. Шляпы из него назывались касторовыми (от латинского astor -- бобер).

Мы не мыслим без шляпы (и ей подобных)...
Михаила Боярского, Чарли Чаплина, Наполеона, Клинта Иствуда, Хэмфри Богарта, Бастера Китона, В.И. Ленина, Фрэнка Синатру... продолжите сами.

В 1942 году в Англии шляпы разрешали продавать только лысым покупателям -- из-за войны этот товар перестал поступать в страну.

Нигерийский защитник Эфетоборе Содже стал единственным игроком в современной истории чемпионатов мира по футболу, игравшим в головном уборе (это запрещено). Зеленая бандана, считает Содже, приносит ему удачу. В тот единственный раз, когда Содже удалось сыграть в бандане, его команда победила впервые за весь чемпионат.

Современная мужская шляпа впервые появилась в 1882-м на голове у принца Эдуарда Уэльского, а изготовил ее немецкий шляпник Меккель специально для охоты по приглашению кайзера Вильгельма в одном курортном городке.

На головы еретиков, которых приговаривали к сожжению, надевали остроконечные колпаки из картона, на котором рисовали пламя и чертей.

До 60-х пешехода на советском дорожном знаке рисовали в кепке, с 60-го по 1978-й -- в шляпе, а теперь и вовсе без головного убора.

Большинство меховых шапок можно растянуть в ателье на один, а иногда -- даже на два размера.

В Швеции XVIII в. существовали две политические фракции -- "шляпы" и "шапки". Первые поддерживали политику Франции, вторые -- России.

Редкое эротическое шоу обходится без надвинутой на глаза шляпы.

Алла Пугачева венчалась с Киркоровым в белой шляпке-таблетке с вуалью. Вообще она всегда сама выбирает себе шляпки.

На Руси простоволосым женщинам нельзя было появляться на улице -- чтобы домовой не утащил. Была поговорка: "Солнце плачет, когда баба волосом светит". А в Забайкалье, например, нельзя было без платка даже топить печь или доить корову. За это злые родственники могли как следует поколотить.

Ленина в дореволюционных газетах называли "господином в котелке". И только после революции он переоделся в кепку. А следом и все прочие вожди до Хрущева.

Шляпа охотника на оленей -- с козырьками спереди и сзади и наушниками -- стала популярна благодаря Шерлоку Холмсу.

В конце XVIII в. Павел I издал указ, который запрещал носить круглые иностранные шляпы -- боялся "экспорта революции". Разрешались только треуголки и круглые шапки. А за нарушение обещали бить по голове.

На большинстве карикатур в советском "Крокодиле" буржуи изображаются в цилиндрах. На меньшинстве -- в котелках.


Пословицы о заморских шляпах

Безумный как шляпник
Чтобы размягчить мех или обработать фетр, раньше использовали нитрат ртути. Но ее пары вызывали тяжелое ртутное отравление: разрушая клеточные мембраны, ртуть приводит к потере памяти, необратимым процессам в мозге, повреждениям почек и слабоумию. Жертвы такого отравления -- шляпники -- страдали судорогами, а на поздней стадии -- галлюцинациями. Так и родилось это выражение. Нам сумасшедший шляпник известен по "Алисе" Льюиса Кэрролла.

Повесить шляпу в доме
В английском означает "быть хозяином", "расположиться надолго", поскольку посетители обычно держали снятые шляпы в руках. Имеет неодобрительный оттенок.

Не носи коричневой шляпы во Фрисленде
Во Фрисленде, нидерландской провинции, когда-то была традиция: все жители носили вязаные шапочки, на которые надевали высокие шелковые шляпы, на них -- тюрбаны и еще сверху капоры. Поэтому любой путник в обычном дорожном коричневом колпаке привлекал к себе внимание. Отсюда и родилась эта поговорка, означавшая: не спорь с теми, кто стоит на своем.

Сеять рис сквозь шляпу
Китайская поговорка, которая означает "заниматься бессмысленным делом".

Съесть свою шляпу
Возможно, выражение возникло благодаря шотландскому блюду "Шляпа" -- его делали из сметаны, молока или масла. А употребляется оно, если кто-то что-то клятвенно обещает.

Не снимать шляпы перед королем
Представители высшего испанского дворянства, гранды, пользовались привилегией не снимать шляпы в присутствии короля (а кроме того, имели право набирать свою армию и даже объявлять войну). Правда, с усилением королевской власти многих привилегий их лишили, но шляпная -- осталась.

Говорить сквозь шляпу
Английская поговорка, которая означает "нести чушь".

А на Руси поговорки все больше про шапки сочиняли: "По Сеньке и шапка", "Прийти к шапочному разбору", "Шапочка в две денежки -- и та набекрень", "Шапка в рубль, а щи без круп", "Шапочное знакомство".


Что плетется при свете луны
Шапочный словарь

Берет -- мягкий, плоский, круглый или квадратный головной убор. В особом фаворе был в XV -- XVI вв. Позже стал обязательным атрибутом человека богемы.

Боливар -- широкополая шляпа, названная в честь героя Латинской Америки Симона Боливара. Носили ее в основном либералы в XIX в.

Вуаль -- когда-то закрывала все тело, возникла на Востоке. С IV века белая вуаль украшает христианскую невесту, черная означает траур. Прикрепленная к шляпе вуаль культ переживала дважды: в XIV -- XV веках при бургундском дворе и на рубеже XIX -- XX веков.

Геннин -- высокая конусообразная женская шляпа. Возможно, придумана в 1395-м Изабеллой Баварской. Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани (доходил до 1 м высотой, и тогда приходилось прорубать специальные двери), потом обтягивали дорогой материей. Сзади с башни свисала вуаль, а волосы, выбивавшиеся из-под шляпы, сбривали. Этот кошмар с вариациями носили целый век.

Гугель -- средневековый капюшон, укрывавший плечи. В гугелях ходили в XIV веке мужчины.

Зуккетто -- шапочка в обтяжку, которую носят римские священники. Черная для рядовых, пурпурная для епископов, красная для кардиналов и белая для пап.

Канотье -- жесткая круглая шляпка с плоской тульей. Заимствована у французских моряков (от сanotier -- гребец), в моде с 1900-го.

Капот -- небольшая, высоко надетая шляпа, середина XIX в. К концу века ее носили в основном пожилые женщины.

Корона -- первыми коронами были лавровые или оливковые венки римлян, которые надевали известные граждане. Потом появились диадемы и, наконец, округлые короны с драгоценностями, ставшие символом высшей власти.

Котелок -- сменил модный до середины XIX в. цилиндр. "Помесь" цилиндра и фетровой шляпы, с куполообразной тульей, мог быть только черным или серым. В лондонском Сити вместе с зонтом -- элемент официальной одежды.

Митра -- высокая шляпа с крестом и лентами, которую могли носить только Папа Римский, кардиналы и епископы.

Панама -- эквадорская соломенная шляпа ручной работы, встречается у инков еще в XVI в. Получила свое название сто лет назад: рабочие спасались в них от солнца во время реконструкции Панамского канала. В XIX веке настоящая панама стоила в Европе бешеные деньги, хотя "свои" соломенные шляпы были известны уже в средние века.
И сегодня эквадорские мастера по-прежнему делают панамы -- простая получается за несколько часов, а "элитная" -- за 5 месяцев. Работать полагается только при свете луны или в пасмурную погоду.

Пилотка -- первоначально "перелетка", возникла как часть форменной одежды летчиков в Первую мировую войну. Предназначалась для вынужденных посадок: снял шлем -- надел пилотку. Но те, кто обслуживал полеты на земле, тоже хотели носить пилотки! Существует такая легенда. Один из служащих авиапарка собрался в отпуск и хотел выпендриться перед своей девушкой. Он отправил командиру телеграмму с приказом "ввести полетные шапочки для всех авиационных работников" и подписался своим именем: "Александр". В то время шеф российской авиации, великий князь, был его тезкой. Вышло все, как и задумал служащий: телеграмму приняли за приказ великого князя. Пилотки выдали всем, хотя подлог потом и раскрылся.

Сомбреро -- широкополая шляпа, призванная защитить от солнца (по-испански sombra -- тень).

Таблетка -- первоначально шапочка игрока в поло, завязывалась под подбородком (1900-е). Стала популярной благодаря жене президента Кеннеди.

Ток -- берет без краев со складками на тулейной части, деталь мужского и женского костюма XVI в. Вернулся в женскую моду в XIX в.

Треуголка -- вошла в моду при Людовике XIV. Говорят, потому, что он любил демонстрировать публике свои длинные кудрявые волосы. В XVII -- XVIII вв. становится частью униформы, а потом заменяется двухуголкой.

Тюрбан -- возник в Месопотамии 5000 лет назад и прибыл в Европу с крестоносцами. Название в переводе с персидского означает материал для вуали, которой персы повязывали голову. В XVII -- XVIII вв. исчезает из европейской моды и появляется снова только во время египетского похода Наполеона и потом в 40-е годы XX в.

Феска -- красная фетровая шапочка с кисточкой. Популярна у турок и арабов, в Европу попала также с крестоносцами. Мужскую феску украшают синей или черной кисточкой, а женскую -- золотом и жемчугом.

Цилиндр -- появился в XV в., но повседневным стал в XVIII в. Бывал разной формы и цвета, существовали специальные цилиндры для верховой езды.

Чалма -- похожа на тюрбан. Наматывалась поверх тюбетейки или фески. В Средней Азии все "приличные" люди носили чалмы с 5 лет, и только нищим и поденщикам это запрещалось. Вообще обычай носить намотанную слоями чалму связан с тем, что, в случае если смерть застигнет ее владельца в долгом пути, она могла стать его саваном.

Чепец -- бывшая вуаль. Сначала надевался под шлем, потом -- для сна или принятия ванны. В XVIII веке стал дополнением парадной одежды.

Шотландская шапочка -- подобие чепчика. Делалась из кожи, завязывалась лентами под подбородком.

Шапо-боне -- пышная дамская шляпа, похожая на чепец, с завязанной под подбородком вуалью. Конец XVIII в.

Шапокляк, или шляпа Гибуса -- складной цилиндр с закрывающимся механизмом, изобретен в Париже Гибусом (1835 г.). В помещении его носили под мышкой в сложенном виде.

Шуте -- женская соломенная шляпа с широкими полями, обрамляющими лицо. В моду вошла благодаря театру, где часто появлялась в нарядах героинь, в первой половине XIX в.

В этой рассылке использованы материалы из еженедельной газеты "kоMоk", электронную версию которой можно найти по адресу
www.komok.ru

Другие наши рассылки

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

И ПРИШЕЛ БУГАЙ...
Самая скучная экранизация комикса

И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ
Ослепительная новорусская шизня

ОНА УТОНУЛА
Второго "Звонка" не получилось

СЭЛЬМА ХАЙЕК В БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ
Очередная иллюстрация к учебнику истории Латинской Америки

ПОДПИСАТЬСЯ ::.
АРХИВ ::.


CD-ОТИЗМ ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

SARAH BRIGHTMAN
"Harem"

Мэйнстрим с арабским душком

ASHLEY SLATER`S
"BigLounge"

Модерн-лаунж

MARTIN L. GORE
"Counterfeit"

Убивать надо таких энтузиастов!

SKIN
"Fleshwounds"

Кружева и раны

FLEETWOOD MAC
"Say You Mac"

Держаться корней. Крепко-накрепко

BLUR
"Think Tank"

Рок-конструктор

АКВАРИУМ
"Песни рыбака"

Повторение пройденного

ПОДПИСАТЬСЯ ::.
АРХИВ ::.



ПОДПИСКА ON-LINE ::.
Рассылки Subscribe.Ru

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"


(после нажатия этой кнопки Вы попадёте на страницу Subscribe.ru)


ПОДПИСКА OFF-LINE ::.

Если Вы уже являетесь подписчиком CityCat'а, Вы можете подписаться через электронную почту.

Для этого:
1) Откройте [ПОЧТОВУЮ ФОРМУ]
2)
Поле "Тема" можете оставить незаполненым.
3) Укажите свой e-mail и пароль в первой строке письма
4) Во второй строке укажите код рассылки на которую Вы хотите подписаться.
Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot
Если вы хотите подписаться на несколько рассылок, то в одном письме можете указать несколько кодов - каждый в новой строке.
5) Теперь нажмите кнопку "Отправить письмо" в окне почтовой формы. Ваше письмо попадёт в папку "Исходящие" и будет отправлено при первом же Вашем подключении к Интернету.

Отзывы, комментарии направляйте Татьяне Алёшиной

Copyright © 2003 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное