#60 Новые материалы к круглому столу в ЦЭМИ - 24.05.2016
"Научный Совет по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при Отделении Общественных наук РАН". Выпуск N
60 [Круглые столы в ЦЭМИ РАН] [он-лайн обсуждения]
(количество подписчиков - 184 )
Интеллектуальная собственность и трансфертное ценообразование
Козырев Анатолий Николаевич, д.э.н.,
заместитель директора ЦЭМИ РАН, заместитель председателя Научного совета
по экономическим проблемам интеллектуальной
собственности при Отделении Общественных Наук Российской академии наук (ведущий круглого стола), автор первого в РФ учебника по оценке интеллектуальной собственности (1997)
Понятия "интеллектуальная собственность" и "трансфертное
ценообразование" сегодня на слуху и вместе, и порознь, и попеременно.
Практически любое упоминание интеллектуальной собственности, роялти,
нематериальных активов в финансовой отчетности вызывает неподдельный
интерес у налоговых органов и налоговые риски у бизнеса. Причина того и
другого – возможность обвинения в использовании трансфертных цен и
доначисления налогов. Россия в этом отношении – отнюдь не налоговый рай,
но и не исключение из общих мировых правил, хотя необщее выражение лица
ей присуще и в этом.
Если говорить о мировых правилах, то надо обратиться к Руководству ОЭСР по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб
1995 года. В его основу легли положения Кодекса внутренних доходов США.
А в 1995 году страны ОЭСР приняли эти положения за основу своих
стандартов. Россия, не входящая на данный момент в ОЭСР, также приняла
эти положения и даже закрепила их в ФЗ № 227***.
Проблема лишь в том, что нормы закона "уточняются" письмами Минфина и
ФНС, а на практике еще и трактуются налоговыми органами в меру своего
понимания.
Принципиальная разница в подходах заключается в том, что в США налоговые
органы обеспокоены тем, чтобы налоги оставались внутри страны, то же
самое в странах ОЭСР, в РФ же контролируется все подряд с большими
издержками для бизнеса. Но и это не все. Более глубокая проблема связана
с дефектами подхода, заложенного в общемировых правилах, транслируемых в
Россию вместе с дефектами.
Уже в Руководстве ОЭСР или, точнее, уже в Кодексе внутренних доходов
США, заложен дефект, понятный многим экономистам, знакомым с
математической экономикой, теорией публичных благ и наукоемким бизнесом,
но ускользающий от внимания тех, кто пишет законы США. Этот дефект – не
вполне корректная трактовка правила "вытянутой руки" ("arm's length
principle") и распространение этой трактовки на любые сделки, включая
лицензионные соглашения, поставку информационных услуг и т.п.
Суть дефекта в неверном подходе к дифференциации цен или ставок роялти.
По факту в Руководстве ОЭСР закреплена трактовка принципа "вытянутой
руки", запрещающая существенную дифференциацию цен или ставок роялти.
Между тем, необходимость дифференциации цен на продукты, имеющие
сходство с публичными благами, а таковы все интеллектуальные и
наукоемкие продукты, показал Пол Сэмюэльсон
еще в 1956 году. До того, англосаксонская экономическая теория
рассматривала ценовую дискриминацию (она же – дифференциация цен) как
злоупотребление монопольным положением – явление вредное для экономики и
общества в целом.
В законодательстве США дифференциация цен она же ценовая дискриминация
запрещена актом Клейтона 1914 года. До сих пор запрет не отменен, хотя
он вреден для наукоемкого бизнеса и не только для него, о чем написано
немало научных статей. Тот же подход распространен и на трансфертное
ценообразование, что далеко не всегда хорошо, а зачастую просто скверно.
Чтобы было понятно, сравним две внешне похожих, но глубоко различных по
сути ситуации. Первая ситуация: компания поставляет уголь своей дочке в
офшоре по цене вдвое ниже рыночной, а та продает его по рыночным ценам.
Это вызывает гнев руководства страны и обещание "прислать доктора".
Вторая ситуация: нефтяная компания, имеющая высокую репутацию в РФ,
передает право на использование своих товарных знаков по договорам
коммерческой концессии со сбытовыми фирмами в различные регионы РФ, в
страны СНГ, в страны ЕС и в США. Должна ли она и может ли устанавливать
разные ставки роялти для разных стран? Разных регионов РФ? Разных
заправок в одном регионе? Для справки: в различных регионах РФ заправки,
работающие по таким договорам, увеличивают оборот в среднем вдвое, в
странах СНГ эффект заметно ниже, в ЕС он почти нулевой, а в США реакция
сугубо негативная, такие заправки начинают объезжать. Но с формальной
точки зрения низкая ставка роялти для зарубежных дочек – такое же
нарушение, как и занижение цен на нефть или уголь при поставках дочке в
офшоре.
Корректная трактовка правила "вытянутой руки" сводится к тому, что у
сторон в сделке, принимаемой за образец, не должно быть конфликта
интересов, т.е. каких-то вторичных интересов, способных оказать влияние
на цену сделки. Так это правило описано в литературе и при такой
трактовке становится понятен образ, использованный в названии принципа.
Разумеется, в образцовой сделке не должно быть зависимости между
сторонами. Но отсюда еще не следует, что цены должны быть одинаковы для
всех или различаться не более чем на какой-то процент. Безобидная на
первый взгляд подмена ведет к постоянным ошибкам и злоупотреблениям, но
уже не со стороны бизнеса, а со стороны налоговых органов. И формально
они правы.
В пояснительной записке к проекту ФЗ №227 основной целью изменений
российского налогового законодательства было определено как обеспечение
противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации
налогов. Соответственно, приоритетной задачей налоговых органов является
недопущение потерь бюджета от использования этих цен. Аналогичную мысль
позже выражали и представители ФНС. С этим спорить невозможно, только
надо, чтобы достигалась именно эта цель, а законодательство о
трансфертном ценообразовании не превращалось в пугало для бизнеса.
Как сказали мне в одной большой компании: "у нас это словосочетание
лучше вообще не употреблять, реакция руководства может быть нервной".
------------------ *** - Закон вступил в силу с 1 января 2012 г., но некоторые его положения начали действовать с 2013 и 2014 гг.
Ссылка при цитировании:
Козырев А.Н. Интеллектуальная собственность и трансфертное
ценообразование / Тезисы к заседанию круглого стола в ЦЭМИ РАН
24.05.2016 // Библиотека LABRATE.RU (Сетевой ресурс), 24.05.2016. -
http://www.labrate.ru/20160524/tezis.htm
Материалы по теме круглого стола:
Стенограмма круглого стола "Рыночная стоимость прав,
передаваемых по лицензионным договорам и договорам коммерческой
концессии в интерпретации статьи 40 НК РФ" // Библиотека LABRATE.RU
(Сетевой ресурс), 26.11.2008. - http://www.labrate.ru/20081126/stenogramma.htm
Научный совет по экономическим проблемам интеллектуальной
собственности при Отделении Общественных Наук Российской академии наук
Учреждение
Российской академии наук Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН)
P.S. Стенограммы круглых столов ЦЭМИ РАН готовятся Бюро Расшифровок «Четыре Знака»
http://4znaka.ru
(тел.: +7(495) 227-3847, e-mail: 4znaka@4znaka.ru ). Научный совет по
экономическим проблемам интеллектуальной собственности при Отделении
Общественных наук Российской академии наук пользуется услугами Бюро
Расшифровок «Четыре Знака» более 4-х лет.
Обращаем Ваше внимание, что если Вы хотите оперативно и своевременно
получать информацию о круглых столах в ЦЭМИ РАН и материалы Научного
совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при
Отделении Общественных Наук Российской академии наук
- подпишитесь на бесплатную рассылку:
Предложения по тематике круглых столов и секций Научного Совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при Отделении Общественных наук РАН направлять ученому секретарю Научного Совета Костину А.В..