Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Удивительное рядом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
ВСЁ О КОМПЬЮТЕРАХ ФЕДОСЕЕВА Мнения независимых специалистов 2005 06 26
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Университет Федосеева
Мнения независимых специалистов
Бинардик - счеты для логики
Пока искусственный интеллект - мечта, постараемся не утратить естественный. |
На редкость остроумное и эффективное изобретение, созданное еще в 60-х, до сих пор не обрело достойной популярности, но, к счастью, сохранило первоначальный потенциал - как в плане развития интеллекта пользователей, так и в плане возможных выгод его промышленного производства.
Представьте плоскую коробочку с 16 квадратными окошками на передней панели и скользящими рукоятками с четырех сторон коробочки. Каждая комбинация из двух положений рукояток открывает одно определенное окошко из 16, которое соответствует двоичному четырехразрядному числу. Внутрь вкладывается сменная карточка с 16 изображениями и текстами. Или чистый лист бумаги, который заполняется карандашом при определенных положениях рукояток.
По своей механической структуре устройство не менее привлекательно, чем кубик Рубика или игра "15" Лойда, а по заложенному информационному потенциалу это вариант интерактивной книги и ...тетради. Авторское название устройства - "бинардик" (лат. binarius - двойной).*
Так как каждому окошку соответствует двоичное четырехразрядное число, бинардик прежде всего является инструментом для начального обучения двоичной системе счисления и формальной логике.
Он также может работать как элементарная экспертная система, делающая 4 запроса, которые позволяют выйти на один из 16 предполагаемых ответов.
Все клавиши переводятся в положение "0". В открывшемся окошке мы видим вопросы под номерами 0, 1, 2, 3 (в соответствии с названиями клавиш нулевой, первой, второй, третьей).
Отвечая по порядку на предложенные вопросы отрицательно, клавиши не переключаются и остаются в положении "0". Положительный ответ требует переключения нужной клавиши в положение "1".
Когда все вопросы будут исчерпаны, в последнем открытом окошке мы прочтём правильный ответ.
Вообще говоря, имеет значение не порядок ответов на вопросы во времени, а соответствие номеров вопроса и двоичного переключателя. Так бинардик "предлагает" пользователю задумать, например, животное из предложенного перечня, а, затем его, разумеется, успешно "угадывает".
Очевидно, содержание вкладной карточки может быть любым - тест, игра, даже астрологический прогноз. Возможность при этом составлять карточки собственного сочинения, которые в наиболее обобщенном смысле представляют собой программы на естественном языке - одна из наиболее интересных особенностей устройства.
Автор изобретения Федосеев Р.Ю. располагает подробными отчетами об успешном использовании бинардика в начальной школе. Их, а также методические разработки, можно найти в интернете: ro.agava.ru/aia/aiaindex.html.
Такая игра вполне может быть запрограммирована для обычного компьютера и иметь успех, но особенно привлекателен предельно дешевый и предельно автономный механический вариант, который не требует даже батарейки.
Устройство бинардика ясно из рисунка. (см. брошюру «Как сделать самодельный бинардик» на сайте http://fedoseev.org)
Каждая из цветных рукояток соединена с непрозрачными пластинками. Красная и желтая рукоятки - со сплошными прямоугольниками 2х4 квадрата, синяя и зеленая образуют П-образные фигуры каждая с парой узких прямоугольников 1х4. Пластинки вставлены в прорези, так что каждая может быть сдвинута в положение, соответствующее нулю или единице. Каждой комбинации позиций соответствует определенное положение квадратного окошка, не закрытого пластинками.
Приложив некоторые усилия, можно сделать вполне работоспособную, хотя и не очень удобную и долговечную, модель из картона.
Как устройство и промышленный образец, бинардик защищен многочисленными патентами.
Создается впечатление, что это остроумная игрушка для детей - и только. Однако в основе устройства лежит своеобразная и глубокая концепция разбиения прямоугольника на ячейки, каждая из которых соответствует одному из значений дискретной многомерной переменной. Ее авторское название - МСКФ - "многомерная система координат Федосеева". Бинардик представляет собой воплощение четырехмерной переменной, каждая компонента которой принимает по 2 значения.7
К сожалению, сайты, в том числе чат и форум (narod.yandex.ru/userforum/?owner=deshnovosti) незаслуженно мало посещаемы. Причина очень проста - на них практически нет ссылок с других сайтов - система пока замкнута на себя.
Думаю, читатели "КВ" скоро устранят эту несправедливость.
Р. В. РАДШУН
* выделенное курсивом цитируется по текстам Р.Ю. Федосеева.
Обсуждение статьи (записей: 0)
Университет Федосеева
2005 06 26
КАК ВЫГЛЯДИТ МНОГОМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Незамеченная СМИ сенсация
«Талант достигает целей, которых другие достичь не могут,
гений достигает целей, которых никто не видит»
Шопенгауэр
«Чем круче идея, тем молчаливей реакция специалистов,
а тем более, обывателей,
не говоря о профессионалах «второй самой древней».
Первый день работы Международной конференции по новым информационным технологиям в образовании подходил к концу. Народ уже потянулся на выход: в гостиницы, домой, на отдых… Заканчивал своё выступления известный учёный, автор визуального языка программирования «Дракон» Владимир Паронджанов. Оставалось три минуты до шести часов, когда он сказал, что эти минуты своего времени, отведённого ему регламентом, он отдаёт для показа оригинального изобретения, которое можно использовать в образовании.
– Роберт Юрьевич Федосеева, которого я прошу вас выслушать, – автор сотен изобретений, многие из которых давно используются в народном хозяйстве ряда стран.
На сцену вышел невзрачного вида, но с живым блеском глаз, пожилой мужчина (ему было тогда уже за шестьдесят) и показал пластмассовую игрушку, состоящую из решётчатого корпуса, четырёх пластин и карточки с рисунками.
– Вас, возможно, удивит, что я называю эту погремушку компьютером. Но судите сами. Как и у компьютера у него есть экраны для вывода информации, есть клавиши для ввода информации, а также можно рукописно заносить в него программы и данные в имеющуюся у него память. Есть у него и процессор, который служит для изменения информации. И всё же я его называю не компьютером, а дешкомпьютером. В частности, перед вами двоичный дешкомпьютер, а двоичные дешкомпьютеры я называю «бинардиками» от английских слов binary decision (двоичное решение).
– Я покажу бинардик в работе. Вставляю в него программу экспертной системы. Эта программа записана в виде рисунков слов и чисел на плоской карточке, похожей на дискету.
– Теперь если нам нужно, чтобы компьютер отгадал выбранное нами одно из шестнадцати животных, мы должны прочитать последовательно вопросы на экранах бинардика и отвечать на них, нажимая клавиши. То есть, мы работаем с дешкомпьютером также интерактивно, как и с настоящим компьютером, для которого и была создана эта экспертная система на языке «ПРОЛОГ».
– Итак, бинардик нашёл загаданное животное. И сделал он это также быстро, как и обычный электронный компьютер. Но для бинардика не потребовался этот компьютер, источник питания, язык ПРОЛОГ и голова подготовленного программиста, изучившего этот язык программирования. Программа была написана на естественном языке (в частности на английском, а могла бы быть написана на русском или любом другом достаточно мощном естественном языке). Преимущества для образования и для бытового использования очевидны.
Кроме бинардика изобретатель показал на экране с помощью компьютерной системы свои сайты в Интернете, которые давно там «висят», но пока не пользуются популярностью. Их как бы не замечают. За два года на них побывало всего порядка пятидесяти тысяч посетителей. На экране во время выступления изобретателя постоянно показывалась карточка с программой для двоичного четырёхразрядного дешкомпьютера бинардика.
Присутствующие живо интересовались подробностями о показанной игрушке. Спрашивали: - Что она ещё умеет делать? Где её взять? Сколько она стоит? и т.д.
Изобретатель с удовольствием отвечал на вопросы. Участники конференции и не думали расходиться, а время шло…
Пошёл уже восьмой час, когда изобретатель, обрадованный вниманием публики или лучше сказать «научной общественности», ибо собрались ведущие специалисты отрасли, вдруг привлёк внимание собравшихся следующим заявлением:
– Я благодарю вас за высокую оценку моей игрушки, но хочу обратить внимание на самое главное моё изобретение всей моей жизни – это Многомерная Система Координат, которую надо назвать «федосеевской» в отличие от декартовой системы координат, которая предназначена для изображения на плоскости только двух переменных, если не считать изометрических рисунков для трёх переменных.
– Мне удалось решить задачу о нахождении точки по многим её координатам заданной многомерной системы координат с помощью особого изображения системы координат, которое я назвал ДЕШГРАММОЙ. А также обратную задачу – по заданной уже на рисунке (НА ДЕШГРАММЕ) точке найти все координаты (переменные) заданной многомерной системы координат. При этом количество координат (переменных) может быть любым от одной, двух, трёх до, например, миллиона и больше.
Самым важным преимуществом моей МСКФ (Многомерной Системы Координат Федосеева) является её наглядность. Мы сразу (моментально) видим точку, соответствующую заданным координатам (то есть значением переменных заданной предметной области). Таким образом обеспечена наглядность – одно из самых важных качеств любого способа представления информации.
Эта идея и легла в основу дешграммной архитектуры компьютеров (дешкомпьютеров), самый простой их которых (бинардик) я вам уже показывал. Но можно построить и значительно более сложные дешкомпьютеры со многими многозначными переменными, то есть компьютеры, работающие на любой многомерной и многозначной системе счисления: не только на двоичной, но и на троичной, семеричной, «разномодульной», то есть такой, в который основание системы счисления не постоянно для различных разрядов изображаемого с её помощью числа.
При первом же упоминании о многомерной системе координат зал сначала насторожился, потом застыл в молчаливом недоумении, а через минуту взорвался… но нет, не аплодисментами, а возмущёнными репликами?
– Это невозможно! Этого не может быть! Вы нам лапшу на уши вешаете! И т.д.
Итоговое мнение зала подвёл солидный профессор из Киева, руководитель учебного центра:
– Однажды уже был такой случай, – начал он неспешный свой монолог, – Математик Минковский пообещал Эйнштейну создать изображение на плоскости четырёхмерного пространства-времени. «Тогда, писал Минковский Эйнштейну, твою теорию относительности быстро поймёт и профессор, и рядовой студент». Однако на этой почве Минковский заболел и попал в психиатрическую больницу. Так у него было всего четыре переменные, а у вас скоко? – ехидно спросил в заключение профессор (цитата без исправления орфографии).
– У меня любое количество переменных, хоть четыре миллиона! – отвечал не смущаясь, а подпрыгивая на сцене от радости, изобретатель. Он знал, что, согласно тому же Эйнштейну, «если идея на первый взгляд не кажется абсурдной, то из неё ничего не выйдет».
При этих словах возмущение в зале достигло оглушительных размеров. Не слышно было, кто и что сказал, но все (или почти все) бурно реагировали: возмущались, шутили и почему-то некоторые со злобой посматривали на изобретателя. Это молчание ещё Сенека называл «злобным».
Раздались требование, чтобы изобретатель сию же минуту показал свою многомерную систему или отрёкся от своих слов. «Вы, возможно, пошутили», – предложил «спасительный» выход один из сочувствующих изобретателю.
– Я не шучу, а действительно показываю вам своё любимое детище. На экране вот уже час демонстрируется дешпрограмма для бинардика, Это изображение двоичной четырёхмерной системы координат. Вы её уже, наверное, запомнили, но ещё не осознали, не увидели, что это и есть многомерная система координат. Я создал дешграмму и увидел, обосновал и применил то, что другие не увидели. Хочу обратить ваше внимание на то, что в Интернете уже несколько лет «висит» на моих сайтах моя «Дешграммная теория», в которой всё подробно разъяснено. Посмотрите сайт: http://fedoseev.org
Изобретатель уже готов был начать подробное объяснение своей теории, когда пришли служащие зала, где проходила конференция и попросили «закрыть заседание». Было уже восемь часов вечера. Так сообщение, на которое дано было три минуты, растянулось на два часа. Но сенсация не состоялась. Потому что никто ничего не понял, или не хотел понять, или не смог понять, или сделал вид, что не понял.
2005 06 26
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.news.compfedoseeva |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||