Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 151. 28 февраля 2012 г.  http://rusloved.ru/ ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые друзья!

 

Начата регистрация на 18-ю Конференцию по созданию интеллектуальных и творческих продуктов

 

Консалтинговой компанией «ТРИЗ-ШАНС» начата льготная регистрация Участников 18-й Конференции по созданию интеллектуальных и творческих продуктов, которая пройдёт в Москве 21-23 июня 2012 года. 


Комментируя повестку этого года, научный руководитель Конференции, Игорь Леонардович Викентьев  отметил, что сейчас в развитых странах начал формироваться рынок методических систем / услуг. 


«Это системы технологических знаний, изначально нацеленных на использование множеством зачастую недостаточно подготовленных, да попросту - несовершенных по своей природе людей.

В принципе, c подобными системами многие сталкивались: это, скажем, процедура разрешения спора  в различных судах, списки контрольных вопросов, http://www.triz-chance.ru/tk_2.php различные алгоритмы принятия решений и т.п." - пояснил И.Л. Викентьев. 

По словам руководителя Конференции, формирование рынка методических систем / услуг  происходит на пересечении двух тенденций: сложность проблем, с которыми сталкивается человечество, только растёт, в то время как качество образования неуклонно падает.

«Профессиональных «решателей проблем» сейчас не готовит ни одно учебное заведение в мире», - добавил И.Л. Викентьев. 


По словам исследователя, особую сложность представляют так называемые методики решения креативных / творческих  задач,  - то есть, задач с неопределённой областью верных решений.

К таким творческим продуктам И.Л. Викентьев относит, например, методики работы режиссёра и актёра, разработанные К.С. Станиславским,  и Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)  Г.С. Альтшуллера. http://www.altshuller.ru

Характерно, что Организаторы 18-й конференции не ставят перед собой коммерческих задач и для тех, кто регистрируется в феврале-марте-2012, цены участия общедоступны. 

Главная страница 18-й Конференции по созданию интеллектуальных и творческих продуктов http://vikent.ru/konf/

Контакт: konf@treko.ru Александр Борисович Соколов


Книга

Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность

В июне 2011 г. вышла новая книга об универсальной природе творчества, о субъектах творческой деятельности, о роли каждого в развитии целенаправленных систем деятельности людей. 

Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность. – Томск : STT, 2011. – 520 с. (ISBN 978-5-93629-426-6)

 «… книга Э.А. Соснина и Б.Н. Пойзнера изменила мои представления о творчестве и ответила на многие вопросы, связанные с ТРТЛ. На некоторые из этих вопросов я мучительно долго не находила ответов <…> Авторы книги дают последовательность появления новых изобретений, построенную на основе классификации любых продуктов творческой деятельности. Каждому этапу соответствует свой субъект творчества. У Г.С. Альтшуллера были определены уровни творчества, основанные на классификации задач. Но они не связывали творчества с решением личных проблем человека, они шли от уровня задач и методов их решения».

Любовь Анатольевна Кожевникова, хранитель Фонда материалов по ТРИЗ челябинской областной учебно-научной библиотеки (послесловие к книге)

 

«…вам нужно обязательно попробовать написать о творчестве с позиции теории, предложенной Владимиром Ивановичем Корогодиным. Вы развиваете интересный подход, он может дать неожиданные обобщения»

Кирилл Афанасьевич Склобовский, главный редактор журнала «ТРИЗ» в 1991−1997 гг. (из переписки с авторами)

 

В конспективной форме обобщить самые значимые результаты, полученные авторами можно следующим образом:  

1. Анализируя процесс появления и развития жизни, при помощи концептов телеологической теории информации (ТТИ) В.И. Корогодина и синергетики:

1.1. Понятие творчества сформулировано как процесс получения информации, имеющей в данный отрезок времени максимальную ценность для системы, в которой информация создаётся: будь то гиперцикл, биологический объект либо социальная организация. Элементарные механизмы этого процесса – случайный запоминаемый выбор и отбор. Результат – создание самовоспроизводящейся, самодовлеющей, структурированной, относительно изменчивой (подверженной мутациям) информационной целостности – репликатора. Показано, что оперирование понятием репликатора органично объединяет дискретный, самоорганизационный и динамический аспекты культуры. Многочисленные сюжеты из истории цивилизации интерпретированы с точки зрения создания и конкурентной репликации культурных образцов. В телеологической теории информации В.И. Корогодина фундаментальным составным репликатором является информационная система, или, другими словами, целенаправленная система действий.

1.2. Кандидатом на включение в формирующуюся парадигму тринитарного мышления (особенно усилиями Р.Г. Баранцева) выдвинуто предположение о триединстве феноменов: информация–эволюция–репликация.

1.3. Предложенное определение творчества согласуется также с опытом психологии творчества и физиологии.

  

2.1. В терминах ТТИ сформулированы принципы получения информации. Показано, что любая новация представляет собой спонтанный либо целенаправленный обмен информационными компонентами, причём неважно, относится ли она к биосистемам или к системам социотехническим.

2.2. Получение новшеств представлено как обмен компонентами информационных систем. Перечислены возможные схемы обменов, порождающих информацию с новой семантикой. Показано, что сильный метод получения новаций должен удовлетворять критериям алгоритмичности и транслируемости. Этим критериям полностью соответствует теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

  

3. Предложена универсальная типология творческой деятельности человека, отличающаяся тем, что:

3.1. Типология построена на базе телеологической теории информации.

3.2. Для широты охвата всех случаев генерации информации в неё включены изобретения, не повышающие ценность информации (изобретения 0-го уровня) и снижающие ценность информации (изобретения −2-го и −1-го уровней).

3.3. Уровень социального и / или технического либо социотехнического изобретения определяется способностью субъекта изменять компоненты целенаправленной системы деятельности: ресурсы, побочные продукты, операторы и цели.

3.4. Уровни новаций и способность субъекта изменять компоненты целенаправленной системы деятельности связаны между собой.

3.5. Типология даёт строгие определения фигурам «Гений», «Талант», «Мастер», «Потребитель», «Хитрец», «Черный человек».

3.6. Статус субъекта творческой личности в мире целенаправленных систем привязан к уровню его энергопотенциала.

 

4.1. Предложена схема развития творческой личности, отличающаяся тем, что:

ü      схема построена на базе телеологической теории информации и S-кривой эволюции целенаправленных систем деятельности;

ü      для широты охвата всех случаев генерации информации в ней учтена творческая работа всех субъектов изобретений (от +3-го до −2-го уровней);

ü      схема включает в себя частные случаи представления о развитии творческой личности, изложенные в теории развития творческой личности (ТРТЛ) и психологической теории творческой личности (ПТТЛ);

ü      уровни новаций и способность субъекта изменять компоненты целенаправленной системы деятельности связаны между собой.

4.2. Показано, что в ТРТЛ был недооценён и не определён строго феномен Встречи с Чудом. Дефиниция его дана средствами телелогической теории информации и ПТТЛ. Встреча с Чудом сопровождает Таланта всю его жизнь, а не только в детстве.

4.3. Указаны аналоги для феномена Встречи с Чудом, которые предложено называть:

ü      Встречей с Учителем − для Таланта, который встречает Гения при окончании лаг-стадии и в начале стадии быстрого роста S-кривой эволюции ЦСД, или для Мастера, который встречает Гения или Таланта в начале стадии стагнации S-кривой эволюции ЦСД.

ü      Встречей с Фактом − для Таланта на стадии быстрого роста S-кривой эволюции ЦСД или на стадии стагнации.

ü      Встречей с Самим Собой − для Таланта на стадии стагнации S-кривой эволюции ЦСД.

Для каждого из этих феноменов даются иллюстрирующие примеры.

 

5. Поставлены задачи, необходимые для обновления теории развития творческой личности. Сформулировано пять кластеров новых направлений будущей работы.

 

Книгу можно скачать по адресам:

http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_qstr=%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BD&p_rid=73579

или http://www.twirpx.com/file/546989/

 


 

 

Всего Вам доброго! Великих открытий!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru


В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj (чтобы не ушло в корзину со спамом), а также указывайте - "в рассылку" или "ни в коем случае не в рассылку"

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 151. 28 февраля 2012 г.
Сайт ''Русловые процессы''  http://rusloved.ru/

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 

 


 

т


В избранное