Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Элементы": новости науки

  Все выпуски  

Порядок рождения опосредованно влияет на интеллект


Откуда астрономы это знают?

Откуда астрономы это знают?

Как можно утверждать, например, что в двойной системе, удаленной от нас на 6 тысяч световых лет, вещество срывается с красной звезды, закручивается в тонкий диск и накапливается на поверхности белого карлика, предъявляя в качестве доказательства снимок, на котором не видны ни красная звезда, ни карлик, ни тем более диск, а наличествует лишь яркая точка в окружении еще нескольких таких же, разве что не столь ярких?

Статья доктора физико-математических наук Дмитрия Вибе

Порядок рождения опосредованно влияет на интеллект

26.06.2007

«У старинушки три сына, старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Этот распространенный сказочный мотив основан на реальной закономерности: интеллектуальный уровень действительно коррелирует с порядком рождения. Рис. с сайта sheba.spb.ru
«У старинушки три сына, старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Этот распространенный сказочный мотив основан на реальной закономерности: интеллектуальный уровень действительно коррелирует с порядком рождения. Рис. с сайта sheba.spb.ru

Давно замечено, что старшие дети по своим умственным способностям в среднем несильно, но достоверно превосходят младших. Проанализировав большой массив данных по норвежским призывникам, ученые пришли к выводу, что эта зависимость определяется социальными, а не биологическими факторами. Так, в семьях, где первый ребенок умер во младенчестве, вторые дети обладают уровнем интеллекта, характерным для первенцев.

Первым ученым, обратившим внимание на отрицательную корреляцию между порядком рождения и интеллектом, был сэр Фрэнсис Гальтон (Sir Francis Galton, English Men of Science: Their Nature and Nurture, London, 1874). Он показал, что старшие сыновья добиваются выдающихся успехов чаще, чем это диктуется простой случайностью. В дальнейшем эта закономерность была многократно подтверждена на обширном материале.

Некоторые исследователи предполагали, что наблюдаемая связь может быть артефактом, поскольку в больших семьях интеллект у всех детей в среднем ниже, а когда проводится усреднение по множеству семей, то данные по детям с большими «порядковыми номерами» отражают ситуацию преимущественно в больших семьях, тогда как данные по старшим детям относятся в большей степени к семьям, где детей мало. Однако и более корректные методы статистического анализа, в которых были учтены этот и другие источники возможных ошибок, показали то же самое: с ростом «порядкового номера» ребенка интеллект снижается — не сильно, но достоверно.

Для объяснения этого факта были предложены две альтернативные гипотезы — «биологическая» и «социальная». Одни исследователи предполагали, что старшие дети находятся в более благоприятных условиях в период внутриутробного развития — например, из-за роста количества антител в крови матери с каждой последующей беременностью. Это может приводить к усилению иммунного конфликта между матерью и плодом (см., например, резус-конфликт). Другие эксперты считали, что всё объясняется внутрисемейными отношениями, различиями в условиях воспитания и «социальном статусе» разновозрастных детей.

Для проверки этих гипотез норвежские медики проанализировали данные по потомству 243 939 матерей, первые роды у которых пришлись на период с 1967-го по 1976 год, имеющих хотя бы одного сына с «порядковым номером» 1, 2 или 3. Все норвежские юноши-призывники в возрасте 18-19 лет проходят обязательный медосмотр, в том числе сдают тест на IQ. Кроме того, в Норвегии очень хорошо налажена работа статистических служб, что позволило ученым собрать все необходимые данные.

По вертикальной оси: средний показатель IQ призывников. По горизонтальной оси — биологический «порядковый номер» ребенка. Черные ромбы — призывники, у которых старшие братья и сестры не умирали во младенчестве; голубые — в возрасте до года умер один старший брат или сестра; сиреневые — умерло два старших брата или сестры. Рис. из обсуждаемой статьи
в Science
По вертикальной оси: средний показатель IQ призывников. По горизонтальной оси — биологический «порядковый номер» ребенка. Черные ромбы — призывники, у которых старшие братья и сестры не умирали во младенчестве; голубые — в возрасте до года умер один старший брат или сестра; сиреневые — умерло два старших брата или сестры. Рис. из обсуждаемой статьи в Science

Исследователи исходили из того, что в некоторых семьях «биологические» и «социальные» порядковые номера детей могут не совпадать. Например, если первый ребенок умер во младенчестве, то второй будет вторым только биологически, а «социально» — первым. Если зависимость интеллекта от порядка рождения определяется биологическими причинами, то вторые дети должны быть глупее первых независимо от того, живы ли их старшие братья и сестры. В противном случае ранняя смерть старшего брата или сестры должна способствовать увеличению IQ второго ребенка.

Полученные результаты показаны на рисунке. Выяснилось, что вторые дети тех матерей, чей первый ребенок умер в возрасте до одного года, имеют уровень интеллекта, характерный для первенцев. То же самое справедливо и для третьих по счету сыновей, оба старших брата или сестры которых умерли во младенчестве. Третьи по счету сыновья, у которых умер только один из двух старших братьев (сестер), имеют уровень интеллекта, характерный для вторых сыновей.

Таким образом, интеллект зависит не от биологического, а исключительно от «социального» порядкового номера ребенка. Анализ был проведен весьма тщательно: в частности, вносились поправки на уровень образования родителей, возраст матери, общее количество детей, вес ребенка при рождении и год призыва. Кроме того, авторы отмечают, что смерть старших братьей и сестер сама по себе, очевидно, ассоциируется в основном с факторами, которые должны были бы сказываться на интеллекте выживших детей отрицательно. Поэтому полученный результат представляется достаточно надежным.

Источник: Petter Kristensen, Tor Bjerkedal. Explaining the Relation Between Birth Order and Intelligence // Science. 2007. V. 316. P. 1717.

Александр Марков

Эта новость на «Элементах»
 

Предыдущие новости

25.06 Хорошее питание — залог большого ума

Мозг — самая энергетически «дорогая» часть человеческого организма. Радикальное увеличение мозга в ходе эволюции гоминид не могло осуществиться без столь же радикального улучшения питания. Причем не только за счет увеличения доли мясной пищи в рационе — увеличению мозга, по-видимому, также способствовали приготовление пищи на огне и замедление раннего развития детей.

22.06 Нейроны учат друг друга быть внимательными

Эксперименты на обезьянах показали, что в феномене внимания задействованы обратные связи между отделами коры, отвечающими за разные этапы последовательной обработки зрительной информации. Нейроны «верхних» уровней посылают модулирующие сигналы нейронам «нижних» уровней и тем самым регулируют их чувствительность.

21.06 Как написать по-настоящему скучную научную статью

Статья со столь необычным названием открывает один из последних номеров престижного международного экологического журнала Oikos. И в ней действительно содержится ряд важнейших рекомендаций, которыми следует руководствоваться, чтобы получить желаемое, а именно — предельно скучную научную работу.

20.06 Изучение генома человека вступает в новую фазу

Участники международного научного проекта ENCODE по расшифровке информации, закодированной в геноме человека, сообщили о завершении первого этапа работы. Полученные результаты говорят о том, что механизмы функционирования генома сложнее, чем принято считать, и сам «язык», на котором записана наследственная информация, нам еще не до конца понятен.


В избранное