Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 86
30 июля-5 августа 2001 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Привет всем!

Какого цвета безумие? Оранжевое. Печаль фиолетова, как вареная свекла. То, что для меня синее, для кого-то зелено. Желтый -- цвет фантика от "Кис-Киса" и счастья...
"Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", -- бормотал себе под нос тот, кто раскрасил Землю в миллионы разных цветов. Но цвета не захотели быть только украшением, декорацией. Они отделились от предметов, которым были даны, и зажили своей собственной жизнью.

Ваша Татьяна Алешина



Думать

Человек -- единственный из живых существ на Земле -- способен видеть жизнь во всех красках. Он различает более семи миллионов (!) оттенков цветового спектра. Человекообразные обезьяны воспринимают мир почти столь же ярким. А вот все остальные животные, увы, обделены цветовым видением. Например, для пчел мир окрашен всего в четыре цвета: желтый, синий, сине-зеленый и... "ультрафиолетовый" (он находится в области ультрафиолетовых лучей спектра и недоступен человеческому глазу). Чтобы описать "цветовые пристрастия" позвоночных животных, достаточно произнести одно слово -- "коррида". Не только быки, но вообще все позвоночные реагируют на красный, а кроме того, на зеленый. Причиной этого биологи считают особые белки, присутствующие в организме животных.

Но существует и другая научная теория, объясняющая, почему то, что для человека пестрое, для его собаки или кошки всего двух- или трехцветное. Эта теория находится на грани, на первый взгляд, совершенно непохожих наук: нейрологии и лингвистики. Как утверждают ученые, мир для человека не всегда был таким многокрасочным, как сейчас. Наш пещерный предок различал цветов не больше, чем мамонт, на которого он охотился. Лишь благодаря, во-первых, развитию мозга, а во-вторых, возникновению речи человеческое восприятие цветов стало столь полным.

За распознавание различных цветов отвечает правое полушарие мозга, а за их называние -- левое. Причем у разных людей эти две половинки целого взаимодействуют по-разному. Поэтому один и тот же цвет для кого-то может быть бирюзовым, для кого-то -- зеленоватым, а для третьего и вовсе -- цветом утреннего моря. На идентификацию цвета тех или иных предметов влияют и с детства усвоенные стереотипы: трава зеленая, снег белый и т.д. Между тем художники -- доки по части оттенков -- утверждают, что трава практически никогда не бывает однородного зеленого цвета. А уж чисто белый снег, особенно в городе, -- это вообще нонсенс! Плюс ко всему все мы немножко дальтоники. Феномен неразличения цветов чаще всего возникает при взгляде на яркие контрастные сочетания. Быстро переводя взгляд с одного цвета на другой, человек не дает глазам возможности адаптироваться, в результате возникает эффект смешения цветов, наложения и искажения картинки.

Говорить
Это может показаться неправдоподобным, но если бы в нашем языке не было, например, слова "оранжевый", мы бы не различали этот оттенок. Как племена шона в Зимбабве и боас в Либерии -- они обозначают красный и оранжевый одним словом и не делают различия между этими цветами.

После долгих лет исследований лингвисты построили своего рода иерархию цветовых обозначений в разных языках. Так, "минимальным набором" являются слова, обозначающие белый (светлый) и черный (темный). Следовательно, именно эти цвета являются основными. В языке может не быть обозначений для остальных оттенков, люди, владеющие этим языком, могут вообще не различать другие цвета, но белый и черный они обязательно назовут и распознают. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь белый и черный -- самые символичные цвета. Их языковые обозначения стали синонимами понятий "Бог", "добро" и, напротив, "Дьявол", "зло". Ни один другой цвет не имеет такой глубокой смысловой нагрузки.

Третий по важности -- красный цвет. Интересно, что именно в красно-бело-черной гамме выполнены самые древние из известных археологам наскальные рисунки, относящиеся к эпохе верхнего палеолита (230-40 тысяч лет до нашей эры). Возможно, уже тогда homo sapiens не только различал эти цвета и рисовал ими, но и мог их назвать. Однако на Востоке, например, в древнем Китае, третье место в иерархии цветов изначально занимал не красный, а синий. Западная культура тоже пережила эпоху поклонения синему, правда, значительно позже -- в XIII-XVIII веках. В России голубой, небесный цвет особенно любили иконописцы (о голубом на иконах Андрея Рублева писал философ Павел Флоренский), в Европе символику голубого использовали писатели-романтики.

Тем не менее синий, в отличие от красного, не может составлять самодостаточную триаду с черным и белым. Этот цвет более "компанейский", и там, где присутствует он, непременно должны быть его "приятели": уже перечисленные красный, белый, черный, а также желтый и зеленый. Иными словами, если в языке присутствует слово, обозначающее красный, то там наверняка есть обозначения для белого и черного, но не факт, что найдутся слова, соответствующие другим цветам. А вот если при изучении незнакомого иностранного языка встретилось слово, называющее синий, можно не сомневаться: в этом языке есть слова для еще как минимум пяти разных цветов. Хотя в некоторых языках существуют четырехчленные системы обозначений, где к основной тройке: красный -- черный -- белый -- добавляется желтый или зеленый, а также пятичленные системы, где присутствуют оба этих цвета, но нет синего.

Следующими по важности цветами являются коричневый, лиловый, розовый, оранжевый и серый. Вообще же чем больше в языке слов, обозначающих различные оттенки, тем более цивилизованными и развитыми можно считать носителей этого языка. В этом смысле далеко вперед ушли японцы -- они еще в детских садах учат своих детишек не только различать, но и называть более двухсот (!) различных цветов. Впрочем, русским тоже есть чем похвастаться: в нашем языке, в отличие от очень многих западноевропейских, существуют отдельные обозначения для синего и голубого.

Выбирать
Помимо общекультурной, у каждого человека есть своя собственная цветовая иерархия. Какой-то цвет мы выделяем среди прочих, чаще используем в одежде и в интерьере, он помогает нам расслабиться, отдохнуть. Какого-то, напротив, избегаем, устаем от него, раздражаемся. Психологи считают, это происходит оттого, что в течение жизни в подсознании человека закрепляются цветовые ассоциации: один оттенок вызывает приятные воспоминания, другой, пусть неосознанно, напоминает о чем-то грустном, тягостном.

Цветовые предпочтения меняются с возрастом. Дети любят яркие чистые цвета: красный, синий, желтый... Взрослые предпочитают более спокойные тона. Пожилые люди обычно выбирают светлые оттенки, поскольку темные ассоциируются у них с увяданием, старением, смертью.

На выбор цвета может повлиять болезнь. Так, шизофреники предпочитают естественные оттенки: белый, черный, коричневый, серый. Люди с маниакально депрессивным синдромом обожают все яркое, возможно, яркие краски помогают им выбраться из депрессии. Если из синего и красного человек выбирает первый, это может трактоваться как признак психогенного эмоционального расстройства.

Мужчины и женщины, помимо всех прочих своих различий, отличаются и цветовыми пристрастиями. Еще в конце прошлого века исследователи выяснили, что мужчины считают желтый цвет более приятным, чем женщины, причем из оранжевого и желтого мужчины выбирают желтый, женщины -- наоборот. А между синим и красным мужчины, в отличие от женщин, выбирают синий (не иначе у них эмоциональное расстройство!). При повторных исследованиях в 60-е годы оказалось, что мужики вообще, как назвали их ученые, "менее цветозаинтересованные натуры". В 1978 году был проведен опрос среди 72 жителей Непала, испытуемых просили назвать все известные им оттенки. Женщины, как, собственно, и ожидалось, перечислили гораздо больше цветов. Даже то, что непальские дамы традиционно одеваются ярче мужчин, не оправдало последних, ведь подобное исследование среди американских студентов дало аналогичные результаты. Кроме того, доказано, что женщины, особенно замужние, лучше мужчин справляются с цветовым решением интерьера и более удачно комбинируют разноцветные предметы одежды. В 1990 году ученые заявили, что понятие "любимый цвет" гораздо ближе женщинам, чем мужчинам. Кстати, этим самым любимым цветом оказался приглушенный холодный оттенок -- именно его выбрали 76% прекрасных дам.

Знать
Конечно, цветовые предпочтения -- личное дело каждого. Но тем не менее все чаще раздаются предупреждения: есть такие цвета и сочетания цветов, которые, в прямом смысле слова, опасно любить! Цветовая обстановка может стать причиной усталости, стресса, плохого самочувствия и даже серьезного заболевания или травмы. Вот лишь несколько примеров.

Фабричному рабочему потребовалось срочно отключить забарахливший станок, но он не сориентировался и нажал на панели управления не ту кнопку. В результате неисправный станок оторвал рабочему руку. Когда стали выяснять причины происшествия, оказалось, что цвет аварийного рубильника был блеклым, кнопка не выделялась среди прочих и в суматохе ее трудно было заметить.

Рабочий сборочного конвейера получил травму, напротив, из-за слишком яркого цвета. Он отвлекся на красочный предмет, который "зацепил" боковым зрением.

Клерк, ежедневно работавший за компьютером, ощущал постоянные головные боли и резь в глазах. Оказалось, слишком светлые стены его кабинета бликовали, и это вынуждало напрягать зрение.

К слову, если все остальные примеры "опасных" цветов можно считать неординарными и даже из ряда вон выходящими, то последний крайне типичен. Сочетание белоснежных стен и черной офисной мебели, быть может, и приемлемо с точки зрения стиля. Но это как раз тот случай, когда "имидж ничто". Контраст между белым и черным очень утомляет глаза. Дело в том, что белая поверхность отражает 80% света, а черная -- всего 5%. То есть отражательные способности цветов относятся друг к другу как 16:1, в то время как предельно допустимой пропорцией для человеческого глаза считается 3:1. Кстати, именно поэтому в последнее время во многих школах на черной доске стали писать не белым, как раньше, а желтым или зеленым мелом -- это сочетание не так вредно для зрения.

Цвет может быть не только врагом, но и другом. Если, конечно, знать, как правильно его использовать. Например, какой колор лучше всего помогает перенести жару? Конечно же, белый! Америку, например, не так давно захватил настоящий бум белого, причем речь шла не только о цвете летней одежды. Белоснежным было абсолютно все, вплоть до крыш домов. Американцы выяснили, что такие крыши помогают экономить электроэнергию. Оказывается, при температуре воздуха +32,2 градуса белая крыша нагревается до +43,3 градусов, крыша с алюминиевым покрытием -- до +60, а черная -- аж до +87,7 градусов по Цельсию. Соответственно, чем темнее кровля, тем жарче в доме, тем чаще хозяева включают кондиционеры и вентиляторы. То же самое с интерьером: в комнатах, оформленных в прохладных тонах, не приходится лишний раз включать не только вентилятор, но и электролампочку -- там и без того светло, ведь дневной свет не поглощается. Интерьеры теплых оттенков хоть и требуют дополнительного освещения, зато помогают зимой сэкономить на обогревателях -- в окружении красных, желтых, оранжевых тонов люди склонны преувеличивать реальную температуру воздуха на несколько градусов.

Цвет и география
Одни и те же цвета в разных уголках земли воспринимаются по-разному. Например, в западных странах белый считается цветом юности, невинности, он как нельзя лучше подходит для брачных церемоний. Но если китаянка решит выйти замуж в белом платье, ее жених вряд ли это оценит, ведь здесь белый символизирует траур и скорбь, а невесты традиционно облачаются в красное. Не меньше разнится и восприятие других цветов.

Красный для европейцев и американцев означает опасность, он ассоциируется с запрещающим сигналом светофора. В Китае это цвет радости и праздника, в Японии -- гнева, а на Среднем Востоке -- зла и порока.

Желтый в Европе и США является "синонимом" понятий "осторожность", "малодушие", "трусость". В Китае же он обозначает совершенно иные качества: величие, благородство, честь. В Японии -- благородство и милосердие. Ну, а в странах Среднего Востока желтый особенно любим, ведь там этот цвет -- символ счастья, благополучия и процветания.

Для того, чтобы заявить о своем сексуальном влечении на Западе, достаточно одеться в зеленое. Кроме того, в западных странах зеленый ассоциируется с надежностью, безопасностью и дозволенностью (самый яркий пример -- разрешающий сигнал светофора). Для китайцев зеленый  -- молодость. Для японцев -- будущее, энергия. Для жителей Среднего Востока --плодородие, продолжение рода, сила.

Синий в почете на Западе и в Китае, где означает мужество, спокойствие, власть и силу. А вот в Японии он считается плохим цветом, так как  символизирует подлость и низость.

Пожалуй, только черный люди в разных уголках Земли воспринимают одинаково. Он везде -- зло, смерть, порок, тайна.

Наталья СОЙНОВА


Синее -- толстым, зеленое -- плаксам
Цветные факты

*Два гавайских рыбака прибежали домой испуганными и переполошили всех вокруг рассказом о черной радуге, которую они якобы видели поздно вечером над морем. Оказывается, в их рассказе не было ни капли лжи! Рыбаки наблюдали так называемую "лунную радугу", которая очень редко, но все же возникает над океанами или водопадами в результате преломления лунного света в мельчайших каплях воды. На самом деле эта радуга не черная, в ней, как и в солнечной, присутствуют все цвета спектра, просто их невозможно разглядеть на фоне ночного неба.

*Самым целебным цветом считается зеленый. Он помогает снять стресс и облегчает боль. У тех, кто работает в помещениях с зелеными стенами, реже болит живот. Дети реже плачут в зеленых комнатах. А когда лондонский мост Блэкфрайэр -- любимое место самоубийц -- выкрасили в зеленый, число попыток суицида сократилось на 34%.

В дохристианские времена зеленый цвет был символом плодородия, с приходом христианства его даже запретили, поскольку он напоминал о языческих обрядах. Кстати, до сих пор кое-где именно зеленый, а не красный является цветом страсти и сексуальности. Например, американцы считают чувственным человека, выбирающего из разноцветного набора M&M's зеленую конфетку.

В Древнем Египте зеленый был священным цветом, символом надежды, радости, весеннего обновления. Для мусульман зеленый также священен. А в западных странах он считается самым экологически благоприятным цветом.

*Австралийская фермерша Нэнси Фоллетт без использования каких-либо красителей вывела целое стадо овец с синей шерстью. Селекционная работа заняла 25 лет. Зато теперь у Нэнси есть сотня овец всех оттенков синего!

* Из всех цветов спектра синий единственный имеет уникальное свойство подавлять аппетит. Диетологи на полном серьезе советуют желающим похудеть клеить на кухне синие обои, есть с синих тарелок и -- что еще более радикально -- ввернуть в подсветку холодильника вместо обычной лампочки синюю. Тогда все продукты, как по мановению волшебной палочки, потеряют свою привлекательность. Почему? Да потому, что на инстинктивном уровне человек знает: съедобное не может быть синим! На "столе" у наших пещерных предков, питавшихся, в прямом смысле слова, дарами природы, было красное, желтое, зеленое, белое, но никак не синее -- в природном меню нет ничего, окрашенного в этот цвет (исключение -- голубика с черникой). Поэтому при виде синих продуктов мы не только не пускаем слюнки, но, напротив, стараемся держаться подальше, подсознательно считая синее ядовитым. Странно, что этого не заметили производители пепси-колы, которые выбрали для упаковки своей продукции именно этот "несъедобный" цвет.

*Только в США 19 миллионов дальтоников. Этим людям впору создавать собственную партию и отстаивать свои права. Что, собственно, они и делают. В Калифорнии, после того как там ввели систему цветового кода на автостоянках, дальтоники устроили акцию протеста под девизом "За цветоосведомленность!". Многие западные компании уже осознали, что, ориентируясь в упаковке своего товара на людей с нормальным зрением, они теряют массу клиентов среди страдающих дальтонизмом. Поэтому в последнее время на многих упаковках специально для дальтоников различные цветные значки-обозначения расшифровываются специальными надписями. Кроме того, в Америке для удобства людей, не различающих цвета, предлагается даже дублировать сигналы светофоров какими-нибудь геометрическими знаками.

*Давно замечено: цвет упаковки влияет на покупателя. Красный возбуждает аппетит, поэтому его так любят производители тушенки, макарон, шоколада и прочей снеди. Белый ассоциируется с низкой калорийностью. Зеленый воспринимается как указание на экологическую чистоту продукта. Оранжевый символизирует сладости или напитки с запахом и вкусом апельсина. А черная с золотым упаковка увязывается в нашем подсознании с качественными и дорогими продуктами, а также со спиртным, недаром черно-золотые этикетки используют производители вин и коньяков.

*У арабов есть легенда. Злые люди донесли Магомету, что его жена Айшан изменяет ему. Чтобы проверить наговоры, Магомет подарил жене алые розы, решив: если цветы пожелтеют за ночь, значит, Айшан и вправду неверна. Наутро розы были желтыми... С тех пор желтый считается цветом измены.

Он же самый агрессивный цвет. Именно в желтых стенах чаще капризничают дети, чаще ссорятся мужья и жены. И этому есть вполне научное объяснение: яркие желтые поверхности отражают большое количество света и тем самым утомляют глаза, а следовательно, и весь организм.

Но в небольших количествах желтый полезен. Он "цепляет глаз", особенно в сочетании с черным, а потому незаменим для всевозможных указателей и табличек. В некоторых странах даже огнетушители и пожарные краны красят в лимонно-желтый.

В этой рассылке использованы материалы из еженедельной газеты "kоMоk", электронную версию которой можно найти по адресу
www.komok.ru

Другие наши рассылки

ДВОЕ В КИНОЗАЛЕ ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

ЗЕЛЬДОВИЧ -- НАСЛЕДНИК ДЫХОВИЧНОГО?
"Лимита" -- "Страна глухих" -- "Музыка для декабря" -- "Москва"

ДЭВИД ЛИНЧ И НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ В ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОЙ
"Вечера на хуторе близ Мавзолея"

СОРОКИН -- ЧЕЛОВЕК-ПАРАША
Говно как символ российского капитализма

ПОЭМА О ГОРОДЕ МЕРТВЕЦОВ
Смесь совковой конторы и фантазмов Чарлза Диккенса

ПОДПИСАТЬСЯ ::.


ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

НАЗАД К КАМЕННОМУ ВЕКУ!
Сейчас самые актуальные герои -- большие мохнатые обезьяны!

ВОЛОСАТЫЕ И ХВОСТАТЫЕ НАСТУПАЮТ!
Зверьё выходит на тропу войны и захватывает все киноэкраны!

АКТЁРЫ ПРОТИВ КОМПЬЮТЕРОВ
Кто кого -- люди из плоти и крови или цифровые фантомы, нарисованные на компьютере?

ПОДПИСАТЬСЯ ::.


ЗВЕЗДА ЭКРАНА ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

ДЖУД ЛОУ: САМО СОВЕРШЕНСТВО
История счастливчика, у которого есть все и который делает только то, что хочет

"Уродом меня никто не называл, а жаль". У него тело античной статуи, божественное лицо и талант впридачу

ПОДПИСАТЬСЯ ::.



ПОДПИСКА ON-LINE ::.
Рассылки Subscribe.Ru

"ДВОЕ В КИНОЗАЛЕ"
"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"ЗВЕЗДА ЭКРАНА"


(после нажатия этой кнопки Вы попадёте на страницу Subscribe.ru)


ПОДПИСКА OFF-LINE ::.

Если Вы уже являетесь подписчиком CityCat'а, Вы можете подписаться через электронную почту.

Для этого:
1) Откройте [ПОЧТОВУЮ ФОРМУ]
2)
Поле "Тема" можете оставить незаполненым.
3) Укажите свой e-mail и пароль в первой строке письма
4) Во второй строке укажите код рассылки на которую Вы хотите подписаться.
Для рассылки "ДВОЕ В КИНОЗАЛЕ":
SUBSCRIBE -- kino.kinozal
Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "ЗВЕЗДА ЭКРАНА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.zvezda
Если вы хотите подписаться на несколько рассылок, то в одном письме можете указать несколько кодов - каждый в новой строке.
5) Теперь нажмите кнопку "Отправить письмо" в окне почтовой формы. Ваше письмо попадёт в папку "Исходящие" и будет отправлено при первом же Вашем подключении к Интернету.

Отзывы, комментарии направляйте Татьяне Алёшиной

Copyright © 2001 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное