← Ноябрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://www.demoscope.ru
Открыта:
17-04-2001
Статистика
0 за неделю
№309-310. Демоскоп Weekly. Новые меры поддержки семей с детьми
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сегодня в выпуске: Тема текущего номера. Новые меры поддержки семей с детьми Новые
меры поддержки семей с детьми. Семьи с детьми - это огромная часть населения
России. Как отмечается в Государственном докладе "О положении детей в Российской
Федерации", "Численность детей в возрасте до 18 лет составила на 1
января 2005 года 29,1 млн. человек - это пятая часть населения страны"
. В 2005 году из общего числа детей и подростков в возрасте до 18 лет 15,2 миллиона
имели возраст до 15 лет, они составляли 15,2% населения России. 10,4% из них
проживали в городах, 4,8% - в сельской местности. Семьи с детьми: риск бедности. Согласно нашим актуализированным оценкам, на рубеже 2006 и 2007 годов дети имели риск бедности, практически в 2 раза превышающий среднероссийский уровень. Среди всех детей самой неблагополучной группой с точки зрения попадания в зону бедности являются дети в возрасте от 3 до 7 лет (24%), а также дети до 1,5 лет (22,5%). Если комплексно смотреть на бедность, используя показатели масштаба и глубины бедности, то можно утверждать, что маленькие дети (до полутора лет) являются самой уязвимой группой. Вместе с тем, очевидно и то, что у остальных возрастных групп детей показатели уровня жизни не намного выше, и проблема повышения доходной обеспеченности всего детского населения продолжает оставаться актуальной. Кроме того, максимальный риск бедности имеют дети в возрасте от 3 до 7 лет, но именно по достижении этого возраста прекращают действие большинство значимых мер государственной поддержки, адресованной семьям с детьми. В структуре ресурсов большинства семей место пособий невелико. В настоящее время основным источником денежных поступлений для семей с детьми являются трудовые доходы, а государственные пособия составляют несущественную часть регистрируемых денежных поступлений. Только у многодетных семей государственные пособия начинают играть значимую роль в доходах. Для неполных, полных однодетных и двухдетных семей денежная помощь родственников более весомый ресурс, чем государственная поддержка. Данные результаты позволяют предположить, что до 2007 года система государственных пособий не рассматривалась семьями как серьезный механизм поддержки доходов, и домохозяйства больше получали за счет межсемейного обмена: на макроэкономическом уровне этот вид помощи в 3 раза превышал государственные пособия. Чем может помочь увеличенное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет? Результаты исследования (имитационного моделирования) с целью обоснования системы государственной поддержки семьи в период рождения детей, способной компенсировать падение доходов в связи с уходом женщины с рынка труда и появлением нового члена домохозяйства хотя бы на уровне минимальных потребительских стандартов, не позволяют обнаружить позитивные эффекты, которые могли бы конкурировать с материальными проблемами, возникающими в семье в случае появления ребенка. Пособие по уходу за ребенком до полутора лет в своем минимальном варианте компенсирует только половину прожиточного минимума ребенка. Следовательно, оставшийся единственным работник в полной семье с 2 детьми должен получать не менее 9500 рублей, что соответствует медианной заработной плате в феврале 2007 года, чтобы, в сочетании с социальными трансфертами, обеспечить потребление хотя бы на уровне прожиточного минимума. Половина работников не имеет такой возможности, и проблема состоит не столько в том, что недостаточным является размер рассматриваемого пособия, сколько в отсутствии системы социальных трансфертов, гарантирующей некоторый приемлемый в обществе уровень жизни (например, в соответствии со стоимостью минимальной потребительской корзины) в период, когда семья попадает в сложные, с материальной точки зрения, периоды жизненного цикла. Жилищные условия семей с детьми. В жилье, которое одновременно имеет размер ниже социальной нормы площади и отличается частичной или полной неблагоустроенностью, сегодня проживают 28,0% семей с детьми старшего возраста (15-18 лет), порядка 31-35% семей с детьми 7-15 лет, и более 35% семей с детьми дошкольного возраста. В этих условиях программы, декларируемые как средство для улучшения условий проживания российских детей, к которым, безусловно, относится материнский (семейный) капитал, заслуживают особого внимания. Поможет
ли материнский капитал в решении жилищных проблем семей с детьми? Cемьи,
которые в течение определенного промежутка времени (от 15 до 25 лет в зависимости
от сценария), сократив текущие расходы до величины прожиточного минимума, способны
накопить сумму необходимую для увеличения площади жилья и/или его благоустройства,
отнесены к числу имеющих возможность взять и погасить ипотечный кредит. По такой
же схеме, но с прибавкой к сумме накоплений домохозяйств, в которых есть матери,
в течение последнего года родившие уже не первого своего ребенка, величины материнского
капитала, была рассчитана доля потенциальных участников ипотеки после вступления
в силу программы материнский (семейный) капитал. Развитие внесемейных институтов поддержки семейного воспитания. Опыт многих стран с низкой рождаемостью указывает на необходимость развития целой системы мер семейной политики, причем едва ли не первое место среди них занимает развитие внесемейных институтов поддержки семейного воспитания. Пока принятые в нашей стране меры в основном направлены на то, чтобы помочь семье оплатить услуги по уходу за детьми и предполагают совместное (государственное и семейное) финансирование содержания детей в дошкольных учреждениях. Но сейчас один из главных барьеров в этой сфере - отсутствие свободных мест в яслях и детских садах. Если в 1990 году дошкольные учреждения посещало 9010 тысяч человек, то к 1999 году их численность сократилась более чем в 2 раза - до 4225 тысяч человек. Правда, за этими абсолютными цифрами скрыты тенденции сокращения числа детей в возрасте 1-6 лет, и относительные показатели свидетельствуют об увеличении обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях в этот же временной период. Но с 2000 года мы наблюдаем тенденцию снижения относительных характеристик доступности детских садов и яслей, и в 2005 году они опустились ниже уровня советского периода. Курс на семейное воспитание детей сирот. До недавнего времени в решении проблем детей-сирот основной упор делался на развитие государственных форм их воспитания, хотя мировой опыт и лучшие практики отдельных регионов подтверждали большую эффективность семейного устройства. Характерной чертой новой семейной политики стал перенос акцента именно на семейные формы воспитания детей-сирот. Впервые в современной российской истории была артикулирована приоритетность семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а установление минимальных размеров выплат средств на содержание детей и сирот (4 тысячи рублей в месяц) и оплаты труда приемных родителей (2500 рублей в месяц) сгладят сложившуюся территориальную дифференциацию в социальной защите сирот. Выплаты на содержание детей сирот в семьях увеличились практически в 3 раза, и, по состоянию на начало 2007 года, превышают величину прожиточного минимума ребенка. Одним из следствий может оказаться то, что привлекательность опекунских пособий спровоцирует рост числа пособий насодержание детей сирот, которые и сейчас не находятся под присмотром родителей, а живут с бабушками и дедушками или другими близкими родственниками. Новая семейная политика: кардинальный прорыв или первый шаг? Пока смоделированные эффекты воздействия новых мер на благосостояние семей с детьми по своей силе не могут конкурировать со сценарием отказа от ребенка и не создают значимого прорыва в решении проблемы совмещения занятости и воспитания детей, особенно в условиях социокультурных традиций и стандартов жизни бурно развивающихся крупных городов. Но что очевидно - это повышение веса анализируемых пособий в доходах адресных групп получателей до величин, рассматриваемых семьями как значимый ресурс. Рост пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет поднял его до размера, в 2 раза превышающего вес данного источника доходов в средних заработках застрахованных женщин в советский период (20% от их средней заработной платы). А тот факт, что получателями пособия стали и незастрахованные граждане, существенно повысит уровень жизни семей с детьми данной возрастной группы, имеющих слабую позицию на рынке труда. Позитивно и то, что ресурсы адресованы самой бедной группе детей, находящихся в самом начале жизненного цикла. Подчеркнем, что важны не только экономическая и демографическая составляющая формирующегося порядка социального обеспечения и инвестирования, но и общественно-политическая, меняющая ментальное отношение к проблеме законодательной и исполнительной власти, работодателей, основных государственных социальных институтов и общества в целом. Аналогичные выводы справедливы и для мер, направленных на развитие семейных форм воспитания детей сирот. Наконец, нельзя оставить без внимания и тот факт, что, пожалуй, впервые за годы постсоветских реформ в социальной сфере мы говорим о политике развития и инвестирования, а не компенсации потерь обусловленных экономическим кризисом и масштабными общественно-политическими реформами. Мировой демографический барометр
В каких странах самая активная семейная политика? 2007 год стал в России годом активизации семейной политики. Такая политика проводится и во многих других странах. Как Вам кажется, в каких из перечисленных ниже стран проводится семейная политика, более активная, чем в России? Менее активная? Не проводится никакой семейной политики?
1. Госдума приняла закон об официальном статистическом учете 1. Наличное население Украины - 46,4 миллиона человек 1. Население Тайваня приближается к 24 миллионам человек
Социально-демографическая политика в документах и комментариях От Концепции демографического развития к Концепции демографической политики
Демоскоп представляет новые публикации
Кремль получает инструкции по демографии
от пикейных жилетов. Телекомментатор Михаил Леонтьев знает, что: "У
нас где-то естественная убыль за 7 месяцев, мы сравнимый период берем прошлого
года и этого года, была где-то 460 тысяч человек. А сейчас стала 330. В общем,
за это время за счет увеличения количества рождений и уменьшения количества
смертей... Показатель где-то, если мы его посчитаем, 120-150 тысяч составляет…
тенденция в принципе может и усилиться. Она необязательно должна ослабеть. Но
очевидная эта тенденция, если ее просто экстраполировать, то мы за два года
прекращаем естественную убыль населения. Без миграции. Она просто прекращается.
То есть население стационируется. Мы выходим в плюс. Это очень интересно на
мой взгляд. Потому что нас здесь пугали, что мы вообще вымрем". Демоскоп
знает больше... Новости Демоскопа Новое в приложениях: Демографические показатели по 15 новым независимым государствам. Россия:
40 промышленно развитых стран мира
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Отделение общественных наук Российской академии наук, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Парламентская библиотека ФС РФ, Институт социологии Российской академии наук, Академия экономической безопасности МВД России, Союз малых городов России, Российское общество социологов, Педагогическое общество России, Межрегиональное аналитическое общество, НП "Мир Науки", Институт развития гражданского общества и местного самоуправления, журналы "Национальные проекты", "Россия в глобальной политике", "Россия и современный мир", "Социологические исследования" проводят 18-19 декабря 2007 г. VIII Международную научную конференцию "Россия: ключевые проблемы и решения". Место проведения Конференции - Институт научной информации по общественным наукам РАН. Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан, Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан в рамках празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России проводят Всероссийскую научно-практическую конференцию "Этнокультурные и этнополитические процессы в ХХI веке". Конференция пройдет 6 декабря 2007 г. в г.Уфе. 28-29 ноября 2007 г. Государственный университет - Высшая школа экономики и
Независимый институт социальной политики проводят Международную научную конференцию
"Семья в потоке перемен: демографические вызовы социальной политике".
Конференция проводится при финансовой поддержке: Инновационной образовательной
программы ГУ-ВШЭ. Программы поддержки международных исследований Европейского
Союза INTAS. Национального Агентства поддержки исследований во Франции, ANR
(Agence Nationale pour la Recherche, France). Центра исследований России, стран
Кавказа и Центральной Европы. Высшей школы социальных наук, CERCEC (Centre d'etudes
des mondes russe, caucasien et centre-europeen, CNRS/EHESS, France). Национального
института демографических исследований, INED (Institut National d'Etudes Demographiques,
France). Фонда Форда (Ford Foundation). Новые архивы Новый архив - рубрика "Опросы и ответы"
Мы будем рады, если Вас заинтересует наша рассылка,
и Вы станете постоянными читателями не только рассылок, но и электронной газеты
"Демоскоп Weekly" www.demoscope.ru.
Присылайте свои пожелания и замечания по адресу demoscope@demoscope.ru |
В избранное | ||